Персонализированную программу наставничества педагогических работников
рабочая программа
Персонализированную программу наставничества педагогических работников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_ruchkina_a.s.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 6»
г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
на 2023 – 2024 учебный год
Авторы программы:
Куратор – Сковытина Наталья Павловна, зам.зав.по УВР
Наставник – Ручкина Анна Сергеевна, воспитатель
Наставляемый – Бондарева Лариса Владимировна, воспитатель
Назарово,2023
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Персонализированная программа наставничества (далее – Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества РФ (см.Паспорт программы) и определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в МАДОУ. Программа направлена на создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических условий для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии молодых/начинающих педагогических работников.
Актуальность разработки Программы обусловлена тем, что осуществлять профессиональную трудовую деятельность педагогического работника в детском саду приходят люди либо после окончания профильного учебного заведения, либо после переподготовки, и испытывающие практический профессиональный «голод». Для успешности процесса профессиональной адаптации молодого/начинающего педагогического работника необходимо обеспечить как благоприятный социально-психологический климат, так и методическую поддержку. Одним из способов решения данной проблемы является наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Создание Программы продиктовано велением времени. Сегодня национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, что повышает роль наставнической деятельности в образовательных организациях.
Понятия, используемые в Программе:
- наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации;
- наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения;
- куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
- форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников;
- программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов;
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Содержание Программы включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цель реализации Программы
--- Способствовать непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию, самореализации молодого/начинающего педагогического работника через организацию взаимодействия наставляемого Бондаревой Ларисы Владимировны с наставником Ручкиной Анной Сергеевной
1.1.2. Задачи реализации Программы
- изучить индивидуальные потребности и профессиональные затруднения наставляемого Бондаревой Ларисы Владимировны, профессиональные компетенции и сильные стороны наставника Ручкиной Анны Сергеевны;
--- спланировать взаимодействие наставника и наставляемого, опираясь на изучение и внедрение в профессиональную деятельность наставляемого Бондаревой Ларисы Владимировны «Технологии развития связной речи дошкольников» Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.;
- организовать совместную деятельность наставника Бондаревой Ларисы Владимировны и наставляемого Ручкиной Анны Сергеевны;
- оценить эффективность реализации Программы с учетом планируемых результатов
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Наставничество в МАДОУ основывается на следующих принципах:
‒ принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогических работников предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогических работников, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
‒ принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
‒ принцип вариативности предполагает возможность МАДОУ выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
‒ принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
1.1.4. Планируемые результаты Программы
См.Паспорт Программы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
- Формы и виды наставничества, применяемые при реализации персонализированной программы наставничества.
Основной формой наставничества данной программы является «Педагог – педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого/начинающего педагогического работника (наставляемого) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогическим работником (наставником), оказывающим первому разностороннюю поддержку по организации професиональной деятельности.
Виды наставничества, применяемые при реализации персонализированной программы наставничества:
- традиционная форма наставничества («один на один») – взаимодействие между наставником и наставляемым в течение учебного года;
- виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием ИКТ (видеоконференции, социальные сети, тематические интернет-порталы и др.). Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет привлечь профессионалов для решения проблемы наставляемого.
- План мероприятий по реализации персонализированной программы наставничества.
Содержание | Сроки | Форма работы | Планируемый результат |
Опрос «Выявление знаний и затруднений в процессе образовательной деятельности». | Октябрь 2023г. | Собеседование, наблюдение | Определить индивидуальные потребности и профессиональные затруднения наставляемого. |
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6» Красноярского края | Октябрь 2023г. | Консультации, наблюдение | Расширить теоретические знания наставляемого. Знание содержания документов. |
Знакомство с педагогической технологией: - «Технология развития связной речи дошкольников» Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. | Ноябрь 2023г. | Просмотр, наблюдение, беседа | Повысить уровень профессиональной компетентности в вопросах развития связной речи. |
Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с «ситуацией месяца»: принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, доступность, вариативность, безопасность. | Декабрь 2023г. - Май 2024г. | Обсуждение | Обновление РППС, наполнение центров в соответствии с «ситуацией месяца». |
Оказание помощи при планировании итогового мероприятия по «ситуации месяца» | Январь 2024г. | Обсуждение | Сценарий итогового мероприятия. |
Помощь в организации и проведении занятий по развитию речи: обсуждение задач, технологии и результативности. | Февраль 2024г. | Практикум, консультация по возникающим вопросам. | Корректировка профессиональных умений наставляемого в составлении конспектов занятий. |
Посещение педагогом – наставником: - занятия по развитию речи; - итоговое мероприятие в рамках «ситуации месяца» | Март 2024г. | Консультация, наблюдение, обсуждение | Корректировка профессиональных умений наставляемого в организации и проведении «Технология развития связной речи дошкольников» Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. |
Представление опыта наставляемого на педагогическом совете № 4 «Лучший опыт – достояние всех» | Апрель 2024г. | Презентация, наблюдение, обсуждение | Проверка сформированности у наставляемого умения управлять своим профессиональным развитием, уровня профессиональной компетентности. |
Разработка плана на летний оздоровительный период. | Май 2024г. | Консультация, обсуждение | |
Оценка эффективности реализации Программы | Анкетирование |
- Оценка эффективности реализации персонализированной программы наставничества.
Для оценки результативности и эффективности реализации Программы используется частично или полностью модель Дональда Кирпатрика, которая позволяет комплексно оценить эффекты, которые получает образовательная организация от технологий наставничества.
В основе этой модели лежит оценка показателей системы наставничества по четырем характеристикам:
− реакция наставляемого, или его эмоциональная удовлетворенность от пребывания в роли наставляемого;
− изменения в знаниях и их оценки;
− изменение поведения и способа действий в проблемных ситуациях;
− общая оценка результатов для образовательной организации:
1) Оценка эмоциональной удовлетворенности от обучения в рамках наставничества, или реакция. Наставляемый педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведения. В связи с этим удовлетворенность наставляемого, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднения, является исходным и важным фактором как для оценки результатов обучения наставляемого, так и для оценки деятельности наставника.
Наиболее распространенным инструментом оценки удовлетворенности является анкетирование. Анкетирование позволяет выявить основные характеристики процесса и результата наставничества:
− сроки и условия обучения;
− способы организации наставничества, информированность о содержании работы;
− квалификация наставника, готовность применять полученные знания на практике и ориентироваться в предлагаемых условиях.
В результате оценки реакции наставляемого на процесс наставничества МАДОУ получает ответы на такие важные вопросы, как:
− качество наставничества;
− причины удовлетворенности/неудовлетворенности наставляемого участием в программе наставничества;
− пути совершенствования системы (целевой модели) наставничества и деятельности каждого наставника.
2) Оценка знаний, полученных во время реализации Программы. Оценка эффективности Программы предполагает непосредственную оценку тех знаний и умений, которыми овладел наставляемый в результате участия в Программе. Оптимальный вариант организации получения данной оценки – тестирование, которое позволяет выявить уровень овладения новыми знаниями в начале и в конце реализации персонализированной программы наставничества.
Проводить оценку полученных знаний целесообразно самому наставнику и куратору реализации Программы, чтобы понимание логики процесса обучения и конечных результатов было объективным и всесторонним.
3) Оценка изменения поведения. Целью данной оценки становится проверка изменения поведения наставляемого после прохождения Программы. Выбор конкретного способа оценивания изменений в поведении зависит от специальности и специфики выполняемых педагогом функций. Может быть использовано наблюдение со стороны куратора реализации программы наставничества, непосредственного руководителя и коллег. Для оценки реального использования освоенных способов поведения и умений на практике могут применяться анкеты, опросники, непосредственное невключенное наблюдение.
4) Оценка результатов для образовательной организации. Проведение такой оценки позволяет обосновать целесообразность управленческого решения о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества, наглядно демонстрирует на всех уровнях взаимосвязь между затратами на реализацию персонализированных программ наставничества и результатами образовательной организации.
Для оценки степени удовлетворенности наставляемого при реализации персонализированной программы наставничества используется анкетирование. Анкетирование направлено на выявление основных характеристик процесса и результата наставничества:
*сроки и условия обучения;
*способы организации наставничества, информированность о содержании работы;
*квалификация наставника, готовность применять полученные профессиональные знания на практике и ориентироваться в предлагаемых условиях.
Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества
(для наставляемого)
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
- Комфортность общения с наставником___
- Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником?
____
- Ощущали ли Вы поддержку наставника? ___
- Насколько полезна была помощь наставника? ___
- Насколько был понятен план работы с наставником? ___
- Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? ___
- Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? ___
- Готовы ли Вы применять в своей профессиональной деятельности профессиональные знания, полученные от наставника в ходе реализации пре анализированной программы наставничества? ____
- Если на предыдущий вопрос Вы ответили «Да», укажите, какие профессиональные знания Вы готовы применять на практике __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ * Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить (сроки реализации персонализированной программы наставничества, условия, в которых осуществлялось наставничество, содержание, мероприятия и др.)?
__________________________________________________________________
*Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? _________
Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставника)
- Комфортность общения с наставляемым ___
- Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе? ___
- Насколько полезными/ интересными были личные встречи? ___
- Насколько удалось спланировать работу? ___
- Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? ___
- Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе
наставничества? ___
- Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить (сроки реализации персонализированной программы наставничества, условия, в которых осуществлялось наставничество, содержание, мероприятия и др.)? _____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? ___
Оценка профессиональных знаний, полученных во время реализации персонализированной программы наставничества.
Оценка эффективности персонализированной программы наставничества предполагает непосредственную оценку тех знаний и умений, которыми овладел наставляемый в результате участия в программе наставничества.
Для оценки профессиональных знаний, полученных во время реализации персонализированной программы наставничества, организуется тестирование наставляемого, которое позволяет выявить уровень овладения новыми знаниями в начале и в конце реализации персонализированной программы наставничества.
Оценка полученных знаний проводится наставником и куратором реализации персонализированной программы наставничества.
Организационный раздел
3.1. Сроки реализации персонализированной программы наставничества.
Персонализированная программа наставничества разработана на срок: октябрь 2023 – май 2024 гг.
3.2. Расписание встреч наставляемого и наставника, режим работы.
Встречи наставляемого и наставника организуются в очной форме еженедельно, понедельник, среда с 13.00 до 14.00.
По мере необходимости встречи проходят в дистанционном формате (онлайн конференции, телефон, мессенджеры и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персонализированная программа наставничества
Программа наставничества нацелена на работу с педагогом, не имеющимпрофильного – дошкольного образования и имеющим небольшой стаж работы вдошкольном образовании....
Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»
Персонализированная программа наставничества«Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»...
Персонализированная программа наставничества
Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических ...
Персонализированная программа наставничества
Идея создания программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педа...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА Тема: «Монтаж видео новичкам: как смонтировать ролик и что для этого нужно»
Цель: устранение дефицитов у воспитателей в применении медиативных технологий по созданию редактированию и преобразованию видеороликов, при подготовке к образовательной, воспитательной и м...
Персонализированная программа наставничества педагогических работников
Персонализированная программа наставничества педагогических работников...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Цель: формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, совершенствование своих теоретических и практических знаний, умений и навыков....