Конспект открытого занятия «Волшебный мир кукольного театра»
методическая разработка (старшая группа)
Занятие для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_konkurs_markelova_s.v._wecompress.com_.docx | 337.88 КБ |
1._dndonnnd34du_dddegd12nnddu.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Золотая рыбка"
Смоленского района Смоленской области
Конспект организованной образовательной деятельности
«Волшебный мир кукольного театра»
для детей старшей группы.
Подготовила:
Маркелова Софья Владимировна
музыкальный руководитель
2024 г.
Содержание:
- Аннотация к конспекту занятия
- Актуальность
- Цели
- Задачи
- Возраст детей
- Форма проведения
- Предварительная работа
- Методы и приемы
- Результаты
- Интеграция образовательных областей
- Структура занятия
- Демонстрационный материал, оборудование
- Методическое обеспечение
- Ход занятия
Аннотация к конспекту занятия
В конспекте рассматривается понятие эффективности театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра. В конспекте поставлена общая проблема, её формулировка. Описаны конкретные задачи, позволяющие раскрыть тему работы. Автор акцентирует внимание на том, что современные методики и подходы, реализуемые в дошкольных учреждениях, ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира, эмоциональное развитие дошкольников.
Данная работа может быть полезна музыкальным руководителям, педагогам и родителям.
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и обще-педагогическими принципами:
‒ Принцип развивающего обучения.
‒ Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагога и детей).
‒ Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
‒ Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
‒ Принцип психологической комфортности.
Занятие построено с использованием игровых и ИКТ-технологий.
В занятии определяется цель и задачи, посредством которых происходит ее реализация.
Задачи, реализуемые в ходе занятия, подразделены на несколько категорий: образовательные, развивающие и воспитательные.
Для достижения целей и задач были использованы такие методы и приемы:
‒ наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с видами кукол и т.д.);
‒ практический метод (инсценировка стихотворения С.Михалкова “Котята”, импровизация “Гонзики”);
‒словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации, беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание);
‒ метод демонстрации. (показ театральных видов кукол детям);
‒ игровой прием (игры).
По содержанию занятие является комбинированным. Решение задач осуществляется через такие образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Занятие состоит из 4 этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, в котором реализуется мотивационная задача, активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всего занятия. В ходе основной части занятия дети получали новую информацию по теме ««Волшебный мир кукольного театра»» и выполняли творческие задания по актерскому мастерству.
Заключительная часть состоит из подведения итогов и рефлексии.
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, использование игрового пособия гонзики и комбинированной формы проведения занятия позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Все это способствует более глубокому усвоению детьми новых знаний по теме «Волшебный мир кукольного театра», закреплению новых компетенций. Данный конспект разработан для детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет и может быть рекомендован для использования в любой группе и ДОУ.
Актуальность
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретать жизненный опыт - все это помогает осуществить театр.
Театр и театрализованные игры - одно из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр – это один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Театрализованная деятельность с использованием кукол помогает ребенку всесторонне развиваться, преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Проблема: у дошкольников недостаточно сформирован опыт социальных
навыков поведения, недостаточно развита память, образное мышление, внимание и речь. Очень часто родители не поддерживают самостоятельность детей, стараются больше делать за ребенка в связи с ограниченным свободным временем, предпочитают покупать для детей современные интерактивные игрушки и гаджеты.
Цель: формирование у дошкольников интереса к театрально-игровой деятельности, посредством взаимодействия с разными видами кукол.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание о видах театра;
- познакомить детей с разными видами кукол;
- учить бережному отношению к театральным куклам;
- учить элементарным приемам управления кукол;
- активизировать познавательный интерес и образное мышление;
- познакомить с основателем Смоленского театра кукол Д.Н.Светильниковым.
Развивающие:
- раскрывать творческий потенциал детей;
- развивать эстетический вкус, образное мышление и фантазии детей;
- развивать коммуникативные качества детей посредством приобщения к театральному искусству.
Воспитательные:
- воспитать в ребенке готовность к творчеству;
- вызвать положительный эмоциональный интерес к театральному творчеству;
- воспитывать в детях любовь к культуре и искусству.
Активизировать словарь: пальчиковые, перчаточные, тростевые куклы, марионетка, ширма, декорации, гонзики.
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: совместная деятельность педагога и детей, фронтальная форма организации обучения и индивидуальная.
Предварительная работа:
‒ рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий;
‒ чтение дидактической сказки “Поход в кукольный театр”;
‒ подготовка демонстрационного материала и оборудования для занятия.
Методы и приемы:
‒ словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
‒ наглядные (показ демонстрационных материалов; мультимедийная
презентация, рассматривание картинок);
‒ игровые (игровая ситуация);
‒ практические (игровые упражнения).
Результаты:
- повышение интереса к театрально-игровой деятельности;
- активизация творческой деятельности с использованием кукол;
- формирование умения создавать и обыгрывать импровизационные сюжеты;
-развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Структура занятия:
I.Вводная часть:
Приветствие
II. Основная часть:
Просмотр презентации и непосредственно выполнение заданий: ответы на вопросы, решение ситуативных задач.
III.Актерское мастерство:
Упражнения: на раскрепощение, на воображение и фантазию, пальчиковая разминка с гонзиками и т.д.
IV. Заключительная часть:
Обобщение полученных знаний.
Рефлексия и ориентирование детей на дальнейшую театральную деятельность.
Демонстрационный материал, оборудование:
‒ демонстрационный столик;
‒ мультимедийная презентация и оборудование к ней;
‒ театральные куклы: пальчиковые, перчаточные, тростевые, кукла марионетка,
куклы тени, игровое пособие гонзики;
‒ музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение:
- Алябьева Е.А. Что такое театр? Сказки и рассказы для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 112 с. — (Библиотека Воспитателя).
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
- Зернес С. Играем в театр. Пособие для детских садов и школ раннего развития — М.: КТК “Галактика”, 2023. — 148 с.
- Знакомство с миром театра. Будущим зрителям, актерам, режиссерам… — М.: Школьная книга, 2022. — 48 с.
- Мигунова Е.В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие / Е. В. Мигунова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023. — 172 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. — 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. — 136 с.
Ход занятия
1 часть. Вводная часть
Дети под музыку заходят в зал.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на занятии нашего кружка «Театральные ступеньки».
Ребята, сегодня прекрасный (солнечный) день.
Давайте подарим друг другу улыбки и скажем:
‒ Доброе утро (соседу справа);
‒ Доброе утро (соседу слева);
‒ Доброе утро новый день (ручки вверх).
2 часть. Основная часть
Педагог: Сегодня я приглашаю вас окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера. Присаживайтесь на стульчики.
Педагог: Но прежде чем мы с вами окунемся в мир кукольного театра, вспомним какие существуют виды театров.
Педагог: Ребята, какой это театр?
Ответы детей: драматический.
Педагог: Правильно! А следующий?
Ответы детей: оперный
Педагог: Верно! Следующий?
Ответы детей: Театр балета
Педагог: Молодцы! Верно!
Ответы детей: Театр зверей
Педагог: Отлично! Правильно!
Ответы детей: Кукольный театр
Педагог: Верно! Молодцы! Вы отлично справились.
А теперь мы с вами погрузимся в увлекательный мир кукольного театра. Кукольный театр – какие у вас возникают ассоциации с этим словосочетанием? (Дети отвечают).
А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают).
Какие впечатления (понравился и почему)? (Дети отвечают).
Ребята, в кукольном театре главные актеры - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.
Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют.
(После каждого показа кукол педагог дает возможность детям манипулировать ими , показывает приемы ведения куклы на демонстрационном столике)
● Пальчиковые куклы
Педагог: Почему они так называются? (Дети отвечают).
Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку.
● Перчаточные куклы
Педагог: Почему они так называются? (Дети отвечают: одеваются на руку актера как перчатка).
Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого вида кукол стал знаменитый Петрушка.
● Тростевые куклы
Педагог: Почему они так называются? (Дети отвечают).
Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней гораздо сложнее.
● Куклы марионетки
Педагог: Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
● Куклы - тени.
Педагог: Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают).
Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение.
Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.
Педагог: Ребята, а вы знаете, кто такой актер? (Дети отвечают).
Дело в том, что в кукольном театре, помимо кукол, есть актеры.
Их называют актерами-кукловодами. Я хочу вам рассказать о таком актере и нашем земляке Дмитрии Николаевиче Светильникове.
Он был не только актером, но ещё и режиссером (это человек который ставит спектакли), а также театральным организатором. Являлся заслуженным артистом нашей страны.
Родился Дмитрий Николаевич 11 октября 1910 года в Петербурге. Когда был подростком расклеивал афиши, работал учеником декоратора и парикмахера, играл в массовке (в массовых сценах). В 1924 году вступил в труппу Новгородского театра юного зрителя. Затем учился и работал в Ленинграде. Играл в опере и оперетте, выступал в цирке, снимался в кино. Играл в драматическом театре в Петрозаводске. С 1931 года работал в Смоленске в театре Красной Армии, Смоленском драматическом театре и театре им.Ленинского комсомола. В годы Великой Отечественной Войны вместе со всем советским народом освобождал нашу страну от фашистов. В послевоенные годы вернулся к творческой профессии.
В 1955 году стал главным режиссером Смоленского областного театра кукол. Юные смоляне знают, что дом, где живет сказка, носит его имя. Актер, режиссер, человек щедрого таланта - таким был и навсегда останется в памяти смолян заслуженный артист Д.Н.Светильников. С его именем неразрывно связана творческая биография Смоленского областного театра кукол, основателем которого он стал. Ребята, посмотрите каким раньше был театр кукол. Здесь показаны первые куклы и афиши спектаклей, которые создавал Дмитрий Николаевич. Посмотрите сколько кукол.
А вот так театр выглядит сейчас.
В нем проходит много интересных спектаклей с участием кукол.
Ребята, так как Дмитрий Николаевич был актером, предлагаю вам сегодня стать не просто актерами, а актерами-кукловодами. Но для начала нам нужно с вами немножечко размяться.
3 часть. Актерское мастерство. (все упражнения, игры выполняются под музыку)
Педагог: Ребята, чтобы актеры могли хорошо выступать, им необходимо выполнять упражнения по актерскому мастерству, развитию голоса, речи, дыхания и движения. А какие еще упражнения нужны актерам, которые управляют куклами? Как вы думаете?
Ответы детей.
Педагог: правильно, это упражнения на укрепление мышц рук.
Я приглашаю вас в нашу актерскую мастерскую на разминку.
Упражнения на раскрепощение.
- Греем руки, ноги, щеки. (трем руками определенные части тела)
- Потягиваемся
- “Солнечные лучики” (руки двигаются от себя в разные стороны)
- “Бабочки” (руки превратились в бабочек и летают)
- “Мухи” (руки сжаты в кулак, имитируем руками полет мух)
- “Свечка” (дети превращаются в свечи, зажигают над головой фитилек на слог-чик-, педагог говорит на какой счет (на 5/7/10) “свечки” должны растаять (лечь на пол)
- Танцуют разные части тела. (педагог дает команду детям какая часть тела должна двигаться под музыку: голова, правая рука, левая рука, правая нога, левая нога и все тело. Также можно комбинировать одновременно 2 части тела например: правая рука и левая нога.)
- “Скорости”. (По хлопку педагога дети начинают хаотично двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь всё время заполнять свободное пространство с определенной скоростью. 1 скорость - “замедленная съемка”, 2 скорость - “замедленная съемка” чуть быстрее, 3 скорость - шаг, 4 скорость - быстрый шаг и 5 скорость - бег.)
Фонетическая гимнастика.
- Змеи (руки превратились в змей, показываем змей и произносим звук -Ш-)
- Пчелы (руки сжаты в кулак, имитируем полет пчел и произносим звук -З-)
- Плывем на лодке (руки вытянуты вперед, произносим звук -Ш- и руки подтягиваем к груди, “гребем веслами”)
- Поезд (руки поджаты к туловищу, произносим звук -Ч- вместе с круговыми движениями рук)
- Руль (руки вытянуты вперед и сжаты в кулаке, произносим звук -Р- и наклоняем “руль” в правую/левую стороны, имитируя вождение автомобиля)
- Цветочки (руки двигаются от себя в разные стороны, ладони сжаты в кулак, при произношении звука -Б- кулак разжимается)
- Молоточки (руки сжаты в кулак, при произношении звука -Д- руки поочередно “забивают гвозди”)
Скороговорки.
- Пекарь пек калачи в печи. (“лепим” калачи)
Хорош пирожок внутри. (показали палец вверх)
Хорошо… (поднесли руки к лицу, сделали вдох носом выдох ртом и сказать “хорошо”)
- Говорит попугай попугаю: “Я тебя, попугай, попугаю”. (Говорит слова педагог, иимитируя ладонью клюв попугая).
Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай”. (Говорят дети, также имитируя ладонью клюв попугая).
Педагог: Ребята, я хочу вас познакомить с необычными персонажами, их называют гонзики.
Они хотят с вами познакомиться и поиграть. Мы можем их надеть на пальчики, с ними можно общаться, играть, они могут повторять за вами движения и слова и, конечно, с ними можно фантазировать - придумывать новые сюжеты и сказки. Хотите с ними поиграть? (педагог показывает детям особенности ведения данной куклы-игрушки)
«Солнышко встало - утро настало!»
Гонзики, Гонзики - утром оживают!
Гонзики, Гонзики - глазки открывают!
Всем, кого увидят -
Шлют они «Привет!», (ребята шлют им в ответ)
"Комарики"
Мы шагаем, мы шагаем, - (поднимать по очереди по два пальца, на которых нет глазок)
Лапки кверху поднимаем.
Головою повертели,
Оттолкнулись, полетели! (оттолкнуться пальчиками и, вытянув вперед "нос комара" - "ЗЗЗЗЗЗЗ", покружить перед собой)
"Спокойной ночи"
Гонзик маленький скакал ("подпрыгивают" пальцы, на которые не надеты "глазки")
Головой крутил, (крутить пальцем с "глазками")
Летал! (махать пальцами без "глазок", как крыльями)
К вечеру совсем устал,
Приземлился, полежал (положить всю ладошку на стол)
Когда голову поднял (понять вверх палец с "глазками" и покачать им)
В небе звезды увидал!
Понял Гонзик: "Пора спать".
Лег в цветочек, как в кровать (раскрыть пальцы другой руки, как лепестки цветка, положить на ладошку Гонзика и покачать)
Цветочек Гонзика качает,
Тихо песню напевает:
"Ложись скорее на бочок.
Спокойной ночи, мой дружок".
Педагог: Молодцы, ребята! Со всеми задачами справились. Присаживайтесь на стульчики.
А теперь для вас Саша, Вадим, Кира, Максим и Коля покажут с помощью перчаточных кукол инсценировку стихотворения Сергея Михалкова “Котята”.
Вы послушайте, ребята, (Рассказывает педагог)
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Дети поочередно показывают котят)
Раз — котенок самый белый, (Дети движениями показывают своего котенка, выполняют действия по стихотворению)
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять — похож на Три и Два —
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять! (Дети поочередно показывают котят)
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Педагог: молодцы, наши актеры-кукловоды, справились с поставленной задачей. Присаживайтесь на свои места.
Педагог: Ребята, сегодня вы познакомились с кукольным театром, видами театральных кукол, а также побывали в качестве актеров-кукловодов. Вы смогли «оживить» наших кукол. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы еще узнаете много секретов кукольного театра.
IV. Заключительная часть: Обобщение полученных знаний.
Рефлексия и ориентирование детей на дальнейшую театральную деятельность.
Педагог: Ребята, вы все молодцы.
Скажите мне, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили?
Ответы детей.
А кто такой Д.Н.Светильников?
Ответы детей (Актер, создатель Смоленского кукольного театра)
С каким видом кукол Саша, Коля, Вадим, Максим и Кира показали нам сегодня стихотворение С.Михалкова “Котята”?
Ответы детей (перчаточной куклой).
Какие виды кукол вы еще знаете?
Ответы детей (тростевые, пальчиковые, перчаточные, куклы-тени, марионетки).
Педагог: А что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
Дети высказывают свое мнение.
Педагог: Ребята, какая самая лучшая награда для артиста?
Дети: Аплодисменты зрителей.
Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие.
И на память каждому из вас останутся эти веселые гонзики. Вы сможете с ними придумать свои новые интересные истории и сказки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Театр кукол
Виды театральных кукол
Пальчиковые куклы
Перчаточные куклы
Тростевые куклы
Куклы марионетки
Куклы тени
Д.Н.Светильников
Волшебный мир кукольного театра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Волшебные превращения капельки».
Конспект открытого занятия «Волшебные превращения капельки». Экспериментальная деятельность....
Конспект открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»
Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом ...
Конспект открытого занятия "Знакомство с видами театров"
Конспект организационной образовательной деятельности с детьми средней группы «Знакомство с видами театров» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, ре...
конспект открытого занятия. Тема: «Спутник чтения - театр»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеВидновская средняя общеобразовательная школа № 7 Здание по фактическому адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, ...
Методическая разработка открытого занятия по направлению "Кукольный театр" Сказка «Будем в армии служить!»
Воспитание законопослушных подростков посредствам показа кукольного спектакля «Будем в армии служить!»...
Конспект открытого занятия в старшей группе "Театр"
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миромСафина Н.Н., воспитатель МДОУ «Детский сад № 109»Тема: «Театр»Возраст: 5-6 летЦель: Дать детям общее представление о театре, разн...
Конспект открытого занятия в старшей группе: "Театр как средство формирования связной речи дошкольников"
Данное занятие проводится в форме квест-игры, позволяет формированию связной речи и развитию коммуникативных умений посредством театрализованной деятельности...