Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
методическая разработка (старшая группа)

Лидия Юрьевна Орлова

Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей о свойствах воды, активизировать речь детей.

Развивающие задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования любознательность, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

 

Вид деятельности: познавательно - исследовательская.

Оборудование:

Большие пластиковые стаканы -45 шт,

Маленькие пластиковые стаканы -78 шт, пластиковые тарелки -13 шт, 24 пипетки, драже «Скитлс» - 13 шт, растительное масло 2 литра, мандарины -25 шт, большой конверт с запиской, 3 конверта с заданиями, 3 конверта с разрезанными картинками, 2 пачки шипучих таблеток, игрушка кукла, коробка с воздушными шариками 25 шт, мольберт.

Методические приемы и технологии: Игровые, наглядные, словесные, эксперименты.

                                          Ход занятия:

Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся с гостями

Дети: Здравствуйте!

Водная часть:

Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).

Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Подойдёмте к столу, и я вам все покажу.

(Подходим к столу)

Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? 

Ответы детей. Вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 3 маленьких конверта).  ( читает записку):

«Это я спрятала ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображён тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг.»

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием.  Занимайте места за столами.

Только перед тем, как открыть первый конверт вспомним

правила поведения в лаборатории:

внимательно слушать инструкцию по проведению опыта и только затем приступать к самому эксперименту, ни в коем случае не пробовать вещества, расположенные у вас на столе, какими бы аппетитными они вам не показались!

 

Основная часть.

Воспитатель: Открываем конверт № 1

«Однажды у моей подружки я увидела чудо. В стакане

2 жидкости, которые не смешивались друг с другом. Помогите раскрыть секрет».

Поможем?

Опыт:

Воспитатель. Первый опыт проводим вместе. Перед вами стоит большой стакан с водой, 2 маленький стакан с растительным маслом.  Что бы вы сделали с этими жидкостями? (Ответы детей). Попробуем их смешать, посмотрим, что из этого выйдет! В стакан с водой добавим подсолнечное масло. Что происходит? (ответы детей). Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху. Что это значит? (ответы) Подсолнечное масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности воды!

Итак, какой вывод отсюда следует?

Вывод: Подсолнечное масло легче воды и они между собой не смешиваются.

Ребята, я вам хочу показать фокус «Капельки» и «Лавовая лампа». У вас на столе лежат баночки с цветной водой, берём пипетки капаем в стакан с водой и маслом, что происходит. Ответы детей. Капли проходят сквозь масло образуя бусинки и падают на дно, потому что вода тяжелее масла. В стакан с водой и маслом добавим шипучую таблетку аспирина. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы».

Воспитатель: отодвигаем стаканы в сторону.

Воспитатель: С заданием справились, я вам даю первую подсказку (отдает конверт

 

Физкультминутка.

Крутим – вертим головой,

Разминаем шею. (вращение головой вправо и влево)

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок. (приседания, хлопки в ладоши над головой)

 

Воспитатель: Открываем конверт №2

«Меня и моего друга очень интересует вопрос: умеет ли мандарин плавать? Мы поспорили: я говорю утонет мандарин, а он говорит не утонет.» Помогите в нашем споре.

(дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)

Воспитатель. Для выяснения истины проведем эксперимент.

Опыт. На столе стоят два больших стакана наполненный водой. Пододвигаем по одному большому стакану к себе, погрузим в один стакан мандарин с кожурой, а в другой

Воспитатель: Что делает мандарин? Ответы детей.

Затем очищенный от кожуры мандарин тоже поместим в стакан с водой. Что произошло? Ответы детей.

Воспитатель: Почему он утонул? Как вы думаете? (мнение детей)

(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре мандарина и ее свойствах).

Воспитатель: Ребята, рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. В них находятся маленькие пузырьки с воздухом, мы с вами проводили эксперимент, где доказали, что воздух легче воды, поэтому кожура не даёт мандарину утонуть. Ответы детей:

Вывод:

Воспитатель: Что мы доказали? (мандарин без кожуры тонет, а в кожуре плавает).  Ка вы думаете к то прав в этом споре?    

Оба правы, потому что не было сказано в кожуре мандарин или без кожуры.

  Ответы детей.

Держите подсказку (отдает конверт)

Воспитатель: Открываем конверт № 3

Читает загадку:

После дождя бывает,

полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная

Появится, затем растает.

Ответ: радуга

Мне очень нравится радуга, я готова любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу».

Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе стаканчики с драже «Скитлс», белые тарелки и стакан с водой)

Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг.

Берём маленький стакан с водой в центр круга наливаем немного воды и смотрим, как появляется радуга.

Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.

Держите подсказку (отдает конверт)

Воспитатель: Задания все закончились. У кого конверты подходим к мольберту. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.

Дети собирают картинку.

Воспитатель: Дети, кто это? Ответы детей: кукла.

Воспитатель: Правильно, кукла спрятала ваши подарки. Посмотрите, в группе есть кукла? Дети говорят где кукла находится.

Кукла (фонограмма): Ребята, я взяла вашу коробочку с подарками, простите меня. Вы порадовали меня все задания выполнили правильно, спасибо вам большое. Ребята, расскажите пожалуйста какое задание вам больше всего понравилось выполнять и какой вывод вы сделали? Ответы детей.

Кукла: Ребята, вы молодцы. Возьмите вашу коробочку. До свидания. (куклу уносят в коридор)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Красные Баки

 

 

 

 

 

 

Занятие

по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Тема: «Лаборатория чудес»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: Орлова Л.Ю.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_eksperimentirovanie.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Лаборатория чудес»

по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей о свойствах воды, активизировать речь детей.

Развивающие задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования любознательность, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Вид деятельности: познавательно - исследовательская.

Оборудование:

Большие пластиковые стаканы -45 шт,

Маленькие пластиковые стаканы -78 шт, пластиковые тарелки -13 шт, 24 пипетки, драже «Скитлс» - 13 шт, растительное масло 2 литра, мандарины -25 шт, большой конверт с запиской, 3 конверта с заданиями, 3 конверта с разрезанными картинками, 2 пачки шипучих таблеток, игрушка кукла, коробка с воздушными шариками 25 шт, мольберт.

Методические приемы и технологии: Игровые, наглядные, словесные, эксперименты.

                                          Ход занятия:

Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся с гостями

Дети: Здравствуйте!

Водная часть:

Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).

Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Подойдёмте к столу, и я вам все покажу.

(Подходим к столу)

Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? 

Ответы детей. Вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 3 маленьких конверта).  ( читает записку):

«Это я спрятала ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображён тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг.»

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием.  Занимайте места за столами.

Только перед тем, как открыть первый конверт вспомним 

правила поведения в лаборатории:

внимательно слушать инструкцию по проведению опыта и только затем приступать к самому эксперименту, ни в коем случае не пробовать вещества, расположенные у вас на столе, какими бы аппетитными они вам не показались!

Основная часть.

Воспитатель: Открываем конверт № 1

«Однажды у моей подружки я увидела чудо. В стакане

2 жидкости, которые не смешивались друг с другом. Помогите раскрыть секрет».

Поможем?

Опыт:

Воспитатель. Первый опыт проводим вместе. Перед вами стоит большой стакан с водой, 2 маленький стакан с растительным маслом.  Что бы вы сделали с этими жидкостями? (Ответы детей). Попробуем их смешать, посмотрим, что из этого выйдет! В стакан с водой добавим подсолнечное масло. Что происходит? (ответы детей). Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху. Что это значит? (ответы) Подсолнечное масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности воды!

Итак, какой вывод отсюда следует?

Вывод: Подсолнечное масло легче воды и они между собой не смешиваются.

Ребята, я вам хочу показать фокус «Капельки» и «Лавовая лампа». У вас на столе лежат баночки с цветной водой, берём пипетки капаем в стакан с водой и маслом, что происходит. Ответы детей. Капли проходят сквозь масло образуя бусинки и падают на дно, потому что вода тяжелее масла. В стакан с водой и маслом добавим шипучую таблетку аспирина. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы».

Воспитатель: отодвигаем стаканы в сторону.

Воспитатель: С заданием справились, я вам даю первую подсказку (отдает конверт

Физкультминутка.

Крутим – вертим головой,

Разминаем шею. (вращение головой вправо и влево)

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок. (приседания, хлопки в ладоши над головой)

Воспитатель: Открываем конверт №2

«Меня и моего друга очень интересует вопрос: умеет ли мандарин плавать? Мы поспорили: я говорю утонет мандарин, а он говорит не утонет.» Помогите в нашем споре.

(дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)

Воспитатель. Для выяснения истины проведем эксперимент.

Опыт. На столе стоят два больших стакана наполненный водой. Пододвигаем по одному большому стакану к себе, погрузим в один стакан мандарин с кожурой, а в другой

Воспитатель: Что делает мандарин? Ответы детей.

Затем очищенный от кожуры мандарин тоже поместим в стакан с водой. Что произошло? Ответы детей.

Воспитатель: Почему он утонул? Как вы думаете? (мнение детей)

(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре мандарина и ее свойствах).

Воспитатель: Ребята, рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. В них находятся маленькие пузырьки с воздухом, мы с вами проводили эксперимент, где доказали, что воздух легче воды, поэтому кожура не даёт мандарину утонуть. Ответы детей:

Вывод:

Воспитатель: Что мы доказали? (мандарин без кожуры тонет, а в кожуре плавает).  Ка вы думаете к то прав в этом споре?    

Оба правы, потому что не было сказано в кожуре мандарин или без кожуры.

  Ответы детей.

Держите подсказку (отдает конверт)

Воспитатель: Открываем конверт № 3

Читает загадку:

После дождя бывает,

полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная

Появится, затем растает.

Ответ: радуга

Мне очень нравится радуга, я готова любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу».

Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе стаканчики с драже «Скитлс», белые тарелки и стакан с водой)

Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг.

Берём маленький стакан с водой в центр круга наливаем немного воды и смотрим, как появляется радуга.

Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.

Держите подсказку (отдает конверт)

Воспитатель: Задания все закончились. У кого конверты подходим к мольберту. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.

Дети собирают картинку.

Воспитатель: Дети, кто это? Ответы детей: кукла.

Воспитатель: Правильно, кукла спрятала ваши подарки. Посмотрите, в группе есть кукла? Дети говорят где кукла находится.

Кукла (фонограмма): Ребята, я взяла вашу коробочку с подарками, простите меня. Вы порадовали меня все задания выполнили правильно, спасибо вам большое. Ребята, расскажите пожалуйста какое задание вам больше всего понравилось выполнять и какой вывод вы сделали? Ответы детей.

Кукла: Ребята, вы молодцы. Возьмите вашу коробочку. До свидания. (куклу уносят в коридор)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Красные Баки

Занятие

по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Тема: «Лаборатория чудес»

                                                                   Выполнила: Орлова Л.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных процессов и любознательности дошкольников через проектную деятельность"

Консультация расказывает о развитии познавательных процессов и любознательности через проектную деятельность....

«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»

Продуктивная деятельность ( эксперименты)         «Развитие познавательных процессов у старших  дошкольников через экспериментальную деятел...

Проект «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Актуальность. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.                        ...

«Лаборатория чудес» квест-игра по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

laquo;Лаборатория чудес»Конспект НОД в формате квест-игрыпо  развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...