план самообразования педагога
учебно-методический материал
Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника – развивающие пособия В.В. Воскобовича
План включает в себя:
- работу с педагогами
- работу с родителями
- работу с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10»
План работы по самообразованию на 2022-2023 уч. Год
Тема: Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника – развивающие пособия В.В. Воскобовича
Воспитатель: Несмеянова Т.А.
Троицк 2022
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить маленького ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты.
В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича.Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес - познание – творчество» - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».
Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы.
Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).
Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»).
Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»). Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий.
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются педагоги в работе с детьми с РАС - это недостаток способности и интереса у детей для вовлечения в какую-либо деятельность. Возможности ребенка с РАС ограничены, он легко истощается и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру, ведь такие дети имеют ряд особенностей игровой деятельности:
- Их игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна.
- демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии в игре с другими детьми и взрослыми
- Часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста.
- «Застревают» на определенных играх.
- Игровое взаимодействие затруднено. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми.
- Не могут полноценно играть со сверстниками
- Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия.
Все это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность. А как известно, игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Сущность игры многозначна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах.
Игры В.В.Воскобовича также привлекли внимание и тем, что они способствуют развитию у детей правильного восприятия пространства; целостного восприятия предмета; усвоению сенсорных эталонов; развитию мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развитию всех психических процессов; развивается любознательность.
- для ознакомлениями с эталонами цвета: «Фонарики», «Волшебная 8», «Геоконт», «Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх - Плюх», «Лепестки» и т.д.
- Для ознакомлении детей с геометрическими фигурами: «Фонарики», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Геоконт» и т.д.
- направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Волшебная 8» и т.д.
- Для развития конструктивных возможностей: «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты» и т.д.
- Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д. и
Все игры Воскобовича проводятся в два этапа: подготовительный и основной, т.к. ребенку с ОВЗ вне зависимости от варианта нарушений будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Начиная обучение новому навыку, вначале мы даем возможность ребенку самостоятельно в свободной форме манипулировать с игрой, используем простые и легкие задания , а затем постепенно повышаем уровень их сложности, даем инструкции.
Таким образом, можно предположить, что развивающие игры Воскобовича помогут детям со сложным дефектом замедленного темпа развития и нарушения эмоционально-аффективной сферы усваивать учебный материал и повысят мотивационный аспект деятельности детей.
Работа с родителями
№п/п | Месяц | Мероприятие |
1 | Сентябрь | Анкета для родителей об использовании игр В.В. Воскобовича в группе |
2 | Октябрь | Консультация «Развивающие игры В.В. Воскобовича» |
3 | Ноябрь | Буклет «Развивающие игры В.В. Воскобовича» |
4 | Декабрь | Мастер класс «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома» |
5 | Январь | Консультация «Как правильно играть с малышом в игры В.В. Воскобовича» |
6 | Февраль | Папка передвижка «Развивающие игры В.В. Воскобовича» |
7 | Март | Листовка «Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича» |
8 | Апрель | Консультация для родителей «Путешествие по фиолетовому лесу» (Развивающие игры В.В. Воскобовича) |
9 | Май | Круглый стол «Развивающие игры Воскобовича В.В.- как универсальное средство всестороннего развития ребенка» |
Работа с педагогами
№п/п | Месяц | Мероприятие |
1 | Октябрь | Консультация «Развивающие игры В.В. Воскобовича в детском саду» |
2 | Декабрь | Папка передвижка «Игры В.В. Воскобовича» |
3 | Февраль | Буклет «Особенности игр В.В. Воскобовича |
4 | Апрель | Мастер-класс «Сказочные лабиринты игры», «Развивающие игры В.В. Воскобовича» |
Организация работы с детьми с РАС
№ п/п | Месяц | Вид пособия В.В. Воскобовича | Цель |
1 | Сентябрь | Квадрат Воскобовича (2х цветный) | Образовательные задачи: Осваивать приемы сложения плоскостных фигур, используя квадрат Воскобовича. Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику. Воспитательные задачи: Формировать интерес к играм В.В. Воскобовича. Воспитывать желание довести начатое дело до конца. |
2 | Октябрь | Лого формочки | Продолжать учить узнавать геометрические формы, учится конструировать из них разнообразные изображения. Логически подбирать необходимые вкладыши к рамкам, составлять фигуры по образцу. |
3 | Ноябрь | Чудо крестики | Создание предпосылок для формирования логического и образного мышления детей. Учить составлять целое из частей. Изучение геометрических фигур, запоминание цветов радуги, формирование понятий большой, маленький. |
4 | Декабрь | Игровизор | Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. Формирование графомоторных навыков, элементарных математических представлений. Знакомство с цифрами и буквами. |
5 | Январь | Радужные гномы | Учить соотносить цвет предмета с эталоном. Развивать умение сравнивать, формировать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака. |
6 | Февраль | Треузорчик ларчик | Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой - треугольник. Осваивание приемов конструирования геометрических фигур. Закрепление основных цветов. |
7 | Март | Фиолетовый лес | Создание условия для развития бережного отношения к окружающей природе. Накопление у детей сенсорного опыта. Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, животный мир) формирование элементарных математических представлений (большой-маленький, один – много) закрепление основных цветов |
8 | Апрель | Волшебная 8 | Развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики рук, пространственного и логического мышление, умения считать, составлять цифры и образные фигуры. |
9 | Май | Фонарики | Развитие творческих и сенсорных способностей ребенка (восприятия цвета, формы, величины). Развитие воображения. Тренировка моторики, тактильных и осязательных анализаторов. |
Список использованной литературы
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
- Егошина, С.Н. Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича / С. Н. Егошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23397/ (дата обращения: 30.08.2022).
- Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Ваши ответы помогут выяснить Ваше отношение к нашей работе по использованию развивающих игр В. Воскобовича для развития речевых и интеллектуальных способностей детей.
Для заполнения анкеты, пожалуйста, поставьте галочку рядом с выбранным ответом.
1. Любит ли Ваш ребенок играть?
- Да, любит.
- Нет, не любит.
- Затрудняюсь ответить.
2. Как Вы относитесь к игровой деятельности?
- Положительно.
- Нейтрально.
- Отрицательно.
3. Часто ли Вы играете со своим ребенком?
- Да, часто.
- Редко.
- Затрудняюсь ответить.
4. Как Вы относитесь к развитию речевых и интеллектуальных способностей детей через использование игр В. Воскобовича в группе ДОУ?
- Положительно, это интересно.
- Нейтрально.
- Отрицательно, это неинтересно.
5. Хотели бы Вы, чтобы ребенок играл в игры В. Воскобовича дома?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
6. Интересно ли было Вам и вашему ребенку принимать участие в мероприятиях по внедрению развивающих игр В. Воскобовича в работу группы?
- Да, интересно.
- Нет, неинтересно.
- Затрудняюсь ответить.
7. Хотели бы Вы, чтобы работа с развивающими играми В. Воскобовича продолжалась в группе, которую посещает Ваш ребенок?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....
Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. ...
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План самообразования педагога дополнительного образования
Примераная структура плана самообразования...
план самообразования педагога
план самообразования педагога...
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...