Рабочая программа кружка «Культура народов России в детском творчестве»
рабочая программа (средняя группа)
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного кружка требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей, развитие традиций проведения дней национальной культуры в группе, приобщение детей к традициям и культуре народов.
Практическая значимость:
- Создание в группе музея национальной культуры, национальной одежды народов России
- Пополнение картотеки подвижных игр играми народов России (русских, татар, башкир и т.д.);
- Размещение материалов на сайт детского сада.
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_narodov_rossii_v_detskom_tvorchestve.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ города Новосибирска
" Детский сад №346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников"
Рабочая программа кружка
«Культура народов России
в детском творчестве»
Составитель программы:
Соболева О.М.
г. Новосибирск, 2022г.
Пояснительная записка
Вид кружка: познавательно - творческий
Программа духовно-нравственного направления
Программа рассчитана для детей 4-5 лет
Срок реализации - 1 год
Режим работы кружка - занятия проводятся 2 раз в месяц.
Продолжительность занятия - 20 минут, во вторую половину дня.
Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.
Образовательные области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Актуальность кружка.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного кружка требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей, развитие традиций проведения дней национальной культуры в группе, приобщение детей к традициям и культуре народов.
Практическая значимость:
- Создание в группе музея национальной культуры, национальной одежды народов России
- Пополнение картотеки подвижных игр играми народов России (русских, татар, башкир и т.д.);
- Размещение материалов на сайт детского сада.
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи:
- Расширить знания о жизни людей, живущих в России, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов;
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских и др;
- Приобщать детей и родителей к играм народов;
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Идея кружка: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
Замысел кружка: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Создание условий в группе:
- Создание в группе коллекции кукол в народных национальных костюмах.
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
- Приобретение необходимого дидактического материала.
- Создание игротеки игр разных народов.
- Обеспечение условий для развития толерантности;
- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
Средства реализации кружковой работы:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- музей «Русская изба»
Перспективное планирование на 2022 -2023 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Дата проведения | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь | Русский народ: культура, традиции и обычаи.
| Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег). Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки». Развивать внимание, творческие способности детей. |
| Рассказывать о русском костюме, знакомить с символикой в украшении костюма. Воспитывать интерес к прошлому русского народа. | |
Октябрь | Украинский народ: культура, традиции и обычаи.
| Развивать познавательный интерес, интерес к истории земли, её прошлому и настоящему; воспитывать патриотические чувства; познакомится с традициями и обрядами украинского народа. Познакомить детей с украинскими народными играми: с основными правилами игр и приемами проведения подвижных игр. Воспитывать здоровый образ жизни через подвижные народные игры. |
Рисование: разукрась украинский национальный костюм. | Формирование у детей представлений об украинском народном костюме, познакомить с историей украинского народного костюма, его особенностями, развивать интерес к украинскому народному декоративно-прикладному творчеству. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. | |
Ноябрь | Молдавский народ: культура, традиции и обычаи.
| Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ) Познакомить детей с молдавскими народными сказками. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям. |
| Познакомить детей с культурой молдавского народа. Знакомить с молдавским национальным костюмом, особенностями орнамента. Развивать у детей любовь и интерес к народному творчеству. Воспитывать чувство патриотизма. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. | |
Декабрь | Ханты манси: культура, традиции и обычаи.
| Познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор. Познакомить детей с историей и традициями народов Севера – ханты, на примере одного из национальных праздников, древнейшего праздника весны – «Вороньего дня». Формировать у детей заинтересованное, уважительное отношение к культуре и народу своего края, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств; любви и преданности к родному краю. |
| Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл. Познакомить с отдельными элементами орнамента «чумик», «медвежье ухо». Развивать умение детей рисовать в технике граттаж. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. Способствовать воспитанию у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров. Знакомство с традиционной куклой народа ханты и последовательностью её изготовления. | |
Январь | Татарский народ: культура, традиции и обычаи.
| Познакомить детей с культурой татарского народа. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка. Познакомить детей с татарскими народными сказками. воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. - поддерживать интерес к литературным произведениям. |
Февраль | Башкирский народ: культура, традиции и обычаи.
Башкирская народная игра “Липкие пеньки”, народная подвижная игра «Юрта». | Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность. Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций |
Рассматривание иллюстраций с изображением башкирских орнаментов. РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Башкирском национальном костюме | Приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства башкирского народа, воспитывать уважение к национальному искусству. учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности. Расширять знания детей о народных праздниках включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал башкирского народа. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными и народными праздниками. | |
Март | Чеченский народ: культура, традиции и обычаи.
«Лепка декоративной посуды» | Познакомить детей с традициями чеченского народа. Расширить представления детей об окружающем мире. Обогатить представление детей о традициях и культуре народов, приобщать к истокам национальной культуры на примере изучения искусства чеченского народа, воспитывать уважение к национальному искусству. Продолжать учить детей изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи. |
Рисование: «Чеченский народный костюм». Знакомство с чеченскими народными подвижными играми: «Уточка». | Познакомить детей с культурой чеченского народа. Знакомить с чеченским национальным костюмом, особенностями орнамента. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение. Познакомить детей с чеченскими народными играми. Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие гибкости позвоночника, развитие глазомера. | |
Апрель | Таджикский народ: культура, традиции и обычаи
| Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (таджикский народ). Познакомить детей с таджикскими народными играми. Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества. |
Рисование: «Таджикский народный костюм» | Познакомить детей с культурой таджикского народа. Знакомить с таджикским национальным костюмом, особенностями орнамента. Упражнять в технике работы кистью, кончиком ворса, плашмя. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение. | |
Май |
| Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре, воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания; создать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)
Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....
Рабочая программа кружка по обучению игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста «Веселые звоночки»
Программа кружка игры на детских музыкальных инструментах...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Ступеньки к творчеству"
для детей старшей и подготовительной к школе группы...
План работы кружка "Культура народов России в детском творчестве" для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы кружка для детей "Культура народов России в детском творчестве" для подготовительной группы...
Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» (старшая группа)
Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель....
«Культура народов России в детском творчестве»
Рабочая программа кружка для воспитанников средней группы ДОУ...
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...