Консультация: "Труд как средство всестороннего развития дошкольника"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация : "Труд как средство всестороннего развития дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2023_aprel.docx | 21.69 КБ |
prezentatsiya_po_trudovomu_vospitaniyu_2022.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Труд становится воспитателем, когда
он входит в духовную жизнь наших
воспитанников, дает реальность дружбы
и товарищества, развивает пытливость,
любознательность, рождает волнующую
радость преодоления трудностей, открывает
все новую, новую красоту в окружающем мире,
пробуждает первое гражданское чувство –
чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский.(слайд №1)
Понятие и особенности трудовой деятельности(слайд №2)
Труд-это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания(А.С.Макаренко)
Трудовое воспитание- это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность.
Трудовая деятельность-это деятельность направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и го продуктам, на сознательный выбор профессии.
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств.
Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности. (слайд№3) В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников.
Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию детей,
является важным средством умственного, нравственного и физического
воспитания. Правильно организованный труд вызывает у детей чувство
радости, удовлетворение и желание работать, способствует формированию
положительных качеств личности : организованности, настойчивости,
аккуратности, дисциплинированности, бережливости, чувства долга.
Поэтому очень важно с малых лет прививать ребенку глубокое уважение к
труду, вырастить человека трудолюбивого.
Развитие интереса к труду – процесс медленный, требующий надлежащего
упорства и настойчивости, начиная с младшего дошкольного возраста, и служит надежной основой для дальнейшего развития
Цель трудового воспитания: Это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье(слайд№4)
Задачи:(слайд №5)
1.Воспитание положительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
2.Формирование у детей трудовых навыков и личностных качеств( старательности, добросовестности, ответственности. Привычки доводить начатое дело до конца).
3.Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.
4.Обучение организации и культуре труда.
Виды трудовой деятельности: (Слайд№6)
1.Самообслуживание
2. Хозяйственно-бытовой труд(содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность).
3. Труд в природе
4.Ручной труд.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем видам труда, индивидуальных предпочтительных интересов важно, что бы каждый ребёнок мог систематически участвовать в разных его видах. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности ребёнка, но вместе с тем позволяет решать свои специфические задачи.
- Самообслуживание (слайд 7-8)
Самообслуживание – основной вид труда ребёнка.
В детском саду ребёнок постепенно овладевает навыками раздевания и одевания, дежурстве по столовой, умения пользоваться предметами гигиены, воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта, уборки игрушек после игры и др. Для рациональной организации детского труда в ДОУ имеются фартуки и головные уборы для дежурства по столовой. В группе есть уголок дежурства, ребенок самостоятельно надевает фартук, косынку (пилотку) и приступает к дежурству. Все дети с желанием и удовольствием оказывают помощь младшему воспитателю в сервировке стола и уборке посуды после приема пищи. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
2.Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Очень важна положительная оценка, похвала. Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься: - уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель); -уборкой участка (сгребать снег, убирать листья); - в труде по ремонту книг, игрушек, одежды. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или мусорить. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Для организации детского труда в группе имеются щетки, тряпочки, небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, педагоги воспитывают привычку работать, а вместе с тем приучают заботиться о других людях, формируя благородные желания. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал.(слайд 9-16)
3. Труд в природе
Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В группе имеется уголок природы, где дети могут освоить трудовые навыки. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Выходя на прогулку, дети самостоятельно развешивают кормушки для птиц и подкармливают их хлебными крошками и семечками, оказывают посильную помощь дворнику в уборке мусора, снега, что доставляет им радость от выполнения доброго дела. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и уважительного отношения к труду взрослых.
Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются, любовь к природе.(слайд 17-21)
4. Ручной труд
Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Самостоятельно и с помощью воспитателя дети выполняют из бумаги, картона, природного и бросового материала простейшие предметы, необходимые в быту и для игр ребенка, различные поделки из пластилина, соленого теста.
Дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.(слайд22-23)
Какую бы работу воспитатели не организовывали с детьми, главная их цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи.
Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат может быть: - материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение); - может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, заклеенная книга);
Средства, методы и приемы трудового воспитания(слайд 24-29)
ООД,
Совместная деятельность в течении всего дня
Наблюдение за трудом взрослых
Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
Экскурсии
Художественные средства(музыка, изо, художественная литература и др.)
Дидактические, настольные, с/р игры
Рассматривание картинок, иллюстраций.
Использование ИКТ
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, тематические стенды, выставки и др. Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду.(слайд 30-32)
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у воспитанников общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самообслуживание
Хозяйтсвенно-бытовой труд:
Труд в природе
Огород на подоконнике
Ручной труд
Работа с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников
Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование как средство всестороннего развития дошкольника (для младшей группы).
Значение физкультурно-игрового оборудования....
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...
Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.
1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
В данной публикации рассказывается о пользе музыки и хореографии в развитии ребенка. Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельно...
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
Хореография как средство всестороннего развития дошкольникаВ последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореографи...