Формирование и развитие читательской грамотности с помощью дидактических игр
методическая разработка (подготовительная группа)
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд Здравствуйте, вашему внимаю, предлагается тема «Дидактическая игра – как средство формирования и развития читательской грамотности.
2 слайд Как говорил В. А. Сухамлинский «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
3 слайд Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.
4 слайд В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обмена информаций, которую очень сложно дифференцировать ( отличить. )
5 слайд Современные дети – это «наблюдатели и большие зрители», которые привыкли воспринимать «яркую, красочную картинку». Чтение уходит на второй план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас зависит в большей степени, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в жизни ребенка.
6 слайд Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
В связи с этим мы начали проводить дидактические игры по читательской грамотности.
7-8 слайд Например: Игра: «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)
Кощей - … (Бессмертный)
Змей - …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
9-10 слайд «Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
11-12 слайд Игра «Из какой сказки?»
Детям предлагается по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)
Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)
13-14 слайд Дидактическая игра «Собери сказку» представляет собой разрезные картинки, части которых необходимо собрать по порядку в соответствии с цифрой. Когда иллюстрация собрана, детям нужно назвать сказку и пересказать либо её краткое содержание, либо фрагмент, который изображён на иллюстрации.
15 слайд Кроме того, для формирования любви к чтению у детей, мы проводим ежедневное простое чтение в кругу, недели народных сказок, сказок отдельных авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-1101870-1664246949.jpg)
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/09/picture-1194585-1617919251.jpg)
Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".
Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/14/picture-1001470-1705201452.jpg)
Формирование предпосылок к читательской грамотности на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои зн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-1160257-1568439335.jpg)
Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт представлен на педагогических чтениях педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Канска «Функциональная грамотность как один из современных образо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/13/picture-1123190-1552486656.jpg)
Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В дошкольном образовании функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально жизненных задач в разл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-27940-1385145713.jpg)
Дидактическое пособие по развитию читательской грамотности "Сказочный чемодан Чик"
Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели. Художественная литература, является действенным средством умст...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1448599-1700627874.jpg)
ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...