Консультация: "Труд как средство всестороннего развития дошкольника"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Мищенко Наталия Юрьевна

Консультация :  "Труд как средство всестороннего развития дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

                                                 

Труд становится воспитателем, когда

он входит в духовную жизнь наших

воспитанников, дает реальность дружбы

и товарищества, развивает пытливость,

любознательность, рождает волнующую

радость преодоления трудностей, открывает

все новую, новую красоту в окружающем мире,

пробуждает первое гражданское чувство –

чувство созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека.

                                                    В.А. Сухомлинский.(слайд №1)

Понятие и особенности трудовой деятельности(слайд №2)

Труд-это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания(А.С.Макаренко)

Трудовое воспитание- это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как  основной жизненной потребности, через формирование привычки  к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность.

Трудовая деятельность-это деятельность направленная на развитие у детей общетрудовых  умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и го продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств.

Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.  (слайд№3)                                                                                                                                 В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников.

Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию детей,

является важным средством умственного, нравственного и физического

воспитания. Правильно организованный труд вызывает у детей чувство

радости, удовлетворение и желание работать, способствует формированию

положительных качеств личности : организованности, настойчивости,

аккуратности, дисциплинированности, бережливости, чувства долга.

Поэтому очень важно с малых лет прививать ребенку глубокое уважение к

труду, вырастить человека трудолюбивого.

Развитие интереса к труду – процесс медленный, требующий надлежащего

упорства и настойчивости, начиная с младшего дошкольного возраста, и служит надежной основой для дальнейшего развития

Цель трудового воспитания: Это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье(слайд№4)

Задачи:(слайд №5)

1.Воспитание положительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.

2.Формирование  у детей трудовых навыков и личностных качеств( старательности, добросовестности, ответственности. Привычки доводить начатое дело до конца).

3.Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.

4.Обучение организации и культуре труда.

Виды трудовой деятельности: (Слайд№6)

1.Самообслуживание

 2. Хозяйственно-бытовой труд(содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность).

3. Труд в природе

4.Ручной труд.

Для формирования у детей положительного отношения ко всем видам труда, индивидуальных предпочтительных интересов важно, что бы каждый ребёнок мог систематически участвовать в разных его видах. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности ребёнка, но вместе с тем позволяет решать свои специфические задачи.

  1. Самообслуживание (слайд 7-8)

Самообслуживание – основной вид труда ребёнка.

В детском саду ребёнок постепенно овладевает навыками раздевания и одевания, дежурстве по столовой, умения пользоваться предметами гигиены, воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта, уборки игрушек после игры и др. Для рациональной организации детского труда в ДОУ имеются фартуки и головные уборы для дежурства по столовой. В группе есть уголок дежурства, ребенок самостоятельно надевает фартук, косынку (пилотку) и приступает к дежурству. Все дети с желанием и удовольствием оказывают помощь младшему воспитателю в сервировке стола и уборке посуды после приема пищи. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

2.Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Очень важна положительная оценка, похвала. Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься: - уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель); -уборкой участка (сгребать снег, убирать листья); - в труде по ремонту книг, игрушек, одежды. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или мусорить. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Для организации детского труда в группе имеются щетки, тряпочки, небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, педагоги  воспитывают привычку работать, а вместе с тем приучают заботиться о других людях, формируя благородные желания. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал.(слайд 9-16)

3. Труд в природе

Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В группе имеется уголок природы, где дети могут освоить трудовые навыки. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Выходя на прогулку, дети самостоятельно развешивают кормушки для птиц и подкармливают их хлебными крошками и семечками, оказывают посильную помощь дворнику в уборке мусора, снега, что доставляет им радость от выполнения доброго дела. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и уважительного отношения к труду взрослых.

Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются, любовь к природе.(слайд 17-21)

4. Ручной труд

Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Самостоятельно и с помощью воспитателя дети выполняют из бумаги, картона, природного и бросового материала простейшие предметы, необходимые в быту и для игр ребенка, различные поделки из пластилина, соленого теста.

Дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.(слайд22-23)

Какую бы работу воспитатели не организовывали с детьми, главная их цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат может быть: - материализованным (изготовленный ребенком предмет,  выращенное растение); - может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, заклеенная книга);

Средства, методы и приемы трудового воспитания(слайд 24-29)

ООД,

Совместная деятельность в течении всего дня

Наблюдение за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Экскурсии

Художественные средства(музыка, изо, художественная литература и др.)

Дидактические, настольные, с/р игры

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Использование ИКТ

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, тематические стенды, выставки и др. Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду.(слайд 30-32)

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у воспитанников общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Труд как средство всестороннего развития дошкольника" Филиал МДОУ «Сказка»с.Антоновка Воспитатель: Мищенко Н.Ю.

Слайд 8

Самообслуживание

Слайд 10

Хозяйтсвенно-бытовой труд:

Слайд 18

Труд в природе

Слайд 21

Огород на подоконнике

Слайд 23

Ручной труд

Слайд 32

Работа с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

В данной публикации рассказывается о пользе музыки и хореографии в развитии ребенка. Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельно...

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

Хореография как средство всестороннего развития дошкольникаВ последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореографи...