Конспект открытого занятия в старшей группе: "Театр как средство формирования связной речи дошкольников"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Акиньшина Ирина Юрьевна

Данное занятие проводится в форме квест-игры, позволяет формированию связной речи и развитию коммуникативных умений посредством театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_otkrytoe_zanyatie.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №69»

Конспект открытого занятия в старшей группе

Театр, как средство формирования связной речи дошкольников

                                                                                  Выполнила:

                                                                  воспитатель

                                                                           Акиньшина И.Ю.

Воронеж 2016


Цель: формирование связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности дошкольников

Задачи:

1.Образовательные

  • Совершенствовать связную речь детей на основе диалога
  • Закрепить знания детей о видах сказок, видах театра
  • Продолжать учить последовательно, связно, выразительно пересказывать сказку
  • На основе игровых заданий совершенствовать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, действовать последовательно, в соответствии с планом
  • Побуждать самостоятельно искать выразительные средства для создания художественного образа

2.Развивающие.

  • Развивать коммуникативные умения для сплочения детского коллектива
  • Продолжать развивать эмоциональную сферу детей, эмпатийные умения через сочувствие к персонажам произведений
  • Совершенствовать артистические умения детей

3.Воспитательные.

  • Воспитывать устойчивый интерес к искусству театра
  • Поощрять стремление самореализовываться в совместной творческой игре
  • Способствовать сплочению детского коллектива
  • Поощрять желание делиться впечатлениями с другими детьми и со взрослым

 

Материалы и оборудование:

Конверты с заданиями, яблоня, 7 цветных ключей, 1-золотой ключик, мешочек для ключей «письмо-приглашение», карта-путеводитель, игрушка ёж, сундучок со смайликами, игрушка черепаха Тортилла, игрушка зайчик, пазл-сказка, зеркало, аленький цветочек, конфеты, диски с музыкальными записями,  колокольчик, голубая ткань- «водоем», шапочки для игры-драматизации «Два жадных медвежонка», «круглый сыр», волшебная палочка.

Предварительная работа:

Чтение авторских и народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение сказки «Два жадных медвежонка» и беседа по прочитанному, просмотр мультфильмов по знакомым сказкам, рисование «Любимые сказочные герои», психологические игры-упражнения, психологические этюды


Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Ритуал «Приветствие». Детям предлагается  поздороваться с гостями.

2.Мотивация. Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо, похоже, что это приглашение. Прочтем его?

«Здравствуйте, дети! Я-веселый Буратино, но со мной вот что произошло: я потерял золотой ключик, с помощью которого открывается потайная дверь в новый театр кукол. Там  ждут меня мои друзья. Помогите мне, пожалуйста, отыскать золотой ключик. Но для этого нужно будет пройти сказочные испытания. Выполнив каждое из них, вы получите маленький ключик. Таких ключиков надо собрать семь. После этого сможете обнаружить золотой ключик. В помощь вам прилагаю карту следования- путеводитель. Итак, вперед, мои бесстрашные друзья!»

3. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, готовы ли вы помочь Буратино?  Сумеете ли пройти сказочные испытания? (ответы детей). Дети, вы знаете сказку «Золотой ключик или приключения Буратино и его друзей?» Кто написал эту сказку? Если сказку написал один автор, то, значит, какая это сказка? (Правильно, авторская сказка). А  какие  ещё бывают сказки? (народные).

Что же, чтобы помочь Буратино и его друзьям отыскать золотой ключик, нам надо как можно быстрее оказаться в сказочной стране.

Воспитатель: дети, чтобы попасть в сказочную страну и выдержать все испытания, нам необходимо взять с собой  определенные качества. Какие качества мы возьмем? (возможно, чтобы дети условно складывали необходимые качества в шкатулку).

Говорят дети: дружба, помогать друг другу, выносливость, быть хорошими товарищами, соблюдать нормы поведения, не перебивать, не спорить, не ссориться, не толкаться, сдерживать свои эмоции при неудаче.

Воспитатель: мы возьмем с собой: доброту, взаимопомощь, дружелюбие, смелость, ответственность, настойчивость, умение договариваться, умение внимательно слушать друг друга, вежливость и др.

Вот сколько мы взяли с собой качеств. Давайте в нашем путешествии проверим, все ли эти качества у вас уже есть.

Воспитатель: А с помощью какого же волшебного предмета мы можем отправиться в сказочную страну?

Вспомните, при помощи каких волшебных сказочных предметов можно быстро перенестись туда? Ответы детей, воспитатель может помочь, напомнив:

-при помощи щуки из русской народной сказки «По щучьему велению»,

-при помощи перстня из авторской сказки «Аленький цветочек»,

-при помощи цветика-семицветика из авторской сказки «Цветик-семицветик»,

-при помощи ковра-самолета из многих народных сказок,

-при помощи волшебной палочки из авторских сказок «Золушка», «спящая красавица».

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, звучит аудиозапись со сказочной музыкой.

Воспитатель: Вот мы уже и в сказочной стране. Посмотрим по карте, куда же нам теперь двигаться. Стрелка показывает, что надо идти к яблоньке.

(Дети, с воспитателем приближаются к яблоне и видят на верхней ветке конверт)

Воспитатель: Как надо попросить яблоню, чтобы она отдала нам конверт?

Дети: Яблонька, пожалуйста, дай нам конверт.

Воспитатель открывает конверт и зачитывает задание:

Задание №1.

 Назовите, какие виды театров вы знаете?

(ответы детей: кукольный, настольный, теневой, тростевой, пальчиковый, «живая рука», драматический).

Раздается звук колокольчика.

Воспитатель: Этот колокольчик означает, что вы правильно ответили на вопрос. Где же ключик? (под яблоней находят цветной ключик).

Дети, путешествие наше непростое,  да и долгое. И нам нельзя потерять ключи. Для этого надо назначить хранителя ключей. Помните,  мы решили, что одним из качеств, которые возьмем с собой, будет ответственность. Кто  же сможет стать хранителем ключей? (Выбирают, складывают первый ключ в мешочек, подвешивают его на шею).

Воспитатель: Ребята, мы идем  с вами дальше. Куда показывает стрелка? Смотрите - ёж, а вот и конверт рядом (открывают конверт)

Задание №2

Какими словами обычно начинается сказка, а какими заканчивается?

Ответы детей:  

Сказки начинаются так:

«В некотором царстве, некотором государстве…»,

«Жили-были дед да баба…»

«Жили-были старик со старухой»

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка…»

«На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были…»

Сказки заканчиваются так:

«Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец»,

«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало…»

«Жили они долго и счастливо до самой глубокой старости…»

«Стали себе жить-поживать да добра наживать…»

«Сказка вся, больше врать нельзя»

Раздается звук колокольчика.

Воспитатель: Слышите - колокольчик! Значит, мы справились и с этим испытанием. Но где же ключик? (находят ключ под ёжиком, хранитель складывает его в мешочек)

Воспитатель: Давайте посмотрим по карте-путеводителю, куда нам дальше путь держать. А дальше нам путь к водоёму.  

Кого мы здесь видим? Царевну-лягушку! А вот и конверт с новым заданием, рядом с сундучком.

Задание №3.

Чтобы открыть этот сундук, вспомните разговор братца Иванушки с сестрицей Алёнушкой, когда он увидел козленочкино копытце. (Дети произносят слова, сундучок открывается)

(Дети находят в сундуке модели-смайлики)

Воспитатель: Во всех сказках герои переживают разные  настроения, так же как и мы с вами. (Проводится  психологическое упражнение «Какое настроение у смайлика?»)

Дети из сундучка достают модели смайлика.

Воспитатель спрашивает:  «Какое настроение у этого смайлика?» (три смайлика, три настроения: радость, грусть, злость)

Когда у нас бывает радостное настроение? Дети рассказывают о чувстве радости. Когда весело, когда что-то дарят и др.

Когда грустно? Дети рассказывают о чувстве грусти. Когда на улице дождь, когда холодно и др.

Что такое злость? Когда мы злимся? Когда отбирают игрушку, дерутся, толкаются и т.д.

Молодцы, ребята.

Звук колокольчика.

На дне сундучка дети находят третий ключ, передают хранителю.

Воспитатель: Ребята, стрелка на карте показывает, что у нас на пути-аленький цветочек. Вот и нашли мы следующий конверт.

Задание №4

Угадайте сказку по загадке.

Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте (Царевна-лягушка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? («Волк и семеро козлят»)

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он

Звался этот царь…   («Сказка о царе Салтане»)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят (Гуси-лебеди)

Хрю-хрю-хрю, три братца

Больше волка не боятся.

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Их она к себе зовет

И в дороге слезы льет («Федорино горе)

Внучка к бабушке пошла,

Пирожок её понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

Раздается звук колокольчика.

Воспитатель: Дети, мы справились и с этим испытанием. Значит, еще один ключик должен быть где-то здесь. (Находят четвертый ключ).

Воспитатель: Спешим, друзья, нас ждут Буратино и его друзья. О, а что это мы  видим на карте? Зайчика! Он предлагает нам пройти за стол (стоит стол, на нем пазлы со сказочными героями).

Задание №5

Подберите для каждого героя сказки нужный предмет.

Дети выполняют задание:

Золушке-хрустальная туфелька

Красной Шапочке-пирожок и горшочек масла

Петушку-коса

Медведю-короб

Ивану- стрела и лук

Емеле-щуку

Звенит колокольчик, дети находят пятый ключ.

Задание № 6

Воспитатель: Что дальше показано  на карте-путеводителе? Стрелка указывает на зеркало.

Воспитатель: Мы попали в Королевство кривых зеркал .Посмотрите в зеркало и изобразите: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Молодцы, вам, как настоящим артистам удалось изобразить мимикой чувства!

Воспитатель: а вот это зеркало хочет поиграть в игру «Назови сказку»

В какой сказке живут эти герои:

«Царь, три сына, болото, лягушка»- «Царевна-лягушка»

«Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна» -«Сивка-бурка»

«Три сына, Иванушка, царевна, конек-горбунок»- «Конёк-горбунок»

«Отец, мачеха, три дочери, принц, принцесса»- «Золушка»

Звенит колокольчик и дети получают   шестой ключ.

Воспитатель: Продолжаем наш путь, осталось добыть седьмой ключик. Помните, что только когда мы найдем семь ключей, обнаружится золотой ключик театра Буратино. Стрелка на карте показывает, что нужно идти прямо. Что это? (Дети видят головку сыра, 2 маски медвежат, маску лисы, конверт)

Задание №7.

Узнайте, в какой сказке встречаются эти предметы и покажите её.

Проводится игра-драматизация по сказке «Два жадных медвежонка».

Раздается звук колокольчика.

Воспитатель: Вот мы и нашли седьмой ключ, то есть справились со всеми испытаниями. Но я не вижу золотого ключика Буратино!

Появляется черепаха Тортилла, во рту держит конверт, на её спине находится короб.

Дети берут конверт, находят в нем письмо и ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята! Вы так здорово справились со всеми испытаниями, угадали много сказок, их героев. Рассказали о том, какие театры вы знаете, и даже сами как настоящие актеры показали спектакль! Спасибо вам большое! За то, что вы такие знающие, дружные, вежливые, ответственные, творческие мы дарим вам ключ от вашего театра и конфеты. Удачи вам, ваш веселый Буратино!» Из короба воспитатель достает конфеты «Золотой ключик» и раздает детям.

Воспитатель:

Со сказками все дружат,

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть, и нет.

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, звучит аудиозапись со сказочной музыкой.

Воспитатель: Вот мы  и дома! Закончилось наше путешествие в сказочную страну, но мы получили столько замечательных впечатлений. На этом наше занятие заканчивается, ребята, а что вам больше всего понравилось? что вызвало наибольшие затруднения?

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство формирования связной речи дошкольников.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь-средство общения, формирования мысли и вз...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников...

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативн...

«Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

laquo;Игровая деятельность как средство формирования  связной речи дошкольников»...

«Игры с лэпбуком, как средство формирования связной речи дошкольника"

laquo;Игры с лэпбуком, как средство формирования связной речи дошкольника"...