Проект "Я-будущий первоклассник"
проект (подготовительная группа)
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Он получает новые знания, права и обязанности. Ребенок вступает в мир сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому подготовка детей к школе - одна из приоритетных задач дошкольной организации. Кроме интеллектуального развития, которое осуществляется в ходе реализации задач программы дошкольного образования в рамках учебно-воспитательного процесса, необходимо должное место отводить развитию учебной мотивации. Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnaya_pora.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Тополек» муниципального образования
Ясненский городской округ
Проект на тему
"Я-будущий первоклассник"
составила
педагог-психолог
Горлова Ш.И.
сроки реализации: сентябрь 2023г.-май 2024 г.
Актуальность проекта
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Он получает новые знания, права и обязанности. Ребенок вступает в мир сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому подготовка детей к школе - одна из приоритетных задач дошкольной организации. Кроме интеллектуального развития, которое осуществляется в ходе реализации задач программы дошкольного образования в рамках учебно-воспитательного процесса, необходимо должное место отводить развитию учебной мотивации. Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде.
Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.
Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности.
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей.
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Этап 1 подготовительный (сентябрь 2023г.)
Цель: создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Этап 2. Основной (октябрь 2023г. - март 2024г.)
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Этап 3 Итоговый (апрель 2024г. - май 2024г.)
Цель: подведение итогов реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь)
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- диагностика: определение мотивов учения у детей подготовительной группы по методике М.Р.Гинзбург; диагностика эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной группы методика "Лесенка" (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн); диагностика произвольной сферы детей подготовительной группы по методикам: Кодирование (Д.Векслер), продолжи узор ((Н.Р.Нижегородцева, В.Д.Шадриков); определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации (Тест Керна-Йерасека).
- анкетирование родителей "Готов ли ваш ребенок к школе";
- анкетирование воспитателей: методика "Ранжирование мотивов учения" (Н.Р.Нижегородцева, В.Д.Шадриков);
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
Основной этап: (октябрь 2023 г. - март 2024г.)
- укрепление материально-технической базы в ДОУ и построение развивающей среды, беседы с детьми;
- индивидуальные и групповые консультации для родителей; развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в развитии основных познавательных процессов;
- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребенка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
- родительские собрания;
№ | Содержание работы | Участники | Сроки исполнения |
1. | Консультация на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению" | родители | октябрь |
2. | Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. | Родители | Октябрь |
3. | Анкетирование родителей | родители | Октябрь |
5. | Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: Советы родителям будущих первоклассников», "Как подготовить ребенка к школе», "Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста», | Родители | Октябрь-март |
6. | Памятка для родителей будущих первоклассников "что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет" | Родители | март |
7 | Групповая коррекционно-развивающая деятельность по развитию познавательный процессов у детей подготовительной группы (автор Шарохина В.Л, Катаева Л.И.) | Дети подготовительной группы | Октябрь-март |
8. | Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность по развитию познавательной сферы. | Дети подготовительной группы | Октябрь-март |
9. | Игры на развитие коммуникации, социально-личностного развития | Дети подготовительной группы | Октябрь-март |
10. | Индивидуальная и подгрупповая кррекционно-развивающая деятельность по снятию тревожности сенсорной комнате | Дети подготовительной группы | Октябрь-март |
11. | Беседа на тему: "Мы будущие первоклассники | Дети подготовительной группы | Апрель |
12 | Рисунок на тему и оформление фотовыставки на тему: "Мы будущие первоклассники" | Дети подготовительной группы | Апрель |
13. | Проведение мониторинга Н.Семаго, М.Семаго "Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" | Дети подготовительной группы | Май |
13. | Коллективная работа на тему: "До свиданья, Детский сад" | Дети подготовительной группы | Апрель-май |
14. | Оформление презентации о проделанной работе по проекту. | Педагог-психолог, воспитатели | Май |
Итоговый этап (апрель 2024г. - май 2024г.)
Завершающий этап включает в себя обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными.
Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «Я будущий первоклассник», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности. Накоплен большой багаж знаний о школе. Снижена тревожность и у детей и родителей. Изменена мотивация детей к школьному обучению. Повышена компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе, ознакомлены с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию». Обогащена предметно-развивающая среда для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой. Подобран, систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник»
Литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
2. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998.
5. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
6. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.
8. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995г 9.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
11. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002
12. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003
13. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
14. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002
15.В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы", М., 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Будущий пешеход"
Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения на дороге, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным воспитательно - образовательным процессом, требую...
Проект "Будущий первоклассник"
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Одним из факторов, обеспечивающих его эффективность, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность...
Буклет ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.
Буклет для педагогов...
Проект "Будущий первоклассник"
Проект "Будущий первоклассник"...
Проект "Будущий первоклассник"
Обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....
ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.Актуальность: Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную катег...