«Повышение качества реализации ФОП в ДОО на основе взаимодействия с семьями воспитанников»
консультация (старшая группа)

«Повышение качества реализации ФОП в ДОО на основе взаимодействия с семьями воспитанников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение качества реализации ФОП в ДОО на основе взаимодействия с семьями воспитанников»

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации. 

Федеральная программа предусматривает базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовывать основополагающие функции дошкольного уровня образования.

Нормативный документ был разработан с целью реализации следующих функций:

  • Создание единого федерального образовательного пространства для воспитания и развития дошкольников;
  • Обеспечение детей и родителей равными и качественными условиями дошкольного образования на всей территории Российской Федерации;
  • Создание единого ядра содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, воспитывать в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
  • Воспитание и развитие ребенка с активной гражданской позицией.

Как же приобщить родителей к нашей программе? И как взаимодействовать с родителями?

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждый из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своим специфическими возможностями в формирование личности ребёнка.

Семья и дошкольные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействия. Дошкольная организация играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Однако, насколько эффективный ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольной организации. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей образовательном процессе вряд ли возможно.

Издана ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательной организации). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие от давали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребёнок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребёнка, тем шире круг материнских забот.

Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци считал так: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

ДОУ

Семья

1

2

1. Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

1. Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействия их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

2. Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

2. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведённой таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны её членов, опеку, заботу, ребёнок, не вступая в общение(контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среде и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребёнка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведённый анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном:
1. Через приобщении родителей к педагогическому процессу.
2. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательной организации.
3. Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.
4. Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей.
5. Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе узнать специфику организации, знакомят его с воспитающей и развивающей средой.
6. Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.
7. Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребёнка на основе знания психических особенностей его возраста, с учётом интересов, способностей и представляющего опыта ребёнка.
8. Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучения ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорирует чувства и эмоции.
9. Уважительные взаимоотношения семьи и образовательной организации.
Итак, отношения дошкольной организации с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействия при условии открытости детского сада внутрь и наружу. 

Установлению контакта педагога с родителями мешают социально-экономические, организационные и профессиональные личностные причины.
Социально-экономический-это детермированны социальной политикой в области образования и не зависят от личностных и профессиональных качеств педагога.
Организационные- связанны с недостатком времени у родителей для общения с детьми и педагогами их профессиональной занятостью. Они относительно объективны. Однако при умении воспитателей заинтересовать темой и содержанием общения, показать значимость контактов для развития ребёнка, гибко спланировать время общения роль профессионального мамы мастерства педагогов возрастает.

Профессионально – личностные связаны с недостаточным профессионализмом педагогов, умением выстроить грамотное общение с родителями.

Современные родители достаточно грамотные, многие из них имеют доступ к педагогической информации, в частности к различным сайтам. Однако, как показало наше исследования, не все сайты соответствуют требованиям научности, доступности, обновлению. Даже достаточно образованные родители просят педагогов разобраться в проблемах воспитания и популяризовать психологическую литературу, поскольку, по их мнению, в книгах содержится очень сложный материал, и они не могут применить его к своему ребёнку.

Основные направления вовлечения родителей в образовательную деятельность в ДОО.

1. Субботники с родителями

2. Родительские собрания

3. Вовлечение родителей в образовательную деятельность

4. Открытые занятия с родителями

5.Мастер классы для родителей

6.Мини-музеи с родителями.


Таким образом, родители в образовательную деятельность ДОО вовлекаются разными путями, но преимущественно в досуговых формах взаимодействия. Это объясняется эмоциональным характером досуга, его привлекательностью, доступностью, учётом интересов и способностей родителей. В результате последование приобщаются к миру детства, учатся выстраивать досуг с ребёнком в условиях семьи, обогащается их опыт воспитания, а также создаются условия для развития дошкольников, объединение детей и взрослых в общих делах.

Главное – не бояться родителей, ведь у них тоже есть чему поучиться. 

Практикум для педагогов по общению с родителями.

Упражнение «Войди в круг»

Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Участники тренинга встают в круг и крепко держаться за руки – это круг родителей. Один из них остается за кругом – «воспитатель». Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
  2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого взгляда? Почему?
  3. Общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Упражнение «Разведка»

Цель: развитие непроизвольности в общении.

Игра проводится в форме диалога между двумя участниками. Допускается одновременное участие любого количества пар. Каждый участник получает записку с заданием выяснить что-либо у партнера (например, есть ли у ребенка любимая игрушка, почему ребенок пришел расстроенный, сдадут ли деньги на театр и т.д). Он должен, не допуская, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос и, кроме того, узнать мнение о нем партнера.

Игра проводиться в течение 5 мин. Оценивается степень непринужденности беседы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Насколько легким или сложным показалось Вам это упражнение?
  2. Удалось ли Вам получить необходимую информацию?
  3. Смогли ли Вы прочувствовать, какую информацию пытается получить у вас партнер?

Упражнение «Улыбка»

Цель: формирование представлений об улыбке как средстве общения.

Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. Оговаривается, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т.д.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки?
  2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку?
  3. Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии экологического образования дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников

Система взаимодействия детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников....

Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,  опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. За тыс...

Конспект мастер - класс для воспитателей на тему: "Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Педсовет: «Повышение качества образования в дошкольной организации посредством эффективного взаимодействия с семьями воспитанников»

Тема: «Повышение качества образования в дошкольной организации посредством эффективного взаимодействия с семьями воспитанников». Цель: Повышение уровня профессионального мастерст...