Конспект НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему «Песочная страна»
план-конспект занятия (младшая группа)

Анастасия Никоненко

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему «Песочная страна»

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком.

Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;

- развивать у детей навыки самостоятельности и сотрудничества в процессе совместной исследовательской деятельности.

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать умение фантазировать при создании различных поделок из песка. - развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:
- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Формы работы: общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, дидактическая игра; исследование песка и экспериментирование с ними. здоровьесберегающие технологии.

Ход НОД

Мотивационная (вводная часть). Привлечение внимания детей. Слышен шум ветра. Дети обращают на него внимание.

Сюрпризный момент. Педагог вносит «волшебный мешочек».

Постановка проблемно - игровой ситуации.

- Ребята, это ветерок. Посмотрите, он принес «волшебный мешочек» (открывает) Что это?

Педагог загадывает загадку:

Ребятишкам во дворе

Нужен он для куличей,

А в пустыне, на жаре,

Он горячий от лучей. (песок)

 

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть. (песок)

 

Воспитатель: Давайте проверим. Педагог предлагает детям опустить в мешочек руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: (сахар, мука, песок, соль и т.д.), а теперь, ребята, давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.

Дети: в мешочке песок.

Воспитатель: правильно! Это песок. А что такое песок? Давайте узнаем, как можно больше о нём. Ветер приглашает нас в Песчаную страну. Он поможет нам разобраться, что же такое песок, каковы его свойства.
Хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
Правила обращения с песком.
Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране? (ответы детей)

- Песочек не любит, когда его берут в рот.
- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей.
- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
Воспитатель:  Сможем мы выполнить правила Песочной страны? Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. А волшебный ветер покажет нам дорогу. По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём.
Игра с песком «Приветствие песка»
Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков- пальчики идут переваливаясь. «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.

Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком? Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
Игра с песком «Найди животное в песке»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно. Животные прячутся в песке от жары.
И сейчас мы с вами найдём жителей Песчаной страны, которые спрятались в песке. (дети ищут в песке зарытых черепашек)

Проведение экспериментов с песком
Опыт 1 Свойства сухого песка.

Дети насыпают сухой песок через воронку. Педагог подводит детей к выводу, песок сыпучий. Насыпают его в форму, переворачивают: он не сохраняет форму.

Опыт 2. Свойства мокрого песка.

Льют в сухой песок воду, мешают, пробуют сыпать. Почему не сыпется? Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняют с детьми, что из мокрого песка можно сделать фигурки.

Педагог делает вывод с детьми:

-  Когда песок сухой, он сыпется и не сохраняет форму, песок может быть мокрым, он становится липким и принимает любую форму.

Чтение экологической сказки « СКАЗКА, ПРО ПЕСОК».

Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, ветерок предлагает нам прочитать экологическую сказку, которая покажет зачем нужен песок и где его применяют.

Лежал песок, скучал песок много – много лет. Скучал в жару, скучал в мороз, скучал, когда шёл дождь. И может быть так бы продолжалось и дальше, но пришёл папа, принёс доски и построил прекрасную песочницу. Прибежали в песочницу дети, и давай гладить песок ладошками, пробовать.

Тёплый он или прохладный? Шершавый или гладкий? Сыпучий или нет? Взяли дети палочку, нарисовали солнышко. Лучики длинные, и ротик есть, и глазки. Взяли формочки и построили из мокрого песка бабочек. Полетели по песочку бабочки. Вылепили диковинные цветочки. Весело песочку с детишками. Вечером дети попрощались с песочком, до завтра!

Пальчиковая игра

Наши добрые ладошки

Все умеют, хоть мы – крошки.

Могут рисовать, лепить и узоры выводить,

Клеить, вырезать, играть,

Хлопать, даже танцевать!

Крепко их сейчас сожмем,

Творить добрые дела начнём!

Дидактическая игра «Мы волшебники» -рисование на песке.

Воспитатель: ребята, волшебный ветерок приглашает нас в Творческую Мастерскую, рисовать на песочке. Подойдите к волшебному столу и оживим песочную страну. Мы с вами нарисуем солнце, радугу, деревья и цветы.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные рисунки мы сделали своими руками для жителей Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо, волшебный ветерок, что пригласила нас в такую удивительную страну. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: «Спасибо, милый наш песок, ты нам умнее стать помог. До свидания, песок! До свидания, жители Песочной страны.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему: «Мое родное село Ачка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ачкинский детский сад №18    Конспект занятия по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему:&laqu...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему «Винни-Пух в гостях у ребят»

Закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные цвета (красный,  зеленый,  желтый,  синий), считать в пределах  трех....

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми второй младшей группы по теме: «Необыкновенное путешествие в космос»

Данная разработка направлена на формирование представлений у детей младщего дошкольного возраста о космосе.Воспитание чувства гордости за историю своей планеты, за достижения космонавтов. З...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы на тему «Путешествие в зоопарк».

Задачи:     Образовательные задачи – продолжать знакомить детей с дикими животными (медведь, заяц, белка); расширить знания о мире животных, о том, чем они питаются; развиват...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми второй младшей группы по теме: Транспорт

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми второй младшей группы по теме "Транспорт"...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему "Маленькие помощники"

Закрепление представлений о некоторых трудовых действиях взрослых, материалах, инструментах, оборудовании необходимых для работы....