"Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы".
материал на тему

Чезганова Валентина Николаевна

В условиях глобального экологического кризиса, в эпоху "размывания" духовно- нравственных ценностей возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная целькоторого состоит в и формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.. Эта работа соотносима намис материалом ФГОС ДО- построением ценностных ориентиров, эколого- патриотическим воспитанием дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы»

Чезганова Валентина Николаевна- старший воспитатель  МБДОУ детский сад «Светлячок» Шарангского района

Слайд 1

В рамках  Шарангского районного сетевого проекта «Развитие экологического сознания  старших дошкольников» под руководством  Коробовой Марии Владимировны,  ст. преподавателя кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО, ведётся наша инновационная  деятельность в МБДОУ «Светлячок» по теме: «Возможности развития экологического сознания ребенка в  образовательной области «Физическое развитие ».

Слайд 2

В условиях глобального экологического кризиса,  в эпоху «размывания» (эффект «пургаццо») духовно-нравственных ценностей возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Эта работа соотносима нами с материалом ФГОС ДО – построением ценностных ориентиров, эколого-патриотическим воспитанием дошкольников. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического сознания, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека и, все  отчетливее выявляется зависимость состояние здоровья от экологической ситуации.

Слайд 3

Государственный стандарт дошкольного образования подразумевает плотную интеграцию и между образовательными областями, и  между поставленными (казалось бы, удаленными) задачами. Физическая культура обладает большими возможностями и преимуществами перед другими видами деятельности,  потому что дети любят заниматься разнообразными физическими упражнениями, которые приносят им удовольствие, развивают творчество и мышление. А если еще и в такую форму работы внедрять элементы  экологического знания  и этическую компоненту,то такие формы педагогической работы, как физкультурно-экологическое занятие и досуг, могут приносить положительные результаты-  с одной стороны, дети будут заниматься любимым видом физической активности, с другой стороны -  идет воспитательный процесс направленный на развитие экологического  сознания детей.

Экологическое воспитание  и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение   задач: физического воспитания и экологического воспитания.

Слайды 4,5

 В ходе реализации этого комплекса задач  мы выявили уровень эмоционального реагирования на мир  природы

Слайд 6

(сформированность основных движений и физических качеств - методика низкоформатированного обследования детей  по заявленной проблеме М.В.Коробовой, а также  методика Ю.А.Афонькиной).

Хотелось бы продемонстрировать веер методов работы с коллективом в этом контексте.

Слайд 7

  • Семинары - практикумы: «Работа в условиях инновационной деятельности», «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», «Формы работы с родителями по пропаганде закаливания и оздоровления детей», «Создание экологической среды для формирования экологического сознания детей в образовательной области «Физическая культура»
  • Контроль: Анализ заболеваемости детей. Выполнение режима прогулки. Планирование инновационной деятельности в режиме дня.
  • Деловая игра «В области физического развития «Знатоки природы», интеллектуальная игра « Умники и умницы». Тренинг для молодых специалистов: «Этюд эко-психогмнастики по М. Коробовой»
  • Педагогические советы: « Организация образовательной деятельности  при переходе на ФГОС ДО и в условиях инновационной деятельности», «Сохранение и укрепление здоровья детей путем повышения роли родителей в оздоровлении детей и приобщению их к здоровому образу жизни.»

Слайд 8

  • Работа с социумом включает в себя  привлечение общественности . Здесь, в частности, участие в  районных мероприятиях по «Малышиаде» где занимали призовые места, «День защиты детей». Так же - взаимосвязь с историческим музеем, что неизменно дает  положительные результаты. -  Это в первую очередь знакомство с произведениями искусства, где  прослеживается тема опоэтизированной человеком природы. Ведется тесная связь с библиотекой, где проводят с детьми беседы о писателях – природоведах, о родном крае. Такая работа с социумом развивает детей со всех сторон, дает новые впечатления.

Слайд 9

  •   Мониторинг педагогов.Исходно- диагностический.Установочно - перспективный (определили цели и задачи работы).Далее будет проведен мониторинг.Содержательно - деятельностный (по итогам).Оценочно-прогностический, что способствует обобщению опыта.

Основная идея данного педагогического опыта заключается в воспитании  в каждом ребенке   важных качеств личности, необходимые ему в дальнейшей жизни и правильное отношение к экологии и физической культуре. Дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее отношение к такому поведению. Главное же – видение мира природы как равнозначной миру человека прекрасной стихии; видение природы родного Шарангского края как дорогой частицы Родины.

Немаловажным является организация физкультурно-оздоровительной работы так, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни.

Слайд 10

Поэтому  определены направления работы воспитателя в пространстве экологизации видов деятельности и активизации работы по физическому воспитанию ( в поцессе занятий, досуговой деятельности и др. мероприятий.)

Слайд 11

Создание экологической среды в группах: Педагогами  наработан ресурсный  материал: комплексные и интегрированные занятия по различным видам деятельности, интегрированные досуги активного отдыха, перспективное планирование по разделам, экологические сказки, аудиотека голосов природы, , диагностический инструментарий, подобраны стихи, загадки о животных и растениях, проблемные экологические ситуации., практический материал физкультурно-экологической работы с детьми, с родителями. Изучен и успешно реализуется практический материал М.В.Коробовой по ознакомлению детей с природой.

Слайд 12

Экологическая развивающая среда несет функциональную роль: познавательную, эколого-эстетическую, эмоционально-позитивное общение с природными объектами, формирование трудовых навыков по уходу за растениями.

Слайд 13

Физкультурная развивающая среда несет функционально-оздоровительную функцию.

В группе оборудован физкультурный уголок, где находится спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, используя который  ребенок мог бы реализовать свой двигательный потенциал. Там есть  шапочки животных, птиц, цветов, насекомых для имитации их движений и подвижных игр, и мячи, шнуры, разноцветные флажки, платочки, ленты, мешочки для метания, оздоровительная двигательная дорожка и др. – все для индивидуальной двигательной потребности детей.

Слайд 14

Также в контексте организации среды представляем такой «средовой» перечень: Организация уголков природы, уголков экспериментирования, выставочного материала; подбор: литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования, растений

 Создание  картотеки  этюдов эко-психогимнастики по М. Коробовой

Слайд 15

Работа с родителями

Дети должны видеть, что их в семье поддерживают, уважают стремление и увлечения, радуются успехам. Так как семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры ребенка. С этой целью в своей работе используем  различные формы работы с семьей:Экологическая информация через:Экогазеты  (использование художественного слова), родительские собрания «О здоровье всерьез», Акция «Кормушки», совместные Экопроекты ,Акции  (Наш дом- Земля, огород на окне), консультативный стенд, беседы.

Слайд 16

Для совместной деятельности детей - создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности, оздоровления детей:

Участие в экологических праздниках «День березки, праздник Нептуна», а также  летний экологический праздник с включенными элементами патриотического и духовно-нравственного содержания «Лето Господне» (в соавторстве с М.В. Коробовой), отмеченный на областном методическом конкурсе педагогов «Лествица – ступеньки к красоте души»(2014) первым местом.

Слайд  17

Добавим и такие немаловажные моменты, как совместный уход за растениями в группе, цветниках, огороде; подбор иллюстративного материала; помощь в оборудовании уголка природы…

Среди разнообразия форм и методов мы выделили бы такие, как акции  (например,«Кормушка»); блок детской экспериментальной проектной работы  в подготовительной группе «Зачем нужны божьи коровки»;этюды эко-психогимнастики (по М. Коробовой).

Слайд  18

        Следует отметить, возвращаясь к «физо – интеграции», что воздействуя на деятельную сферу личности ребенка, повышаем уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей, формирование практических умений и навыков в природоохранительной деятельности на основе усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром. В процессе физкультурно-экологической работы сочетая различные виды деятельности дошкольников, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, и реализуем возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, насыщающих жизнь ребенка яркими, интересными событиями.

Слайд  19

  Перспектива на будущее.  У любого аспекта воспитания есть свои принципы. Одним из них является интеллектуальное, эмоциональное восприятие природной среды и практической деятельности по ее улучшению. И одним из важных является систематичность и непрерывность физического и  экологического воспитания. Только тогда мы добьемся результатов в развитии  экологического сознания ребенка  и успешно реализуем  любые  образовательные области  ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы экологического образования дошкольников», выступление на МО ст. воспитателя Хруновой Н.М.

Презентация «Современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы экологического образования дошкольников», выступление на МО ст. воспитателя Хруновой Н.М....

Инновации в экологическом образовании дошкольников

Инновации в экологическом образовании дошкольников В современном мире безжалостно загрязняется окружающая природная среда, водоемы становятся непригодными к существованию в них живых объектов, за...

Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы.

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. В...