Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений у детей старшего возраста детского сада
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Формирование элементарных математических представлений
у детей старшего возраста детского сада
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Адаптирована для детей старшего дошкольного возраста
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания, проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии. Следует при этом учитывать требования программы воспитания в детском саду.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Одним из основных предметов в школе является математика. Дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий
(рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.
Главной задачей было: вызвать у детей интерес к математике, желание заниматься, умение слушать и слышать, думать, мыслить, научить выражать в речи порядок выполнения действий и полным ответом отвечать на вопросы, объяснять: «Как ты узнал?», «Почему так решил?», «Объясни, что ты сделал?», объяснять способ сравнения, обогащать словарный запас детей и активизировать его на занятиях. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека..
Мы учим детей применять математические знания в различных ситуациях, создаем условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу.
Дети нашей группы стали проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, с удовольствием выполнять арифметические действия с числами, более самостоятельны в решении творческих задач и оценке результата.
Мы считаем, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности
для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Именно поэтому меня заинтересовала тема, по которой я работаю уже больше пяти лет. Ведь не для кого не секрет, что среди взрослых бытует мнение: Для успешного обучения в школе является умение малыша считать до 100. Практика показала, что подобная подготовка не решает проблему успешного обучения детей как в начальной школе, так и в будущем и приносит больше вреда, чем пользы. Ведь математическая подготовка, сориентированная на формирование счетных умений, активизирует лишь механическую память, которая и так в этом возрасте у большинства детей довольно крепка.
Работая много лет, я заметила, что в конспектах по математике нет последовательности и взаимосвязи. Это случилось потому, что конспекты были составлены разными авторами ив разное время. Некоторые задачи программы были мало затронуты, некоторые встречались очень часто, поэтому проводя занятия я заметила,что дети неуверенно отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей
помощи. Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что надо создать систему, перспективный план занятий, используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе.
Большую помощь в развитии мышления оказывают дидактические игры.
Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествие во времени
- Игры на ориентировки в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
1. «Распутай путаницу»
Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.
Материал: игрушки по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пирамидки, мячи и т. д.).
Все игрушки расставляются на столе в определенном порядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет расположение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспомнить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.
Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок может и сам создавать путаницу, придумывая самые невероятные ситуации.
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.
Материал: геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и такие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).
В зависимости от того, какой у вас стимульный материал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеться, помоги собрать урожай и т. д.
Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.
— пособия для обучения детей счету;
— пособия для обучения детей составу числа;
— пособия для решения и составления арифметических задач;
— пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
— пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
— пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
— пособия для упражнения детей в ориентировке во времени;
— пособия для закрепления знания детей о цвете;
— пособия для развития логического мышления, воображения.
Рекомендуемая литература:
- Давайте поиграем А.А.Столяр
- Математика для дошкольников Т.И.Еофеев
- Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихоморова,
- А.В.Басов
- Дидактические игры в детском саду А.И.Сорокина
- Чего на свете не бывает О.М.Дьяченко, Е.А.Агаева
- Ступени творчества или развивающие игры Б.П.Никитин
- Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- З.А.Михайлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звездный час в школе космонавтики Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада
Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада в соответствии с программой "Радуга" (под ред. Дороновой, Якобсон)...
Формирование элементарных математических представлений в старшей группе детского сада
В игровой форме развивать у дошкольников количественный и порядковый счёт, закрепить геометрические фигуры....
Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.
Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада....
Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада по мотивам сказки «Снежная Королева»
Программное содержание:Обучающие задачи:Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов; Упражнять в счёте в пределах 10 ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада по теме: «Путешествие в страну «Математика» (с использованием ИКТ)
Приоритетные образовательные области: «Познание ФЭМП»,«Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...
Конспект дистанционного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада « Ломаная линия, многоугольник»
Конспект дистанционного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада«Ломаная линия, многоугольник»...