ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г.Велижа
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПРИКАЗОМ №45. ОТ 31.08.2022.
ПРОТОКОЛ № 1 ОТ 31 .08 .2022. ПО МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5
«ТЕРЕМОК» Г.ВЕЛИЖА
ЗАВЕДУЮЩИЙ ____________Н.Л.Горыня
ПРОГРАММА
«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения на 2022-2023 г.г.
Воспитатели: Шурова В.А.
Шилова Н. И.
2022
Содержание
Пояснительная записка 3-4
Теоретическое обоснование 5-6
Исследовательско-диагностический этап 7
Условия реализация программы 8-9
Заключение 10
Список литературы 11
Приложения 12-31
Пояснительная записка
Актуальность
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Цель программы:
Создание условий для построения воспитательно - образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
- Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Задачи для родителей: O создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка; учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Проблема: Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого- педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Общие принципы воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми: принцип учета возрастных возможностей; принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
- Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.
- Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.
- Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
- Переподготовка и повышение квалификации воспитателей, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми.
- Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с одарёнными детьми: Положений о деятельности с одарёнными детьми, проведении недель по разным направлениям обучения.
- Проведение родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка,
«Способности и интересы моего ребёнка».
- Создание системы дополнительного образования по развитию детской одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим направлениям: театральное, художественно-эстетическое.
- Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей школы в качестве консультантов по вопросам исследований детей;
- Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми;
- Создание «Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ.
- Теоретическое обоснование.
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1
Таблица №1
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | общая одаренность (интеллектуальная, творческая); специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности |
-психомоторная; -коммуникативная |
По интенсивности проявлений | -способные (повышенная способность к обучению); -одаренные; -высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития | - с нормальным темпом психического развития; - со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | - стабильная; − приходящая (возрастная) |
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Таблица 2
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно- личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникатив ная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
- Исследовательско-диагностический этап.
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
- Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
- Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
- Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
- Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
- Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
- Игровой характер тестовых методик;
- Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
- Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
- Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
- Условия реализация программы.
Задачи:
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. На схеме 2 обозначены основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.
Такими условиями являются:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
- занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
- работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно- ролевых играх, выставках детского творчества
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
- Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского
сада,
Данная программа рассчитана на 3 год и реализуется в несколько этапов:
- первый этап - апробация программы;
- второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
- третий этап - коррекция программы.
На этапе апробации проводится:
- Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников
детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
- Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
- Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
- Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
- Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов
Третий этап работы :
- Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
- Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
- Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами
- Заключение
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. Если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:
Доминирование интересов и мотивов. Эмоциональная погруженность в деятельность. Воля к решению, успеху. Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности. Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации. Бессознательное, интуитивное решение проблемы. Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты). Многовариантность решений, прогнозов.
Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
- Список литературы
- Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
- Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л «Обруч» 2005
- Бурменская Г.В. «Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
- Клименко В.В. «Психологические тесты таланта» С-Петербург 1996
- Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва. 8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
Ключевые понятия:
Одаренность – 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
- Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
- Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
- Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренный ребенок — 1.Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
2.Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.
Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка
Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Заместитель заведующей по основному виду деятельности осуществляет контроль за реализацией программы.
Диагностический этап: педагогическая диагностика; психологическая диагностика; специальная диагностика (углубленная); диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).
Информационный этап: подбор литературы по тематике; создание банка информации по работе с одаренными детьми; подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса. Подготовительный этап: определение функций каждого субъекта воспитательно-
образовательного процесса; составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности; разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
Развивающий этап: организация и проведение индивидуальных и групповых занятий различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану) организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников; организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).
Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми
Психолог:
Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.
Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).
Старший воспитатель:
Организационная – осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка. Совместно с руководителем ДОУ формирует сообщество воспитывающих взрослых: родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.
Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.
Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.
Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература, игрушки и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.
Воспитатели:
Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.
Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.
Координирующая – осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.
Другие субъекты педагогической деятельности:
Диагностическая – выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.
Развивающая – осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.
ФИО ребенка.
Карта одаренного ребенка
(находится в кабинете старшего воспитателя)
Возраст ребенка (год, месяц).
Медицинское заключение (последний профосмотр). Сведения о родителях.
Состав семьи. Статус семьи.
Результаты психологической диагностики. Результаты педагогической диагностики. Результаты социометрического исследования. Область одаренности.
Признаки одаренности. Диагностика одаренности. Выводы и рекомендации.
Структура программы
- Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
- Структура программы сопровождения.
- Определение целей и задач программы сопровождения.
- Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
- Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
- Мониторинг программы.
План программы
«Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях»
Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.
Задачи: выявление ребенка, одаренного в нескольких областях; составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы); создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.
В программе принимают участие: Психолог, Воспитатели, другие субъекты педагогической деятельности, Старший воспитатель. Родители
Психолог
Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.
Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям ОД (одаренных детей) всех субъектов программы (по планам-графикам).
Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с ОД.
Воспитатель
Информационный этап:– организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения ОД.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе.
Специалисты
Информационный этап: беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой- либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов.
Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.
Старший воспитатель
Информационный этап: создание банка данных по ОД ДОУ. Консультации для родителей, воспитателей, специалистов и др.
Организационный этап: включение в годовой план развития ДОУ дополнительных платных образовательных услуг. Организация в рамках ДОУ семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация постоянно действующей службы «Не прозевайте вундеркинда!» и «Дней открытых дверей» по проблематике ОД. Проведение заседаний клуба «Одаренный педагог».
Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы).
Родители
Информационный этап: участие в круглом столе со специалистами ДОУ по проблемам ОД. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.
секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов ДОУ.
План программы
«Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности»
Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.
Задачи: Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей. Социализация ребенка в группе сверстников. Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Психолог: Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с ОД.
Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов и специалистов ДОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями ОД. Организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:
Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели; Развивающие занятия с элементами тренинга; Организация кружка интеллектуального развития.
Воспитатель
Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).
Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно- популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.
Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.
Старший воспитатель.
Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.
Организационный этап: составление совместного плана работы со специалистами ДОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ДОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация открытых мероприятий по проблематике ОД.
Этап контроля: контроль эффективности работы специалистов по данной теме. Анализ результатов деятельности специалистов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.
План программы
«Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Задачи: Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
Достижение детьми более высоких результатов.
Психолог
Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Заместитель заведующей по основному виду деятельности
Организационный этап: планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.
Инструктор по физкультуре
Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.
Воспитатель
Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.
Родители
Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.
План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»
Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.
Задачи: Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
Формирование эстетического вкуса. Стимулирование развития творческой деятельности ОД.
Психолог
Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.
Музыкальный руководитель
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.
Методы и формы развития музыкальных способностей: развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, обучение азам нотной грамоты, знакомство с деятельностью композиторов, посещение концертов и лекториев и др.
Старший воспитатель.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам музыкально одаренных детей.
Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах.
Воспитатель
Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком).
Информационный этап: оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.
Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.
План программы
«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности»
Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.
Задачи:
Создание условий для реализации артистического потенциала ОД. Развитие артистический способностей.
Развитие эстетического вкуса.
Развитие коммуникативных способностей.
Психолог
Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.
Музыкальный руководитель
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.
Информационный этап: консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.
Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.
Воспитатель
Информационный этап: консультации для родителей ОД.
Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (уголок театрально-игровой деятельности).
Развивающий этап: использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.
Старший воспитатель.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренных детей. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов.
Организационный этап: организация учебы специалистов ДОУ. Помощь музыкальному руководителю в организации театральных постановок. Обеспечение преемственности в работе специалистов. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.
Родители
Развивающий этап: участие в работе театрально-художественного кружка, посещение театров и выставок совместно с детьми.
План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности»
Цель: развитие индивидуально-психологических особенностей ребенка, подготовка к овладению техническими видами деятельности.
Задачи: Создание условий для выполнения технических действий и их применения в практике. Развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления. Развитие технических способностей одаренного ребенка. Гармонизация интеллектуального потенциала за счет развития вербального интеллекта.
Психолог
Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Мониторинг динамики развития технических способностей ОД.
Информационный этап: консультации для специалистов ДОУ и родителей по проблемам детей с технической одаренностью. Разработка рекомендаций для родителей по взаимодействию с технически одаренным ребенком.
Развивающий этап: организация и проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий: развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления. Развитие вербального интеллекта технически одаренного ребенка.
Воспитатель
Информационный этап: консультации для родителей ОД. Организация кружка «В мире ЛЕГО», «Эрудит», «Юный техник».
Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (конструкторы, технические игры, энциклопедии).
Развивающий этап: индивидуальная работа с технически одаренными детьми, разработка творческих задач для решения дома.
Старший воспитатель.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам технически одаренных детей. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов. Подбор материалов по данному типу одаренности. Круглый стол с привлечением специалистов ДОУ и научных сотрудников. Выставка методической литературы по данной тематике.
Организационный этап: организация учебы специалистов ДОУ. Выставка лучших детских работ. Подбор и систематизация методических материалов и помощь в создании развивающей среды. Организация «Дня открытых дверей» в ДОУ. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.
Родители
Развивающий этап: принимают участие в работе технического кружка и совместно с детьми посещают технические выставки. Участие в организации и проведении «Дня открытых дверей». Технический КВН «Дети и родители».
План программы
«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности»
Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.
Задачи: Создание условий для развития творческого потенциала ребенка. Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала. Формирование осознанного интереса к художественной культуре. Приобщение к национальной и мировой художественной культуре. Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Психолог
Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.
Воспитатель
Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.
Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях.
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества (в журналах «Раница», «Вясёлка»). Обогащение предметного пространства группы.
Старший воспитатель.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ.
Организационный этап: помощь специалистам ДОУ в подборе диагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностики и ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной и словесной деятельности ОД. Подготовка и проведение конкурса чтецов. Координация работы клуба родителей ОД. Организация работы кружка по ИЗО, литературного кружка
«Говорунок». Организация методических мостов по обмену опытом работы с ОД между ДОУ.
Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды в группах.
Родители
Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.
Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию способностей ребенка, лучших его личностных качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель, гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.
Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка - дошкольника.
Реализация этой задачи требует развить у педагогов новый взгляд на организацию всего образовательного процесса.
Какими качествами должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми? По мнению Леонида Пасечника педагог, работающий с одаренными детьми должен быть:
- Доброжелательным и чутким
- Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы
- Иметь опыт работы в учреждениях образования или взаимодействия со своими детьми
- Обладать высоким уровнем интеллектуального развития, а так же широким кругом интересов и умений
- Иметь помимо педагогического второе образование (юридическое, экономическое, филологическое, музыкальное и т.п.)
- Обладать живым, активным характером, чувством юмора, крепким здоровьем и жизнестойкостью
- Иметь специальную подготовку к работе с одаренными детьми. И быть готовым к дальнейшему повышению квалификации
- Быть сдержанным, в меру строгим, воспитанным и порядочным.
- Иметь позитивную Я-концепцию
условий успешности реализации выделенных нами направлений по работе с одаренным ребенком.
Намеченная работа по созданию образовательного маршрута осуществлялась с использованием утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции. Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи используется комплексирование нескольких программ различных специалистов, работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком. Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение Конструкции образовательного процесса:
- Базовое образование
- Углубленное обучение
- Элитарного обучения
Творческая группа в составе воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед разработала клише программы индивидуального образовательного маршрута для ребенка подготовительной группы детского сада, используя в качестве базовой российскую программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, парциально включала наработанные материалы специалистов в комплексный маршрут развития ребенка. С учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала.
Реализация намеченной работы происходила в соответствии с принципами:
- Единство диагностики и коррекции, неразрывность речевого и психологического развития ребенка;
- Осуществление обучения и воспитания детей с позиции индивидуально – дифференцированного подхода;
- Принцип деятельностного подхода к развитию личности ребенка (с учетом структуры деятельности);
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала;
- Принцип комплексности, в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ;
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции).
Особенности работы музыкального руководителя в творческой группе по созданию индивидуального маршрута ребенка
Как уже отмечалось ранее, индивидуальный образовательный маршрут ребенка составлялся в условиях командной работы. Моя доля работы состояла в построении маршрута развития в части художественно-эстетической (хореографической и музыкальной) деятельности. Свою работу я строила в несколько этапов:
- этап. Выбор
Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению индивидуального маршрута развития
- этап. Наблюдение
- Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
- Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
- Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
- Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
- этап. Диагностика
- Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
- Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
- Подбор методик, определение методов и приемов работы
- этап. Работа
- Подбор индивидуальных заданий
- Связь с родителями и педагогами
- Домашние задания
- Корректировка задач, методов работы с ребенком
- этап. Контроль
- Итоговая диагностика
2. Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ и итоговом концерте
По общей диагностике музыкального развития ребенок показывал высокий уровень развития по большинству показателей. Психологически был готов к дополнительному общению с педагогом. С радостью откликался на предложения о дополнительных встречах. Работа по развитию художественных, в частности музыкальных и хореографических способностей предполагает развитие публичности ребенка, то есть умения выступать на публике. Алина стала нашей помощницей в проведении мероприятий группы и детского сада.
Например, при разработке занятия я продумывала программные задачи - обучающие (познавательные), развивающие, воспитательные, как для всей группы детей, так и для индивидуальной работы с ребенком.
Например: сюжетно-тематическое занятие «Музыкальный городок» Программные задачи.
Обучающие (познавательные)
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера, знакомить с музыкальными понятиями, градацией музыкальных инструментов по видам;
- Обогащать и развивать речь детей с помощью образования существительных, обозначающих профессии (скрипка – скрипач, труба – трубач)
- Совершенствовать умение исполнять музыкальное произведение на шумовых инструментах в ансамбле
Развивающие
- Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности – пении, танцевальных движениях, игре на музыкальных инструментах.
- Развивать умение «слышать свой голос», контролировать силу его звучания, дыхание, дикцию;
Воспитательные
- Формировать опыт добрых проявлений и доброжелательных отношений друг к другу и взрослым, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи;
- Воспитывать бережное отношение к своему голосу. (индивидуальный маршрут)
- способствовать развитию навыков пения и формированию певческого голоса;
- продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
- развивать звуковысотный и ритмический слух, музыкальную память;
- содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;
- воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;
Особое внимание уделяла предварительной работе с Алёной перед занятиями (пример)
- разучивание песенки, загадок и стихов, пальчиковой гимнастики;
- работа над правильным дыханием и артикуляцией;
- задания и игры на развитие чувства ритма, тембрового и звуковысотного слуха;
- работа над координацией голоса и слуха (т.е. над чистым интонированием)
- задания для работы в парах (научи Алешу, Таню…)
- игры, упражнения и этюды на развитие памяти, внимания, эмоциональности (из психогимнастики М.Ю.Чистяковой)
Приложение 14
Комплекс методик диагностики одаренности
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности. Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).
Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
Психолого-педагогическая поддержка детей
Изучаемый показатель | Методики |
Интеллектуальная одаренность |
|
Когнитивные психические процессы | |
Математическая одаренность: | |
Творческий потенциал |
|
Мотивация |
Личность | |
Социальная одаренность | |
Комплексные методики для педагогов и родителей |
30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников «Маленький Гений» (Студия детского дизайна)
Рабочая программа...

Рабочая программа дополнительного образования. Развивающий клуб "Маленький гений"
Данная программапредставляет систему интеллектуально-развивающих занятий детей старшего дошкольного возраста, игр и заданий на формирование умения устанавливать разные типы отношений между объектами (...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)
Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краткосрочной образовательной практики «Маленький гений» научно-исследовательскому направлению для детей с 5 до 7 лет
Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций, и каждая дошкольная образовательная организация занимается поиском возможностей выполнить одну из самых основных задач дошкольного ...