План самообразования педагога
методическая разработка (старшая группа)
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Островской Юлии Михайловна на 2019-2021 г. г.
Тема: «Развитие инициативы у детей 5-6 лет посредством экспериментальной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2021.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЖУРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОДИНЧОК»
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Островской Юлии Михайловна на 2019-2021 г. г.
Тема: «Развитие инициативы у детей 5-6 лет посредством экспериментальной деятельности»
г.Ужур 2019
Актуальность
Проблема развития инициативы сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться в документах, отражающих современные направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование инициативы, самостоятельности и ответственности» детей [11,с.6.]. Все это говорит о том, что развитие инициативы у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.
Инициатива как проявление общей активности личности рассматривается в работах А.Ф. Лазурского, А.И. Крупнова, И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и др.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность [2,с.12].
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментальная деятельность. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [27].
Именно экспериментальная деятельность помогает выпускнику дошкольной образовательной организации соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной организации, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственная связь, соблюдать правила безопасности.
Специально организованная экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Цель: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; создание благоприятных условий для развития инициативы; развитие у ребенка интереса к экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
3. Разработать перспективный план работы с детьми;
4. Оформить в группе уголок «Лаборатория юных исследователей»;
5. Провести родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
6. Создать картотеку.
№ | Этапы работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Теоретический | Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете. Разработка плана по теме самообразования. | сентябрь 2019 г. – май 2021г. |
2. | Практический | Сбор необходимого инвентаря и оборудования. Разработка конспектов занятий с детьми. | сентябрь 2019 – май 2021 гг. |
3. | Поиск интересной информации о явлениях природы. Оформление в группе «Мини – лаборатории» и оснащение ее необходимым материалом. | октябрь 2019 г. | |
4. | Подготовка консультаций для родителей. Папка-передвижка для родителей и детей. | Январь 2020 г. | |
5. | Создание и изготовление картотеки экспериментов. Подготовка консультаций для педагогов. | Февраль 2020 г. | |
6. | Оформить «Огород на окне» Оформление выставки советов для коллег и родителей с целью ознакомления с новыми технологиями детского экспериментирования | март 2020 г. | |
7. | Проведение родительского собрания «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома». Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя». | Апрель 2020 г |
Выход темы:
Проведение открытого НОД. Тема: « » (апрель 2020 г.).
Оформить «Огород на окне»
Создание и изготовление картотеки экспериментов.
Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие экспериментальной деятельности для дошкольников».
Оформление папки передвижки «Эксперименты».
Отчет о проделанной работе за учебный год.
Список литературы.
1. Алиева, Т. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации / Т. Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 113-119.
2. Бабева Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014 г. – 321с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
4. Иванова А.И. Организация исследовательской деятельности: Методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96с.
5. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 342 с.
6. Краткая философская энциклопедия / гл. ред. Е.Ф. Губский. - Москва, 1994. - 459 с.
7. Коротаева Е.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста / Коротаева Е.В., Святцева А.В. // Современные проблемы науки и образования. - 2016.- №2. - С. 337.
8. Короткова Н.А, Нежков П.Г. Инновационные подходы в организации работы ДОО по поддержки детской инициативы и самостоятельности //Педагогическое образование в России.-2008. С.208.
9. Михеева, Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет : Рекомендации, развивающие игры, упражнения, занятия. / Е.В. Михеева. - Волгоград : Учитель, 2014. – 155 с.
10. Монина Г.Б. технология формирования у детей 6 – 7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 176 с.
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерство образования и науки России от 17.10.2013 №1155 // Минюсте Российской Федерации - 2013. -№ 30384. - Ст. 6.
12. Прохоровой Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л.Н. Прохоровой. - Москва : АРКТИ, 2004. - 146 с.
13. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис. на соискание ученой степени доктора псих. наук. / отв. ред. А.Н. Поддьяков. - Москва : МГУ, 2001. - 48 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л.Рубинштейн -СПб Издательство «Питер» - 2000. С.712.
15. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования : книга для педагогов и родителей / Л.В. Рыжова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015 г. -221 с.
16. Советский энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - Москва : Советская Энциклопедия, 1987. - 1600 с.
17. Современный словарь иностранных слов / Е. А. Гришина. - СПб : Дуэт, 1994. – 740 с.
18. Шемаханова О.А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром / О.А. Шемаханова // Дошкольная педагогика. - 2011. - №4. - С. 25.
19. Шухардина С.Б., Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2016. - №3. - С. 44-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....
Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. ...
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План самообразования педагога дополнительного образования
Примераная структура плана самообразования...
план самообразования педагога
план самообразования педагога...
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...