ООД в форме познавательно-исследовательской деятельности " Рассказывание легенды об Абакане"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный материал создает условия для овладения детьми культурными средствами деятельности. Развивает эстетическое отношение к окружающему миру (знакомство с устным народным творчеством хакасского народа, обеспечивает развитие личностных качеств у детей (воспитывает чувство любви к своей малой Родине).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказывание легенды "Об Абакане" | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Воспитатель: Старовойтова Лидия Викторовна
Тема: Рассказывание легенды «О реке Абакан».
Цель: создание условий для расширения первичных представлений об истории малой Родины, через рассказывание легенды «О реке Абакан».
Задачи: знакомить детей с устным народным творчеством хакасского народа; развивать желание слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
Организация детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Методы и приемы: художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций, подвижная игра.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Труд», «Художественное творчество».
Материалы и оборудование: иллюстрация города Абакан у реки Абакан, рисованные иллюстрации по легенде, цветные карандаши, ½ альбомного листа с изображением героев легенды, мел, маска медведя, ТСО.
Словарная работа: Изенер – здравствуйте, Аба – медведь, Абын – богатырь, Абахан – Абакан, легенда – описание того, что было, валун – камень, тайга – лес, аул – деревня.
Предварительная работа: разучивание с ребенком стихотворения поэта Н.Г. Домажакова «Абакан», рассматривание фотографий, журналов с изображением столицы Республики Хакасии город Абакан, разучивание хакасской считалки « Шла кукушка мимо сети…».
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент. (воспитатель одета в народный хакасский костюм).
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с вами на хакасском языке. «ИЗЕНЕР» – здравствуйте. Посмотрите, в каком я красивом костюме к вам пришла. Как вы думаете, а почему я так одета, да и мы с вами так поздоровались? (Ответы детей).
- Действительно, мы будем говорить о Хакасии.
- Вы желаете совершить путешествие по нашей малой Родине?
- А как называется столица нашей малой Родины? (Город Абакан).
- Послушайте стихотворение хакасского поэта Н. Г. Домажакова Абакан.
( Рассказывание ребёнком стихотворения)
Абакан родной – моя столица
Город солнца, песен и друзей!
Абакан родной тобой гордится
Весь народ Хакасии моей.
Воспитатель: Дети, о чём говорится в этом стихотворении? (о городе Абакан, о том, как хакасский народ им гордится).
- Город Абакан расположен у берега реки АБАКАН.
( Рассмотреть иллюстрации расположения города у реки)
- А вы бы хотели узнать о том, почему город стоит на берегу реки Абакан и носит его название?
Воспитатель: Много легенд и сказаний наш хакасский народ придумал о происхождении реки Абакан?
- В легендах описываются события, которые были на самом деле.
- Вот с одной из них мы сейчас с вами познакомимся, слушайте и смотрите внимательно.
(Рассказывание с показом иллюстраций)
2. Рассказывание легенды «О реке Абакан».
Давным-давно, когда на Земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА). Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень.
И вот в одном из аулов вырос отважный и молодой АБЫН (богатырь). Охотясь как-то в тайге, он встретился с гигантом-медведем.
И вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь, одолеть друг друга.
Наконец, медведь не выдержал. Тяжело - раненый, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шёл день, другой, третий…
Как-то ночью охотник услышал громкий крик медведя. В агонии медведь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз.
Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя всё новые ручьи. Они постепенно превратились в поток. Ниже поток становился речкой.
Абахан (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители. Позднее местные жители
3. Вопросы по содержанию:
1. О ком рассказывается в легенде? (О богатыре и медведе).
2. Кто запомнил как, на хакасском языке называется медведь? (АБА).
3. Что делал медведь в окрестных аулах и деревнях? (Нападал на людей, уничтожал скот).
4. Кто встретился с гигантом медведем в тайге? (Отважный и молодой богатырь).
5. Как на хакасском языке, называется богатырь? (АБЫН).
6. Во, что вступил богатырь, встретившись с медведем? (В схватку они боролись, стремясь одолеть, друг друга).
7. Каким убежал медведь от охотника? (Раненым).
8. Что в тайге через несколько дней услышал богатырь? (Громкий крик медведя).
9. Что делал раненый медведь? (Вырывал деревья, отламывал от скал валуны – камни).
10. Кого увидел вскоре в тайге богатырь? (Погибшего зверя, превратившегося в огромную гору, а с горы вытекали ручьи, которые в потоке превратились в реку).
11. Как с тех пор стали называть местные жители эту реку? (АБАХАН что в переводе с хакасского означает – медвежья кровь).
4. Рисование героев легенды.
Воспитатель: Дети, кто является главными героями легенды? (Богатырь и медведь). Посмотрите, я приготовила вам раскраски с изображением богатыря и медведя.
- Давайте раскрасим их цветными карандашами, а потом вечером вы поделитесь с родителями, что интересного сегодня узнали, с какой легендой познакомились, и почему около города Абакан протекает река Абакан.
(Под хакасскую народную музыку дети разукрашивают рисунок)
5. Подвижная игра «Медведь и пень».
Воспитатель: Хакасский народ не только придумывал разные легенды, но и различные игры. Мы с вами тоже поиграем в одну хакасскую подвижную игру, которая называется «Медведь и пень».
Перед началом игры дети выбирают водящего и медведя по считалке:
Шла кукушка мимо сети.
В ней сидели чьи-то дети.
КУК - МАК, КУК - МАК!
Убирай один кулак.
Остальные играющие - «пни». На полу (земле), очерчивается круг диаметром 3-4 метра. Все занимают свои места. Пни садятся лицом к центру круга беспорядочно, оставляя проходы между собой. Водящий и медведь стоят в проходах недалеко друг от друга. По сигналу воспитателя первым действует водящий. Он движется между пнями, слегка задевая их макушку (верхние части голов); одновременно с этим напевая песенку:
Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень!
Чабы-чабы, медведь и пень!
Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень!
Следом за водящим крадется медведь, чтобы поймать (запятнать) его. Если поймает, оба они сделаются пнями и сядут, а вместо них выберут других детей.
Правила.
1. Водящий остерегается медведя, чтобы тот не запятнал его.
2. Водящий и медведь стараются бегать так, чтобы не задеть пней, т. е. играющих, которые сидят на корточках в кругу.
6. Рефлексия.
Что нового узнали? Чем занимались? В какую хакасскую народную игру играли?
В конце образовательной деятельности поблагодарить детей за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой
Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...
Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Коллекционирование - как форма познавательно исследовательской деятельности дошкольников. Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают н...
Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)
Согласно ФГОС познавательно-исследовательская деятельность выделена, как самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые возможности организации коррекционной...
Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...
Организация наблюдения в природе как одна из форм познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Конспект наблюдения на прогулке...
Экспериментирование – одна из форм познавательно - исследовательской деятельности детей
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой ...
Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Аннотация В статье описываются современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (проектная и исследовательская деятельность, путешествия по карте, коллекционирование, квест ...