Рабочая программа "Мой родной край"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
г. Рубцовск Алтайского края
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
__________________________________________________________________________
658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89
тел.: 4-21-84; e-mail: ds41-zr@yandex.ru
ПРИНЯТО Педагогический совет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка» Протокол №5 от 24.05.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка» _________Л.А. Ямщикова Приказ №47/1 от 24.05.2019 г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
«Мой родной край»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА №41 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
ГОРОДА РУБЦОВСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Срок реализации: 1 год
Рубцовск, 2019
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Мой родной край» (Программа) предусматривает реализацию регионального компонента. Содержание рассчитано на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
- определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в области;
- использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Опыт показывает, что детские сады испытывают потребность в таких проектах, основанных на лучших традициях отечественной педагогики, прежде всего, в рамках привычных для маленького ребенка видов деятельности (игра, рисование, конструирование, художественная деятельность, драматизация, встречи с интересными людьми и т.д.).
На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, её актуальности, заручиться их помощью и поддержкой. Презентация темы может пройти через родительское собрание, педагогический совет, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.
При обучении родителей можно использовать как хорошо известные формы работы с семьёй (консультации, папки-передвижки, тренинги и т. д.), так и современные (игротеки, родительские газеты), которые дают не менее положительный результат.
Тематика, содержание, способ изложения, характер наглядности, уровень аргументированности предъявляемого материала подбираются в соответствии с педагогической грамотностью родителей.
Региональный компонент в МБДОУ «Детский сад №41 «Золотая рыбка» реализуется через принцип природосообразия, то есть приобщение воспитанников к природе Алтайского края, его традициям и культуре в разных видах деятельности.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляются очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Перед взрослым стоит задача – помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, необходимый всем, кто в нем живет.
Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получить яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Исследуя окружающий мир, мир природы, ребенок тянется ко всему красивому, яркому. Все для него впервые, все удивляет и радует.
Поэтому, опираясь на новизну, яркость впечатлений и свежесть восприятия ребенка, необходимо пробудить у него познавательный интерес к окружающему миру, развить внимание, мышление, речь, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
- . Цель и задачи реализации Программы
Основной целью работы в данном направлении является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Основными задачами в данном направлении являются:
- Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
- Воспитание уважения к труду.
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы.
Основные принципы дошкольного образования
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
- Уважение личности ребенка.
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы рабочей программы «Мой родной край».
Взаимодействие с воспитанниками по данному направлению построено с учетом следующих принципов:
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений по данному направлению работы. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о малой Родине в разных видах деятельности.
- Регионализация (учет специфики региона).
1.5. Возрастные особенности развития детей
1.5.1. Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста
(4-5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив.
Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Планируемый результат освоения Программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Средняя группа (4-5 лет)
- Называю родной город - Рубцовск, , реку - Алей;
- Называют домашний адрес.
- Называют имя, отчество родителей.
- С удовольствием рассказывают о семье, семейном быте, традициях;
- активно участвуют в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ.
- Умеют рассказывать о своем родном городе.
- Узнавать достопримечательности города по иллюстрациям.
Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование
2.1.1. Примерное планирование работы для детей
среднего возраста (4-5 лет)
Месяц | Тема/форма проведения | |
Сентябрь | 1 | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) |
2 | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | |
3 | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | |
4 | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) | |
Октябрь | 1 | Беседа «Моя семья» |
2 | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | |
3 | Проект (рисование) «Портрет семьи» | |
4 | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» | |
Ноябрь | 1 | Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). |
2 | Беседа «Хорошо у нас в саду» | |
3 | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | |
4 | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие | |
важны» | ||
Декабрь | 1 | Природоохранная акция «Покормите птиц зимой» |
2 | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | |
3 | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | |
4 | Музей «Друзей и дружбы» | |
Январь | 1 | Проект «Мой родной город». |
2 | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | |
3 | Беседа «Домашние животные у нас дома». | |
4 | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками» | |
Февраль | 1 | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. |
2 | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» | |
3 | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | |
4 | Беседа «Как стать сильным?» | |
Март | 1 | «Я и моя мама». |
2 | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | |
3 | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | |
4 | Проект «Помоги растению». | |
Апрель | 1 | «Рассказы о своей семье». |
2 | «Наши добрые дела». Труд взрослых | |
3 | Беседа «Дом, в котором мы живем». | |
4 | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». | |
Май | 1 | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. |
2 | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | |
3 | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В. Степанова «Наша природа». | |
4 | Беседа «Наш город». | |
Июнь/ июль | 1 | Природоохранная акция «Посади цветок» |
2 | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | |
3 | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | |
4 | Беседа «Рубцовск – моя Родина». | |
Август | 1 | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». |
2 | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | |
3 | Рассматривание фотоальбома «город Рубцовск» здания и памятники города. | |
4 | «Наша дружная семья». |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса по реализации Программы являются:
- Совместная деятельность взрослого и детей в виде:
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
- Самостоятельная деятельность детей, в основе которой лежит игра (игра используется как форма, и как метод образовательной деятельности во всех её видах: сюжетно-ролевая, творческая, дидактическая, подвижная, театрализованная).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативной, музыкальной, элементарно трудовой, изобразительной) и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основе учебного плана МБДОУ «Детский сад №41 «Золотая рыбка» и организации режима пребывания детей на учебный год.
Реализация рабочей программы «Мой родной край»
( в учебном плане)
ОО «Познавательное развитие» | |||
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Рабочая программа «Мой родной край» | 1 раз в неделю в режимных моментах | 1 раз в неделю в режимных моментах | 1 раз в неделю в режимных моментах |
3.2. Материально-технические ресурсы, необходимые
для работы по Программе:
- подбор исторической литературы;
- подбор произведений русского народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка разного вида бросового материала;
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры;
- выставки книг, рисунков, поделок.
- Оборудование, наглядно-дидактические пособия
В группах организованы центры краеведения, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного города и Алтайского края. В содержание уголков включены альбомы с различными фотографиями о городе Рубцовске, Алтайском крае, геральдика Алтайского края, макеты, дидактические игры и т.д.
Альбомы:
«город Рубцовск»; «Летопись нашего детского сада», «Растения Алтайского края», «Животные Алтайского края», «Улицы и площади родного города»
«Достопримечательности г.Барнаула», «Знаменитые люди города Рубцовска», «Как хлеб на стол пришел», « Профессии моего города», «Реки Алтайского края», «Красота Рубцовска», «Писатели Алтайского края», «река Алей».
Оборудование:
- Обучающий глобус
- Обучающие игры: «Живая природа», «Профессии», «Государственные символы России».
- Рамки вкладыши: «Транспорт», «Домашние животные», «Фрукты и ягоды».
- Набор муляжей грибов «Съедобные и ядовитые грибы»
- Набор муляжей «Фрукты»
- Набор муляжей «Овощи»
- Карта Алтайского края
- Гербарии: «Сельскохозяйственные растения», «Лекарственные растения», «Культурные растения» , «Деревья и кустарники» , «Ядовитые растения».
- Проектор и экран
- Ноутбук
- Музыкальный центр
- Материалы для творческих продуктивных видов деятельности:
Краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей, гуашь, ножницы, цветная бумага, салфетки, кисточки, глина, тесто для лепки, образцы, схемы.
Методическое обеспечение
Рундквист Н., Захаров П. Алтай. Фотоальбом. Екатеринбург, издательство «Уральский рабочий», 2013 г. |
И.К.Галкина «Искусство Алтая» Алтайское книжное издательство 1998. |
В.О.Адаров, В.М.Садчиков Фотоальбом «Горный Алтай» 1998г. |
Интернет-ресурсы (для реализации регионального компонента): |
http://алтай-информ.рф/flora-i-fauna-kraya/zhivotnyj-mir-kraya |
http://rubtsovsk-news.ru/history/1194-gerb.html |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Озера Алтайского края |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...
Рабочая программа по НРК "Мой родной край - Ямал"
примерная рабочая программа по национальному компоненту для воспитателей...
Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы
Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......
Рабочая программа "Мой край родной" национально региональный компонент.
Рабочая программа для детей 3-4 лет....
Рабочая программа "Родной свой край люби и знай" для детей 3-7 лет
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-7 лет.Программа носит образовательный, общекультурны...
Рабочая тетрадь "Путешествие по родному краю"
Тетрадь "Путешествие по родному краю" предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на повышение качества работы по патриотическому воспитанию и использованию...