ПРОЕКТ: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»
проект (старшая группа)

Проект разработан с целью обогатить  знания дошкольников о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1279 «ЭВРИКА»

ПРОЕКТ:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Участники проекта:         

дети старшей группы, родители

и воспитатели группы.

Авторы проекта – воспитатели:

Овчинникова Ольга Викторовна

Соловьева Ольга Анатольевна

2022/2023 уч. год.

ПРОЕКТ: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.

В условиях создавшейся ситуации, посещение театров ограничено, многие родители, опасаясь за здоровье детей, не посещают общественные места. При этом,  большинство родителей, не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу, предпочитая включить ребенку мультфильмы. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах, которые часто несут в себе  негатив и агрессию, влияя не в лучшую сторону на детскую психику. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности и на привлечение родителей к организации домашних театров.

Актуальность

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. 

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная  отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований.

Цель проекта:

Формирование творческой личности дошкольников средствами театральной деятельности.

Задачи:

- Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями,

видами и традициями;

- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение

воспринимать художественное слово и понимать его значение;

- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи;

- Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка —

средствами детского театра;

- Формировать у педагогов, участников педагогического проекта практической готовности

в оказании помощи при организации театрального воспитания.

- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать

сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Тип проекта: творческий

Способ реализации - совместный

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: долгосрочный -  с 1 октября 2022г. – по 24 мая 2023г.

Программно-методическое обеспечение:

Список литературы для  работы по театрализованной деятельности

 в детском саду.

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2006.
  1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.
  2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  8. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  9. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  10. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  11. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
  14. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  15. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  16. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  17. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
  18. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
  19. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
  20. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  21. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  22. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
  23. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  24. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  25. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Игровое оборудование, образовательная среда

 В группе организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы, куклы сделанные руками детьми.

В литературном уголке хранятся книжки-игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы.

Прогнозируемый результат:

 Дети: - развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей; - решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);

- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.

 Родители: - формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;

 - активное участие в жизни группы.

Планирование деятельности

1 этап (с 1- по15 октября) - подготовительный

- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

- Сбор и накопление материала, изучение литературы

- Организация развивающей предметно-пространственной среды

- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков

- Анкетирование родителей

2 этап (с 16октября- по 15 апреля) – реализация проекта

- Беседа с детьми о театре

- Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование

- Театрализованные игры, игры - драматизации

- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса, разучивание

текстов сказок

- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый,

настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО, теневой театр, театр

марионеток

- Организация и проведение образовательной деятельности

- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых костюмов или

элементов костюмов, декорации, и т.д.).

3 этап (с 16 апреля по 20 мая) – заключительный

- Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей дошкольников

через презентацию проекта

- Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков

- Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей

Конечный  продукт:

 Показ спектакля «Красная Шапочка»

ПЛАН

Октябрь:

  • Беседа «Что такое театр?»;
  • Знакомство с пальчиковыми куклами   для театра;
  • Изготовление пальчиковых кукол для театра.
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных «И», «Э»,

«А», «О».

  • Отгадывание «Сказочных загадок»;
  • Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
  • Опрос родителей – «Играете ли Вы с ребёнком в театр»;
  • 26.10.2022 г. – постановка спектакля «Праздник урожая».

Ноябрь:

  • Беседа «Тихо! Идёт спектакль!» Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в

зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете;

  • Чтение сказки «По щучьему велению»;
  • Дыхательная гимнастика «Театральная разминка». Тренировка речевого аппарата,

различных групп мышц, дыхания;

  • Знакомство с театром БИ-БА-БО;
  • Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных и согласных

«У», «Ы», «П», «Б»;

  • Рисование «Я рисую сказку»;
  • Лепка «Любимый герой сказки»
  • Отгадывание «Сказочных загадок»
  • Консультация для родителей - «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Декабрь:

  • Изготовление картотеки «Словарь театральных терминов»: авансцена, актёр, амфитеатр,

антракт, аплодисменты, афиша, балет, бельэтаж, бенуар, бутафория, грим, декорация,

диалог, драма, жест, занавес, задник, карман, кулисы, мизансцена, мимика, монолог, опера,

оперетта, пантомима, парик, партер, режиссёр, реквизит, ремарка, репертуар, репетиция, реплика, театр, штанкет, фойе;

  • Игры драматизации по сказкам: «Теремок», «По щучьему велению»;
  • Просмотр мультфильмов: «Теремок», «По щучьему велению»;
  • Подвижная игра: «Хитрая лиса»;
  • Подготовка к Новогоднему утреннику.
  • Консультация для родителей – «Театр дома»

Январь:

  • Беседа «Театр – волшебное царство игры». Ознакомление с различными видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография;
  • Чтение сказки «Снегурочка»;
  • Дыхательная гимнастика;
  • «Вот как я умею!». Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика

для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «К», «Г», «Т», «Д»;

  • Знакомство с понятием эмоции, пантомима, релаксация, импровизация;
  • «Эти веселые зверушки!». Знакомство с элементами актерского мастерства: подражание и

имитация движений героев сказки, повадок животных;

  • Речевое развитие: Знакомство с эмоциями «удивление», «грусть»;
  • «Угадай настроение». Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх,

злость, удивление и т.д.;

  • Игры на выражение эмоций «Сделай лицо»;
  • Консультация для родителей: «Театрализованные игры - путь к детскому творчеству»

Февраль:

  • Самостоятельная театрализованная деятельность с пальчиковыми куклами;
  • Разучивание скороговорок;
  • Консультации: «Пальчиковые игры с детьми, как способ развития ребёнка»
  • Папка-передвижка: «Театр и дети»;
  • Сочинение зимней сказки;
  • Изготовление книжки-малышки по придуманной сказке.

Март:

  • Чтение сказки «Заюшкина избушка»;
  • «Сказка на столе». Особенности настольного театра. Обучение способам действия;
  • Литературная викторина «Любимые сказки нашей группы»;
  • Рисование: «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»»;
  • Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных

«С», «З», «Ш», «Щ»;

  • Лепка «Зайка», «Лиса»;
  • Консультация для родителей: «Театрализованная деятельность в детском саду»;
  • Показ детьми сказки, приготовленной совместно с родителями.

Апрель:

  • Знакомство детей со сказкой «Красная Шапочка»;
  • Распределение ролей, заучивание диалогов героев сказки;
  • Изготовление декораций, костюмов.
  • Изготовление афиши, пригласительных билетов и театральных программок к спектаклю
  • Репетиции спектакля «Волк и Красная Шапочка»;

Май:

  • Показ спектакля

Итоги реализации проекта:

При подведении итогов мы пришли к выводу:

Дети обогатили свои знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

 Ребята стали  проявлять активность  в исполнении и передаче образа сказочных персонажей, постепенно уходит застенчивость, развивается  инициатива, сообразительность, самостоятельность;

- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность способствует решению основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.

У   родителей сформировались представления, что для полноценного развития ребенка необходима совместная игровая деятельность, создание дома игровой среды, с каждым днем все больше родителей стараются организовать дома «домашний театр», активно включаются в жизнь группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Путешествие в волшебный мир театра» (Подготовительная к школе группа)

Программное содержание: ·        Систематизировать знания о различных видах театра;·        Продолжать учить детей выражать разные...

Конспект НОД по театрализованной деятельности «Путешествие в волшебный мир театра»

Конспект  НОД  по театрализованной деятельности«Путешествие в волшебный мир театра»...

театрализованная деятельность "Превращения в волшебной стране"

Формирование художественного творчества и развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность.Развивать связную речь, пантомимические навыки, моторику рук, фантазию, воображение, художес...

Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности «Путешествие в волшебную страну»

Вид : ИнтегрированноеТип : Художественно-эмоциональное развитие с элементами театрализацииГруппа : СтаршаяФорма проведения: ПодгрупповаяФГОС Интеграция образовательных направл...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с использованием театрализованной деятельности «Путешествие в волшебный мир театра»

Формирование навыков театральной культуры, интереса к театрально-игровой деятельности, поддержка познавательно-творческой инициативы детей, ознакомление с театром, как видом искусства....