Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса – современная тенденция в образовании
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Эксперимент, как средство развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
111111111111111111111111111111111111Введение.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Детское экспериментирование», «Радуга», «Наш дом - природа», «Ребенок в мире поиска»).
Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.
В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.
Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее актуальность послужили основанием для моей работы в данном направлении.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, я имею в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.
В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно -исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Самое главное – подходить к этой работе творчески. Для этого:
1.Главноесоздать необходимые условия для экспериментирования.
2.Учитывать возрастные особенности детей, их познавательные интересы и уровень развития исследовательской деятельности.
3.Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
4. Не надо сдерживать инициативу детей.
5.Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
6. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
7. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
8.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
9.Формировать навыки самостоятельного решения проблемы исследования;
Ну и хочется закончить такими словами
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса современного ДОУ
Статья об использовании информационно-коммуникационных технологий в дошкольной организации....
Инновации в современном ДОУ. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.
В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.Цель – исследо...
Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
презентация для педагогов...
Дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования
В российском образовании базовое (основное) и дополнительное образование детей могут стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образователь...
Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"
1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...
Современные тенденции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Сообщение на педсовете.Инклюзивное образование....
Предшкола -стандарт детского сада .Консультация для педагогов "Современные тенденции дошкольного образования"
laquo;Предшкола: стандарт детского сада» - региональный проект, который призван облегчить переход детей из дошкольного учреждения в начальную школу («бесшовный» переход из...