Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Викторина о творчестве К. И. Чуковского»
план-конспект занятия
В викторине участвуют 2 команды детей старшего возраста. Они отвечают на вопросы по биографии К.Чуковского, вспоминают его сказки, отгадывают загадки, вспоминают героев сказок, рисуют, выполняют динамическую паузу, слушают голос писателя. В викторине предусмотрены и задания для болельщиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_starshih_grupp.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Викторина о творчестве
К. И. Чуковского»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о произведениях К.И. Чуковского. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге.
ЗАДАЧИ:
- Показать детям удивительный мир мудрости сказок Чуковского и их красоту.
- Выяснить знания детей текстов произведений К. И. Чуковского, интересные факты его биографии и истории написания сказок.
- Совершенствовать речевые навыки: умение выразительно и эмоционально читать стихи.
- Развивать память внимание, мышление, воображение, фантазию.
- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, художественной литературе.
- Воспитывать веру в добро, дружбу, любовь, торжества добра над злом.
МАТЕРИАЛЫ: презентация к викторине, фонограмма «звук гонга», чудо- дерево с башмачками и носочками, эмблемы команд, предметы из сказок к соревнованию, фонограмма стихотворения «Бяка-закаляка» в исполнении автора, фломастеры и бумага для рисования, книжки для призов, запись «Песни о сказках» Ю. Мориц.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
Дети входят в зал и садятся на стулья.
- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете: «Чудеса бывают?»
- А где можно встретить эти чудеса? В сказках.
- Значит, и Бармалей есть, и Айболит, и Федора, и Муха-цокотуха?
- Может и страна Чукоккала существует?
- Действительно, такая страна есть, эту замечательную, добрую страну придумал великий сказочник – Корней Иванович Чуковский.
- А вы, дети, хорошо знаете сказки Чуковского?
- Тогда, я предлагаю нам всем совершить путешествие в СТРАНУ ЧУКОККАЛА, где мы и узнаем, кто из Вас лучше знает эти добрые сказки. Закрывайте глаза. Путешествие начинается.
Звучит волшебная музыка
- Посмотрите, мы оказались в стране (давайте прочитаем) ЧУКОККАЛА.
- В нашей игре-путешествии принимают участие 2 команды: Команда «Ромашки», и команда «Любознайки».
Приветствие команд
- В нашем путешествии Вас ждет много конкурсов. Как же мы узнаем – кто станет победителем?
- Очень просто:
В сказочной стране «Чукоккала», у ворот.
Удивительное чудо-дерево растет,
Нет цветочков на нем,
Лишь листочки на нем,
Да чулки и башмаки,
Словно яблоки.
- Если выиграла конкурс команда «Ромашки». Она будет получать носочки,
а команда «Любознайки» - сапожки. В конце подсчитаем у кого больше.
Выбор жюри
1. Гонг. Конкурс «Отвечай - ка»
- Сейчас, я хочу предложить вам вопросы. Будьте внимательны, отвечайте быстро и четко (поочередно командам)
1. Какая сказка начинается именинами, а заканчивается свадьбой? (Муха – цокотуха)
2. Почему у цапель заболели животы? (Объелись лягушками)
3. Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? (Лимпопо)
4. Кто проглотил солнце? (Крокодил)
5. На чем ехали зайчики? (Трамвае)
6. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
7. Какое животное растопырило глаза, когда увидел сбежавшую посуду? (Коза)
8. Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка)
Корней Иванович Чуковский родился очень давно весной, в конце апреля.
2. Гонг. Конкурс «Вспоминай-ка»
«Любознайкам»
- А где он родился?
- Какова его настоящая фамилия?
«Ромашкам»
- Где проживал писатель?
- Как называли его дети?
Родился в нашем городе. В Переделкино под Москвой
Николай Васильевич Корнейчуков Дедушка Корней и Чуковский или Чукоша
- Ребята, а как вы думаете - Какая самая известная сказка Чуковского?
Самая известная сказка Чуковского "Айболит". У этой сказки очень интересная история создания. Чуковский очень давно хотел написать сказку о добром докторе, и вот однажды когда он отдыхал на Чёрном море, к нему неожиданно пришло вдохновение. Как-то раз он заплыл очень далеко, и вдруг у него сами собой сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк, а потом уже придумал и всю сказку.
«Ромашкам»
- А как появилась первая сказка Чуковского? Как она называется?
У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.
Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Сказка «Крокодил»
После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки.
«Любознайкам»
- Какова история создания сказки «Мойдодыр»?
Он сидел за своим письменным столом и работал над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь Маша, которую дома все ласково звали Мурочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Откуда эти строчки? Да, с них начинается история создания сказки "Мойдодыр".
- Вы говорили, что отлично знаете сказки Чуковского. Сейчас проверим.
3. ГОНГ Конкурс «Доскажи словечко».
«Любознайкам»
1. Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей )
2. Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать)
3. Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки ….. (Золотые)
4. И такая дребедень
Целый день:
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
То олень позвонит, то … (тюлень)
«Ромашкам»
1. Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал)
2. А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке)
3. Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые … (Калошки )
4. И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
- Сказки знаете, значит, вещи и героев сказок найдете.
4. Гонг. Внимание - соревнование.
На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.
«Любознайки» – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
«Ромашки» – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
Черный ящик задание для болельщиков
В ящике лежит предмет из сказки «Айболит» (градусник). Задавая вопросы ведущему нужно догадаться, что лежит в ящике.
5. Конкурс «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Чуковский долго и старательно работал над каждой своей сказкой. Помните строки из сказки «Айболит».
И пришла к Айболиту лиса,
Ой, меня укусила оса,
И пришел к Айболиту Барбос.
Меня курица клюнула в нос.
Но прежде, чем у писателя родились эти строчки, он исписал мелким почерком две школьные тетрадки.
6. Конкурс «Сочиняй-ка»
Я предлагаю вам угадать, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери и птицы.
И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня … поясница!"
И влетела к нему канарейка:
У меня поцарапана … шейка.
И пришла к Айболиту коза:
У меня заболели …глаза !
Прилетела к нему сова:
О, болит у меня …голова !"
Дедушка Корней сочинял не только сказки, им написано много стихов. Давайте послушаем его и поиграем.
Динамическая пауза для команд «Робин Бобин Барабек»
7. Гонг. Конкурс «Узнай картинку»
На экране небольшой фрагмент картинки. Дети должны узнать из какой сказки картинка.
Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
8. Гонг. Конкурс «Угадай-ка»
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотистое. Яйцо и цыпленок
Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл! Пароход
Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная! Коньки и лед
Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. Расческа
Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю! Рот и зубы
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. Зеркало
9. Гонг. Конкурс «Корзина с потерянными вещами» - У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
- Телефон (У меня зазвонил телефон)
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
- Мыло (Вот и мыло подскочило)
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
- Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
- Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
10. Гонг. Конкурс «Нарисуй-ка»
- Дедушка Корней писал не только сказки, но и забавные стихи. Послушайте одно из них. Читает автор Корней Чуковский.
Фонограмма стиха «Бяка – закаляка»
- А теперь нарисуйте – свою Бяку - закаляку (под музыку)
Пока дети рисуют. Проводится конкурс для болельщиков.
Конкурс для болельщиков «АУКЦИОН»
- В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
- Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
Подведение итогов и вручение наград (раскраски по сказкам К.И. Чуковского).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".
В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»
Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с использованием регионального компанента....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".
Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".
Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....
Методическая разработка (для детей старшего дошкольного возраста) на тему: "День Земли"
День ЗемлиМодель: развлекательное мероприятиеФорма проведения: досугово- игровая.Тип мероприятия: праздникМетодическая цель: формировать у детей представление о празднике "День Земли"Задачи:1.Доставит...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "Уроки этикет".
Данную разработку можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитывает культуре поведения и общения со взрослыми и сверстниками....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по теме: «История моего города »
Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления ...