"В мире птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект комплексного занятия "Познавательно экологическая игра "В мире птиц"".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – Детский сад №3 «Красная Шапочка»
Комплексное занятие: Познавательно – экологическая игра
«В мире птиц»
Группа: старшая
Воспитатель: Почанина Е. А.
с. Большая Глушица
2014 год
Программное содержание:
- Познакомить с творчеством и биографией писателя В.В. Бианки.
- Расширить и уточнить круг конкретных представлений у детей о птицах и подвести их к обобщению полученных знаний, к раскрытию связей между внешним видом птиц/окраска, строение конечностей, клюква, и их питанием, движением и образом жизни.
- Совершенствовать умение детей, использовать в речи предложения разных видов.
- Воспитывать любовь к природе, стремление помогать птицам в трудных условиях, беречь их.
Словарная работа: орнитолог, биолог.
Оформление зала: На центральной стене портрет писателя В.В. Бианки.
С потолка свисают изображения летающих птиц.
Стенд с произведениями В. Бианки о природе, произведения других детских писателей, книжка-самоделка, изготовленная детьми и воспитателями.
Макет: ствол дерева с дуплом, кормушка с птицами, на них изображены цифры, шапочки-птицы для каждого ребенка
- конверты с заданиями
- фишки-перышки
- кассеты с фонограммами голосов птиц
- конверт с вырезанными частями квадратами «Собери картинку»
Подготовка: Чтение произведений В. Бианки
«Красная горка»
«Теремок»
«Лесные домишки»
«Мастера без топора»
«Чей нос лучше»
«Кукушонок» и другие
Разучивание стихотворений разных писателей о птицах.
Наблюдение за птицами.
Изготовление кормушек.
Ход занятия:
Дети входят в зал под щебетание птиц (магнитофонная запись)
- Ребята, голоса каких птиц вы услушали?
Куда мы с вами попали?
Каких знакомых птиц вы видите?
Как мы догадались, что это синичка?
Дети, все птицы разные, есть большие и маленькие (орел, сокол, дикие гуси, лебедь – воробей, соловей, синичка и другие). Повадки и поведение, образ жизни у них тоже разные.
С птицами, как и с людьми, бывают разные приключения.
Очень многие писатели писали рассказы о жизни птиц.
И сегодня мы с вами поговорим о писателе, который любил, изучал, наблюдал и много знал про птиц.
- Ребята, может быть вы узнали кто это? Правильно, это В. Бианки.
(краткий рассказ его биографии)
В.В. Бианки родился в городе Петербурге 12 февраля 1894 года. Вся семья любила природу, теплое время года с весны до осени – жила в деревне под Петербургом.
Отец Виталия Валентиновича был ученым-орнитологом. Орнитолог – это ученый, который изучает птиц. Он изучал птиц и очень много о них знал.
Очень рано он начал брать сына в лес, где и учил его наблюдать за растениями и животными, слушать шорохи леса, голоса птиц, всматриваться в жизнь насекомых. Бианки потом вспоминал об этих прогулках: «Он каждую травку, каждую птичку и зверушку называл мне по имени-отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу и полету».
Когда Виталий стал взрослым, он учился в университете на биолога. Все что он видел удивительного в жизни животных и птиц, все что замечал и наблюдал, тут же записывал.
Накопились многочисленные тетради с записями интересных наблюдений. Эти записи помогли Бианки стать писателем.
Сказки у В. Бианки особенные, познавательные, все в них правда. В его сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, зверями, насекомыми.
В конце жизни писатель тяжело болел, больными были ночи, сердце, даже руки плохо слушались, но он все равно продолжал писать маленькие рассказы для детей. Умер он когда ему было 65 лет.
Книги В. Бианки любят не только в нашей стране. Они переведены на многие иностранные языки, их знают в Японии, Германии, Америке.
Все дети учатся по ним любить природу.
- Дети, подойдите пожалуйста к стендам с книгами.
Покажите, есть ли здесь знакомые вам книги? И какие больше всего вам нравятся?
Для детей о природе писали разные писатели. (показать книги Пришвина, Чарушина, Праздникова и других авторов)
- Ребята, а вы помните, мы тоже составили и оформили книжку.
Как она называется?
(подвести к дереву)
- Ребята, а что же такое? (дупло)
Как вы думаете, кто там может жить?
Давайте посмотрим, кто здесь живет? (сова)
Сова – умная птица, мудрая, она все знает, много лет прожила в лесу, все звери обращаются к ней за советом.
Дупло не пустое, там что-то есть. Сова хочет с нами поиграть
Мы с вами много знаем о птицах из этих книг, наблюдали за птицами.
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Давайте разделимся на 2 команды и узнаем, какая команда больше знает о птицах (поделить на 2 команды) (каждая команда придумывает себе название по имени одного из героев Бианки)
- А за каждый правильный ответ я вам буду давать перышко.
«Дупло»
Конверты с вопросами:
- Отгадайте от какой птицы перья?
- Узнайте птицу по хвосту.
- Узнайте птицу по голосу.
- Какие ошибки допустил художник?
- Пантомима: Изобрази птицу.
- Узнай птицу по клюву.
- Отгадай загадку.
- Объясни примету.
- Узнай птицу по следам.
- Ребята, почему птицы улетают в теплые края? Когда? А как мы их называем? (перелетные)
А те которые остаются, как мы их называем? (зимующие)
А почему они не улетают, остаются с нами?
Чтобы птицам жилось легче, мы должны заботиться о них. Как мы должны заботиться о них? Почему мы должны заботиться о них? (приносят пользу, радуют нас своим пением, красивые)
- Послушайте стихотворение, прочитает его Оля Дубынина.
«Покормите птиц»
Игра: «Перелетные и зимующие птицы»
- Посмотрите ребята, птичка наверное не просто так прилетели? На каждой птичке цифра и конверт с цифрами. Чтобы это значило?
- Подойди Лена, выбери себе птицу, которая тебе больше понравилась.
- Как называется эта птица? Какая цифра на ней? Принеси конверт с такой цифрой. Да тут вопрос. (Лена отвечает на вопрос)
Вопросы:
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
А ты знаешь про эту птицу стихотворение?
- Какие птицы весной прилетают первыми? (грачи, зяблики, скворцы, жаворонки, а последними ласточки, стрижи, кукушки)
- Про какую птицу говорят – лесной лекарь? (почему?)
- Какую птицу называют спутником зимы? (почему?)
- Почему у некоторых птиц яйца светлые, а у других пятнисты?
- Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Какая птица строит гнездо в виде шалашика?
- Для чего птице перья? (показать махровое и пуховое перо)
- Из чего птица строит гнезда?
Физминутка: Хоровод «Веснянка»
Чья команда быстрее соберет картинку.
Каждой команде дается конверт с вырезанными частями – квадратами птиц – дятла и снегиря.
Анализ: А сейчас посчитаем сколько перышек у каждой команды и посмотрим, чья команда больше знает о птицах.
И на память об этой игре, за ваши знания, умения, смекалку, любовь к природе я хочу подарить вам замечательную Книгу о природе и угостить вас вкусными призами.
Литература
- Школьные походы в природу «Орнитологическая экскурсия» стр. 139 М.А. Папорков
- М.В. Лучич Детям о природе «Наблюдения за животным миром» стр. 76
- Дети на отдыхе. К. Поломис «Прогулки, походы, экскурсии»
- Птицы над полями. Э.Н. Голованова
- Виталлий Бианки (критико-биографический очерк гр. Гроденский)
- От чего я пишу про лес. Виталий Бианки (биография)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В мире птиц"
образовательная деятельность, ознакомление с окружающим миром с элементами ТРИЗ, с детьми подготовительной группы....
КВН "В мире птиц"
Тематический досуг, на котором в занимательной форме систематизируются знания детей о птицах....
Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром «Птицы» с детьми подготовительной группы.
наблюдение за птицами во время прогулок. - чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда». - загадывание загадок. - рассматривание дидактические материалы, книжны...
Конспект НОД по окружающему миру "Птицы зимой"
Программное содержание: уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц; подвести к пониманию того, что птицам нужна помощь человека; закрепить названия зимующих птиц; учить распознавать ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы"
Закреплять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Узнавать звуки издаваемые птицами...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»
Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...
Литературный вечер " Как много в мире птиц прекрасных"
Материал для детей старшей группы....