«Ручной труд как способ всестороннего развития детей с ОВЗ»
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ruchnoy_trud_ovz.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Светлана Васильевна - воспитатель
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золушка», г. Абакан
Тема: «Ручной труд как способ всестороннего развития детей с ОВЗ»
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Развитие детей осуществляется на ООД и в других формах образовательной деятельности. Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества.
Проблема творчества – одна из основных в психологии личности. Что касается детей, то можно сказать, что проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию.
В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения. Труд должен приносить детям радость: важно чтобы, они все дела выполняли с увлечением. Рукоделие - является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Дети с раннего возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ.
Бисероплетение – замечательный способ развивать у воспитанников усидчивость и аккуратность, что немало важно для детей с ОВЗ. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. В наши дни в магазинах встречается огромное количество бусин, поражающих своей оригинальной формой, цветом и окрасом. Техники, которые применялись на протяжении многих лет, выглядят более интересно, современно.
«Бисероплетение» - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.
Развитие творческого воображения детей идет на основе:
- мотивации к изучению видов декоративно – прикладного искусства на основе бисероплетения;
- активации детей в творчестве.
Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Кто откажется «поселить» у себя на полке забавных малюток? И самое главное, что такие прекрасные игрушки может изготовить каждый. Так появляются неуклюжий, делающий свой первый шаг цыплёнок, очаровательный заяц или экзотический какаду. Из бисера можно смастерить целое семейство животных. Забавный зверёк или цветок станет отличным подарком, он может превратиться в талисман или брелок. Сколько радости получают дошкольники, когда они своими руками сделают изделие из бисера! В нашей группе компенсирующей направленности занятия по бисероплетению были задуманы как кружковая работа, которая даёт большие возможности для расширения кругозора дошкольников. Но так, как все дети изъявили желание заняться этим видом рукоделия, было решено проводить дополнительно занятие по ручному труду один раз в месяц со всеми детьми. На вводном занятии были продемонстрированы изделия из бисера, дети узнали немного из истории развития бисероплетения, обсуждены современные направления. Дошкольники познакомились с инструментами и материалами, необходимыми для работы, организацией рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы, правила техники безопасности являются важными условиями во время занятия.
В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, кисть, мелкую моторику рук, что очень важно для детей с нарушением речи, а так же является важнейшим элементом общетрудовой подготовки. Выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки при работе с бисером.
Дошкольникам интересно плести сувениры, цветы, животных с применением проволоки. Поэтому основные темы наших занятий – это плетение плоских и объёмных изделий на проволоке. На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Содержание, формы, методические приёмы работы, все технологии сориентированы и учитывают особенности, возможности ребёнка группы, степень развитости каждого ребёнка. Согласно этому подбирается техника бисероплетения, которая должна быть вариативной по степени сложности. Вариативность техник по степени сложности необходима в проведении многоструктурных занятий, где каждому ребёнку предлагается несколько заданий, которые по мере их качественного выполнения постепенно усложняются. Многообразие необходимо для занятий, где участвуют все дети, имеющие разные интеллектуальные и другие возможности. Если ребёнок самостоятельно не может выполнить первое задание, т.е. оно оказывается слишком сложным, благодаря вариативности материала тут же заменяем его более простым и доступным. Вариативный материал способствует реализации принципа развивающего обучения, когда первое задание ребёнок выполняет вместе с педагогом, после чего, освоив способ или правило действия, новое задание уже стремится выполнить самостоятельно. В группе уже есть дети, которые освоили технику и на занятиях помогают прочитать схему другим детям или подскажут им способ действия. А так, как дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма, появляется возможность успешного воспитания коллективных взаимоотношений.
Уже стало традицией и доставляет детям большое удовольствие изготовление подарков для родителей, друзей, знакомых и к различным праздникам. Чтобы сделать процесс более интересным и разнообразным для детей, было решено два раза в год организовывать творческую паузу. Первая творческая пауза прошла в декабре. В это время провели выставку для всех воспитанников ДОУ и для родителей. На выставке были представлены работы детей сделанные, как в ДОУ, так и дома. Дети и родители занимаются подборкой интересующей литературы по этому виду рукоделия. Совместно с детьми выбираем схемы будущих изделий.
Плоских и объёмных зверушек из бисера обожают не только дети, но взрослые. Родители вместе с детьми увлеклись «бисероплетением», что помогает привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом. В течение года запланированы ряд занятий для родителей совместно с детьми, так как успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод: систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья ДОУ и семьи позволяет добиваться хороших результатов в трудовом воспитании ребёнка, в развитии его познавательных и творческих способностей, развитию мелкой моторики, что приводит к стимулированию развития речи и формированию личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика – способ всестороннего развития ребёнка.
Какие задачи решает утренняя гимнастика?Требования для проведения утренней гимнастики.методы проведения утренней гимнастики.Высказывание детей....
Значение ручного труда для всестороннего развития
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее....
Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию дей...
Ручной труд - средство всестороннего развития ребенка
Ручной труд в детском саду- это лаборатория, в которой ребенок путем своего личного опыта черпает практические знания, изощряет и развивает все свои силы и способности.Старший дошкольный возраст – это...
Из опыта работы «Сюжетно-ролевые игры как способ всестороннего развития ребенка и его социализации в обществе как личности в целом»
Из опыта работы презентация на тему: «Сюжетно-ролевые игры как способ всестороннего развития ребенка и его социализации в обществе как личности в целом»...