В мире птиц
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванова Татьяна Дмитриевна

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста по закреплению лексической темы "Птицы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ptitsy.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

«В мире птиц»

Сценарий мероприятия

Цель: способствовать укреплению, расширению и закреплению знаний дошкольников о птицах.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания детей о птицах;

Развивающие:

содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, развитию связной речи и правильного звукопроизношения;

Воспитательные:

осуществлять экологическое воспитание, содействовать воспитанию любви к природе, гуманного, бережного отношения ко всему живому;

учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;

Ход мероприятия

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру. А тему игры, вы сможете узнать, отгадав загадку:

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала.

Воробьи, стрижи, пингвины, 

Снегири, грачи, павлины, 

Попугаи и синицы: 

Одним словом это - ... (птицы).

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птицах.

Кто же такие птицы? Какие отличительные черты, есть у птиц?

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями и передние конечности видоизменены в крылья. Строение тела птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует много видов нелетающих птиц. Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва. В наши дни их можно встретить во всех уголках Земли, от полюсов до пустынь.

Птицы  издавна  привлекали  внимание  человека.  Людей  восхищало  яркое  оперение,  мелодичное  пение,  их  смелые,  стремительные  полеты.  Первые  мысли  о  воздухоплавании,  стремление  научиться  летать,  несомненно,  зародились  у  людей  при  взгляде  на  жизнь.

    Ежегодно  в  нашей  стране  отмечается  праздник  «День  птиц». 

А  знаете  почему?  Потому  что  птицы  приносят  большую  пользу.  Они  уничтожают  вредных  насекомых,  сохраняя  культурные  и  дикорастущие растения, помогают в их опылении.  Они  способствуют  распространению  плодов  и  семян.

  Известно,  что  семья  скворцов  уничтожает  за  месяц  до  24000  насекомых  и  их  личинок.  Пара  синиц,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от  насекомых-вредителей  40  больших  яблонь.

  Для  человека  полезны  и  хищные  птицы,  уничтожающие  мелких  грызунов-вредителей  полевых  культур  и  распространителей  чумы,  тифа,  желтухи  и  других  заболеваний.

  Вот  почему  забота  о  птицах  является  важным  и  полезным  делом.  Закон  об  охране  и  использовании  животных  запрещает  убивать  птиц  и  разорять  их  гнезда.  Под  охраной  закона  находятся  многие  хищные  птицы.  Для  охраны  птиц  создаются  заповедники,  заказники.   

Необходимо  всегда  помнить,  что  птицы – друзья  леса,  сада,  и  огорода! Птицам  нужна  наша  помощь,  а  именно  мы  можем  построить  скворечники  и  развесить  их  весной.  А  зимой  вешать  кормушки.

Логопед: ну а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить находчивость, смекалку в нашей игре.

Для этого разделимся на 2 команды. Назовём их так:

«Воробушки»;

«Синички».

Вам необходимо выбрать капитанов (выбор капитанов команд).

Воспитатель: Итак, мы начинаем!

Первый конкурс “Разминка” (презентация).

Слайд 1. Категория «Самые-самые»

Вопрос: эта птица - самая маленькая в мире. Она весит около 1,6 грамма, а ее длина составляет. Она ест каждые 10 минут, ежедневно поедая нектара в два раза больше её собственного веса. Эта единственная в мире птица, способная летать назад. Как называется эта птица?

Ответ: колибри.

Слайд 2. Категория «Самые-самые»

Вопрос: эта птица является самым быстрым бегуном из нелетающих птиц, она может развивать скорость до.

Ответ: страус.

Слайд 3. Категория «Знакомые незнакомцы»

Вопрос: эта птица может поворачивать голову на 270 градусов и делать почти полный круг.

Ответ: сова

Слайд 4. Категория «Знакомые незнакомцы»

Вопрос: у этих птиц в трели насчитывается до 40 колен. Вот некоторые из них: пульканье, клыканье, дробь, раскат, пленканье, гусачок, оттолчка.

Ответ: соловей

Слайд 5. Категория «Гнезда»

Вопрос: самое современное гнездо было продемонстрировано на одном из орнитологических съездов: это было гнездо, целиком сделанное из алюминиевой проволоки. Кто архитектор этого сооружения?

Ответ: ворона

Слайд 6. Категория «Гнезда»

Вопрос: эти большие птицы часто передают свои гнезда по наследству. Одно из самых старых гнезд просуществовало 400 лет.

Ответ: аист

Слайд 7. Категория «Загадки»

Вопрос: Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!

Ответ: жаворонок

Слайд 8. Категория «Загадки»

Вопрос: Синих крылышков красу

Разглядеть нельзя в лесу,

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком ...

Ответ: сойка

Второй конкурс “Живые синонимы”.

Логопед: давайте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

*Могучий как … (орёл)

*Вольный как птица … (птица)

*Вороватый как … (сорока)

*Важный как … (гусь)

*Взгляд хищный как … (у ястреба)

*Зоркий как … (сокол)

*Болтать как … (сорока)

Третий конкурс «Птичьи разговоры»

Воспитатель: С помощью стрелок вам нужно показать, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. Команды получают карточки:

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Четвёртый конкурс «Птичьи  премудрости»

Логопед: В этом конкурсе вам дается задание собрать пословицы о птицах. В конверте находятся три разрезанных на части пословицы, каждая из которых набрана своим цветом.

Команда 1

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

Ворон ворону глаза не выклюет.

Команда 2

Не поймав, курицы не щиплют.

Один гусь травы не вытопчет.

Воробьев бояться – проса не сеять.

Пятый конкурс "Барометр природы"

Воспитатель: Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы  знаете какие-нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся  под  крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди ...(хорошую погоду).

Шестой конкурс «Конкурс капитанов - угадай голос»

Логопед: Звучат фонограммы голосов птиц, капитаны команд угадывают, что это за птица.

Воспитатель: Следующий конкурс «Доскажи словечко», нужно подобрать рифму и назвать птицу.

Ец-ец-ец песни пел для нас ……скворец

Ирь-ирь-ирь на окне сидит …….снегирь

Ва-ва-ва по ночам следит……сова

Бей-бей-бей робко прыгал…….воробей

Ока-ока-ока любит стрекотать ……сорока

Ица-ица-ица под кустом сидит ……..синица

Убь-убь-убь прилетел к нам….. голубь

Ач-ач-ач поле любит птица…….грач

Вей-вей-вей красивый, серый……соловей

Ушка-ушка-ушка птенцов бросает всех……кукушка

Логопед: Вот и завершается наш конкурс. Слово для подведения итогов предоставляем нашему жюри.

(Награждение команд)

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней.

Логопед: Птица, рыбы и звери в души людям смотрят. 

Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! 

Ведь небо без птиц - не небо! 

А море без рыб - не море! 

А земля без зверей - не земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире птиц"

образовательная деятельность, ознакомление с окружающим миром с элементами ТРИЗ,  с детьми подготовительной группы....

КВН "В мире птиц"

Тематический досуг, на котором в занимательной форме систематизируются знания детей о птицах....

"В мире птиц"

Конспект комплексного занятия "Познавательно экологическая игра "В мире птиц""....

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром «Птицы» с детьми подготовительной группы.

наблюдение за птицами во время прогулок. - чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда». - загадывание загадок. - рассматривание дидактические материалы, книжны...

Конспект НОД по окружающему миру "Птицы зимой"

Программное содержание: уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц; подвести к пониманию того, что птицам нужна помощь человека; закрепить названия зимующих птиц; учить распознавать ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы"

Закреплять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Узнавать звуки издаваемые птицами...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»

Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...