Самообразование
материал (старшая группа)
Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobraz_trud.docx | 25.91 КБ |
samoob_matem.docx | 45.72 КБ |
samoob_raz_rechi_podgot.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12 имени Героя Советского союза И.А. Маликова
План самообразования воспитателя старшей группы на тему:
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Ногинск 2022
«Труд - это могучий воспитатель, а также средство
всестороннего развития человека»
А. С. Макаренко.
Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
А.С. Макаренко писал о том, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно.Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это забота людей друг о друге.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производственного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребёнка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой итрудовой деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.
Самообслуживание направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда происходит:
-накопление практического опыта;
-формирование навыков и умений;
-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);
-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);
-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата тр
Тема:«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Актуальность темы:Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;
Предполагаемый результат:
- Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
- Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
- Развито ответственное отношение порученному делу;
- Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
План работы по теме
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Составление плана работы с детьми, подбор и изучение литературы | Сентябрь-май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ и изучение литературы | |
Работа с детьми | Сентябрь | Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Занятие НОД: рисование на тему «Сбор урожая» | Выставка рисунков «Сбор урожая». | |
Октябрь | Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья». | Выставка работ-аппликаций на тему «Сезонная одежда». Поддерживание чистоты в группе. | ||
Ноябрь | Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду: изготовление поделок на тему «Животные жарких стран». Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда. Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД. | Выставка поделок «Животные жарких стран» | ||
Декабрь | Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г.Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой». Знакомство с профессией врача и ветеринара. Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек. | Серия занятий по ручному труду на тему: «Игрушки на елку». | ||
Январь | Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий. | Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | ||
Февраль | Ручной труд: изготовление поделок из лоскутков ткани.Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани. | ||
Март | Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице.Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра:«Покажи Маше, как ухаживать за цветами». | Трудовой десант «Мы-огородники». | ||
Апрель | Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток». | Конкурс стихотворений «Все профессии важны». | ||
Май | Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу».Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. | Составление сборника детских рассказов «Кем я хочу стать, когда вырасту». | ||
Работа с семьей | Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье». | |
Октябрь | Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Формирование трудовых навыков детей». | ||
Декабрь | Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду». | ||
Январь | Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье». | ||
Май | Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Выставка «Мы любим трудиться!» | ||
Самореализация | Ноябрь-март | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы) | Составление картотеки игр по трудовому воспитанию. | |
В теч. года | Посещение кластеров, открытых встреч педагогов, семинаров, тренингов. | |||
Май | Отчет по теме самообразования. | Презентация. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12 имени Героя Советского союза И.А. Маликова
План по самообразованию воспитателя
Тема: «Развитие математических способностей посредством дидактических игр»
(подготовительная группа)
Ногинск
2021г
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности по данной теме.
создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
- У детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
- У воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика».
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;
Посещение НОД у воспитателей своего ДОО ;
Посещение педсоветов, семинаров, конференций;
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете;
Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия).
Дидактические игры делятся на:
-игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. |
2. | Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. |
3. | Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. |
4. | «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. |
5. | Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с. |
6. | Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. |
7. | Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя». |
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми и родителями
Перспективный план мероприятий на 2021-2022 уч. г.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | С родителями | |||
Сентябрь | 1 недДидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать». | Консультация «Игрушки – развивалки | ||
2 нед Конструирование «Башни для принцесс» | Консультация «Учим ребёнка математике». «Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков». | |||
3 нед Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек». | Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку» | |||
4 нед Математическое развлечение «Игры с лисой | Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур». | |||
Октябрь | 1 нед Дидактическая игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках. | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. | ||
2 нед Сюжетно ролевая игра «Путешествие на поезде» | Методические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». | |||
3 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». | Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Консультация «Поиграйте в цифры с детьми». | |||
4 нед Игры с крышками от бутылок: «Подбери колеса для машины». | Консультация для родителей «Давай поиграем, мама!» Открытое занятие НОД. | |||
Ноябрь | 1 нед Дидактическая игра «Построй ворота». | Тест с родителями «Что мы знаем о математике». Предложить для чтения детям «Стихотворение про дырки». | ||
2 нед Беседа «Где мы встречаем цифры». | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Рекомендации по созданию игр математического содержания. | |||
3 нед Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы». | Беседа «Что мы видим на прогулке». | |||
4 нед Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад» | Предложить родителям сделать «Бусы для Машеньки». | |||
Декабрь | 1 нед Дидактическая игра «Считай - не ошибись!». Конструирование из кубиков. | Предложить математические загадки для детей | ||
2 нед Сказка «Лягушка Ляга» | Консультация для родителей «Поиграйте в цифры с детьми». | |||
3 нед Дидактическая игра «Построим башенки». | ||||
4 недСюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра: «Где находится игрушка». | Рисование дома геометрических фигур. Физкультминутка «На болоте». | |||
Январь | 1 нед Сказка С. Иванова «Зайка – незнайка». Веселый счет с Буратино. Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | |||
2 нед Рисование геометрических фигур на снегу. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры | Консультация «Учим ребёнка математике». | |||
3 нед Беседа «Когда это бывает» - части суток. | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток. | |||
4 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку» Чтение стихов о цифре. | ||||
Февраль | 1 нед.Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». Беседа «По дороге в детский сад». Физкультминутка «На болоте» | |||
2нед.Загадываем математические загадки. | Рисование дома «Обведи по штриховке» Конструирование «Построим башенки». | |||
3 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы». Чтение дома сказки С. Иванова «Зайка – незнайка». Считалки с иллюстрациями |
4 нед Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. | ||
Март | 1нед.Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок». | Игры с крышками от бутылок «Солнечная поляна». |
2 нед Сюжетно ролевая игра «Поедем в гости к Солнышку». Веселый счет с Буратино. Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | ||
3 нед Веселый счет с Буратино. Беседа «По дороге в детский сад». Рассматривание иллюстраций о частях суток. | Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета» | |
4 нед Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Считалки с иллюстрациями Беседа «Сравниваем предметы мебели» | ||
Апрель | 1 нед Подвижная игра «Цветные автомобили». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. | Рекомендации по созданию игр математического содержания |
2 нед Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки». | ||
3 нед Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает» | Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | |
4 нед Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы» | ||
Май | 1 нед Игра «Собираем шишки» | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. «Помоги найти Верблюжонку юрту» |
2 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка» Дидактическая игра «Конструктор». | «Как научить детей определять свойства предметов». | |
3 нед Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики» | Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков» Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | |
4 нед Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи». Беседа «Сравниваем предметы мебели» | Игры и упражнения для развития мелкой моторики. |
Практические выходы:
1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;
2. Выставка работ. Тема: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»;
3. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»;
4. Проект. Тема: ««Дидактические игры и игровые упражненияв обучении количеству и счету старших дошкольников»;
5. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Перспективы на 2022-2023уч. г.
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. Распространение опыта работы.
5. Публикации на сайте «МААМ» и др. сайтах. Представление своего педагогического опыта.
6. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
7. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала 2022-2023 уч. г
Приложения.
Упражнения на развитие математических способностей
для детей пяти - семи лет
Упражнение 1
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
Упражнение 2
Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.
Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".
Упражнение 3
Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)
Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".
Упражнение 4
Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).
Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).
Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".
Упражнение 5
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".
Упражнение 6
Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.
Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".
Математические игры "Количество и счет"
Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:
«Найди слонёнка»
Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).
Повторение названий животных жарких стран.
Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.
«Помоги Мишутке»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.
Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.
«Игра с кубом»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.
Ход: дети встают в круг и передают друг другу карточки с изображением предметов, по сигналу «стоп» ведущий бросает куб с цифрами. Детям предлагается посчитать картинки и выйти в круг тому, у кого на карточке такое же количество предметов.
«Поиск закономерностей»
Цель: развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную закономерность, установление связей между объектами живой и неживой природы.
Ход: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы, расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы в том же порядке.
«Собери урожай»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.
Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на «огороде».
«Посчитай – ка»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов.
Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить рядом нужную цифру.
«Стрелка»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов; классификация предметов живой и неживой природы.
Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка», закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» - останавливается. Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного набора) нужное количество одинаковых предметов природы.
«Ссора детенышей»
Цель: закрепление умения правильного согласования существительных с числительными. Повторение названий детенышей животных.
Ход: детям предлагается посчитать количество игрушек у детенышей и поставить их по порядку, начиная с того, у кого наименьшее число предметов.
«Помоги ежу»
Цель: Закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о жизни дикого животного.
Ход: детям предлагается карточка с изображением ежа и набор картинок грибов для того, чтобы они помогли собрать припасы для ежиной семьи.
«У кого больше»
Цель: формирование умения классифицировать и отсчитывать природный материал, соотносить его количество с числовым эталоном. Закрепление знаний о происхождении данных природных дарах.
Ход: детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько одинаковых предметов, сколько точек находится на стороне кубика.
«Научи Красную Шапочку считать»
Цель: формирование умения отсчитывать предметы (правой рукой, слева – направо, по одному, делать обобщающий жест «всего»), согласовывать числительное с существительным. Закрепление умения классифицировать природные объекты (овощи, растения).
Ход: внимание детей обращается на картинку Красной Шапочки и предлагается помочь (научить) собрать букет цветов для бабушки
Варианты игры: «Подскажи Петрушке», «Помоги зайчику».
«Угости зверей»
Цель: закрепление умения соотносить количество предметов в разных группах, пользуясь понятиями « поровну», «столько же», «одинаковое количество», сравнение смежные числа в пределах 5.
Пополнение знаний детей об индивидуальных особенностях диких и домашних животных.
Ход: детям дается карточка с изображением определенного количества животных и несколько картинок с нарисованными угощениями разного количества. Предлагаем детям найти нужную картинку с таким же количеством любимой еды для их гостя.
«Наведи порядок»
Цель: запоминание цифр, отсчитывание заданного количества предметов.
Закрепление названий природного материала.
Ход: детям предлагается помочь герою навести порядок в коробочках: разложить нужное количество материала на свободное место.
Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста
Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения детей младшего школьного и дошкольного возрастов.
В связи с этим сегодня не подвергается сомнению необходимость систематического целенаправленного математического развития ребенка дошкольного возраста.
Тема «Величина» общепризнанно в теории и практике дошкольного математического образования и считается одной из самых сложных.
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры по формированию представлений о длине у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «У кого лента длиннее»
Цель:
Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.
Материал.
Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5 м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).
Руководство.
Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю загадку,: какая из лент в коробке длиннее, а какая короче».
Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.
Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте, Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из лент».
После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом: длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).
Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:
- подравнять концы лент с одной стороны,
- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.
Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).
После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит к Медведю.
Дидактическая игра «Огород для Машеньки»
Цель :Развивать представления детей о ширине предметов; результаты сравнения отражать в речи словами: «шире», «уже», «широкая», «узкая»; учить показывать ширину предметов.
Игровое правило. На узкую грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на широкую – морковку.
Игровые действия.
Сравнение полосок по ширине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см).
Раздаточный материал: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см); три - четыре морковки, три-четыре картофелины (вырезаны из цветной бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка. Всё по количеству детей.
Ход игры.
Воспитатель говорит: «Дети от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша просит нас прийти к ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя, где сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо посадить на широкие грядки, а картошку на узкие. Помогите разобраться. А то я запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это ширина (показывает поперёк предмета, проводя пальцем сверху вниз по всей протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти широкую и узкую грядки, их нужно сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим: выступает верхний край одной из полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом), Если верхний край одной из полосок выступает, то она шире. Посмотрите, что у нас получилось. Верхний край, какой полоски выступает? (Коричневой). Значит эта полоска шире или уже? (Шире). А чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая полоска, какая по ширине? (Широкая). А чёрная? (Узкая). Пусть каждый из вас подойдёт и покажет ширину чёрной полоски и коричневой. При этом не забудьте сказать, какая полоска узкая, а какая широкая. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого из вас по две полоски разной ширины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка» узкая, а какая широкая. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, по необходимости спрашивает: «Коричневая полоска, какая по ширине? А чёрная? Как ты догадался? Покажи ширину чёрной (коричневой) полоски». Когда все дети разобрались, где широкая грядка, а где узкая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на узкую грядку картофелины, а на широкую – морковки.
Все довольны проделанной работой. Воспитатель хвалит детей. Машенька благодарит и приглашает всех детей на чай из самовара с бубликами.
Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки»
Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения и наложения; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «широкое», «узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.
Игровое правило.
Широкое полотенце положить в одну стопку, а узкое – в другую.
Игровые действия.
Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.
Материал.
Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов, одинаковой длины (30 см), разной ширины (10 см и 15 см).
Раздаточный: такой же, как демонстрационный (по количеству детей).
Ход игры.
Маша обращается за помощью к детям: «Ребята, родители ушли в поле работать, а мне нужно чистые полотенца разложить в две стопки: в одну стопку положить широкие полотенца для мамы и папы, а в другую стопку – узкие – для меня. Помогите мне, пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель говорит: «Покажи ширину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к ребёнку). Жёлтое полотенце, какое по ширине? А зелёное? Как ты догадался? Кто мне покажет, как можно сравнить полотенца по ширине. Молодцы дети. А теперь я покажу вам, как можно сравнить полотенца по ширине, не прикладывая, их друг к другу, а накладывая, их друг на друга». Воспитатель накладывает узкий прямоугольник на широкий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает верхний край – шире, другое – уже.
Воспитатель предлагает детям занять места за своими столиками. Перед каждым ребёнком два прямоугольника (широкий и узкий). Детям необходимо определить какое «полотенце» шире, а какое уже, накладывая прямоугольники друг на друга. Затем подойти к Машеньке и широкое «полотенце» положить в одну стопку (где лежат широкие «полотенца»), а узкое – в другую (где лежат узкие «полотенца»).
Во время выполнения задания воспитатель подходит то к одному ребёнку, то к другому и спрашивает: «Какое полотенце шире? А уже? Как ты узнал? Что ты сделал? Жёлтое полотенце уже или шире, чем зелёное? И так далее». После того, как все полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель провожает Машу и помогает ей отнести полотенца.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель: Закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения, показывать ширину предметов; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине» (учить подбирать предмет к образцу).
Игровое правило.
По сигналу воспитателя найти свой домик.
Игровые действия.
Поиск своего домика (подбор «ключика» к «замочку»), сравнение предметов по ширине (подбор к образцу).
Материал.
Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине.
Ход игры.
Маша приходит в гости к ребятам и просит детей поиграть с ней. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Все соглашаются.
Воспитатель расставляет в разных местах комнаты стулья. Это домики. Вносит два комплекта полосок одинаковых по длине и цвету, но разных по ширине. Один комплект раздаёт детям – это «ключи» от домиков, а другой комплект полосок раскладывает на стульчиках – это «замочки». Далее воспитатель объясняет правила игры: дети могут гулять, бегать, играть, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Дождь пошёл! Скорее в домики». Дети по сигналу воспитателя должны найти свой домик, то есть подобрать «ключик» к «замочку». Для этого необходимо каждому ребёнку найти такую полоску на стульчике, которая будет равна по ширине его собственной полоске (образцу, который у него есть). В ходе игры воспитатель беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Почему ты решил, что это твой домик? Как ты догадался, что полоски одинаковые по ширине? Покажи ширину полоски. И так далее».
Игра повторяется два-три раза, но при этом дети меняются «ключиками», затем воспитатель меняет местами «замочки».
По окончании игры, Маша говорит: «Ребята! Мне так понравилась эта игра! Мне не терпится научить всех своих подружек играть в неё. Большое спасибо. Я побежала».
Дидактическая игра «Ёлочки для Мишки и Мышки»
Цель: Развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», учить детей правильно показывать высоту предметов.
Игровое правило.
Посадить к высокому дому высокую ёлочку, а к низкому домику – низкую ёлочку.
Игровые действия.
Сравнение ёлочек по высоте, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги домики: высокий для медведя и низкий для мышонка; силуэты медведя (большой) и мышонка (маленький).
Раздаточный: на каждого ребёнка по две стилизованные ёлочки (высокая – 15 см и низкая – 10 см), лист белой бумаги с проведенной на ней линией.
Ход игры.
Маша приходит в гости к детям и рассказывает: «Ребята, у меня есть два друга – Мишка и Мышонок (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу силуэты животных с левой стороны и с правой стороны). Они очень дружат между собой. Миша большой, а Мышонок?.. (маленький). Правильно ребята. И домики у них разные (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу домики рядом с животными): у Миши - ?.. (большой), а у Мышонка - ?.. (маленький)». Воспитатель обращается к детям: « Ребята, посмотрите, пожалуйста, Мишка и Мышка разного роста (воспитатель ставит фигурки животных рядом на одну линию). Вот какого роста медведь, а вот какого роста мышонок (при этом показывает высоту животных, проводя пальцем от лап до макушек). Миша – высокий, а Мышонок – низкий. Вот насколько медведь выше мышонка (воспитатель показывает разницу животных в росте, проводя пальцем вдоль остатка). Значит и домики у них должны быть разными по высоте. Чтобы узнать какой домик высокий, а какой низкий, их надо сравнить. Для этого поставим домики рядом на одну линию, приложим их друг к другу. Кто мне покажет высоту Мишкиного домика? А Мышкиного? У кого домик выше? А у кого ниже? Давайте все хором скажем «высокий» (показывает на дом медведя), «низкий» (показывает на дом мышонка). На сколько домик у медведя выше, чем у мышонка? Кто мне покажет? Правильно. Молодцы!» Продолжает Маша: «Дети, мои друзья решили украсить свои полянки ёлочками. Медведь высокий. Он любит ёлочки повыше. А мышонок низкий. Он любит ёлочки пониже». Воспитатель говорит: «Ребята, давайте мы Мишке и Мышке сделаем сюрприз – посадим к высокому дому высокие ёлочки, а к низкому дому – низкие. У вас на столах по две ёлочки и лист белой бумаги с чёрной линией. Постарайтесь так расположить ёлочки на листе бумаги, чтобы можно было узнать: какая ёлочка высокая, какая низкая». В ходе выполнения задания педагог тихонько уточняет у детей. «Какая ёлочка высокая? Как ты узнал? Как ты сравнил? Покажи, как ты приложил ёлочки друг к другу. Покажи высоту ёлочек. Какая ниже? Какая выше? Покажи насколько». Когда дети отыскали высокую и низкую ёлочки, воспитатель предлагает каждому ребёнку подойти к фланелеграфу и высокую ёлочку прикрепить возле высокого дома (для Миши), а низкую ёлочку – возле низкого дома (для мышонка). В конце занятий все любуются полученной картинкой.
Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки»
Цель: Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине . Учить сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей правильно показывать толщину предметов.
Игровое правило.
Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть в маленькую «корзину».
Игровые действия.
Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).
Раздаточный: на каждого ребёнка две корзиночки (большая и маленькая) и по три пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. Маша : «Ребята, я была в лесу и набрала много грибов. Бабушка попросила меня разложить грибы по корзинам ».
Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину (показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину ( показывает) грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой грибок надо класть в большую корзину, а какой – в маленькую. (Сравнить). Как сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек?. У какого грибка ножка тоньше, у какого толще? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой ножкой – в маленькую . Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».
Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины (большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины, чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку. Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.
Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.
Дидактическая игра «Поможем Машеньке посолить огурчики»
Цель: Развивать умение детей сравнивать предметы по длине; используя приём приложения, результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинный», «короткий»; показывать правильно длину предметов.
Игровое правило.
Длинные «огурчики» класть в большую «кадушку», а короткие «огурчики» класть в маленькую «кадушку».
Игровые действия.
Попарно сравнивать «огурчики» между собой по длине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги две кадушки (большая и маленькая) и огурчики (длинные – 18 см и короткие – 12 см, зелёного цвета, одинаковой ширины).
Раздаточный: на каждого ребёнка силуэты двух кадушек (большой и маленькой) и по три пары «огурцов», отличающихся только длиной – 18 см и 12 см.
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. Воспитатель предлагает детям пригласить её поиграть. Но Маша отказывается: «Ребята, большое вам спасибо, но я забежала только на минутку, вас проведать. Меня и подружки звали в лес за ягодами. Но мне надо помочь матушке. Они с батюшкой уехали на базар, а мне наказывали, чтобы я посолила огурчики».
Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше, а потом поиграем». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую кадушку (воспитатель показывает на фланелеграфе) положить длинные огурчики, а в маленькую кадушку (воспитатель показывает) короткие огурчики. А вот и огурчики». Воспитатель берёт из общей кучки два огурца (длинный и короткий) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой огурец длинный, а какой короткий. (Сравнить). Как сравнить? (Положить один под другим.С одной стороны концы подравнять). А кто покажет длину огурчиков? (Слева направо пальчиком от одного кончика огурца до другого). Какой огурец короче? А какой длиннее? На сколько? (Показывая разницу, ребёнок проводит пальчиком вдоль остатка.) Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить длинные огурцы в большую кадушку, короткие в маленькую и залить рассолом. Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».
Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком лежит две «кадушки» (большая и маленькая), и три пары «огурчиков» разной длины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два «огурчика» разной длины, чтобы он сам их сравнил и разложил по кадушкам. Далее огурчики лежат вперемешку. Если ребёнку попадаются разные по длине огурчики, то его действия аналогичны предыдущим. При этом воспитатель тихонечко общается с детьми: «Как ты определил, где длинный огурчик? А где короткий? Как ты сравнил огурчики по длине? Покажи пальчиком длину каждого огурчика. Какой огурчик длиннее? А какой короче? Покажи на сколько». Если ребёнку попались два одинаковых по длине огурчика, и он затрудняется в какую кадушку их положить, воспитатель тихонечко советует взять огурчик из любой кадушки и приложить его к тем огурчикам, что уже есть у ребёнка.
Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.
Дидактическая игра «Поможем Маше разобрать ленты по длине»
Цель: Развивать умения детей сравнивать предметы по длине, используя приём наложения, и результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; упражнять детей в правильном показе длины предметов.
Игровое правило.
Длинную полоску положить в длинную коробку, а короткую полоску положить в короткую коробку.
Игровые действия.
Сравнение полосок по длине, используя приём наложения.
Материал.
Демонстрационный: две коробки (длинная – 30 см и короткая – 20 см), две полоски одинаковой ширины (3 см), разной длины (30 см и 20 см) и разного цвета (синего и красного).
Раздаточные: на каждого ребёнка по две полоски синего и красного цвета, шириной 3 см, длиной 30 см и 20 см.
Ход игры.
Стук в дверь. Воспитатель идёт открывать и возвращается с Машенькой. Маша радостная: у неё в руках много разноцветных полосок. Она обращается к детям: «Ребята, сегодня матушка с батюшкой привезли мне с базара в подарок новую ленту за то, что я ласковая, приветливая, трудолюбивая. Посмотрите, сколько у меня красивых лент!» Кладёт их кучкой на стол. «Здесь и красные, и синие, и длинные, и короткие. Буду каждый день в косу новую ленту вплетать!» Воспитатель говорит: «Маша, а давай мы тебе с ребятами поможем разобрать ленты по длине. У нас и коробочки есть: одна – длинная, другая – короткая. Мы все длинные ленты сложим в длинную коробочку, а все короткие – в короткую. Тебе так удобнее будет». «Вот здорово!- говорит Маша.- Как я раньше не догадалась». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, поможем Маше? (Ответы детей). Тогда давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы узнать какая лента длинная, а какая короткая. (Сравнить). Правильно, ребята. Когда мы с вами прежде сравнивали предметы по длине, мы их прикладывали друг к другу. Но можно сравнивать предметы по длине и по-другому: накладывая их друг на друга. Вот посмотрите, пожалуйста, я на красную ленту (длинную) наложу сверху синюю (короткую). С одной стороны концы лент подравняю, края лент сверху и снизу совмещу. Вот длина красной ленты (показывает пальцем слева направо вдоль всей протяжённости). Вот длина синей ленты (показывает). Видите, конец красной ленты выступает. Какая из них длинная? А какая короткая? Кто мне покажет, где остаток. Правильно. А теперь садитесь за свои столики. Мы с Машей каждому дадим по две ленты: длинную и короткую. А вы, накладывая ленты друг на друга, найдите длинную и короткую. Потом мы длинные ленты положим в длинную коробку, а короткие – в короткую». Дети приступают к выполнению задания. Когда ребёнок справился с заданием, воспитатель подходит к нему с коробочками и тихонько расспрашивает: « Какая лента длиннее (короче)? Как ты определил? Что нужно сделать? Покажи длину красной (синей) ленты. «Какая лента длинная (короткая)? Положи длинную ленту в длинную коробочку, а короткую ленту в короткую коробочку».
В конце Маша благодарит детей за помощь, за то, что они отзывчивые, трудолюбивые, добрые.
Дидактическая игра «Автомобили» (Подвижная игра)
Цель: Закреплять представления детей о таком параметре величины как длина предметов (фигур); продолжать учить сравнивать предметы по длине, используя приёмы приложения или наложения, правильно отражать в речи результат сравнения: длиннее, короче, одинаковые по длине; учить подбирать предметы к образцу по длине.
Игровое правило.
По сигналу ведущего найти гараж для автомобиля.
Игровые действия.
Поиск своего гаража (подбор «номеров» машин и гаражей – подбор полосок одинаковых по длине).
Материал.
Обручи; два комплекта полосок, одинаковых по ширине и цвету, но разной длины (всё по количеству детей).
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. «Ребята, - говорит она. - А давайте с вами поиграем в какую-нибудь игру, ведь я не знаю многих ваших игр». Дети начинают предлагать разные игры. Тогда воспитатель говорит: «Я знаю новую игру, в которую вы, ребята, ещё не играли. Будет всем интересно. Послушайте, как в неё надо играть. На полу разложены обручи. Это «гаражи». На подносе лежат полоски одинаковые по ширине и цвету, но разные по длине. Точно такие же находятся внутри каждого обруча. Это «номера гаражей». Дети, возьмите по одной полоске с подноса. Это «номера машин». Представьте себе, что все вы «машины», у каждой свой «номер» (своя полоска). «Машины» будут ездить по городу. Но как только я скажу «Машины в гараж!», каждый должен найти свой «гараж» и въехать в него. Для этого необходимо сравнить (приложить) «номер» своей «машины» с «номером гаража». Если номера совпадут (будут одинаковые по длине), то можно въезжать». По ходу игры воспитатель задаёт детям наводящие вопросы: «Почему ты не смог «въехать» в этот «гараж»? Как ты определил? Они одинаковые по длине? Что надо делать дальше?»
Игра повторяется 3 раза, но при этом воспитатель меняет местами «номера гаражей», другой раз предлагает детям поменяться «номерами машин.
Дидактическая игра «Открытки для друзей к Новому году»
Цель: Продолжать учить подбирать предмет к образцу по ширине, используя приём приложения или наложения; результат сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине».
Игровое правило.
Подобрать открытку к конверту в соответствии с его шириной.
Игровые действия. Сравнение предметов по ширине приемами приложения и наложения. Подбор к предметов по ширине в соответствии с образцом.
Материал. Демонстрационный: три прямоугольника, один из которых белый (конверт), два других разных цветов с изображением различных животных (открытки). Все они одинаковой длины. Одна из «открыток» по ширине отличается от «конверта», а другая «открытка» одинаковая по ширине с «конвертом».
Раздаточный: такой же, как демонстрационный. Всё по количеству детей.
Ход игры.
Маша приходит в гости к детям и предлагает поздравить зверей с Новым годом. Она говорит: «Дети, посмотрите, сколько у меня открыток (воспитатель показывает цветные прямоугольники). Какие они разноцветные. На каждой изображено какое-нибудь животное (на цветной картон наклеена картинка). Надо все открытки разложить по конвертам (воспитатель показывает белые прямоугольники). Но я пока к вам шла, перепутала все конверты и открытки. А они разные по ширине. Помогите мне, пожалуйста, подобрать к каждому конверту открытку».
Дети садятся за столики. Перед каждым ребёнком кладётся один белый прямоугольник (конверт) и два цветных (открытки). Одна «открытка» отличается по ширине от «конверта», а другая совпадает с ним по ширине. Детям предлагается самостоятельно справиться с заданием: подобрать по ширине открытку к конверту. В ходе выполнения задания воспитатель тихонечко беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Как ты подбирал открытку к конверту? Почему ты решил, что они одинаковые по ширине? И так далее». Затем игра повторяется, но при этом детям дается по одной открытке и два конверта. В конце игры Маша благодарит детей за помощь и предлагает им почитать стихи про Новый год.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12 имени Героя Советского союза И.А. Маликова
План по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» (Подготовительная группа)
Воспитатель первой категории:
Анохина Т.Н
Ногинск
2023г
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- -развивать монологическую форму речи;
- -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- -учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- -развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность работы:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Развитие связной речи способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
Проблема развития связной речи является одной из актуальных, потому что
1. Связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
2. От уровня развития связной речи зависит
- умение общаться с людьми,
- общее интеллектуальное развитие,
- интеллигентность и культура человека.
3.Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет:
- давать развернутые ответы на сложные вопросы;
- аргументировано и логично излагать свои мысли;
- авторитетно отстаивать свое мнение;
- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- писать изложения и сочинения.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Образовательная область: «Развитие речи»
Ожидаемый результат:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План работы на 2023-2024 учебный год
1 этап. Подготовительный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1. | Изучить и проанализировать: 1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001. 2. Лебедева Л.В. Козина И.В.Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008 3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. 4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007). | сентябрь-май |
2. | Изучение материалов на сайтах: - http://maam.ru; - http://nsportal.ru; - http://infourok.ru; - http://loqopedy.ru. | сентябрь-май |
2 этап. Практический
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | сентябрь |
2. | Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | октябрь |
3. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | октябрь |
4. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова)Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | октябрь-апрель |
5. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | ноябрь |
6. | Памятки для родителей по обучению связной речи. | декабрь |
7. | Разучивание стихов на тему «Зима» Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима» | январь |
8. | «В мире загадок» Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | февраль |
9. | Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | февраль |
10. | Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | март |
11. | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | май |
3 этап. Обобщающий
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1. | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии по данной теме. | сентябрь-май |
2. | Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах | сентябрь-май |
3. | Подобрать материал и разработать консультации для родителей | октябрь-ноябрь |
4. | Подведение итогов. Оформление результатов и распространение своего педагогического опыта | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...