«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»
материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Социальная адаптация является многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, осознание своего места в обществе, в трудовой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»
2015год
Одной из основных задач школы – интерната является социальное воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для нашей страны особенно актуальна проблема так называемого «сиротства при живых родителях».
Психические и психологические изменения, возникающие у ребёнка при неблагоприятных социальных условиях, могут привести к различным вариантам нарушений в развитии : от задержки психического развития до нарушений умственной деятельности. При этом у детей наблюдается полное расстройство процессов общения , неадекватное социальное поведение, трудности в учебной деятельности, эмоциональные нарушения. Всё это существенно затрудняет социальную адаптацию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация является многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, осознание своего места в обществе, в трудовой деятельности.
Процесс коррекции отклонений в развитии должен пониматься, как путь овладения социальным опытом и нормами поведения. Наличие такого психофизического нарушения , как умственная отсталость, значительно осложняет адаптацию детей в обществе. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности. Особенно отчетливо это обнаруживается в сфере познавательных процессов, что в свою очередь приводит к нарушениям поведения, трудностям социально – трудовой адаптации, социализации обучающихся.
Социализация – это процесс усвоения обучающимися социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения , необходимые для нормальной жизни.
Интеграция - общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.).
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее.
1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей — способствовать тому, чтобы дети с
особыми образовательными потребностями воспитывались в свои семьях.
4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелым ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Сразу при поступлении в школу нами проводятся мероприятия, способствующие осуществлению успешной адаптации ребёнка к новым социальным условиям. Сюда входят психолого-педагогические обследования ребёнка; наблюдение за поведением и адаптацией в коллективе детей. За взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов ; беседы с воспитателями и педагогами о том, как ребёнок чувствует в новой обстановке.
В ходе такого наблюдения определяется уровень социального, познавательного , физического и психического развития. Особое внимание уделяется изучению поведения ученика и его эмоционально – волевой сфере, умению переключаться с одного вида деятельности на другой. На основании комплексного обследования усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребёнка на всех этапах образовательно-воспитательного процесса.
Одним из главных условий социальной адаптации детей – сирот является демонстрация им нормальных межличностных отношений в разных сферах деятельности : в быту , на работе, в семье; формирование у детей положительного опыта взаимодействия и сотрудничества в коллективе сверстников и со взрослыми людьми. Имея такой опыт , ребёнок в будущем с большой вероятностью справится со сложной задачей создания собственной семьи и сможет влиться в трудовой коллектив.
Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения. Наличие интеллектуального нарушения существенно затрудняет решение этих задач, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Кроме нарушений познавательной деятельности есть и другие факторы, затрудняющие процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. К таким факторам относятся:
-социальный статус « ничейного ребёнка»;
- проявление дефицита индивидуализированного общения со взрослыми;
- ограничение социальной активности ребёнка;
- зачастую принудительный характер общения со сверстниками;
- регламентация жизнедеятельности в условиях школы-интерната;
- необходимость адаптации к большому числу сверстников.
Несмотря на все трудности, связанные с нарушениями психофизического развития детей, воспитывающихся в специальной школе – интернате, с очевидной изоляцией этих детей от общества , работа по социальной адаптации должна представлять одну из важнейших задач всей коррекционно-воспитательной работы в школе.
Исходя из этого, в нашей школе - интернат практически все виды деятельности представляют оптимальные условия для социального воспитания обучающихся: трудовая, учебная, игровая. В них осуществляется полноценное общение школьников как со сверстниками, так и со взрослыми. У детей формируются необходимые нравственные нормы поведения, система ценностей , принципы построения взаимоотношений в обществе.
Одним из главных направлений работы по социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта является социально-бытовая ориентация. Нормально развивающие дети многие знания приобретают в процессе общения со взрослыми и сверстниками, помогая родителям по хозяйству, ухаживая за младшими, получая информацию из различных источников . Дети –сироты с нарушением интеллекта в силу особенностей своего развития самостоятельно не могут приобретать умения и навыки, необходимые им в быту. Поэтому воспитательные занятия по социально-бытовой ориентировке должны способствовать в первую очередь накоплению жизненного опыта учащихся. Дети должны знать свой адрес; уметь ориентироваться в различных бытовых ситуациях, в окружающей жизни, уметь пользоваться бытовыми приборами, разбираться в экономико-бытовых проблемах. Они должны усвоить многие социальные нормы и правила поведения, научиться переносить усвоенные навыки в незнакомую ситуацию.
Для того чтобы дети овладели таким опытом , требуется уделять много внимания отработке практических навыков. Особенностью школьников с нарушением интеллекта является длительная автоматизация сформированных умений, быстрое забывание усвоенных способов деятельности, неумение воспроизвести тот или иной навык в новой ситуации. Поэтому работу по социально-бытовой ориентировке следует проводить не только на специальных занятиях. Но и в процессе различных форм организации внеурочной деятельности детей.
Важным направлением работы по социальной адаптации является автоматизация умений и навыков по самообслуживающему труду. Уход за одеждой, обувью, уборка и содержание жилища в порядке, умение приготовить еду, накрыть на стол – всё это является важной часть жизни любого человека.
Приоритетной задачей специальной школы - интерната является воспитание готовности к профессиональной – трудовой деятельности. Это направление работы состоит в развитии трудовой деятельности детей , в подготовке их к выбору будущей профессии, в формировании умений , позволяющих им самостоятельно реализовывать свои жизненные силы.
Поэтому молодым людям после выпуска из детского дома предстоит пройти процесс социальной адаптации, - то есть, процесс достижения такого уровня личностного развития, при котором формируются:
- Позитивное отношение к людям;
- Потребность в труде как образе жизни;
- Способность сделать выбор, принимать решение и нести за него ответственность;
- Способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
Этот минимальный набор качеств необходим выпускнику, чтобы обеспечить ему возможность построить нормальные отношения со всеми окружающими людьми, честно заработать на жизнь себе и своей семье, уважать свои и чужие права. Эти качества можно назвать социально востребованными.
Выпускники детского дома выходят в жизнь еще очень молодыми людьми, не имея при этом поддержки семьи и близких людей. Поэтому процесс адаптации у них временами проходит трудно (иногда трагично) и требует значительного времени. Неслучайно Законом РФ статус сироты сохраняется за выпускником до 23 лет.
Даже при самой замечательной работе педагогического коллектива проблема слишком резкого перехода из специфических условий государственного учреждения в самостоятельную жизнь останется чрезвычайно острой. Ведь это переход:
- От пассивного пребывания на гособеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда;
- От жизни в среде «своих» часто в атмосфере силового способа самозащиты к созидательному стилю общения и правовым формам защиты себя;
- От безусловного вынужденного подчинения конкретным педагогам, к ориентации на закон, гражданские права и личную ответственность;
- От внешней заданности жизни к саморуководству, к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.
Этот переход пройдет менее болезненно в том случае, если будет осуществляться плавно.
Цель системы воспитания школы-интерната – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка-сироты.
Основными задачами воспитательной работы, исходя из поставленной цели, являются:
- помощь в становлении личности воспитанника;
• подготовить выпускника для поступления в учреждения профобразования
• подготовить к самостоятельной жизни в условиях рынка
• развивать коммуникативные навыки
• развивать лидерские навыки поведения
• подготовить к ответственной, осмысленной жизни
• научить строить достойную жизнь
• развивать социальную активность
• формировать ценностные установки
Для решения этих задач из изученных мною программ я выделила следующие разделы:
- Нравственное воспитание.
Этот раздел предполагает следующие задачи:
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам, младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
- осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
- Патриотическое воспитание.
Предполагает следующие задачи:
- уважительное отношение к русскому языку, как к государственному, языку межнационального общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательное учреждение;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, города.
- Охрана здоровья и физическое развитие.
Предполагает следующие задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- Трудовое воспитание.
Предполагает следующие задачи:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе.
Каждое из направлений находит отражение:
- в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в организации общешкольных мероприятий.
Не смотря на то, что нам приходится работать со сложным контингентом детей, мы должны:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
- создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;
- исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;
- организовать атмосферу "успеха", помогать детям, учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
- не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;
- учить ребенка видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
В заключение следует сказать, что социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. При этом ребёнок должен видеть примеры для подражания как в микросреде, то есть в ближайшем окружении, в коллективе, где он воспитывается, так и в макросреде, то есть в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"
Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...
Статья "Социально-психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями"
laquo;Дети с особенностями развития — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными деф...
Социально-психологические проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуально...
Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...
Особые образовательные потребности и особенности образовательной интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), а также особенности интегрированного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.Статья может быть и...
«Развитие социального интеллекта у дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Ребенок дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ООП) воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в сил...
«Использование педагогом игровых приемов при установлении контакта с ребенком с особыми образовательными потребностями в период адаптации к условиям коррекционной деятельности как фактор формирования социально – коммуникативной компетенции»
Освещены особенности детей с ОВЗ и ООП. Приведены приемы работы и подобран практический материал...