ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_budushchiy_pervoklassnik.docx | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Задачи педагогической деятельности: расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах; найти сведения о школе в художественной литературе; воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: групповой.
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Срок реализации: долгосрочный.
Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Образовательные
области проекта Виды детской
деятельности Осуществляемая
детьми деятельность
Познавательное развитие – основная образовательная область Познавательно-исследовательская Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные
ситуации
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ
Игровая Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой
форме.
Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим
Речевое развитие Восприятие художественной литературы С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения.
Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения,
времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.
В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.
Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.
Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.
Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение
Ход проекта
Этап I.
Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.
1. Беседа на тему «Что я знаю о школе?».
– Кто из вас знает, что такое школа?
– Кто уже ходит в «Школу дошкольника»?
– Расскажите, какая ваша школа? (Большая, светлая, красивая.)
– Какой ваш класс? (Большой, уютный.)
– Кто еще ходит в школу?
– Как называют детей, которые учатся в школе? (Ученики.)
– Как называют ребят, которые пришли в первый класс? (Первоклассники.)
– Кто вас встретит в школе? (Учитель.)
– Чем занимаются дети в школе? (Учатся.)
– Какие у них есть уроки? (Математика, чтение, письмо, английский язык.)
– Как нужно вести себя на уроке? (Слушать внимательно учителя, все запоминать, не баловаться.)
– Если на уроке ты хочешь что-то сказать, что нужно сделать? (Поднять руку.)
– Что такое перемена? (Время, когда дети отдыхают.)
2. Рисование на тему «Моя школа».
– Нарисуйте вашу школу, в которую вы уже ходите, чтобы другие ребята смогли посмотреть на нее. Вы можете нарисовать большое здание школы со входом и лестницей. А можете нарисовать классы, коридоры, комнату отдыха.
Этап II.
Цель: упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы дошкольника».
1. Творческое рассказывание «Я в “Школе дошкольника”».
– Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника», сейчас расскажут нам, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.
Рассказывают 3–4 ребенка.
2. Конструирование «Моя школа».
– Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего». Это может быть та школа, в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.
Этап III.
Цели: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.
1. Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду».
– Ребята, еще совсем немного вам осталось ходить в детский сад. Скоро все вы станете учениками, каждый из вас уже готовится к школе. Давайте послушаем, кто как это делает дома.
3–4 ребенка рассказывают о том, как они занимаются подготовкой к школе дома.
– Но ведь вы не только дома готовитесь, но и в детском саду. Как мы с вами это делаем? (Занимаемся математикой, учимся читать, слушаем стихи, читаем сказки, учим правила поведения и пр.)
2. Чтение художественной литературы.
Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».
– Послушайте рассказ.
Эти несколько деньков пролетели очень быстро, пролетели, как желтые листочки с березы, унесенные ветром. Наступило первое сентября.
В этот день Таня проснулась очень рано. Ясное сентябрьское солнце косо заглядывало в окно, и у бабушки в кухне еще топилась печка.
Таня вскочила с постели и, шлепая босыми ногами, побежала на кухню.
– Ты что вскочила в такую рань? – сказала бабушка. – У меня еще и завтрак не готов!
– Так и надо, чтобы рано! – ответила Таня. – Ты, бабушка, наверно, все забыла!
– А что ж такое я забыла?
– Бабушка, да ведь я сегодня в школу иду!
– Ну и что ж ты кричишь? – удивилась бабушка. – В школе тоже уроки не до свету начинаются.
Тут она вытащила из печки большую, шипящую на сковороде лепешку и сказала:
– Вот я тебе и лепешку испекла, с собой возьмешь в школу. Видишь – ничего я не забыла!
Таня побежала на крыльцо умываться. Щеки и уши сразу загорелись от холодной воды. Таня крепко вытерлась суровым полотенцем, но посмотрела на свои руки и опять побежала на крыльцо. Руки у нее были обветренные, коричневые от загара. Таня терла их и намыливала, терла и намыливала...
– Да уж будет тебе! – сказала бабушка.
– Да как же, бабушка, будет? – чуть не плача, ответила Таня. – А дежурная посмотрит, что руки черные, и скажет: «Уходи из класса». Вон Нюра Туманова говорит, что там дежурные всегда руки смотрят!
К завтраку пришла мать с молотьбы.
– Я сейчас сама дочку в школу соберу,– сказала она. – Ну-ка, иди сюда!
Она дала Тане выглаженное коричневое платье, застегнула на ней черный фартук, сунула ей в карман носовой платок и сама расчесала Тане волосы. Расчесала и задумалась:
– А что же нам с твоими волосами делать? Так идти в школу не годится, на голове у тебя словно овин горит – завитушки торчат во все стороны. Или подстричь их надо, или косичку заплести.
– Косичку заплести! – сказала Таня.
Мать достала из комода синюю ленту и заплела Тане косичку. Косичка вышла маленькая и закручивалась кверху. Но Таня радовалась и гордилась и все трогала ее рукой. Таня еще никогда в жизни не ходила с косичкой!
Мать оглядела Таню, все ли на ней хорошо, и сказала:
– Учись, дочка, прилежно, слушай, что учительница будет говорить, набирайся ума-разума!
Таня пила чай и дула в блюдце, потому что она торопилась, а чай был горячий и никак не остывал. В это время в окно заглянула Алёнка. Таня поставила блюдце с чаем на стол:
– Идем?
Алёнка кивнула головой.
– Да куда ж ты? – сказала Тане бабушка. – Ты хоть чай-то допей!
Но Таня уже схватила свою сумку, которую ей приготовили в школу, и выскочила на крыльцо. А в сумке была теплая лепешка, бутылка с молоком и холщовые кармашки для азбуки.
Подружки вышли на улицу.
– Ух, как провода на солнце блестят! – сказала Таня. – Может, они серебряные?
– Наверно, серебряные, – согласилась Алёнка.
Таня опасливо посмотрела кругом:
– Снежка не видать? Как бы за нами не увязался!
А Снежок словно только и ждал, чтобы про него вспомнили. Он выбежал из калитки и начал прыгать вокруг Тани.
– Ты не смей с нами ходить! – прикрикнула на него Таня. – Иди домой!
Но Снежок глядел на нее и вилял хвостом, словно хотел сказать: «Ну, а почему мне нельзя с тобой идти? Я пойду!»
Тогда Таня подняла хворостинку и замахнулась на Снежка:
– Кому говорят – домой иди! Вот я тебя!
Снежок обиделся, опустил хвост и отстал. Он стоял и глядел, как Таня и Алёнка все дальше и дальше уходили по дороге.
В конце улицы уже собрались все колхозные ребятишки-школьники. Кто идет в четвертый класс, кто в третий, кто во второй, а кто и вовсе только в первый раз учиться идет. Все собрались и вместе пошли в школу. И Таня с Алёнкой тоже пошли.
Светлое поле лежало по сторонам дороги. В поле было уже пусто, хлеб убран, и желтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес.
С дальних полей возили овес. Большие косматые возы, покачиваясь, шли по дороге.
– Эй, школьники, садитесь, подвезем! – кричали им с возов.
– Подвезете в ригу,– отвечали ребята,– а нам надо в школу. Не по пути!
В риге шумела молотилка, рокотали веялки, слышались голоса... Веселый шум работ далеко разносился над опустевшими полями.
– Слышите? – сказал Юра председателев. – Вот как у нас теперь – все молотилки и веялки на электричестве работают! ГЭС пустили! – И тут же крикнул: – Ребята, сторонись! Машина сзади!
Ребятишки сбежали с дороги. Машина шла, поднимая невысокую пыль. Она была доверху нагружена тяжелыми мешками – колхоз отправлял хлеб на ссыпной пункт.
С машины тоже покричали:
– Может, подвезти?
– Далеко едете! – отвечали ребята. – Увезете в район, а наша школа близко.
Дорога спустилась в овражек, заросший ольшаником. А когда поднялась на горку, кусты расступились, и стало видно школу. Вот она стоит на зеленой луговине – новая, с голубыми наличниками – и блестит на солнце своими большими окнами.
Алёнка оглянулась и подтолкнула Таню:
– Тань, посмотри-ка!
Таня оглянулась тоже. По дороге шагали еще двое: Дёмушка и его товарищ Ваня Берёзкин. А сзади, закрутив лохматый хвост, бежал Снежок.
– Так и есть,– сказала Таня,– все тут!
– Думают, что их тоже примут! – усмехнулась Алёнка.
Со всех сторон, изо всех деревень собрались в школу ученики. Учителя встретили их и развели по классам.
Таня и Алёнка, держась друг за друга, вошли в первый класс и сели за парту.
Но едва все ученики уселись, как открылась дверь, и вошли еще двое – Дёмушка и Ваня Берёзкин. Они вошли, сняли шапки и остановились у дверей.
Учительница посмотрела на них:
– А вы зачем пришли?
– А мы тоже учиться,– сказал Дёмушка.
– Сколько же тебе лет?
– Семь. Почти уж восьмой.
– А мне уж почти девятый, – осмелев, сказал Ваня Берёзкин.
Учительница улыбнулась:
– Восьмой вам будет через год, а девятый – через два года. На будущую осень приходите, а сейчас ступайте домой!
Дёмушка и Ваня переглянулись, надели шапки и пошли домой.
– Вот как! – засмеялась Таня. – Уже выучились!
– Сядьте прямо, дети, – сказала учительница, – положите руки на парту... – И вдруг посмотрела на дверь: – Кто это царапается за дверью?
Учительница открыла дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все ребятишки засмеялись, учительница тоже засмеялась и сказала:
– Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не надо! Уходи, уходи из класса!
Она прикрикнула на Снежка и прогнала его. Ребята посмеялись, но скоро успокоились и стали слушать, что говорит учительница.
Вопросы по тексту:
– Кто собирался в школу?
– Кто помог Тане собраться в школу?
– Почему надо было обязательно вымыть руки?
– А зачем надо было заплести косичку?
– С кем Таня пошла в школу?
– Что она взяла с собой?
– Как дети добрались до школы?
– Что случилось, когда ребята вошли в класс?
– Как вы думаете, Таня хотела идти в школу?
– Она будет хорошо учиться?
Этап IV.
Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Декларации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.
1. Беседа «Зачем надо учиться?».
– Ребята, вот все говорят, что надо учиться, а может быть, не надо? Как вы считаете? (Надо.)
– Зачем нам нужно учиться? (Чтобы уметь читать, писать, считать, поступить в институт, найти хорошую работу и т. д.)
– Как вы думаете, что будет с человеком, который не станет учиться? (Он не сможет найти работу и заработать деньги, а без денег ему будет нечего кушать и негде жить.)
– Вот что написано об учебе в Декларации прав человека, статья 26 «Право на образование»:
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
– Кто имеет право на образование?
– Кто может выбирать школу, детский сад для детей?
– Послушайте пословицы и поговорки, которые сочинил народ о знаниях и учебе. Как вы их понимаете?
• Учение – путь к умению. (Это значит, что тот, кто будет учиться, обязательно сможет сделать то, что хотел.)
• Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. (Тот, кто много знает, везде бывает, стремится к чему-то, а тот, кто ничего не знает, сидит дома, ему совсем неинтересно жить.)
• Повторенье – мать ученья. (Чтобы что-то запомнить, надо много раз повторить.)
• Без наук – как без рук. (Ничего не знаешь – ничего не сможешь делать.)
• Учиться никогда не поздно. (Если вы чего-то не умеете, не нужно этого стесняться, надо пойти и научиться. Учиться могут и дети, и взрослые, и старики.)
Этап V.
Цели: развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.
1. Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак».
– Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника», конечно, уже носят с собой рюкзак. Пожалуйста, расскажите, что лежит в вашем рюкзаке, какой он, кто его покупал и выбирал, нравится ли он вам.
Рассказывают 3–4 ребенка.
2. Чтение художественной литературы.
В. Берестов «У меня в портфеле».
– Послушайте стихи, которые написал Валентин Берестов.
ТРЕУГОЛЬНИК
В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы – на века.
ЛИНЕЙКА
Я – линейка. Прямота –
Главная моя черта.
ТОЧИЛКА
Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
КАРАНДАШ
Я – малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растет!
Ну а я – наоборот!
РУЧКА
Буквы напечатанные – очень аккуратные.
Буквы для письма я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
– Ах, батюшки! – сказала ручка. –
Что значит эта закорючка?
– Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву «А»!
КИСТОЧКА
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
ЦИРКУЛЬ
Циркуль мой, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
РЕЗИНКА
Я – ластик. Я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа!
ПЕНАЛ
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается,
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.
СЧЕТЫ
То считаю втихомолку я,
То опять на счетах щелкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь «пять»!
ПОРТФЕЛЬ
Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.
УЧЕБНИК
– Учитель у меня в портфеле!
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
ЗАКЛАДКА
Я – нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
ТЕТРАДИ
Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
– Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
– Математика!
На чем примирились тетрадка
с тетрадкой,
Для нас до сих пор остается загадкой.
ДНЕВНИК
В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом –
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
– Как называются все эти предметы? Обобщите, пожалуйста. (Школьные принадлежности.)
Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.
Этап VI.
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
1. Чтение художественной литературы.
Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».
– Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Кот и лодыри».
Учитель читает стихотворение.
Беседа:
– Кто такие лодыри? (Бездельники, лентяи.)
– Куда они шли? (На урок.)
– А куда попали? (На каток.)
– Кого они встретили? (Кота.)
– Что им рассказал кот? (Что ему плохо живется.)
– Почему он был такой грустный? (Потому что хотел учиться, но не мог, так как нет школы для котят.)
– Кто-нибудь из вас хочет быть лодырем? (Нет!)
– А какими учениками вы будете? (Прилежными, хорошими, внимательными, аккуратными, вежливыми, отличниками.)
2. Журнал «Скоро в школу!».
– Ребята, вы уже многое знаете о школе. Пришло время создать журнал «Скоро в школу!» и показать его родителям. В журнал можно включить картинки, стихи, пословицы и поговорки о школе.
Педагог совместно с детьми подбирает материал и оформляет журнал в виде книжки-развертки, которую потом выставляет в родительском уголке.
Лист 1. Обложка.
Листы 2, 3. Иллюстрации школьных принадлежностей «Мой портфель».
Лист 4. Иллюстрации школьной формы.
Листы 5, 6. Иллюстрации школьных уроков (математика, пение, физкультура, английский язык, чтение и др.).
Лист 7. Пословицы и поговорки о школе.
Лист 8. «Первое сентября – День знаний».
Лист 9. Стихотворение:
Мы идем в первый класс
Всей гурьбой веселой!
Принимай, школа, нас!
Здравствуй, здравствуй, школа!
Этап VII.
Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи.
1. Режим дня будущего первоклассника.
– Сегодня мы поговорим о том, как важно соблюдать режим дня дошкольнику. Что такое режим дня? (Это последовательность действий, которые мы выполняем в течение дня.)
– Режим дня необходим для того, чтобы все вовремя успевать, никуда не опаздывать, ничего не забывать, правильно распоряжаться временем, чувствовать себя хорошо. Расскажите о своем режиме дня.
3–4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на правильном распределении времени для игр, занятий, отдыха.
2. Конструирование «Рабочее место ученика дома» (конструктор или детская мебель).
– У каждого из вас уже есть место, где вы занимаетесь, рисуете, готовите задания. Расскажите, что это за место в квартире? Это отдельная комната со столом, стулом или пока еще небольшой детский столик?
3–4 ребенка описывают свое рабочее место.
– Перед вами – конструктор, из деталей которого каждый из вас постарается собрать рабочее место, которое у вас есть дома, или придумать такое рабочее место, какое бы вам хотелось иметь.
Дети конструируют, по окончании конструирования педагог беседует индивидуально с каждым ребенком о его постройке.
Этап VIII.
Цели: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.
1. Чтение художественной литературы.
Стихотворения А. Барто «В школу», «Я выросла».
– Послушайте стихи Агнии Барто о ребятах, которые скоро пойдут в школу.
В ШКОЛУ
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Вопросы по тексту:
– Почему Петя просыпался 10 раз?
– Что он собирался взять с собой?
– Кто его остановил?
– Как вы считаете, Петя очень хочет пойти в школу? А вы?
Я ВЫРОСЛА
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Вопросы по тексту:
– Почему девочке сейчас не до игрушек?
– Что решила подарить девочка Сереже?
– А у вас дома много игрушек?
– Вы их кому-нибудь подарите, когда пойдете в школу?
– А есть игрушка, которую вы ни за что не отдадите?
2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.
– Перед вами раскраски, посвященные школе. Выберите, какую вы хотите раскрасить, чем вы будете раскрашивать (красками, карандашами, восковыми мелками).
Дети раскрашивают рисунки, организация выставки рисунков о школе.
Этап IX.
Цель: развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.
1. Загадки о школе.
– Отгадайте загадки о школе. Тому, кто первый отгадает загадку, я буду давать фишку, а потом посчитаем, кто набрал больше фишек и победил.
• Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (Буквы.)
• Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
• Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
• Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это? (Карандаш.)
• То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь.)
• Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)
• Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой. (Двойка.)
• Стоит дом: кто в него войдет,
Тот и ум приобретет. (Школа.)
• Кулик не велик, сотне ребят велит:
То сядь да учись, то встань – разойдись.
(Звонок.)
• Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
• По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чиста страница.
(Школьная доска.)
• Новый дом несут в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель и учебники.)
2. Карта «Дорога в школу».
– Нарисуйте карту вашего пути от дома (детского сада) до школы, отобразив дороги, магазины, светофоры, повороты и пр.
– Те ребята, которые не ходят пока в школу, могут нарисовать дорогу из дома до детского сада.
Этап Х.
Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.
1. Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс»*.
– Скоро вы пойдете в первый класс. Что вы узнали о школе? (В школу ходят все дети. Учитель рассказывает много интересного и помогает получить ребятам новые знания. Урок начинается со звонка. Дети входят в класс. В классе есть доска, парты и стулья, книги и плакаты. На уроке дети внимательно слушают учителя. В конце урока нужно записать домашнее задание в дневник. Не забудь дома выполнить домашнее задание! Когда учитель задает вопрос, нужно поднять руку и дождаться, чтобы тебя спросили. В школе есть ряд правил: не опаздывай на уроки, на уроке будь внимателен, не вертись и не разговаривай; пиши в своих тетрадках красиво и аккуратно; вежливо разговаривай с ребятами и уважительно относись к учителям.)
2. Плоскостное моделирование.
Составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.
– Сейчас я раздам каждому из вас мозаику, а вы выложите какой-либо школьный предмет. Это может быть учебник, карандаш или стол и стул. Придумывайте!
Этап XI.
Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитие творческой инициативы.
1. Серия сказок «Лесная школа» М. А. Панфиловой. Чтение первой сказки.
СОЗДАНИЕ «ЛЕСНОЙ ШКОЛЫ»
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, его какой-то школьник принес для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, чувствовал теплые руки детей, получал от них вкусные угощенья...
Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился писать, считать, изучал разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Ну бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...
И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить всех своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверей.
Еж-учитель готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, которые помогут зверятам научиться писать и считать.
Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.
– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки сторож Крот. – Ведь в школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
– Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
– А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивлялся Крот.
– Эх ты, ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если во время урока звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.
– Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
– Да, только не побегут, а подойдут к столикам в ожидании учителя, – ответила Сорока.
– Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники.
– Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.
– Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.
– Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и зашелестели желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен.
– В школу, в школу! – шепчет березка.
2. Беседа. Составление коллективного рассказа.
– Понравилась вам сказка?
– Что создал Ежик?
– Какой стала его школа? Опишите ее.
– Давайте придумаем с вами свою собственную школу. Подумайте, какой бы вы хотели ее видеть, что в ней будет, какие занятия будут проходить. Составим рассказ. Каждый будет придумывать по одному предложению. Я начинаю: «Наша школа будет называться “Умничка”, и учиться в ней будет много веселых мальчишек и девчонок…».
3. Чтение второй сказки.
СМЕШНЫЕ СТРАХИ
Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна – идем дружно в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы их встречал учитель Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо! – произнес учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, эхо от которого разлетелось по всему лесу.
– Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! – торжественно произнес Еж.
Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.
– На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, – спокойно произнес Еж. – Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.
Каждый из учеников рассказал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
– А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? – прозвучало над заячьим ушком.
– Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
– Кто тебя так напугал? – забеспокоился учитель.
– Бра-братишка... – ответил Зайчонок. – Он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать палками и хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
– А что еще рассказывал твой братишка про школу? – продолжал спрашивать Еж.
– Он говорил... – уже смелее произнес Зайчик, – что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.
Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.
– Да, твой братишка – фантазер! – с улыбкой ответил учитель. – Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
– Наверное... – уже спокойно отвечал Зайчонок. – Еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше него прыгать и бегать.
– А ты любишь бегать и прыгать? – уточнил учитель.
– Очень! – радостно отвечал Зайчонок.
– Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха.
После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор, отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
Беседа по содержанию сказки.
– Чего так напугался Зайчонок?
– Что ему ответил Еж?
– А вы боитесь идти в школу?
– Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями?
– Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?
4. Чтение третьей сказки.
ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.
– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Еж. – Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
– Мне мама говорила, – произнесла Белочка, – что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
– А мне папа говорил, – продолжал разговор Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
– «Правило» – значит делать правильно! – подвел итог Медвежонок.
– Молодцы! – похвалил всех учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
– Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, – улыбаясь, произнес Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.
– И неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.
– Неприятности никто не любит, – подтвердил учитель. – Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
– Как у вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.
– А мы сейчас вместе будем сочинять стихи о школьных правилах. Согласны, ребята?
– Конечно, согласны! – хором ответили ученики.
– Я буду называть правило, а вы будете для него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
– Готово! – обрадовался Лисенок.
В школе «Здравствуй!» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
– Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
– Можно, я попробую? – предложил Зайчонок.
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд,
Ждут учителя, стоят!
– Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
– Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок.
Друга зря не беспокой,
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
Когда хочешь отвечать
Или важное сказать.
– Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются. Пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
– Это легко! – воскликнул Волчонок.
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.
– Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
– Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть.
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!
– Да, замечательно! Я думаю, что вам будет легко и интересно учиться, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Еж. – Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом для того, чтобы вы лучше усваивали учебный материал. Домашнее задание нужно выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!
5. Рисование правил (творческое задание).
– Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.
Дети выполняют задание.
Этап XII (итог проекта).
Цель: обобщение полученных знаний и опыта.
1. Оформление папки проекта «Будущий первоклассник».
Папка заполняется материалами, полученными в ходе реализации проекта.
– Сегодня я собрала рисунки, раскраски, все работы, которые вы выполняли о школе. Чтобы показать нашу работу, надо оформить папку. Есть желающие мне помочь? (Все желающие помогают воспитателю в оформлении всех материалов в папку.)
2. Оформление уголка «Будущий первоклассник».
В уголок помещаются:
• Журнал «Скоро в школу!»;
• Папка проекта «Будущий первоклассник»;
• Информация для родителей, предоставленная Департаментом образования и педагогом-психологом ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Будущий первоклассник"
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Одним из факторов, обеспечивающих его эффективность, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность...
Буклет ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.
Буклет для педагогов...
Проект "Будущий первоклассник"
Проект "Будущий первоклассник"...
Проект "Будущий первоклассник"
Обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.Актуальность: Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную катег...
Проект "Будущие первоклассники"
Проект "Будущие первоклассники" реализуется учителем-логопедом, педагогом - психологом. Проблема. значимая для детей, на решение которой направлен проект:подготовка к обучению грамоте. Цель ...