"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".
методическая разработка по теме
Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Торга»
Методическая разработка на тему: «Использование метода наставничества в работе
с молодыми педагогами ДОУ»
Старший воспитатель
Харцхаева Вера Сангаджиевна
п.Комсомольский
Черноземельского района
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в МДОУ детский сад «Торга». Она раскрывает содержание работы старшего воспитателя по сопровождению молодых педагогов с применением метода наставничества.
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии, т.к. начинающие воспитатели, пришедшие в наш детский сад – выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя) и студентка заочного отделения ЭПК им.Х.Б.Канукова. Вот почему особого внимания требуют именно эти молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.
Содержание:
- Введение.
- Работа старшего воспитателя с молодыми педагогами используя метод наставничества.
- Планы работ на период с 2011-2015гг
- Приложения.
Ищите себе такого наставника, который уже добился того,
о чем мечтаете вы.
Ищите наставника, который уже стал тем,
кем бы вы желали видеть себя.
Ренди Гейдж
Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как педагог пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Актуальность данной разработки в том, что в 2011 учебном году в МКДОУ детский сад «Торга» работают 4 педагога, нуждающиеся в методическом сопровождении. Это Наранова О.В. – образование высшее, методика начального образования; Каткаева М.Л. – образование высшее, методика начального образования ; Басхамжаева Г.И.- образование среднее, студентка заочного отделения по специальности «Дошкольное образование; Турумбетова Ю.Г.– образование среднее специальное, заочное, по специальности «Дошкольное образование».
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Модернизация образования, перемены в системе дошкольного образования обуславливает необходимость повышения педагогической интеллектуальной культуры, обязательного преодоления и перелома устоявшихся стереотипов. В дошкольном образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Очевидно, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания.
Исходя из изложенного, в повышении качества адаптации молодого специалиста к реальным условиям ДОУ огромную роль играет не только механическое овладение навыками, но и творческое осмысление преподнесённого материала.
Цель методической разработки: создание в МКДОУ детский сад «Торга» условий для профессионального роста молодых специалистов, повышение компетентности и значимости педагогов дошкольного образования.
Задачи, решаемые в процессе реализации:
- Обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями;
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов;
- Поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в собственные возможности.
2.Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Это означает приспособление молодого педагога к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду. Прежде всего необходимо использовать технология сотрудничества. В условиях нашего детского сада, считаю наиболее приемлемой использование метода наставничества. Наставник – это прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкльной организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Работа с молодыми педагогами – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов:
І этап – предварительный
- собеседование с молодыми педагогами ДОУ для определения направлений работы;
- создание базы данных о молодых педагогических работниках ДОУ;
- анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в органи-зации современного качественного образования;
- диагностика изучения методических потребностей педагогов;
- анкетирование с целью изучения творческого потенциала педагогов;
- организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых педагогов.
ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий, семинаров - практикумов на уровне детского сада;
ІІІ этап – складывается система работы, имеются собственные разработки, участие молодых педагогов на МО различного уровня, конкурсах профессионального мастерства. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
В плане работы с педагогами старшему воспитателю необходимо учесть и проводить по следующим направлениям:
- основная общеобразовательная программа ДОУ;
- работа с документацией детского сада;
- современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;
- культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;
- создание воспитательной системы детского сада;
- посещение занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
Задача старшего воспитателя помочь наставникам и молодым педагогам выстроить наставническую деятельность так, чтобы стоял вопрос необходимости развития творческого потенциала, постоянного педагогического поиска, совершенствования форм и методов работы, осуществления межличностного общение с коллегами.
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
– во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого воспитателя, получает удовлетворение от общения с молодым педагогом;
– в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
– в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры воспитателя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе ДО;
– в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!
Используя в работе с молодыми педагогами метода наставничества детском саду складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как молодого педагога встретит коллектив во главе с руководителем, как будет выстроена работа наставников, зависит последующая успешность работы молодого педагога.
План работы с молодыми воспитателями МКДОУ д/с «Торга»
на 2011-2012 учебный год
н/п | Содержание работы | сроки | Ответственный |
1. | Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы | Сентябрь | Заведующая МДОУ |
2.
| Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов | Октябрь
| Заведующая МДОУ Старший воспитатель
|
3.
| Анкетирование молодых специалистов. Обработка данных анкет. | Ноябрь
| Старший воспитатель Наставники |
4. | Составление банка данных о педагогах | Декабрь | Старший воспитатель |
5. | Тестирование на определение его педагогической стрессоустойчивости по Н.В.Микляевой, Ю.В.Микляевой. | Январь | Старший воспитатель Наставники |
6. | Индивидуальное консультирование наставников педагогов по запросам | Февраль | Наставники |
7. | Консультация по самообразованию педагогов | Март | Старший воспитатель |
8. | Семинар для молодых педагогов «Составление эссе» | Апрель | Старший воспитатель Наставники |
9. | Презентация эссе педагогов «Мой первый год в детском саду»
| Май | молодые педагоги |
План работы с молодыми воспитателями МКДОУ д/с «Торга»
на 2012-2013 учебный год
н/п | Содержание работы, встреч с педагогами | сроки | Ответственный |
1. | Практикум: «Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ»; изучение нормативных документов, годового плана ДОУ, образовательной программы. | Сентябрь | Старший воспитатель |
2.
| Консультация для педагогов «Организация развивающей среды в группе» | Октябрь
| Наставник Лиджиеа Е.Н.
|
3.
| Заседание МО наставников. Тема "Психологическое развитие дошкольника" 1.Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. 2.Особенности воспитательно-образовательной, работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников. | Ноябрь
| Старший воспитатель Наставники
|
4. | Семинар – практикум: «Организация двигательного режима в разных возрастных группах ДОУ» | декабрь | Наставники |
5. | Заседание МО наставников. Круглый стол. Тема: «Региональный компонент в образовательной деятельности» | январь | Ст. воспитатель Приглашенные: Учитель по калм.языку |
6. | Практический блок. Двигательный режим детей (показ открытых мероприятий наставниками) | февраль | Наставники |
7. | Тема "Игра и развитие личности дошкольника". | март | воспитатели наставники Старший воспитатель |
8. | Открытый показ НОД молодыми педагогами | Март | Воспитатели Наставники |
9. | Круглый стол: Проблемы и перспективы дальнейшей работы | Апрель | Ст.воспитатель Молодые педагоги Наставники |
10. | Консультация Тема "Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период" | Май | Наставники |
11. | Обратная связь "Мои успехи" | Май | Старший воспитатель Наставники |
План работы с молодыми воспитателями МКДОУ д/с «Торга»
на 2013-2014 учебный год
н/п | Содержание работы, встреч с педагогами | сроки | Ответственный |
1. | Консультация медсестры «Требования САНПиН к организации воспитательно-образовательной работы с детьми»; | Сентябрь | Старшая медсестра |
2.
| Консультация старшего воспитателя «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО и закона «Об образовании»»; | Октябрь
| Старший воспитатель
|
3.
| День открытых дверей (проведение мероприятий с детьми для педколлектива и родителей); | Ноябрь
| Старший воспитатель Наставники
|
4. | Инструктаж-консультация по оформлению портфолио воспитателя. | декабрь | Наставники |
5. | Анкетирование. Цель: определение трудностей в работе и профессионального роста педагога. | январь | Ст. воспитатель Наставники |
6. | Семинар-практикум: «Повышение уровня владения ИКТ педагогами ДОУ» | февраль | Старший воспитатель |
7. | Контроль за организацией педагогического процесса: - посещение занятий, режимных моментов; - наблюдение за созданием предметно-развивающей среды; - беседы с детьми и родителями. Цель: отслеживание результативности работы молодого педагога | Март -Апрель | Воспитатели Наставники |
8. | День открытых дверей (проведение мероприятий с детьми для педколлектива и родителей); | Май | Ст.воспитатель Молодые педагоги Наставники |
План работы с молодыми воспитателями МКДОУ д/с «Торга»
на 2014-2015 учебный год
н/п | Содержание работы, встреч с педагогами | сроки | Ответственный |
1. | Подготовка материала молодых педагогов для создания собственного мини - сайта | Сентябрь | Старший воспитатель Наставники |
2.
| Изучение примерных общеобразовательны х программ дошкольного образования, методических рекомендаций по ФГОС | Октябрь
| Старший воспитатель
|
3.
| Взаимопосещение занятий и режимных моментов | Ноябрь
| Наставники Молодые педагоги
|
4. | Консультация: «Требования к организации предметно-развивающей среды ДОУ, отвечающей требованиям ФГОС | декабрь | Наставники |
5. | Подготовка молодого педагога на конкурс «Педагог года 2015» мунипального этапа | Январь февраль | Старший воспитатель Наставники |
6. | Подготовка педагога к районному МО, согласно плана МО ДО РОО | Март -Апрель | Воспитатели Наставники |
7. | Круглый стол по обмену опытом молодых педагогов Творческий отчёт молодых педагогов (представление«Портфолио») | Май | Ст.воспитатель Молодые педагоги Наставники |
ОТЗЫВ
на методическую разработку старшего воспитателя МКДОУ детский сад «Торга» Харцхаевой В.С.
Проблема вхождения молодого педагога в сложившийся коллектив широко распространена. Умение правильно построить работу руководителя, тактичность, организация наставничества - всё это положительно влияет на результат адаптации молодого воспитателя к реальным условиям деятельности в ДОУ. Современные педагогические технологии помогают повысить эффективность работы старшего воспитателя с педагогами. Методическая разработка Веры Сангаджиевны направлена на улучшение понимания молодыми воспитателями теоретических вопросов работы в дошкольном образовательном учреждении. Она актуальна для нашего учреждения, так как количество молодых педагогов с небольшим опытом работы составляет 4 человека – это педагоги с высшим образованием, но имеющие квалификацию «Учитель начальных классов» и педагог со средним специальным дошкольным заочным образованием. Для них большой проблемой является не столько практическая работа с детьми, сколько само понимание и осмысление всех аспектов работы в дошкольном учреждении, методика проведения организованной деятельности, правильное распределение времени в режимных моментах. Благодаря применению метода наставничества, педагоги осваивают проблемные вопросы путём деятельного подхода к вопросам самообразования.
Считаю, что внедрение данной методической разработки в работу старшего воспитателя МКДОУ детского сада «Торга» в рамках организации работы с молодыми педагогами ДОУ, дает положительные результаты. Это четко прослеживается в карте педагогического мастерства молодых педагогов. Выступление на республиканских семинарах, участие в профессиональных конкурсах, членство в клубе молодых педагогов «Постижение», участие во всероссийских, республиканских и районных конкурсах показывает растущее мастерство педагогов. Немаловажен тот факт, что в течение этого периода все молодые педагоги продолжают работать в нашем ДОУ. За исключением тех, которые сменили место жительства.
Заведующая МКДОУ детский сад «Торга» _________ Волкова М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами ДОУ»
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. Вот почему особого внимания требуют именно ...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»
Уважаемые педагоги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...

Проект наставничества для работы с молодыми педагогами ДОУ
Цель проекта: оказание помощи молодому педагогу в его профессиональном становлении; повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации ...

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"
Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования на 2022-23 учебный год. «Вместе мы сила»
Материал будет интересен педагогам - наставникам и молодым специалистам ДОУ...
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами...