"Образование. Современные тенденции и традиции прошлого"
статья

Лештаева Ольга Викторовна

В данной статье описываются такие понятия как "традиция" и "инновация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obrazovanie.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Образование. Современные  тенденции и традиции прошлого»

                        «Вечным законом да будет:

учить и учиться всему через примеры,

 наставления и применения на деле».

Ян Амос Коменский

Все дети, как чистый лист, самостоятельно они не могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Взаимодействуя и общаясь с взрослыми, дети активно включаются в деятельность, осваивают мотивы, овладевают взаимоотношениями, с интересом узнают что-то новое. Очень важно, чтобы у ребенка сформировались личностные качества, которые характеризуют сущность человека. Поэтому неотъемлемой частью, в жизни детей является дошкольное образование, в центре которого стоит воспитание и развитие ребенка. Здесь прививают интеллектуальные качества, навыки учебной деятельности, приобщают к культуре и нравственности, развивают физическую подготовку. Понимая, что каждый ребенок развивается по-разному, учитывая каждый этап детского возраста в системе дошкольного образования есть своя специфика, свои цели. На сегодняшний день существует множество устоявшихся традиций в обучении и взаимоотношении с дошкольниками. Множество концепций, идей, которые передаются от одного педагога к другому. Но в современном мире, системе образования не стоит на месте, невозможно обойтись без инновационных методов и технологий, которые очень интересны как педагогам, так и детям.

И традиционные и инновационные методы обучения с удовольствием применяют в дошкольном образовании. Под традициями следует понимать, устоявшиеся методы обучения и воспитания, которые передаются из поколения в поколение, от одного педагога образования к другому. Инновации — это новые системы, явления в образовании, которые возникли в современный период развития. Инновация и традиция тесно взаимосвязаны друг с другом. Когда- то традиция была нововведением, а инновация, которую постоянно применяют, становится традицией. Всегда будет потребность в этих двух методах обучения. Традиционная система дает устойчивую стабильность в образовательном процессе, но необходимы и нововведения, которые стимулируют развитие этих процессов. Каждый год система дошкольного образования совершенствуется. Педагоги, не стоят на месте, совместно с детьми и их родителями внедряют инновации в образовательный процесс. Во всех дошкольных учреждениях, без введения новых идей и технологий, не будет происходить развитие образовательных систем. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Создаются новые образовательные программы, технологии, методы, которые обеспечивают воспитательный и образовательный процесс, ориентированный на индивидуальность ребенка и его семьи. Дети, как двигатель всего нового, стали более активными, более интересующимися. Поэтому современный педагог должен постоянно находиться в поиске новых и интересных способов обучения, обучать воспитанников в духе времени.

Изначально стоит определиться, что же, все таки, такое традиция и очень сейчас модное слово инновация? Давайте с вами остановимся на понятии «традиция».

Традиция – это некая совокупность обрядов, привычек, устоев, навыков практической деятельности в той или иной сфере жизни людей, передаваемых из поколения в поколение, также выступающая неким регулятором общественных отношений. Традиции проявляются практически во всех сферах жизни людей – образование, наука, культура и т.п. Они начинали складываться еще на заре времен — тысячи лет назад и некоторые из них можно встретить и сейчас. (Купание в проруби на Крещение, окрашивание яиц на праздник Пасхи, изготовление куличей, украшение ели и т.п.)

Теперь можно попробовать познакомиться с таким определением как «Инновация», которое в последние пару десятилетий набрало очень большую популярность по всему миру. Итак, как вы думаете, что такое инновация?

Инновация (или как еще можно назвать нововведение) – под этим определением можно понимать некое внедренное новшество, нововведение в различные сферы жизни общества, повышающее эффективность действующей системы или обновление и модернизация уже ныне существующих технологических и социальных систем. Одновременно с этим она является итоговым результатом интеллектуальной деятельности человека, его, фантазии, креативности, открытий и мыслительной деятельности. Однако, стоит отметить, что инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает производительность, эффективность и скорость действующих процессов.

Что же общего между этими двумя определениями? Где именно они тесно взаимодействуют и дополняют друг друга, почему некоторые инновации не могут обойтись без традиций?

Давайте с вами немного поразмышляем, возможны ли качественные изменения несуществующих процессов или каких-либо материальных ценностей? (Можно ли вшить молнию в жилет вместо пуговиц, если жилета не существует?) Нет, идти в новое и инновационное будущее, пребывая в рамках «пустого» интеллектуального настоящего и прошлого, просто невозможно. Нельзя без традиций в целом сформировать какое-либо инновационное мышление и понимание. Традиции – это залог, фундамент, та платформа, на которой и формируется инновационное будущее.

Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обязательно становится традицией. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятия традиции и инновации очень тесно связаны между собой.

Инновации входят в нашу жизнь, а педагоги всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Особенно педагоги дошкольной сферы – сам ребенок провоцирует, стимулирует активность и творчество.

Какие причины нововведений вы можете назвать:

- поиск новых форм работы

- необходимость обновления качества дошкольного образования

- изменение запросов родителей

- конкуренция детских садов.

Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.

И чтобы убедить вас правдивости этого утверждения я предлагаю вам перенестись в далекий 17 век, когда великий педагог Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран. Организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного года и т.д.).

Главным понятием педагогической системы Коменского была идея пансофии — всеобщего обучения и воспитания детей любых сословий, национальностей и рас. Он верил, что принципы педагогики должны идти рука об руку с природой человека, задача воспитания и образования — развить все, что заложено в личности изначально. Преподавать надо на родном языке, учеба должна сопровождаться трудом. Учитель — это не профессия, а призвание.

Обучение должно быть наглядным, последовательным, непрерывным и системным. Школа должна выпускать активных, раскованных, свободных, смелых людей. Воспитывать нужно убеждением, а не принуждением. Важная роль в воспитании детей — именно пример взрослых.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. Чтобы личность развивалась, нужно, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. Детей нужно воспитывать в духе гуманизма. Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Одной из глобальных идей Коменского стала программа просветления человека — он назвал ее «Путь света». Полагаться следовало на благочестие, знание и добродетель, которые надо было развивать всю жизнь. Сам Коменский считал себя богословом и теологом, но в вечности он остался как педагог.

Чтобы уйти от скучного преподавания и учить в игровой форме, Коменский придумал метод драматизации обучения. К своему учебнику «Открытой двери к языкам» он написал книгу «Школа-игра». А ещё в те же годы, пока он жил в Венгрии, Коменский выпустил другую удивительную книгу — первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», где каждое положение сопровождалось рисунком.

По мнению Коменского, ребенка надо учить так, чтобы познание происходило наглядно, и изучать слова, сразу показывая предметы, которые они обозначают. Родители должны избегать пустых слов и сложных понятий. Ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь.

Тогда, в далеком 17 веке, все эти идеи были действительно инновациями в области воспитания и образования. Прошло четыре века, и что мы видим сегодня? Классно-урочная система — это традиционная организация образовательного процесса. Всеобщее образование — традиция и норма в современном обществе, и высшие законодательные акты давно закрепили этот принцип. И эту цепочку можно продолжать и продолжать.

Мы видим: то, что когда-то было инновацией в образовании, пройдя длительный процесс, превратилось в традицию.

Современный детский сад базируется на традиционных принципах образования, но требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент является важным, поскольку детский сад один из главных институтов социализации личности в процессе жизни. Поэтому необходимо своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т.е. быть адекватным современной действительности.

Важно отметить, что сама по себе инновация не обязательно должна носить глобальный характер. Как педагогическую инновацию, например, можно рассмотреть совершенствование отдельных элементов образовательной системы, таких как:

- В управлении – делегирование полномочий, разработка концепции и программ работы ДОУ, изменение алгоритма внутреннего контроля, маркетинговые исследования, сетевое взаимодействие;

- В содержании – новые образовательные программы, специальные программы дошкольных организаций, индивидуальные программы педагогов, дополнительные услуги, предоставляемые детскими садами;

- В технологиях – проблемные, развивающие, здоровьесберегающие и здоровьеформирующие;

- В работе с кадрами – непрерывная переподготовка, индивидуальные программы профессионального роста, мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, конкурсы, интерактивные методы, тьютерство;

- В работе с детьми – различные формы детской деятельности, индивидуальная подготовка детей, индивидуальные маршруты развития ребенка, группы выходного дня;

- В работе с родителями – интерактивные методы, пресс-служба, клубы;

- В предметно-развивающей среде – обогащение среды, построение среды по принципам интеграции, гендерного подхода.

К инновациям в отдельных учебных заведениях можно отнести не только создание принципиально новых методов и форм работы, но и внедрение, и распространение педагогических систем, разработанных педагогической культурой, к примеру:

- педагогика М. Монтессори

- технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича

- Лего-образование

- проектные технологии

- обучение детей чтению по кубикам Н.Зайцева.

В нашем учреждении активно проводится работа по поиску нестандартных, инновационных методов реализации образовательных программ и соблюдаются определенные традиции, способные решить многие образовательные задачи.

Ежегодно проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре. К таким мероприятиям можно отнести ежегодное шествие воспитанников «Бессмертный полк», оформление стенгазеты «Стена памяти», «Велопробег, посвящённый празднованию Дня Победы». Формирование этих ценностей происходит в результате реализации нестандартной, «новой» идеи, которая в последствии становится основой целенаправленной, систематической работы с детьми 3 – 7 лет.

Здоровьесберегающие технологии — это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников в возрасте 2 – 7 лет.

Практикует следующие формы здоровьесбережения: дыхательная гимнастика, психогимнастика, гимнастика для глаз, массажные дорожки, минутки релаксации и т.д. В рамках использования данных технологий, зародились следующие формы инновационной работы, ставшие традицией, это «День здорового питания», «Спортивная семья», и другие формы работы с педагогами, воспитанниками и их родителями.

«День здорового питания» обеспечивает теоретической, психологической и практической поддержкой воспитателей, воспитанников и родителей, создают условия для повышения компетенции в вопросах пропаганды и внедрения принципов здорового образа жизни, его составляющих, роста кулинарного мастерства и развития творческого потенциала каждого участника мероприятия.

«Спортивная семья» позволяют развивать у детей соревновательный дух, спортивное упорство, командную сплочённость.

Эффективность воспитания ребёнка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют социальные институты «семья» и «образование». Современные тенденции в дошкольном образовании объединены одним социально значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от компетентности педагога и педагогической культуры родителей. С целью повышения эффективности работы в данном направлении, мы в свою работу включаем инновационные методы взаимодействия с родительской общественностью, которые становятся традиционными в нашем саду: «День открытых дверей».

В заключении давайте проанализируем информацию и ответим на выше поставленный вопрос: какова взаимосвязь между традициями и инновациями?

По моему мнению, для успешного осуществления деятельности в любом современном учреждении, молодом или с многолетним опытом в сфере оказания любых услуг и образовательных услуг в частности – необходимо понимать, что успешное комбинирование накопленного опыта, традиций и современных технологий позволяет наиболее успешно добиваться поставленных целей.

В завершении хочу сказать: не бойтесь использовать в своей работе все новое, которое сейчас для вас кажется сложным и непонятным, и когда-то станет традицией в вашем учреждении, но стоит помнить о том, что внедрение новшеств не должно нарушать баланс между «традициями» и «инновациями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса – современная тенденция в образовании

                   Эксперимент, как средство развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»

Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...

"Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы".

В условиях глобального экологического кризиса, в эпоху "размывания" духовно- нравственных ценностей возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная целькоторого состоит в и фо...

Презентация «Современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы экологического образования дошкольников», выступление на МО ст. воспитателя Хруновой Н.М.

Презентация «Современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы экологического образования дошкольников», выступление на МО ст. воспитателя Хруновой Н.М....

"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...

Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования

Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....