Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
методическая разработка (старшая группа)
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о свойствах воды, активизировать речь детей.
Развивающие задачи:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования любознательность, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Вид деятельности: познавательно - исследовательская.
Оборудование:
Большие пластиковые стаканы -45 шт,
Маленькие пластиковые стаканы -78 шт, пластиковые тарелки -13 шт, 24 пипетки, драже «Скитлс» - 13 шт, растительное масло 2 литра, мандарины -25 шт, большой конверт с запиской, 3 конверта с заданиями, 3 конверта с разрезанными картинками, 2 пачки шипучих таблеток, игрушка кукла, коробка с воздушными шариками 25 шт, мольберт.
Методические приемы и технологии: Игровые, наглядные, словесные, эксперименты.
Ход занятия:
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся с гостями
Дети: Здравствуйте!
Водная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Подойдёмте к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу)
Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать?
Ответы детей. Вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 3 маленьких конверта). ( читает записку):
«Это я спрятала ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображён тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг.»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Занимайте места за столами.
Только перед тем, как открыть первый конверт вспомним
правила поведения в лаборатории:
внимательно слушать инструкцию по проведению опыта и только затем приступать к самому эксперименту, ни в коем случае не пробовать вещества, расположенные у вас на столе, какими бы аппетитными они вам не показались!
Основная часть.
Воспитатель: Открываем конверт № 1
«Однажды у моей подружки я увидела чудо. В стакане
2 жидкости, которые не смешивались друг с другом. Помогите раскрыть секрет».
Поможем?
Опыт:
Воспитатель. Первый опыт проводим вместе. Перед вами стоит большой стакан с водой, 2 маленький стакан с растительным маслом. Что бы вы сделали с этими жидкостями? (Ответы детей). Попробуем их смешать, посмотрим, что из этого выйдет! В стакан с водой добавим подсолнечное масло. Что происходит? (ответы детей). Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху. Что это значит? (ответы) Подсолнечное масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности воды!
Итак, какой вывод отсюда следует?
Вывод: Подсолнечное масло легче воды и они между собой не смешиваются.
Ребята, я вам хочу показать фокус «Капельки» и «Лавовая лампа». У вас на столе лежат баночки с цветной водой, берём пипетки капаем в стакан с водой и маслом, что происходит. Ответы детей. Капли проходят сквозь масло образуя бусинки и падают на дно, потому что вода тяжелее масла. В стакан с водой и маслом добавим шипучую таблетку аспирина. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы».
Воспитатель: отодвигаем стаканы в сторону.
Воспитатель: С заданием справились, я вам даю первую подсказку (отдает конверт
Физкультминутка.
Крутим – вертим головой,
Разминаем шею. (вращение головой вправо и влево)
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. (приседания, хлопки в ладоши над головой)
Воспитатель: Открываем конверт №2
«Меня и моего друга очень интересует вопрос: умеет ли мандарин плавать? Мы поспорили: я говорю утонет мандарин, а он говорит не утонет.» Помогите в нашем споре.
(дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
Воспитатель. Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт. На столе стоят два больших стакана наполненный водой. Пододвигаем по одному большому стакану к себе, погрузим в один стакан мандарин с кожурой, а в другой
Воспитатель: Что делает мандарин? Ответы детей.
Затем очищенный от кожуры мандарин тоже поместим в стакан с водой. Что произошло? Ответы детей.
Воспитатель: Почему он утонул? Как вы думаете? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре мандарина и ее свойствах).
Воспитатель: Ребята, рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. В них находятся маленькие пузырьки с воздухом, мы с вами проводили эксперимент, где доказали, что воздух легче воды, поэтому кожура не даёт мандарину утонуть. Ответы детей:
Вывод:
Воспитатель: Что мы доказали? (мандарин без кожуры тонет, а в кожуре плавает). Ка вы думаете к то прав в этом споре?
Оба правы, потому что не было сказано в кожуре мандарин или без кожуры.
Ответы детей.
Держите подсказку (отдает конверт)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
Читает загадку:
После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
Ответ: радуга
Мне очень нравится радуга, я готова любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу».
Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе стаканчики с драже «Скитлс», белые тарелки и стакан с водой)
Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг.
Берём маленький стакан с водой в центр круга наливаем немного воды и смотрим, как появляется радуга.
Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.
Держите подсказку (отдает конверт)
Воспитатель: Задания все закончились. У кого конверты подходим к мольберту. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Дети собирают картинку.
Воспитатель: Дети, кто это? Ответы детей: кукла.
Воспитатель: Правильно, кукла спрятала ваши подарки. Посмотрите, в группе есть кукла? Дети говорят где кукла находится.
Кукла (фонограмма): Ребята, я взяла вашу коробочку с подарками, простите меня. Вы порадовали меня все задания выполнили правильно, спасибо вам большое. Ребята, расскажите пожалуйста какое задание вам больше всего понравилось выполнять и какой вывод вы сделали? Ответы детей.
Кукла: Ребята, вы молодцы. Возьмите вашу коробочку. До свидания. (куклу уносят в коридор)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Красные Баки
Занятие
по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Тема: «Лаборатория чудес»
Выполнила: Орлова Л.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_eksperimentirovanie.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Лаборатория чудес»
по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о свойствах воды, активизировать речь детей.
Развивающие задачи:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования любознательность, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Вид деятельности: познавательно - исследовательская.
Оборудование:
Большие пластиковые стаканы -45 шт,
Маленькие пластиковые стаканы -78 шт, пластиковые тарелки -13 шт, 24 пипетки, драже «Скитлс» - 13 шт, растительное масло 2 литра, мандарины -25 шт, большой конверт с запиской, 3 конверта с заданиями, 3 конверта с разрезанными картинками, 2 пачки шипучих таблеток, игрушка кукла, коробка с воздушными шариками 25 шт, мольберт.
Методические приемы и технологии: Игровые, наглядные, словесные, эксперименты.
Ход занятия:
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся с гостями
Дети: Здравствуйте!
Водная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Подойдёмте к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу)
Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать?
Ответы детей. Вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 3 маленьких конверта). ( читает записку):
«Это я спрятала ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображён тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг.»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Занимайте места за столами.
Только перед тем, как открыть первый конверт вспомним
правила поведения в лаборатории:
внимательно слушать инструкцию по проведению опыта и только затем приступать к самому эксперименту, ни в коем случае не пробовать вещества, расположенные у вас на столе, какими бы аппетитными они вам не показались!
Основная часть.
Воспитатель: Открываем конверт № 1
«Однажды у моей подружки я увидела чудо. В стакане
2 жидкости, которые не смешивались друг с другом. Помогите раскрыть секрет».
Поможем?
Опыт:
Воспитатель. Первый опыт проводим вместе. Перед вами стоит большой стакан с водой, 2 маленький стакан с растительным маслом. Что бы вы сделали с этими жидкостями? (Ответы детей). Попробуем их смешать, посмотрим, что из этого выйдет! В стакан с водой добавим подсолнечное масло. Что происходит? (ответы детей). Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху. Что это значит? (ответы) Подсолнечное масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности воды!
Итак, какой вывод отсюда следует?
Вывод: Подсолнечное масло легче воды и они между собой не смешиваются.
Ребята, я вам хочу показать фокус «Капельки» и «Лавовая лампа». У вас на столе лежат баночки с цветной водой, берём пипетки капаем в стакан с водой и маслом, что происходит. Ответы детей. Капли проходят сквозь масло образуя бусинки и падают на дно, потому что вода тяжелее масла. В стакан с водой и маслом добавим шипучую таблетку аспирина. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы».
Воспитатель: отодвигаем стаканы в сторону.
Воспитатель: С заданием справились, я вам даю первую подсказку (отдает конверт
Физкультминутка.
Крутим – вертим головой,
Разминаем шею. (вращение головой вправо и влево)
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. (приседания, хлопки в ладоши над головой)
Воспитатель: Открываем конверт №2
«Меня и моего друга очень интересует вопрос: умеет ли мандарин плавать? Мы поспорили: я говорю утонет мандарин, а он говорит не утонет.» Помогите в нашем споре.
(дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
Воспитатель. Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт. На столе стоят два больших стакана наполненный водой. Пододвигаем по одному большому стакану к себе, погрузим в один стакан мандарин с кожурой, а в другой
Воспитатель: Что делает мандарин? Ответы детей.
Затем очищенный от кожуры мандарин тоже поместим в стакан с водой. Что произошло? Ответы детей.
Воспитатель: Почему он утонул? Как вы думаете? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре мандарина и ее свойствах).
Воспитатель: Ребята, рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. В них находятся маленькие пузырьки с воздухом, мы с вами проводили эксперимент, где доказали, что воздух легче воды, поэтому кожура не даёт мандарину утонуть. Ответы детей:
Вывод:
Воспитатель: Что мы доказали? (мандарин без кожуры тонет, а в кожуре плавает). Ка вы думаете к то прав в этом споре?
Оба правы, потому что не было сказано в кожуре мандарин или без кожуры.
Ответы детей.
Держите подсказку (отдает конверт)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
Читает загадку:
После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
Ответ: радуга
Мне очень нравится радуга, я готова любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу».
Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе стаканчики с драже «Скитлс», белые тарелки и стакан с водой)
Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг.
Берём маленький стакан с водой в центр круга наливаем немного воды и смотрим, как появляется радуга.
Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.
Держите подсказку (отдает конверт)
Воспитатель: Задания все закончились. У кого конверты подходим к мольберту. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Дети собирают картинку.
Воспитатель: Дети, кто это? Ответы детей: кукла.
Воспитатель: Правильно, кукла спрятала ваши подарки. Посмотрите, в группе есть кукла? Дети говорят где кукла находится.
Кукла (фонограмма): Ребята, я взяла вашу коробочку с подарками, простите меня. Вы порадовали меня все задания выполнили правильно, спасибо вам большое. Ребята, расскажите пожалуйста какое задание вам больше всего понравилось выполнять и какой вывод вы сделали? Ответы детей.
Кукла: Ребята, вы молодцы. Возьмите вашу коробочку. До свидания. (куклу уносят в коридор)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Красные Баки
Занятие
по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Тема: «Лаборатория чудес»
Выполнила: Орлова Л.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....
Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательных процессов и любознательности дошкольников через проектную деятельность"
Консультация расказывает о развитии познавательных процессов и любознательности через проектную деятельность....
«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»
Продуктивная деятельность ( эксперименты) «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятел...
Проект «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Актуальность. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. ...
«Лаборатория чудес» квест-игра по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
laquo;Лаборатория чудес»Конспект НОД в формате квест-игрыпо развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность....
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...