ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Филипенко Оксана Степановна

ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filipenkoos_moy_opyt.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Филипенко О.С., воспитатель

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад «Взаимодействие с семьёй по формированию базовых навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста».

Слайд 2

В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной иллюстрированной книги. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт, необходимые для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.

Слайд 3

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Дети нуждаются в чтении вслух, но многие родители из-за нехватки времени уделяют этому мало внимания. Многие сами не любят читать или относятся к книге как к развлечению, а некоторые не знают, как организовать чтение дома. По данным российских СМИ, только 15% родителей стараются формировать книжную культуру детей, а 60% - не читают им вообще. Как следствие, дошкольники в таких семьях также не проявляют интерес к книгам. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей.

Слайд 4

Ключевыми аспектами взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы и формированию читательской грамотности являются:

- Повышение уровня компетентности родителей в воспитании грамотного читателя;

- Возрождение традиции семейного чтения, осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания ребенка;

- Расширение представлений родителей о детской литературе.

В работе с родителями в данном направлении можно выделить такие формы, как: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые.

Слайд 5

Целью информационно-аналитических форм организации общения с родителями является: выявление уровня читательского интереса у родителей и детей, изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам через проведение опросов, бесед, анкетирование.

Слайд 6

Наглядно - информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, позволяющие пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, правильно оценивать и объективно видеть деятельность воспитателя.

Это возможно через оформление информационных стендов, уголка для родителей «Читаем дома», где можно рекомендовать списки литературы для прочтения ребенку данного возраста; консультации, например: «Что детям читать дома», «Где живут сказки», «Учим с ребенком стихи», информационные листы «Растим будущего читателя», «Советы, как приобщить детей к книге».

Слайд 7

- проведение индивидуальных бесед, открытых занятий, вечерних встреч по чтению художественной литературы, в том числе активных занятий по программе «Моя семья» с использованием социокультурного инструментария.

Слайд 8

Понимая важность работы по формированию читательской грамотности у детей, работая в настоящее время с детьми младшего возраста, совместно с родителями было принято решение начать реализацию долгосрочного проекта «Читаем вместе!». На первоначальном этапе мы можем помочь родителям научиться ориентироваться в мире детской литературы, решить проблемы, с которыми они сталкиваются в организации чтения.

В группе, с участием родителей, собрана небольшая библиотека, есть место для уединения и организации тематических выставок в книжном уголке.

Слайд 9

С целью создания условий для совместного чтения, укрепления семейных отношений запустили читательский марафон «Семейное чтение», по правилам которого: семьи по очереди дома читают и обсуждают выбранные детьми произведения (или рекомендованные по возрасту), затем дети в группе делятся впечатлениями о прочитанном, родители также передают опыт совместного чтения друг другу, оформляется страничка группового альбома.

При выборе литературы для чтения, нужно объяснить родителям – не ограничивать круг чтения ребенка только художественными произведениями. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.

Слайд 10

С целью формирования у детей интереса к книге, развития творчества родители с детьми приняли активное участие в «Мастерской книжки-самоделки». Тема выбиралась самостоятельно, либо на предложенные: «Моя любимая сказка», «Транспорт», «Загадки и отгадки».

Слайд 11

Посмотрите какие замечательные книжки-малышки изготовили дети делали дома с родителями! А сколько радости и удовольствия получили от совместной работы!

Слайд 12

В рамках недель по мотивам стихотворений А. Барто и К. Чуковского в группе и дома дети знакомились с книгами авторов, читали и обыгрывали любимые стихотворения, вместе с родителями раскрашивали иллюстрации.

Слайд 13

По итогам проведенных недель детских писателей подготовили пособие «Волшебное лукошко – всего понемножку». В лукошко собрали красочные карточки со стихотворениями, иллюстрациями к сказкам. Дети, еще не умея читать, по картинкам узнают знакомые произведения.

В ходе нашей работы мы убедились, что семейное чтение играет важную роль в приобщении детей к художественной литературе и формировании у них читательской грамотности. Мы видим положительные результаты нашей деятельности и понимаем, что это только начало пути.

Предстоит еще большая работа в этом направлении, в планах собрать «Азбуку сказочных героев», которая будет постепенно заполняться после прочтения тех или иных произведений, познакомиться с поселковой детской библиотекой, стать ее полноценными читателями.

Слайд 14

Мы уверены, что семейное чтение не только поможет детям полюбить книги, понимать их смысл, но и сделает семью более дружной и сплочённой, станет семейной традицией. Мы готовы продолжать работу в этом направлении и привлекать к ней как можно больше семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Доклад для воспитателей«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»...

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста

Описание опыта работы по формированию читательской грамотности и любви к книге детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Выступление на тему "От формирования правильной речи до читательской грамотности для дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей"

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобще...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...