«Ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников»
материал (старшая группа)

Никифорова Ньургуйаана Константиновна

Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.

Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребёнка определённой позиции «Я сделал сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребёнка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников»

Пояснительная записка

   Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.

Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребёнка определённой позиции «Я сделал сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребёнка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.

 В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребёнка, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты.

Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками берестой, соломой, корой и пр.,  дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

 Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует.

 Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала

знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

     В своей работе мы используем  бросовый материал. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Перспективный план работы по ручному труду.

Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:  художественно-эстетическое развитие  - происходит интенсивное эстетическое развитие, пробуждение творческих способностей, художественного восприятия окружающего мира, обучение детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов, развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей; социально-коммуникативное развитие  - возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их родным, друзьям, малышам; участие в выставках, получение призов, грамот за хорошую поделку, формирует у ребёнка правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом, изготовление поделок вместе с родителями, воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца;

познавательное развитие  - развитие цветового восприятия; знакомство с многообразием форм, сенсорное развитие;

 речевое развитие  - расширяется речевой запас, активизируется словарь; физическое развитие  - развитие мелкой  моторики рук, соблюдение правил гигиены.

Для  детей старшего возраста

№п/п

Тема

Цель

Ход работы

Сентябрь

Сбор природного материала для последующей работы        

Формировать интерес к ручному труду, желание создавать поделки своими руками.        

Во время прогулок дети собирают листья, травинки, ягоды рябины и др. Пополнение материала шишками, раковинками и др.

Октябрь

"Паучок"

Формировать умение делать поделки из разного природного материала, видеть в нем сходство с отдельными частями. Учить придавать паучку выразительность, составлять композицию используя несколько паучков и дополнительные предметы

В цветки чертополоха, вставляются семена акации, крепится клеем ПВА к листу бумаги

«Осенний букет»

Развивать умение детей выполнять работу из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев.

Составление букета из осенних листьев

«Старичок- лесовичок »

Формировать умение самостоятельно составлять изображение лесовичка, используя как варианты изображения с нескольких картинок

Предложить детям изготовить лесовичка из природного материала. Предложить самим придумать и изготовить необычного лесного жителя. Использовать для соединения деталей пластилин.

Ноябрь

«Веселые пуговки» Аппликация из пуговиц.

(2 занятия)

Учить пользоваться иглой, нитками и ножницами в процессе работы, соблюдая технику безопасности.

 создание рисунка из пуговиц путем пришивания.

«Салфетка» Работа с тканью.

Учить создавать бахрому по краям салфетки путем выдергивания ниток. Продолжать тренировать в работе с иголкой.

Способом выдергивания нитки по краю кусочка ткани получаем бахрому

По собственному замыслу        

Упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью природного материала и пластилина; развивать фантазию.        

Используя природный материал и пластилин, дети изготовляют поделки по собственному замыслу знакомыми способами.

Декабрь

«Снегирь» Объемная фигурка и бумаги и ниток.

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда: комбинирование цветной бумаги и ниток. Ознакомить с техникой работы. Тренировать в вырезании из бумаги различных фигур, склеивании их в единое целое.

Использовать в работе мелко нарезанные нитки, формировать из них шарики путем катания круговыми движениями и приклеивать нитки с помощью клея к аппликации.

«Ёлочка из ткани» Аппликация из резаных ниток.

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток.

Равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

«Снеговик» Аппликация из резаных ниток.

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток.

Равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Учить располагать готовую работу на диске.

Январь

«Зайчик»

Познакомить с новым видом работы: накручивании узких полосок бумаги на спичку и пальцы,

формирование из скрученных бумажных комочков фигурки определенной формы, приклеивание их на общий фон (картон) с помощью клея.

«Ёлка»

 Поделка объемная из салфеток.

Учить детей формировать цветы из разноцветных салфеток,

аккуратно слаживать салфетки  на 4 части и приклеивать «цветы» к основе из плотной бумаги в виде конуса с помощью клея. Тренировать в работе со степлером

Февраль

«Медальончик »

Развитие творческого воображения, круп, макаронных изделий.

Украшение плоскостной фигуры крупой, макаронными  изделиями

«Украшение из гороха»

совершенствование умения работать с мелкими предметами ритмического выкладывания орнамента на плоскости.

Украшение плоскостной фигуры горохом

«Рамка для картины»

совершенствование умения работать с мелкими предметами ритмического выкладывания орнамента на плоскости.

Украшение плоскостной фигуры крупой, макаронными  изделиями, горохом

Март

«Цветы для мамы»        

Комбинированная аппликация из бросового материала и ниток. Продолжить тренировать в умении наматывать нитки на круг с продеванием через центр, учить технике создания помпонов.

наматывать нитки на круг с продеванием через центр

«Деревья ранней весной» Аппликация с использованием чайной заварки.

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки.

намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки.

«Цветы из стружки» Аппликация из бросового материала.

Учить работе со стружкой от карандашей, аккуратно формируя из них цветок. Учить работе с клеем и цветной бумагой.

Используя карандашную стружку, дети создают образ цветов, приклеивая стружку на лист цветного картона.

Плетение из бумаги «Коврик»

Ознакомление с техникой плетения из бумаги.

Плетение бумажных полосок в основу

Апрель

«Волшебные превращения бумажного квадратика»

Познакомить с техникой оригами. Закрепить умение следовать инструкции воспитателя; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и конструктивное воображение

Складывание квадрата в разных направлениях

«День Космонавтики»

продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах

Изготовление  космического корабля по технике оригами

«Цветы»

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию

Изготовление  тюльпана по технике оригами

«Бабочка и лягушка»

закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки

складывание квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)

Май

«Лев»        

Поделка из бросового материала.  

Учить детей обклеивать картонные рулончики, самостоятельно вырезать детали льва, соединять детали между собой.

На картонный рулончик наклеивается мордочка льва

«Барашек»        

 Аппликация, выполненная торцом бумаги.

Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик.

Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

«Рыбка»        

Мозаичная аппликация из бросового материала

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики

одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки

Для детей младшего и среднего возраста

№п/п

Тема

Цель

Ход работы

Сентябрь

Сбор природного материала для последующей работы        

Формировать интерес к ручному труду, желание создавать поделки своими руками.        

Во время прогулок дети собирают листья, травинки, ягоды рябины и др. Пополнение материала шишками, раковинками и др.

Октябрь

«Бабочка»        

Упражнять в создании образа бабочки с помощью листьев и пластилина        

В скатанный кусочек пластилина по бокам втыкаются листочки.

«Дерево»        

        

Упражнять в создании образа дерева из природного материала и пластилина.

Лист в вертикальном положении фиксируется на кусочке пластилина.

Коллективная работа «Лес»

Закреплять умение создавать образ дерева с помощью листьев и пластилина; развивать умение работать коллективно.

Создание композиции «Лес» из листьев знакомым способом крепления на пластилине

Ноябрь

«Птичка»        

Упражнять в создании образа птички знакомым способом помощью листьев и пластилина        

Усложнять знакомый способ дополнительными приемами: прощипывание пластилина с одного конца.

«Ежик»        

Упражнять в создании образа ежика помощью пластилина и шишки         

Усложнять знакомый способ дополнительными приемами: присоединение отдельных мелких частей.

По собственному замыслу        

Упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью природного материала и пластилина; развивать фантазию.        

Используя природный материал и пластилин, дети изготовляют поделки по собственному замыслу знакомыми способами.

Декабрь

«Белый снежок»        

Упражнять в изготовлении композиции из салфеток.

Способом разрывания салфетки на мелкие кусочки получаем снежок

«Снеговик»        

Упражнять в изготовлении снеговика из ваты.        

Приклеивая небольшие кусочки ваты на бумагу, дети получают снеговика.

«Новогодние бусы»        

Упражнять в изготовлении новогодних бус из цветной бумаги.        

Соединяя концы цветных полосок, получаем новогодние бусы

Январь

«Снежинка»        

Упражнять в изготовлении снежинки из бумаги.        

Соединяя с помощью клея полоски белой бумаги по середине, получаем снежинку

«Волшебная снежинка»        

Упражнять в изготовлении объемной снежинки из бумаги        

Соединяя концы белых полосок в центре, получаем снежинку

«Елочка»        

Упражнять в изготовлении объемной елочки из бумаги, путем сложения треугольников по полам.        

Складывая треугольники по полам и приклеивая их стороны, получаем елочку

Февраль

«Волшебный квадрат»

Познакомить детей с техникой оригами

Дети учатся сгибать квадрат по полам и по диагонали.

«Собачка»        

Учить детей создавать образ собачки из бумаги техникой оригами.        

Дети сгибают квадрат по полам и отгибают углы вверх.

«Кораблик»        

Упражнять в умении изготовлять поделки техникой оригами.        

Техникой оригами дети изготовляют кораблик, дополняя образ деталями: волны, иллюминатор.

Март

«Цветы для мамы»        

Упражнять в создании композиции «Цветы» с помощью карандашной стружки        

Используя карандашную стружку, дети создают образ цветов, приклеивая стружку на лист цветного картона.

«Веточка мимозы»        

Упражнять в создании образа мимозы, используя кусочки салфетки.        

Скатанные в шарик кусочки салфетки дети приклеивают к ветке мимозы, получают цветы.

«Птичка»        

Упражнять в создании образа птички, используя пластилин и перья        

В скатанный кусочек пластилина по бокам втыкаются перышки.

«Цапля»        

        

Упражнять в создании образа птички, используя пластилин и перья и шишку.

Усложнять знакомый способ дополнительными приемами: присоединение в качестве туловища шишку.

Апрель

«Тучка и дождик»        

Упражнять в создании образа тучки и капелек дождя, используя рис.        

На контур тучки дети приклеивают рис, раскрашивая его затем голубым цветом.

«Солнышко»        

Упражнять в создании образа солнышка, используя поролон.        

Дети приклеивают кусочек поролона, дополняя его необходимыми деталями: глазки, лучики.

«Рыбка»        

Упражнять в создании образа рыбки, используя пенопласт.        

Дети приклеивают кусочек пенопласта, дополняя его необходимыми деталями: глазки, плавники.

«Одуванчик»        

Упражнять в создании образа цветка, используя пшено.        

Дети приклеивают на серединку цветка пшено.

Май

«Солнышко»        

        

Упражнять в создании образа солнышка из вермишели (лапша и кольцо)

Используя два вида вермишели, создаем образ солнышка, приклеивая  на лист голубого цвета.

«Цветы»        

        

Упражнять в создании образа цветка из вермишели.

Используя различные виды вермишели, создаем образ цветка на листе зеленого цвета

Коллективная работа «Весенняя полянка»        

Упражнять в создании композиции из вермишели; развивать фантазию.        

Знакомым способом- приклеивание вермишели- получаем различные образы (солнышко, цветы, бабочки)

По замыслу детей        

        

Упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью различных материалов: природный, бросовый, бумага, вермишель и др.

Используя различный материал, дети изготовляют поделки по собственному замыслу знакомыми способами.

Методическая работа с педагогами по проблеме

"Развитие трудолюбия у дошкольников через ручной труд"

Задача :

Создать комплекс условий, обеспечивающих развитие трудолюбия и формирование навыков и умений при организации ручного труда с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- обогащение предметно-развивающей среды;

-овладение педагогами методикой организации и руководства   трудовой деятельностью детей (в частности, ручного труда);

- овладение детьми трудовыми навыками и умениями;

- развитие творчества и инициативы при выполнении различных видов труда.

№ п/п

Направление и формы работы

          Содержание работы

1.

Организационное

  • Изучение учебно-методической    литературы по вопросам организации и руководства ручным трудом детей дошкольного возраста
  • Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление профессиональной деятельности направленной на трудовое воспитание детей

2.

Диагностическое

  • Индивидуальные опросы  педагогов по выявлению трудностей в данном направлении
  • Анализ уровня усвоения программы по трудовому воспитанию
  •  Выявление навыков по работе с ножницами, природным материалом, бумагой, бросовым материалом
  • Анализ взглядов родителей на содержание творческого развития детей в детском саду

3.

Повышение квалификации

(оказание помощи):

  • Консультация "Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
  • Консультация «Использование инновационных технологий в совместной деятельности с детьми по художественному и ручному труду»
  • Консультация  «Природный материал как средство развития детского творчества детей старшего дошкольного возраста»
  • Открытые просмотры: образовательная деятельность с дошкольниками, занятие кружка «Умелые руки»
  • Семинар-практикум «Изготовление с детьми на занятиях по ручному труду игрушек для кукольных театров из варежек, перчаток, коробок, картона»
  • Мастер-класс по оригами «Волшебный квадратик»

4.

Организация тематического контроля

  • Анализ планирования по трудовому воспитанию
  • Анализ педагогического процесса: "Организация ручного  труда с воспитанниками"
  • "Предметно-развивающая среда - средство трудового воспитания детей"

5.

Педсовет «Трудовое воспитание школьников»

  • Итоги тематической проверки
  • Требования к организации ручного труда в детском саду.
  • Роль воспитателя и мл.воспитателя в привитии интереса к ручному труду  у детей среднего дошкольного  возраста (из опыта работы)
  • Выставка детских работ кружка «Умелые руки»

6.

Создание условий

  • Приобретение дидактических игр и пособий, методической литературы по данной проблеме
  • Создание уголка «Мастерская» с подбором разнообразного материала, инструментов, образцов, фотографий и т.п.
  • Иллюстративный материал
  • Смотры-конкурсы (уголков природы, мини-огородов, центров самостоятельной деятельности, уголков ручного труда)

7.

Формы работы с

родителями

  • Анкетирование родителей
  • Индивидуальные консультации родителей по данной проблеме
  • Участие родителей в создании предметно-развивающей среды в ДОУ
  • Организация выставок работ родителей в группах
  • Проектная деятельность

Методические рекомендации

• Педагогу следует обратить внимание на то, что основные навыки ручного труда активно формируются в старшей группе. В подготовительной группе формируется умение использовать приобретенные навыки самостоятельно, применяя полученный в старшей группе опыт ручного труда для изготовления по собственной инициативе игрушек для сюжетно-ролевых игр и сувениров.

•  В подготовительной группе обучают детей навыкам работы с иглой, первоначальным, элементарным приемам шитья.

•  Все умения и навыки ручного труда основаны на приобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов (бумаги, картона, проволоки, бросового и природного материалов) и их использования для изготовления поделок, игрушек, сувениров.

•  Основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание, разрезание, вырезывание, склеивание, сминание.

•  Все навыки и умения у детей формируются в процессе изготовления поделок, и чем разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тем больший уровень навыков и умений ручного труда будет сформирован у детей.

Формы работы с воспитанниками по теме  "Развитие трудолюбия у дошкольников через ручной труд"

Задачи:

  • Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  • Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  • Использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
  • Изготовление поделок вместе с родителями.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

 Ожидаемые результаты:

  • ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • осуществляет творческий подход к каждой работе;
  • владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
  • проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

№ п/п

Направление и формы работы

          Содержание работы

1.

Создание условий для самостоятельных практических действий детей  

  • Создание уголков продуктивной деятельности с подбором разнообразного материала , инструментов, образцов, фотографий и т.п. для самостоятельной деятельности
  • Создание детских работ для украшения интерьера группы, детского сада
  • Совместное изготовление поделок с родителями

2.

Проведение образовательной деятельности:

  • Обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами, реализуется в совместной деятельности, в которой участвуют все желающие
  • Помощь в осознании ребёнком результата своей работы, осуществляется только через индивидуальное общение с ребёнком.

  • Показ трудовых действий.
  • Разыгрывание коммуникативных ситуаций с трудовыми действиями
  • Создание контрольных педагогических ситуаций с выполнением трудовых действий
  • Участие в трудовых действиях рядом с другими детьми, получение результата труда
  • Участие в коллективном труде до получения общего результата труда

Формы работы с родителями воспитанников по проблеме

"Развитие трудолюбия у дошкольников через ручной труд"

Задачи:

  • Информирование родителей о задачах и содержании творческого развития детей в детском саду и семье;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества;
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Проведение выставок детско-взрослого творчества, праздников, развлечений, конкурсов.

Ожидаемые результаты:

  • Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями
  • Привлечение родителей к жизни группы и детского сада
  • Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей
  • Обобщение  семейного  опыта воспитания ребенка в труде
  • Создание в семье благоприятных условий для формирования у детей трудолюбия

№ п/п

Направление и формы работы

          Содержание работы

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам

«Что нам осень принесла».

«Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)

«Новогодняя игрушка».

«Умелые ручки».

Наглядно-информационные:  информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Папка-передвижка «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультации: «Трудовое воспитание дошкольников в природе», «Трудовое воспитание ребёнка в семье», «Как руководить трудовой деятельностью ребенка», «Роль семьи  в трудовом воспитании»

Творческие проекты

Совместный проект «Рукам работа – душе праздник»

Мастер-класс «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

  • Знакомство родителей с техникой квиллинг
  • Практическая часть

Родительское собрание «Значение ручного труда для всестороннего развития ребенка»

  • Знакомство родителей с задачами по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  • Решение педагогических ситуаций
  • Включение родителей в дискуссию
  • Подведение итогов родительского собрания

Анкетирование

Анкета для родителей «Отношение к труду Вашего ребенка»

Совместное создание предметно – развивающей среды

Подготовка оборудования, материалов и инструментов, шитье кукольной одежды, совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.    

На сегодняшний день в нашем детском саду по данному направлению  работает  кружок «Умелые ручки» с детьми средней группы.

Содержательным компонентом программы кружка «Умелые ручки» является развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в художественном труде.

План  деятельности кружка     «Умелые ручки»

Средняя   группа

Задачи: 
1. Закрепление основных приемов и навыков. 
2. Развитие мелкой моторики рук. 
3. Развитие вкуса и творческих способностей. 
4. Воспитание личностных качеств – самостоятельности, активности, коммуникативности, произвольной регуляции поведения

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

Дата

Тема

Задачи

Сентябрь -

Октябрь

Объемная аппликация

«Осенняя ветка» «Тюльпан»

«Что нам осень принесла?» (коллективная аппликация)

Плетение из бумаги «Закладка» «Сумочка» «Коврик»

Цель: развитие чувства композиции, техники вырезывания и склеивания деталей и аккуратности.

Цель: вырезывание объемных овощей из бумаги, сложенной гармошкой, красиво размещать на плоскости. Общение в совместной деятельности.

Цель: ознакомление с техникой плетения из бумаги по образцу. Задача: развитие эстетического вкуса, бережного обращения с книгами. Задание на дом: сделай закладки для членов семьи. Сумочку и коврик для куклы.

Ноябрь – декабрь

Оригами- «Птичка» «Стаканчик» «Лодочка»

Игрушки из бумаги:

 Елочные украшения- «Фонарики» «Цепочка» «Сеточка» «Солнышко» «Маска»

Учить сгибанию квадрата в разных направлениях, совмещению углов и сторон, разглаживанию линий сгибов. Развитие связной речи

Закрепление техники работы с ножницами, умение резать по прямой и по контуру.

 Задача: Работа над выразительностью речи

Январь - февраль

Природный и подручный материал

«Старячок-лесовичок»

«Медальончик »

«Украшение из гороха»

 «Рамка для картины»

«Шкатулка»

Цель: составление композиции из различного природного материала. Развитие творческого воображения и связной речи. круп, макаронных изделий.

Цель: совершенствование умения работать с мелкими предметами ритмического выкладывания орнамента на плоскости.

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, эстетического восприятия.

 Цель: умение резать картой по выкройке, сшивать части, иглой, нитками

Март - апрель

Природный и подручный материал

«Елка нарядилась» «Черепашка»

«Панно

«Аквариум»

«Орнамент на кругу»

 «Стаканчик»

Цель: составление композиции из различного природного материала. Развитие творческого воображения и связной речи. круп, макаронных изделий.

Цель: совершенствование умения работать с мелкими предметами ритмического выкладывания орнамента на плоскости.

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, эстетического восприятия.

 Цель: умение резать картой по выкройке, сшивать части, иглой, нитками

Май

Игрушка - самоделка «Ветрячок»

Цель: ознакомление с технологией изготовления ветрянка. Развивать эстетический вкус.

Содержание работы по ручному труду  в нашем детском саду  определяется:

Образовательной программой дошкольного образования структурного подразделения «Детский сад «Сказка» (на основе примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса).

Цель программы по данному направлению - воспитание интереса к художественно-творческой деятельности, развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности , удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»,  Л.В.Куцакова.

Основная цель - развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст - от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

презентация к родительскому собранию "Ручной труд как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

«Воспитание творчества – разнообразное и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимает участие ум, характер, чувства, эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенк...

Консультация: "Труд как средство всестороннего развития дошкольника"

Консультация :  "Труд как средство всестороннего развития дошкольника"...

«Ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников»

Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами....