Формы познавательно- исследовательской деятельности
методическая разработка

Рейнвальд Наталья Валерьевна

в статье описываются современные формы познавательно - исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_poznavatelno-_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 20»

Емаежелинского муниципального района Челябинской области

ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

   Составитель :                                                                                              

Воспитатель

                                                                                                           Рейнвальд Наталья Валерьевна

     На современном этапе развития общества дошкольные образовательные организации должны воспитывать активных, творческих детей, способных самостоятельно ставить и решать задачи, получать знания, используя широкую сеть информационных ресурсов.  Так, в соответствии с ФГОС ДО, целевым   ориентиром на  этапе  завершения дошкольного образования  является  проявление инициативы  и самостоятельности   ребенка в  разных  видах деятельности, в том числе  в  познавательно-исследовательской.

     Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.  При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

     Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.

      Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

   Совместная  (наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты) Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

  Совместно-групповая исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

   Индивидуальная воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

наблюдение,         игры-путешествия,

творческие мастерские,         интерактивные праздники.

экспериментирование,

беседа,

детские лаборатории,

творческие гостиные,

творческие лаборатории,

целевые прогулки,

экскурсии,

познавательный  рассказ, дидактические и конструктивные игры,

коллекционирование,

моделирование, макетирование,

познавательно-исследовательские проекты,

решение проблемных ситуаций.

 Эвристический метод. Эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, когда вместо сообщения детям готовых знаний педагог помогает им при помощи системы вопросов прийти к новым понятиям и выводам. Беседа проводится с опорой на опыт обучающихся. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации.

В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

 Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

  Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

  ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось?»

 Эксперимент. Важнейший метод исследования. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Самые интересные эксперименты с реальными предметами и их свойствами с магнитами, с воздухом, с водой, с песком и др. выше были приведены примерные конспекты проведения экспериментов

    Макетирование. Осознание явлений окружающего мира, прослеживание за изменениями в природе или социальной среде вызывает у детей объективные трудности. Макетирование может помочь в решении этой проблемы. Макет отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, логического мышления, закреплению математических понятий, пространственных отношений, сенсорному развитию. Макет это результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей. Он может быть напольным, настольным, подиумным, настенным

     Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов. В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений

    Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы. В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований

   Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.

   Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков, ребятам будут родители. Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

       О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

       Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:                                                                                 

Коллекционирование мы осуществляем в виде исследовательского проекта. Создаем не только коллекцию или выставку, но и музей: разрабатываем  экскурсии, знакомим  детей с устройством музея   ,рассказываем о профессиях(хранитель, научный сотрудник ,методист, экскурсовод, смотритель)

     Привлекаем  дошкольников к созданию каталогов, журналов и сборников. Например, изучая тему «Одежда и Обувь», составляем каталоги как современной, так и старинной одежды, собираем информацию об истории элементов одежды.

  Маршрут выходного дня - одна из современных форм познавательно-исследовательской деятельности.

   Во время прогулки знакомим дошкольников с историей, культурой и географией родного края, искусством, природой ( в зависимости от комплексно-тематического планирования и образовательных задач).

  Педагог изучает тему, отмечает в маршрутном листе достопримечательности и места, на которые во время экскурсии нужно обратить внимание. Результатом  проведения таких экскурсий могут быть  фотовыставки ,оформление альбомов, стенгазет, презентаций ,выставки рисунков   и сообщения детей по теме.

 Образовательный  квест  занимателен и способствует развитию познавательно-исследовательских навыков детей: они ищут различные вещи, предметы, слова; отгадывают загадки, решают головоломки и т.д. После этого участники получают подсказки для выполнения  следующего задания.

  Фотокросс  является новой и еще  малоиспользуемой в детских садах  формой организации познавательно-исследовательской деятельности.

    Обычно фотокроссы проводятся в выходные дни или во время каникул. Количество членов команд может  варьироваться (но не менее двух человек- ребенок и взрослый). Педагог сообщает участникам тему («Правила дорожного движения», «Природа Урала» и т.д.) и раздает кросс - листы (задания) с несколькими сюжетами для фотографий. На фотокроссе   ребенок  знакомится со спортивными и культурными объектами города, его природой, достопримечательностями.                                                                                                               Каким бы ни было задание ( найти объект по названию или картинке), оно предполагает , что ребенок должен вспомнить или спросить у взрослых., где объект расположен, его культурную значимость, почему он так называется. После этого дошкольник самостоятельно или с помощью взрослого выполняет задания  и фотографирует нужный  объект. Педагог может использовать фотокросс,  как итоговый проект  при прохождении какой либо темы в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

      Метод кейсов - педагог модулирует ситуацию, которую дети должны разрешить, опираясь на собственный опыт и знания. Суть метода заключается в том, чтобы с помощью кейса (ситуации) включить участников в  коммуникативную и познавательную  деятельность. Кейс  должен соответствовать  следующим требованиям:

  • должен быть понятен  дошкольникам;
  • иметь несколько вариантов решения;
  • стимулировать  общение участников.

Идеи  для создания (моделирования) ситуаций  (кейсов) можно брать из рассказов участников образовательного процесса (родителей, работников ДОО), из мультфильмов и книг, соответствующих  возрасту детей. Взрослые, будут помогать дошкольникам, анализировать ситуацию, выявлять проблему, предлагать способы ее решения, выбирать наиболее оптимальные. В процессе кейса  дети учатся задавать вопросы, формулировать и высказывать свою точку зрения.

     Следует  рассматривать любой ответ участника, даже если на первый  взгляд  он кажется неверным. Главное на данном этапе работы - умение ребенка  аргументировать свое мнение. И только в процессе обсуждения, на основе анализа полученных ответов и аргументов выбирается наиболее верный способ решения. При  этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление ,коммуникативные  навыки ,инициатива , потребность и умение работать  в команде ,творческий  подход ,способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации.

Геокешинг  (поиск тайника в земле)- игра с элементами туризма и краеведения, в том числе с применением спутниковых навигационных систем и устройств ,имеющих  приемник (ноутбук, ,навигатор, смартфон и др.)  Использование  геокешинга  в детском саду имеет ряд  особенностей.  Игру можно организовать на  прогулочной площадке, в здании детского сада или за его пределами  с участием родителей - и в  городе .Но где бы не проходила игра, детей нужно научить основам ориентирования на местности ,работе с картой схемой. Это расширит кругозор, мотивирует дошкольников к участию  в играх на ориентирование, способствует развитию любознательности.

     После того как элементарные знания и навыки  будут получены детьми ,педагог  готовит  задания и атрибуты(карта-схема, тайник с кладом и др.) для проведения геокешинга. Затем участники игры отправляются на поиск клада. Игроки изучают карту схему, отвечают на вопросы , которые помогают найти место  тайника и определить что в нем спрятано, ищут клад и делают  фотоснимки. Кладом может быть не только предмет, но и слово. После того как  клад  найден, педагог с детьми и родителями оформляют полученные  результаты в виде презентации, альбома или любого  творческого продукта.

  Чтобы геокешинг  способствовал расширению представлений дошкольников  об окружающем мире ,клад   можно прятать вблизи памятников, музеев, стадионов. Задания, которые выполняют дети при поиске клада, должны содержать  загадки, рисунки, фотографии.

     

Посткроссинг - проект  по обмену почтовыми  открытками ,в нашем случае - между ДОО находящихся в разных городах и  даже странах. Как вариант, это может  быть презентация, подготовленная педагогами и детьми. Обязательное условие данной игры в ДОО: на открытке должны быть  изображены достопримечательности, виды города из которого она пришла, что позволяет познакомить дошкольников в игровой форме с другими городами и странами.

      Участники  посткроссинга   отмечают на  карте, из каких стран они получили  открытки, рассматривают  достопримечательности, животных и растения, узнают их названия и т.д. Использование данных форм работы способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, побуждает их к поиску ответов на предложенные вопросы.

             Организация  развивающей  предметно - пространственной среды

Кроме  уже ставших традиционными  зон  экспериментирования, мини- лабораторий,  столов  и бассейнов  для  игр с песком и водой, в современной образовательной среде ДОО используются коворкинг -  центры  (объединение  родителей детей и педагогов для позитивного общения ,получения дополнительных знаний) и  коворкинг-зоны (для общения ребенка и родителей в новых формах; их создают в   фойе, местах ожидания в детском саду.  

    Внутри  коворкинг   зоны оборудуют различные зоны мини-зоны. В интерактивной зоне можно разместить  доски с магнитным, грифельным и пробковым покрытием, на которых дети будут писать,  клеить, размещать фотографии, рисунки, плакаты. В выставочной  зоне - место для экспозиции по теме, над которой в данный момент дошкольники с педагогами работают. Для проведения презентаций используются как  магнитные или пробковые  доски, так и интерактивная  доска , ноутбук или телевизор(можно  устроить и  библиотеку).

     Умения навыки, полученные детьми в играх и специально организованной деятельности пригодятся и в дальнейшем.  Самые ценные и прочные знания- те, что добыты самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

       Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...

Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Коллекционирование - как форма познавательно исследовательской деятельности дошкольников.    Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают н...

ООД в форме познавательно-исследовательской деятельности " Рассказывание легенды об Абакане"

Данный материал  создает условия для овладения детьми культурными средствами деятельности.  Развивает эстетическое отношение к окружающему миру (знакомство с устным народным творчеством хака...

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

Экспериментирование – одна из форм познавательно - исследовательской деятельности детей

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой ...