«Культура народов России в детском творчестве»
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа кружка для воспитанников средней группы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_narodov_rossii_v_detskom_tvorchestve.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ города Новосибирска
" Детский сад №346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников"
Рабочая программа кружка
«Культура народов России
в детском творчестве»
средней группы № 36 «Тюльпанчик»
Составитель программы:
Никитенко В.С.
г. Новосибирск, 2022г.
Пояснительная записка
Вид кружка: познавательно - творческий
Программа духовно-нравственного направления
Программа рассчитана для детей 4-5 лет
Срок реализации - 1 год
Режим работы кружка - занятия проводятся 2 раз в месяц.
Продолжительность занятия - 20 минут, во вторую половину дня.
Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.
Образовательные области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Актуальность кружка.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного кружка требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей, развитие традиций проведения дней национальной культуры в группе, приобщение детей к традициям и культуре народов.
Практическая значимость:
- Создание в группе музея национальной культуры, национальной одежды народов России
- Пополнение картотеки подвижных игр играми народов России (русских, татар, башкир и т.д.);
- Размещение материалов на сайт детского сада.
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи:
- Расширить знания о жизни людей, живущих в России, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов;
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских и др;
- Приобщать детей и родителей к играм народов;
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Идея кружка: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
Замысел кружка: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Создание условий в группе:
- Создание в группе коллекции кукол в народных национальных костюмах.
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
- Приобретение необходимого дидактического материала.
- Создание игротеки игр разных народов.
- Обеспечение условий для развития толерантности;
- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
Средства реализации кружковой работы:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- музей «Русская изба»
Перспективное планирование на 2022 -2023 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Дата проведения | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь | Русский народ: культура, традиции и обычаи.
| Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег). Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки». Развивать внимание, творческие способности детей. |
| Рассказывать о русском костюме, знакомить с символикой в украшении костюма. Воспитывать интерес к прошлому русского народа. | |
Октябрь | Украинский народ: культура, традиции и обычаи.
| Развивать познавательный интерес, интерес к истории земли, её прошлому и настоящему; воспитывать патриотические чувства; познакомится с традициями и обрядами украинского народа. Познакомить детей с украинскими народными играми: с основными правилами игр и приемами проведения подвижных игр. Воспитывать здоровый образ жизни через подвижные народные игры. |
Рисование: разукрась украинский национальный костюм. | Формирование у детей представлений об украинском народном костюме, познакомить с историей украинского народного костюма, его особенностями, развивать интерес к украинскому народному декоративно-прикладному творчеству. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. | |
Ноябрь | Молдавский народ: культура, традиции и обычаи.
| Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ) Познакомить детей с молдавскими народными сказками. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям. |
| Познакомить детей с культурой молдавского народа. Знакомить с молдавским национальным костюмом, особенностями орнамента. Развивать у детей любовь и интерес к народному творчеству. Воспитывать чувство патриотизма. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. | |
Декабрь | Ханты манси: культура, традиции и обычаи.
| Познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор. Познакомить детей с историей и традициями народов Севера – ханты, на примере одного из национальных праздников, древнейшего праздника весны – «Вороньего дня». Формировать у детей заинтересованное, уважительное отношение к культуре и народу своего края, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств; любви и преданности к родному краю. |
| Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл. Познакомить с отдельными элементами орнамента «чумик», «медвежье ухо». Развивать умение детей рисовать в технике граттаж. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. Способствовать воспитанию у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров. Знакомство с традиционной куклой народа ханты и последовательностью её изготовления. | |
Январь | Татарский народ: культура, традиции и обычаи.
| Познакомить детей с культурой татарского народа. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка. Познакомить детей с татарскими народными сказками. воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. - поддерживать интерес к литературным произведениям. |
Февраль | Башкирский народ: культура, традиции и обычаи.
Башкирская народная игра “Липкие пеньки”, народная подвижная игра «Юрта». | Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность. Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций |
Рассматривание иллюстраций с изображением башкирских орнаментов. РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Башкирском национальном костюме | Приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства башкирского народа, воспитывать уважение к национальному искусству. учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности. Расширять знания детей о народных праздниках включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал башкирского народа. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными и народными праздниками. | |
Март | Чеченский народ: культура, традиции и обычаи.
«Лепка декоративной посуды» | Познакомить детей с традициями чеченского народа. Расширить представления детей об окружающем мире. Обогатить представление детей о традициях и культуре народов, приобщать к истокам национальной культуры на примере изучения искусства чеченского народа, воспитывать уважение к национальному искусству. Продолжать учить детей изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи. |
Рисование: «Чеченский народный костюм». Знакомство с чеченскими народными подвижными играми: «Уточка». | Познакомить детей с культурой чеченского народа. Знакомить с чеченским национальным костюмом, особенностями орнамента. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение. Познакомить детей с чеченскими народными играми. Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие гибкости позвоночника, развитие глазомера. | |
Апрель | Таджикский народ: культура, традиции и обычаи
| Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (таджикский народ). Познакомить детей с таджикскими народными играми. Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества. |
Рисование: «Таджикский народный костюм» | Познакомить детей с культурой таджикского народа. Знакомить с таджикским национальным костюмом, особенностями орнамента. Упражнять в технике работы кистью, кончиком ворса, плашмя. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение. | |
Май |
| Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре, воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания; создать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Культура народов России"
Наглядное пособие...
Презентация на тему: "Традиции и культура народов России"
Презентация адресована для воспитателей, для выступления на педагогических советах. В ней представлена традиция использования потешек в режимных моментах. ...
Тема: «Формирование представлений старших дошкольников о национальных культурах народов России».
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"
Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...
План работы кружка "Культура народов России в детском творчестве" для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы кружка для детей "Культура народов России в детском творчестве" для подготовительной группы...
Домашние задания по реализации образовательного проекта «Моя Родина-Россия. Культура народов России»
Материал содержит рекомендации для родителей и игры для детей среднего дошкольного возраста по теме «Моя Родина-Россия. Культура народов России»...
Рабочая программа кружка «Культура народов России в детском творчестве»
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса пр...