«Лаборатория чудес» квест-игра по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
«Лаборатория чудес»
Конспект НОД в формате квест-игры
по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_sheme_21god_iaksimchenko.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Березка»
«Лаборатория чудес»
Конспект НОД в формате квест-игры
по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Воспитатель:
Максимченко Е.В.
с. Пешково 2021г.
Конспект НОД по теме «Лаборатория чудес»
Приоритетная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое».
Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Развивать познавательный интерес.
2. Развивать мыслительные процессы: память, внимание, логическое мышление.
3. Закреплять умение сравнивать предметы.
Речевое развитие:
1.Развивать диалогическую форму речи, закреплять умение отвечать на вопросы.
2.Развитие слухового внимания
Социально-коммуникативное развитие:
1.Формировать товарищеские и доброжелательные отношения.
2.Работа в группе.
Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность у детей.
- Развивать культурно-гигиенические навыки
Художественно – эстетическое развитие:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
Ожидаемый результат:
Развит познавательный интерес. Развиты мыслительные процессы, такие как память, внимание, логическое мышление. Развито умение сравнивать предметы. Сформированы доброжелательные отношения.
НОД структура | Содержание НОД | Образовательная деятельность (вид дея-ти) | Форма работы | Средство | Итоговый образовательный результат | Образовательные цели и задачи |
Организационный момент | В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся Дети: Добрый день и добрый час! Очень рады видеть вас! В-ль: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро» «Доброе утро!» - солнцу и птицам «Доброе утро!»- улыбчивым лицам. А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои красивые улыбки. | СКР | Ситуативный разговор | Худ.слово. | Эмоционально отзывчивый, соблюдающий общепринятые нормы и правила | Приобщение к общепринятым нормам и правилам приветствовать друг друга |
Вводная часть | Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей). Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу. (Подходим к столу) Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? Ответы детей.(вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 4 маленьких конверта). Вместо подарков лежит конверт ( читает записку): « Это я спрятал ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг..» Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей) Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт. вспомним правила безопасности: ( читает инструкцию) « Можно: думать, слушать, смотреть; трогать и нюхать только с разрешения взрослого; осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться. Нельзя: во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого | РР, ПР | Ситуативный разговор | Игровая ситуация, Рассматривание коробки | Эмоционально отзывчивый, имеющий первонача льные представление о правилах безопасности при экспериментировании | Формирование первоначальных представлений о правилах безопасности Развивать познавательную активность |
Основная часть | Воспитатель: Открываем конверт № 1 (Непромокаемый кораблик» Вопрос 1: «Занимает ли воздух место (пространство)?» (предположения и догадки детей) Опыт: Для этого опыта нам нужны: тара с водой, кораблик бумажный и стакан. Запускаем кораблик в плавание и накрываем сверху стаканом. Кораблик опускается на дно и должен стать мокрым, но он всплывает сухим Вывод: Нам кажется ,что стакан пустой, но на самом деле там есть воздух, который не пускает воду во внутрь. Вопрос 2: « Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись) Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент. Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку), наполненный водой, и погрузим в него апельсин. Воспитатель: Что делает апельсин? ( ответы детей). Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет. Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей) (выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах). Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? ( ответы детей) Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете. Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин в кожуре умеет плавать, а апельсин без кожуры тонет.) Держите подсказку. ( отдает конверт) Воспитатель: Открываем конверт № 2 Читает загадку: «Лишь только дождичек прошел, Я в небе новшество нашел: Сквозь небосвод прошла дуга. В ней семь цветов, там ….. (РАДУГА) Мне очень нравится радуга, я готов любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу». Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе ваза с драже «Скитлс», графин с горячей водой, белые тарелки) Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга. Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга. Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием? (Дается подсказка) Воспитатель: Открываем конверт № 3 «Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Я прошу вас нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы будите необычной краской». Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей). Что для этого у нас есть (лимонный сок и ватные палочки). Можем мы этим рисовать? ( ответы детей) Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок. Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем. Словесная игра «Скажи наоборот» День - ночь, Далеко - близко, Высоко - низко, Добрый - злой, Черный – белый, Жарко – холодно, Грязно – чисто, Светлый – темный. Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что же мы покажем нашему другу? (предположения детей) Воспитатель: Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая невидимое делает видимым. Опыт (продолжение): в стакан с водой добавить йод и закрасить весь лист этим раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется. заранее жидкость с йодом для детей мне во время занятия) Воспитатель: Ребята, ну не чудо ли это? Вывод: Йод вступает в реакцию с бумагой и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми. (Дается подсказка) Воспитатель: Открываем конверт № 4 «Ребят, а вы моете руки ? Докажите мне, что мыло защищает нашу кожу от микробов» На столе стоит контейнер с водой (туда добавить черный молотый перец-микробы) . Воспитатель: Ребята, как можно доказать защиту мыло от микробов?( предположения детей) Воспитатель: Смотрите, (добавляю перец в воду) это микробы. Если опустить палец в воду с микробами, то микробы останутся на нашем пальце. Теперь вы обмакните палец в жидкое мыло, и его же погрузите в воду с микробами.(проводим эксперимент) Воспитатель: Что мы видим? Воспитатель: Правильно, микробы убегают от мыла и палец остается чистым Дети: Да Вывод: Чаще мойте руки и микробы вам не страшны! (Дается подсказка) Воспитатель: Задания все закончились. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку. Дети собирают паззлы в картинку с цифрами. Это изображение дюдюки. Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, где же она? (дети говорят, что вот она сидит) Дюдюка: Да, это я забрала ваши подарки. Воспитатель: Ну зачем ты их забрала? Дюдюка: Вот вам хорошо… Вы играете, веселитесь, а со мной никто не играет. Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с Дюдюкой! Дюдюка: Хорошо, отдам я ваши подарки, только поиграйте со мной. Ведь я не плохая, мне просто не с кем поиграть. Но сначала угадайте загадку Загадка: ростом мал да удал, от меня ускакал. Хоть надут он всегда с ним не скучно никогда. (Мяч) Игра «Попрыгайка» с мячом.
| ПР, ПР ХЭР ПР РР СКР ПР СКР, ФР | Беседа, Ситуативный разговор, Опыты-исследования Игра-эксперимент Словесная игра Решение проблемных ситуаций Подвижная ига средней подвижности | Возникновение проблемной ситуации, Экспериментирование. Обследование Показ. Наблюдение. Ситуативный разговор Обследование Показ. Наблюдение. Ситуативный разговор Обследование Показ. Наблюдение. Ситуативный разговор Показ | Умение логически мыслить Осмысливающий свои действия | Развитие мыслительных процессов |
Заключительная часть | Дюдюка: Спасибо вам ребята ( возвращает коробку с подарками) После игры воспитатель рассказывает. Ребята, а вы знаете, почему мяч отскакивает от пола после удара? Как вы уже знаете, что воздух есть вокруг нас, хотя мы его и не видим. Внутри мяча тоже есть воздух. При ударе об пол он сжимается. А разжимаясь он отпрыгивает от пола (как бы отталкивается). Воспитатель: Вы ребята молодцы, выполнили все задания и поиграли с Дюдюкой. Воспитатель: Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки?( ответы детей) Какие задания мы сегодня выполняли? (ответы детей) А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей) | СКР | Слово. Ситуативный разговор | Сюрпризный момент Рефлексия | Эмоционально восприимчивый, имеющий активный словарный запас | Воспитание чувство взаимопомощи, сопереживания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать” Направление п...
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать” Направление п...
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....
Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...
«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»
Продуктивная деятельность ( эксперименты) «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятел...
Конспект познавательного занятия для старших дошкольников через экспериментальную деятельность «Волшебный магнит».
Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание....
Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные задачи:Закрепить знания детей о свойствах воды, ...