Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краткосрочной образовательной практики «Маленький гений» научно-исследовательскому направлению для детей с 5 до 7 лет
материал
Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций, и каждая дошкольная образовательная организация занимается поиском возможностей выполнить одну из самых основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_sayta.docx | 68.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
краткосрочной образовательной практики
«Маленький гений»
научно-исследовательскому направлению
для детей с 5 до 7 лет
Автор: Гневышева Елена Александровна,
воспитатель,
1КК,
Асбестовский городской округ
2021-2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
| 3 |
| 4 |
| 6 |
| 7 |
| 9 |
| 10 |
II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 14 |
2.1. Программное обеспечение | 14 |
2.2. Примерный распорядок дня | 15 |
2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды | 16 |
2.4. Перспективный комплексно-тематический план Программы для детей от 5 до 6 лет | 19 |
2.5. Перспективный комплексно-тематический план Программы для детей от 6 до 7 лет | 22 |
2.6. Практическая значимость | 25 |
2.7. Кадровые условия реализации Программы | 25 |
2.8. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы | 26 |
III СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 29 |
3.1. Содержание образовательной деятельности | 29 |
3.2. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста | 30 |
3.3. Материально-техническое оснащение Программы | 30 |
Список рекомендованной литературы | 33 |
Приложение | 34 |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
В настоящее время наш мир стремительно изменяется. Меняются техника, отношение к жизни, социально – экономическое развитие страны. Поэтому перед нами стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. А так как изменяется время, и соответственно меняются люди. Они имеют новое мышление, мотивацию, стиль поведения. В основе встает главная задача – это как воспитать такого человека? Так как жить по-прежнему продолжать, как думали многие ученые не возможно, то сейчас почти все понимают о необходимости качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, а также самостоятельного, духовно – нравственного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия. Эта программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными целями и структурой. Занятия состоят из 8 тем. Система проведения занятий состоит из игр, опытов на развитие у дошкольников наблюдения, измерения, сравнения, поможет обогатить жизненный опыт детей.
Предлагаемая Программа для познавательного развития дошкольников является инновационным методическим продуктом, разработанным в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2020 года;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 11552;
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 16424;
- Законом Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
- Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО, разработанная с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
Данная программа разработана на основе методического руководства для педагогов Е.А. Шутяевой «Наураша в стране Наурандии».
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, необходимо обеспечить:
- формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Актуальность, новизна Программы научно-исследовательской направленности
Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций, и каждая дошкольная образовательная организация занимается поиском возможностей выполнить одну из самых основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным аспектом является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка.
Поскольку экспериментирование предполагает наличие специальных инструментов и оборудования для изучения и исследования, в детском саду создана лаборатория опытно-экспериментальной деятельности, в которой каждый желающий может попробовать себя в роли ученого. Для детского экспериментирования используется цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», которая состоит из восьми модулей, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура; свет; звук; сила; электричество; кислотность; пульс; магнитное поле.
Отличительной особенностью данной программы «Маленький гений» является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую инициативу.
Ребенку с детства хорошо знакомы слова «горячо» и «холодно», «светло» и «темно», «кислый» и «сладкий», «тихо» и «громко». Благодаря детской цифровой лаборатории эти знания в интересной игровой форме можно углубить, пополнить, насытить новыми понятиями. Современный мир насыщен разного рода электронными приборами, все это окружает ребенка ежедневно, является частью его развивающей среды. Работая в лаборатории, мы помогаем ребенку разобраться с различными явлениями, ввести простейшие понятия, описывающие эти явления.
Детям очень интересно быть исследователями, самостоятельно или при помощи взрослого действовать приборами для измерений и объектами индикаторами.
Помня, что игра занимает большое место в жизни дошкольников, мы стараемся, чтобы свои первые научные открытия дети совершали в игровой форме и с большим интересом.
На практических занятиях дети приобретают умения, которые переходят в прочные навыки.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредствам применения в образовательной деятельности детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в процессе исследования окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;
- учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность;
- восприятие, мышление, речь, внимание, память;
- интерес к познанию окружающего мира и самого себя;
- осуществлять преемственность к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в школе.
Воспитательные:
- воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей Программы научно-исследовательской направленности.
Принцип научности | -предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; -содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования |
Принцип доступности | -предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников. |
Принцип систематичности и последовательности | - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно–экспериментальной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. |
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания | - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка - дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка |
Принцип целостности | - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. |
Принцип активного обучения | - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества |
Принцип креативности | - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций |
Принцип результативности | - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. |
- Планируемые результаты освоения Программы.
- Дети более активно станут проявлять интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, будут оценивать их состояние;
- С помощью детского экспериментирования – метода практического целенаправленного действия, у детей формируется собственный жизненный опыт;
- Дети с желанием станут участвовать в опытно-экспериментальной деятельности;
- Свои эмоциональные впечатления от результатов деятельности дети передают в доступных видах творчества;
- Сформируется готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- Дети научатся контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется с помощью цифровой лаборатории. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения; склонен наблюдать, экспериментировать.
1.6. Методы и средства оценки результативности реализации Программы.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май) с использованием следующих методов оценки:
- наблюдение за детьми;
- изучение продуктов их опытно–исследовательской деятельности;
- несложные эксперименты (в виде проведения опытов, предложенных небольших заданий);
- беседы.
В содержании программы «Маленький гений» планируемые результаты освоения программы представлены в виде базисных качеств личности. (Приложение 1)
Познавательная компетентность
Высокий уровень: проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п..
Средний уровень: снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется.
Низкий уровень: кругозор ограничен, представления бедны и примитивны.
Социальная компетентность
Высокий уровень: ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Средний уровень: в поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения.
Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к людям и к их действиям.
Коммуникативная компетентность
Высокий уровень: ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями со сверстниками и взрослым.
Средний уровень: ребенок высказывает предложения с небольшой помощью сверстников или взрослого.
Низкий уровень: ребенок имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них.
Самостоятельность
Высокий уровень: организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с замыслом.
Средний уровень: принимает непосредственное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым.
Низкий уровень: пассивен в организации познавательно-исследовательской деятельности.
Креативность
Высокий уровень: способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, способен к вариативности, гибкости, импровизации.
Средний уровень: может формулировать выводы по наводящим вопросам; аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень: у ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов.
Инициативность
Высокий уровень: проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций.
Средний уровень: увидеть проблему может только с подсказки взрослого.
Низкий уровень: не проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
В результате изучения программы «Маленький гений» дошкольник должен:
Знать:
∙ правила поведения в лаборатории;
∙ последовательность выполнения опытов;
∙ первичные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
∙ общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь:
∙ работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
∙ самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности;
∙ определять температуру воды, воздуха, тела человека;
∙ сравнивать освещенность различных объектов;
∙ измерять поле различных магнитов;
∙ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Обладать:
∙ положительным отношением к исследовательской деятельности;
∙ творческой активностью и мотивацией к деятельности;
∙ приемами индивидуального и совместного экспериментирования.
II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программное обеспечение
Главный герой – мальчик Наураша – маленький гений, ученый, исследователь и конструктор, ровесник детей, увлеченный желанием познавать мир. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лаборатории вместе с ним дети знакомятся с приборами для измерений и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений. Наураша перенесет дошкольников в удивительную страну Наурандию – Цифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья коровка» дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции)
Состав программы
Цифровая лаборатория состоит из восьми тем. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.
Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор с оборудованием.
- Температура;
- Свет;
- Звук;
- Магнитное поле;
- Электричество;
- Сила;
- Пульс;
- Кислотность.
Изучение предложенных тем в лаборатории может проводиться в любом порядке. Однако рекомендовано начинать с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д.
В составе комплектов по всем темам имеется:
- датчик «Божья коровка», имеющий соответствующую теме физическую величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическим рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
На первом занятии (по любой теме) педагог объясняет детям такие понятия, как «ученый», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».
2.2. Примерный распорядок дня
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы занятия проводится 2 раза в месяц, как в первой половине дня, так и во второй. Занятия могут проводиться как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, занятий проводятся 2 раза в месяц, 18 часов в учебный год. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.
Продолжительность занятий для детей: 5-6 лет (старшей группе) 20–25 минут; 6-7 лет (подготовительной к школе группе) 25 – 30 минут.
Форма проведения занятий – групповая, подгрупповая. Каждая подгруппа состоит из 6 – 10 человек. Используются интерактивные игры и пособия, осуществляется системно-деятельностный подход к обучению.
Диагностика усвоения рабочей программы «Маленький гений» проводится два раза в год, октябрь, май. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых в экспериментальной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию программы «Маленький гений;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность по данной программе;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы «Маленький гений». Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым и интерактивным оборудованием.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- эмоциональное благополучие во взаимодействии детей с предметно-пространственным окружением;
- возможность детей самовыражения.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, модулей цифровой лаборатории;
- наличие в специально оборудованном кабинете познавательного развития и дополнительного образования или группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:
- наличие в специально оборудованном кабинете познавательного развития и дополнительного образования или группе различных пространств для конструирования, экспериментирования, а также разнообразных материалов, дидактических игр и оборудования;
- периодическое использование модулей цифровой лаборатории, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность всех помещений для воспитанников, где осуществляется образовательная деятельность;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Занятия проводятся в групповом помещении, где создана оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная среда.
А так же для занятий используется кабинет познавательного развития и дополнительного образования «Научная цифровая лаборатория «Экспериментариум».
2.4. Перспективный комплексно-тематический план Программы для детей от 5 до 6 лет
Срок | Тема | Задачи | Материал и оборудование |
сентябрь | Знакомство с Наурашей и страной Наурандией | 1.Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей, правилами поведения в Лаборатории. 2.Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Ноутбук, интерактивная доска, все лаборатории комплекса «Наураша» |
Ритм сердца - пульс | 1.Учить детей измерять пульс человека с помощью датчика пульса цифровой лаборатории. 2.Знакомить детей с органами кровообращения. Фонендоскоп, набор для исследований «Наураша». | Рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием научной лаборатории «Пульс и упражнения» | |
октябрь | Какие бывают источники света | 1.Познакомить с источником света. Солнечные зайчики. Эксперименты со светом. Проведение опытов с отражателями. 2.Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. | 2 разных фонарика, свеча, экран компьютера, красители. Опыт с красителем с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить силу света фонариков, освещенности в комнате |
Свет и растения | 1. «Тень может двигаться». Выяснить зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение. 2.Изучить влияние света на жизнь растений | Фонарик, настольная лампа, экспериментальный набор для измерения света, белый глянцевый и цветной лист. Опыт с использованием цифровой лаборатории | |
ноябрь | Что такое звук, громкость? | 1. Выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными. 2. Дать первичные знания о звуке, как о физическом явлении. | Ксилофон, флейта, свистки, карточка со схемой строения органов слуха. Задание на измерения звука с использованием цифровой лаборатории |
Что я слышу? | 1.Познакомить с органом, воспринимающим звук – ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки. 2. Развивать слуховое внимание, умение сравнивать и различать звуки | Различные предметы издающие шумовые и музыкальные звуки, фрагменты записи голосов живой природы, схема строения органов слуха человека. Исследования: голоса детей, воспитателя, «Кто громче, тише скажет». Опыт с использованием цифровой лаборатории | |
декабрь | Тепло или холодно? | 1.Знакомство с понятием температура. Учимся делать выводы. 2.Познакомить с понятием «температура», «градус, «ноль градусов». | Градусники. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении и за окном. |
Такая разная вода | 1. Закреплять основы безопасного экспериментирования. Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. 2. Продолжаем знакомить с понятием «температура», «градус, «ноль градусов» | Градусники, горячая и холодная вода, лед. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру холодной/горячей воды, льда, эксперимент со свечой. | |
январь | Электрическое яблоко | 1.Знакомство с Лабораторией Электричества. Познакомится с понятием «электричество». Формировать представление о возможностях использования электричества человеком. 2.Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком | Лимон, яблоко (кислого сорта), электроприборы из цинка и меди, 3 батарейки хорошие, 1 использованная Опыт «Электояблоко. Электролимон» с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Батарейка | 1.Знакомство с батарейкой. Первоначальные понятия о электрических цепях. 2. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. | Соленая вода, стаканчики для опыта. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Электричество» | |
февраль | Сила удара. | 1. Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием вес предмета 2.Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора | Резиновая груша, воздушные шарики. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Измерение силы, веса, удара» |
Вес | 1.Познакомить детей с понятием «вес предмета», «что такое вес?». 2. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям. | Игрушечная машинка, набор «Наураша» Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Задания на сравнительные измерения» | |
март | Магнит | 1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». 2. Учить измерять поле различных магнитов | Различные бытовые магниты, пластмассовая или мягкая игрушка. Исследование: «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита». Опыт с использованием цифровой лаборатории |
Магнитные чудеса | 1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле Земли». 2. Расширить знание о работе компаса, о южном и северном полюсах земли | Компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик. Исследование немагнитного предмета. Сравнение двух магнитов | |
апрель | Кислая лаборатория | 1. Познакомить детей с понятием «кислотность». 2. Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами. | Соки: яблочный, апельсиновый; питьевая сода, лимонная кислота, стаканы, вода, газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Волшебница сода | 1. Закрепить знания детей об органах чувств. 2. Закреплять умение работать в команде. | Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» | |
май | Мы учены | 1.Закрепить полученные знания о температуре, свете и магнитном поле, звук, свет, пульс, кислотность, электричество. 2.Учить задавать вопросы, выслушивать ответы детей. | Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Итоговое занятие. | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
2.5. Перспективный комплексно-тематический план Программы для детей от 6 до 7 лет
Срок | Тема | Задачи | Материал и оборудование |
сентябрь | Ведение в тему. Организм человека. | 1. Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма. 2. Знакомить с органами кровообращения | Фонендоскоп, набор для исследований «Наураша» |
Почему у взрослых и детей пульс разный. | 1. Учить измерять пульс человека. 2. Продолжать формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием научной лаборатории «Пульс и упражнения» | |
октябрь | Источник света. | 1. Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятием освещенность (сравнивать освещенность различных объектов) | 2 разных фонарика, свеча, экран компьютера, красители. Опыт с красителем с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить силу света фонариков, освещенности в комнате |
Мы видим благодаря свету | 1. Объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов; влияет ли плохая освещенность на жизнь человека | Фонарик, настольная лампа, экспериментальный набор для измерения света, булый глянцевый лист, цветной лист. Опыт с отражателем с использованием цифровой лаборатории «Наураша» | |
ноябрь | Звук – что это? Почему в космосе нет звука? | 1. Знакомить детей с органом слуха. 2. Обогащать и уточнять представление детей об функционировании человеческого организма. | Ксилофон, флейта, свистки, карточка со схемой строения органов слуха. Задание на измерения звука с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Почему одни звуки высокие, а другие низкие? | 1. Продолжать знакомить детей с органом слуха. 2. Познакомить детей с понятием «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки». | Различные предметы издающие шумовые и музыкальные звуки, фрагменты записи голосов живой природы, схема строения органов слуха человека Исследования: голоса детей, воспитателя, «Кто громче, тише скажет». | |
декабрь | Факты о температуре | 1. Закрепить занаия детей о термометрах, их назначении. 2. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль градусов» | Градусники. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении и за окном. |
Лед и пламя | 1.Подвести детей к пониманию, что разные объекты имеют разную температуру, которая может меняться в зависимости от разных условий | Градусники, горячая и холодная вода, лед. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру холодной/горячей воды, льда, эксперимент со свечой. | |
январь | Электричество вокруг нас. | 1. Дать детям общее представление об электричестве. 2. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. 3. Рассказать об утилизации батареек | Лимон, яблоко (кислого сорта), электроприборы из цинка и меди, 3 батарейки хорошие, 1 использованная Опыт «Электояблоко. Электролимон» с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Как создать напряжение? | 1. Обратить внимание детей на то, что не вовсех лампах светится нить накаливания, например, в лампах дневного света, энергосберегающих и др. | Соленая вода, стаканчики для опыта. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Водное электричество» | |
февраль | Сила удара. | 1. Продолжаем знакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием вес предмета | Резиновая груша, воздушные шарики. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Измерение силы, веса, удара» |
Сила в единстве | 1. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. 2. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям. | Игрушечная машинка, набор «Наураша» Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Задания на сравнительные измерения» | |
март | Магнитное поле. | 1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». 2. Учить измерять поле различных магнитов | Различные бытовые магниты, пластмассовая или мягкая игрушка. Исследование: «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита». Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Магнитные материалы. | 1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле Земли». 2. Расширить знание о работе компаса, о южном и северном полюсах земли | Компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик. Исследование немагнитного предмета. Сравнение двух магнитов | |
апрель | Какая кислая лаборатория | 1. Познакомить детей с понятием «кислотность». 2. Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами. | Соки: яблочный, апельсиновый; питьевая сода, лимонная кислота, стаканы, вода, газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Как мы чувствуем вкус | 1. Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса. | Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» | |
май | Волшебная соль | 1. Закреплять умение работать в команде. 2. Проводить эксперименты по созданию очень кислого, кислого, не кислого вкуса. | Лимонная кислота, сахар, вода, соль. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Итоговое занятие. | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
2.6. Практическая значимость
Дети
- Значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физики
- Расширение и обогащение кругозора
- Развитие познавательного интереса
Развитие навыков безопасного экспериментирования.
Педагоги
- Апробация инновационных ИКТ-технологий
- Приобретение нового опыта работы по проектной деятельности
- Возможность обобщения педагогического опыта на семинарах, конференциях на уровне ДОУ, города.
Родители
- Обогащение опыта взаимодействия с детьми
- Участие в совместной деятельности ДОУ
2.7. Кадровые условия реализации Программы
ФИО | Должность | Образование | Квалифи-кационная категория | Курсы повышения квалификации |
Гневышева Елена Александровна | воспитатель | высшее | 1КК | АНО ДПО “СИПППИСР” “Сенсорное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста”, 36 часов, 2018 год “Основы преподавания финансовой грамотности в ДОУ”,72 часа, 2019 год. «Реализация специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в ДОУ», 36 часов, 2020 год |
Иванова Елена Сергеевна | воспитатель | высшее | ВКК | Учебный центр ООО «Астрон» по программе «Организация работы дошкольных образовательных организациях по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», 16 часов, 2018 год. “Основы преподавания финансовой грамотности в ДОУ”,72 часа, 2019 год. «Реализация специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в ДОУ», 36 часов, 2020 год |
2.8. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения – это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ, постановка экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность.
В игровой форме вместе с персонажем Наурашей дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- творческо-поисковая;
- экспериментирование (проведение опытов)
Формы организации деятельности:
- познавательная беседа;
- компьютерная игра;
- эксперимент.
Духовно-нравственное развитие
На занятиях дошкольник овладевают основами физики, приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.
Практическая направленность занятий формирует способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Используемые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», интерактивная доска).
- Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпритация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
- Игровые технологии (компьютерная игра).
Способы работы с детьми
Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
- Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
- Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
- Возможность повторить эксперимент.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
2. Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов
Итоги реализации программы подводятся в виде итоговых открытых занятий.
III СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Содержание образовательной деятельности
Данная Программа направлена на развитие личности, мотивации и способностей дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие».
Детская цифровая лаборатория создана с учетом ФГОС, состоит из восьми образовательно-игровых модулей, каждый из которых посвящен своему датчику.
При проведении поисково-экспериментальной деятельности с данными модулями педагог в игровой форме знакомит детей с различными природными и физическими явлениями и вводит простейшие понятия, описывающие эти явления.
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровую, познавательную, творческую и экспериментирование с различными материалами.
Преемственность всех ступеней образования, на примере цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», приоткроет дверь дошкольника в мир физики, химии, биологии, с дальнейшей увлеченностью они продолжат изучение этих предметов в школе.
Возможности настроек предусматривают:
- Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми образовательно-игровых модулей;
- Переключение между сценами;
- Ручную настройку выбора заданий;
- Свободный режим;
- Повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
3.2. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть-целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.). Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. Эстетическое отношение миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.
3.3. Материально-техническое оснащение Программы
В детском саду оснащена лаборатория опытно-экспериментальной деятельности, для которой выделено отдельное помещение и оборудование:
- Ноутбук
- Проектор
- Интерактивная доска,
- Телевизор.
- Пластиковые контейнеры
- Пластиковые стаканы
- Стол экспериментальный
В состав лаборатории входят следующие модули:
- Модуль «Температура»
- Модуль «Свет»
- Модуль «Звук»
- Модуль «Сила»
- Модуль «Электричество»
- Модуль «Кислотность»
- Модуль «Пульс»
- Модуль «Магнитное поле»
Стойка для цифровой лаборатории
Каждая лаборатория содержит датчик «Божья коровка», набор вспомогательных предметов для измерений, брошюру с методическими рекомендациями по проведению занятий Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические материалы и средства обучения:
Для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания, кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски;
Для изучения темы «Электричество»: яблоко, клубень картофеля, ёмкость с солёной водой, б/у батарейки;
Для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, сок, вода, газированная вода;
Для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики, скрепки;
Для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;
Для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха человека;
Для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы, глобус, фонарики.
Шутяева Е.А. «Наураша в стране Наурандии» цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов. Москва, 2019
Комплект учебного пособия к программе «Наураша в стране Наурандии»:
П.М Марченко, О.А. Поваляев, А. Рыженков, А.Ю Цуцких «Рассказы Наураши про температуру», Москва 2020;
Л.В. Кравченко, О.А. Поваляев, А.Ю Цуцких «Рассказы Наураши про электричество», Москва 2020;
О.А. Поваляев, П.М Марченко, «Рассказы Наураши свет», Москва 2020;
П.М Марченко, О.А. Поваляев, А. Рыженков, А.Ю Цуцких Л.В. Кравченко «Рассказы Наураши про звук», Москва 2020.
Список рекомендованной литературы
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Хюндлингс А. Свет и сила: практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. Москва издательство «Национальное образование», 2016
Хюндлингс А. Вода и воздух: советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. Москва издательство «Национальное образование», 2015
Хюндлингс А. Магнетизм и электричество: практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. Москва издательство «Национальное образование», 2016
Интернет источники:
https://zaymentseva-lotds1.edumsko.ru/articles/post/1935926
https://sch556u.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dce0d01bc77b.pdf
Приложение 1
Диагностика
№ п/п | Ф.И ребенка | Познавательная компетентность | Социальная компетентность | Коммуникативная компетентность | Самостоятельность | Креативность | Инициативность | ||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краткосрочной образовательной практики "ВИНТИК и ШПУНТИК»Технической направленности для детей старшего дошкольного возраста
Программа краткосрочной образовательной практики...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративные растения естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаДекоративные растенияестественнонаучной направленностидля обучающихся 6-7 лет ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Остров Сокровищ" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей
Кракосрочная программа дополнительного образования. Творческая мастерская поделок из разных материалов для детей 7-13 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сундучок диковин" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей
Краткосрочна программа дополнительного образования. Программа занятий в творческой мастерской из различных материалов для дете 7-13 лет....
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних с...