ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кургушова Елена Александровна

Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_budushchiy_pervoklassnik.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»

Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.

Задачи педагогической деятельности: расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах; найти сведения о школе в художественной литературе; воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: групповой.

Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.

Срок реализации: долгосрочный.

Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):

•  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

•  ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

•  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Образовательные

области проекта        Виды детской

деятельности        Осуществляемая

детьми деятельность

Познавательное развитие – основная образовательная область        Познавательно-исследовательская        Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные

ситуации

Социально-коммуникативное развитие        Коммуникативная        Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ

        Игровая        Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой

форме.

Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим

Речевое развитие        Восприятие художественной литературы        С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения.

Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения

Художественно-эстетическое развитие        Продуктивная        Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения,

времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.

В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.

Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение

Ход проекта

Этап I.

Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.

1. Беседа на тему «Что я знаю о школе?».

– Кто из вас знает, что такое школа?

– Кто уже ходит в «Школу дошкольника»?

– Расскажите, какая ваша школа? (Большая, светлая, красивая.)

– Какой ваш класс? (Большой, уютный.)

– Кто еще ходит в школу?

– Как называют детей, которые учатся в школе? (Ученики.)

– Как называют ребят, которые пришли в первый класс? (Первоклассники.)

– Кто вас встретит в школе? (Учитель.)

– Чем занимаются дети в школе? (Учатся.)

– Какие у них есть уроки? (Математика, чтение, письмо, английский язык.)

– Как нужно вести себя на уроке? (Слушать внимательно учителя, все запоминать, не баловаться.)

– Если на уроке ты хочешь что-то сказать, что нужно сделать? (Поднять руку.)

– Что такое перемена? (Время, когда дети отдыхают.)

2. Рисование на тему «Моя школа».

– Нарисуйте вашу школу, в которую вы уже ходите, чтобы другие ребята смогли посмотреть на нее. Вы можете нарисовать большое здание школы со входом и лестницей. А можете нарисовать классы, коридоры, комнату отдыха.

Этап II.

Цель: упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы дошкольника».

1. Творческое рассказывание «Я в “Школе дошкольника”».

– Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника», сейчас расскажут нам, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.

Рассказывают 3–4 ребенка.

2. Конструирование «Моя школа».

– Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего». Это может быть та школа, в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.

Этап III.

Цели: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

1. Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду».

– Ребята, еще совсем немного вам осталось ходить в детский сад. Скоро все вы станете учениками, каждый из вас уже готовится к школе. Давайте послушаем, кто как это делает дома.

3–4 ребенка рассказывают о том, как они занимаются подготовкой к школе дома.

– Но ведь вы не только дома готовитесь, но и в детском саду. Как мы с вами это делаем? (Занимаемся математикой, учимся читать, слушаем стихи, читаем сказки, учим правила поведения и пр.)

2. Чтение художественной литературы.

Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».

– Послушайте рассказ.

Эти несколько деньков пролетели очень быстро, пролетели, как желтые листочки с березы, унесенные ветром. Наступило первое сентября.

В этот день Таня проснулась очень рано. Ясное сентябрьское солнце косо заглядывало в окно, и у бабушки в кухне еще топилась печка.

Таня вскочила с постели и, шлепая босыми ногами, побежала на кухню.

– Ты что вскочила в такую рань? – сказала бабушка. – У меня еще и завтрак не готов!

– Так и надо, чтобы рано! – ответила Таня. – Ты, бабушка, наверно, все забыла!

– А что ж такое я забыла?

– Бабушка, да ведь я сегодня в школу иду!

– Ну и что ж ты кричишь? – удивилась бабушка. – В школе тоже уроки не до свету начинаются.

Тут она вытащила из печки большую, шипящую на сковороде лепешку и сказала:

– Вот  я  тебе и лепешку испекла, с собой возьмешь в школу. Видишь – ничего я не забыла!

Таня побежала на крыльцо умываться. Щеки и уши сразу загорелись от холодной воды. Таня крепко вытерлась суровым полотенцем, но посмотрела на свои руки и опять побежала на крыльцо. Руки у нее были обветренные, коричневые от загара. Таня терла их и намыливала, терла и намыливала...

– Да уж будет тебе! – сказала бабушка.

– Да как же, бабушка, будет? – чуть не плача, ответила Таня. – А дежурная посмотрит, что руки черные, и скажет: «Уходи из класса». Вон Нюра Туманова говорит, что там дежурные всегда руки смотрят!

К завтраку пришла мать с молотьбы.

– Я сейчас сама дочку в школу соберу,– сказала она. – Ну-ка, иди сюда!

Она дала Тане выглаженное коричневое платье, застегнула на ней черный фартук, сунула ей в карман носовой платок и сама расчесала Тане волосы. Расчесала и задумалась:

– А что же нам с твоими волосами делать? Так идти в школу не годится, на голове у тебя словно овин горит – завитушки торчат во все стороны. Или подстричь их надо, или косичку заплести.

– Косичку заплести! – сказала Таня.

Мать достала из комода синюю ленту и заплела Тане косичку. Косичка вышла маленькая и закручивалась кверху. Но Таня радовалась и гордилась и все трогала ее рукой. Таня еще никогда в жизни не ходила с косичкой!

Мать оглядела Таню, все ли на ней хорошо, и сказала:

– Учись, дочка, прилежно, слушай, что учительница будет говорить, набирайся ума-разума!

Таня пила чай и дула в блюдце, потому что она торопилась, а чай был горячий и никак не остывал. В это время в окно заглянула Алёнка. Таня поставила блюдце с чаем на стол:

– Идем?

Алёнка кивнула головой.

– Да куда ж ты? – сказала Тане бабушка. – Ты хоть чай-то допей!

Но Таня уже схватила свою сумку, которую ей приготовили в школу, и выскочила на крыльцо. А в сумке была теплая лепешка, бутылка с молоком и холщовые кармашки для азбуки.

Подружки вышли на улицу.

– Ух, как провода на солнце блестят! – сказала Таня. – Может, они серебряные?

– Наверно, серебряные, – согласилась Алёнка.

Таня опасливо посмотрела кругом:

– Снежка не видать? Как бы за нами не увязался!

А Снежок словно только и ждал, чтобы про него вспомнили. Он выбежал из калитки и начал прыгать вокруг Тани.

– Ты не смей с нами ходить! – прикрикнула на него Таня. – Иди домой!

Но Снежок глядел на нее и вилял хвостом, словно хотел сказать: «Ну, а почему мне нельзя с тобой идти? Я пойду!»

Тогда Таня подняла хворостинку и замахнулась на Снежка:

– Кому говорят – домой иди! Вот я тебя!

Снежок обиделся, опустил хвост и отстал. Он стоял и глядел, как Таня и Алёнка все дальше и дальше уходили по дороге.

В конце улицы уже собрались все колхозные ребятишки-школьники. Кто идет в четвертый класс, кто в третий, кто во второй, а кто и вовсе только в первый раз учиться идет. Все собрались и вместе пошли в школу. И Таня с Алёнкой тоже пошли.

Светлое поле лежало по сторонам дороги. В поле было уже пусто, хлеб убран, и желтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес.

С дальних полей возили овес. Большие косматые возы, покачиваясь, шли по дороге.

– Эй, школьники, садитесь, подвезем! – кричали им с возов.

– Подвезете в ригу,– отвечали ребята,– а нам надо в школу. Не по пути!

В риге шумела молотилка, рокотали веялки, слышались голоса... Веселый шум работ далеко разносился над опустевшими полями.

– Слышите? – сказал Юра председателев. – Вот как у нас теперь – все молотилки и веялки на электричестве работают! ГЭС пустили! – И тут же крикнул: – Ребята, сторонись! Машина сзади!

Ребятишки сбежали с дороги. Машина шла, поднимая невысокую пыль. Она была доверху нагружена тяжелыми мешками – колхоз отправлял хлеб на ссыпной пункт.

С машины тоже покричали:

– Может, подвезти?

– Далеко едете! – отвечали ребята. – Увезете в район, а наша школа близко.

Дорога спустилась в овражек, заросший ольшаником. А когда поднялась на горку, кусты расступились, и стало видно школу. Вот она стоит на зеленой луговине – новая, с голубыми наличниками – и блестит на солнце своими большими окнами.

Алёнка оглянулась и подтолкнула Таню:

– Тань, посмотри-ка!

Таня оглянулась тоже. По дороге шагали еще двое: Дёмушка и его товарищ Ваня Берёзкин. А сзади, закрутив лохматый хвост, бежал Снежок.

– Так и есть,– сказала Таня,– все тут!

– Думают, что их тоже примут! – усмехнулась Алёнка.

Со всех сторон, изо всех деревень собрались в школу ученики. Учителя встретили их и развели по классам.

Таня и Алёнка, держась друг за друга, вошли в первый класс и сели за парту.

Но  едва все ученики уселись, как открылась дверь, и вошли еще двое – Дёмушка и Ваня Берёзкин. Они вошли, сняли шапки и остановились у дверей.

Учительница посмотрела на них:

– А вы зачем пришли?

– А мы тоже учиться,– сказал Дёмушка.

– Сколько же тебе лет?

– Семь. Почти уж восьмой.

– А мне уж почти девятый, – осмелев, сказал Ваня Берёзкин.

Учительница улыбнулась:

– Восьмой вам будет через год, а девятый – через два года. На будущую осень приходите, а сейчас ступайте домой!

Дёмушка и Ваня переглянулись, надели шапки и пошли домой.

– Вот как! – засмеялась Таня. – Уже выучились!

– Сядьте прямо, дети, – сказала учительница, – положите руки на парту... – И вдруг посмотрела на дверь: – Кто это царапается за дверью?

Учительница открыла дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все ребятишки засмеялись, учительница тоже засмеялась и сказала:

– Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не надо! Уходи, уходи из класса!

Она прикрикнула на Снежка и прогнала его. Ребята посмеялись, но скоро успокоились и стали слушать, что говорит учительница.

Вопросы по тексту:

– Кто собирался в школу?

– Кто помог Тане собраться в школу?

– Почему надо было обязательно вымыть руки?

– А зачем надо было заплести косичку?

– С кем Таня пошла в школу?

– Что она взяла с собой?

– Как дети добрались до школы?

– Что случилось, когда ребята вошли в класс?

– Как вы думаете, Таня хотела идти в школу?

– Она будет хорошо учиться?

Этап IV.

Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Декларации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.

1. Беседа «Зачем надо учиться?».

– Ребята, вот все говорят, что надо учиться, а может быть, не надо? Как вы считаете? (Надо.)

– Зачем нам нужно учиться? (Чтобы уметь читать, писать, считать, поступить в институт, найти хорошую работу и т. д.)

– Как вы думаете, что будет с человеком, который не станет учиться? (Он не сможет найти работу и заработать деньги, а без денег ему будет нечего кушать и негде жить.)

– Вот что написано об учебе в Декларации прав человека, статья 26 «Право на образование»:

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

– Кто имеет право на образование?

– Кто может выбирать школу, детский сад для детей?

– Послушайте пословицы и поговорки, которые сочинил народ о знаниях и учебе. Как вы их понимаете?

• Учение – путь к умению. (Это значит, что тот, кто будет учиться, обязательно сможет сделать то, что хотел.)

• Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. (Тот, кто много знает, везде бывает, стремится к чему-то, а тот, кто ничего не знает, сидит дома, ему совсем неинтересно жить.)

• Повторенье – мать ученья. (Чтобы что-то запомнить, надо много раз повторить.)

• Без наук – как без рук. (Ничего не знаешь – ничего не сможешь делать.)

• Учиться никогда не поздно. (Если вы чего-то не умеете, не нужно этого стесняться, надо пойти и научиться. Учиться могут и дети, и взрослые, и старики.)

Этап V.

Цели: развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

1. Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак».

– Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника», конечно, уже носят с собой рюкзак. Пожалуйста, расскажите, что лежит в вашем рюкзаке, какой он, кто его покупал и выбирал, нравится ли он вам.

Рассказывают 3–4 ребенка.

2. Чтение художественной литературы.

В. Берестов «У меня в портфеле».

– Послушайте стихи, которые написал Валентин Берестов.

ТРЕУГОЛЬНИК

В старших классах каждый школьник

Изучает треугольник.

Три каких-то уголка,

А работы – на века.

ЛИНЕЙКА

Я – линейка. Прямота –

Главная моя черта.

ТОЧИЛКА

Почему из-под точилки

Вьются стружки и опилки?

Карандаш писать не хочет,

Вот она его и точит.

КАРАНДАШ

Я – малютка-карандашик.

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет. И растет!

Ну а я – наоборот!

РУЧКА

Буквы напечатанные – очень аккуратные.

Буквы для письма я пишу сама.

Очень весело пишется ручке:

Буквы держат друг друга за ручки.

– Ах, батюшки! – сказала ручка. –

Что значит эта закорючка?

– Чернильная ты голова!

Ты ж написала букву «А»!

КИСТОЧКА

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!

ЦИРКУЛЬ

Циркуль мой, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился – и ни шагу.

РЕЗИНКА

Я – ластик. Я – резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста:

Помарку стерла я с листа!

ПЕНАЛ

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается,

Ручка в тесноте находится,

Но зато легко находится.

СЧЕТЫ

То считаю втихомолку я,

То опять на счетах щелкаю.

Если правильно считать,

То всегда получишь «пять»!

ПОРТФЕЛЬ

Зимой на улице бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

УЧЕБНИК

– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

ЗАКЛАДКА

Я – нарядная закладка.

Я лежу здесь для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай!

ТЕТРАДИ

Тетради в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали.

Тетрадка в линейку бормочет:

– Грамматика!

А в клетку тетрадка ворчит:

– Математика!

На чем примирились тетрадка

  с тетрадкой,

Для нас до сих пор остается загадкой.

ДНЕВНИК

В дневнике заданья на дом

И стоят отметки рядом –

До чего же хороши!

Ну-ка, мама, подпиши!

– Как называются все эти предметы? Обобщите, пожалуйста. (Школьные принадлежности.)

Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.

Этап VI.

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

1. Чтение художественной литературы.

Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».

– Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Кот и лодыри».

Учитель читает стихотворение.

Беседа:

– Кто такие лодыри? (Бездельники, лентяи.)

– Куда они шли? (На урок.)

– А куда попали? (На каток.)

– Кого они встретили? (Кота.)

– Что им рассказал кот? (Что ему плохо живется.)

– Почему он был такой грустный? (Потому что хотел учиться, но не мог, так как нет школы для котят.)

– Кто-нибудь из вас хочет быть лодырем? (Нет!)

– А какими учениками вы будете? (Прилежными, хорошими, внимательными, аккуратными, вежливыми, отличниками.)

2. Журнал «Скоро в школу!».

– Ребята, вы уже многое знаете о школе. Пришло время создать журнал «Скоро в школу!» и показать его родителям. В журнал можно включить картинки, стихи, пословицы и поговорки о школе.

Педагог совместно с детьми подбирает материал и оформляет журнал в виде книжки-развертки, которую потом выставляет в родительском уголке.

Лист 1. Обложка.

Листы 2, 3. Иллюстрации школьных принадлежностей «Мой портфель».

Лист 4. Иллюстрации школьной формы.

Листы 5, 6. Иллюстрации школьных уроков (математика, пение, физкультура, английский язык, чтение и др.).

Лист 7. Пословицы и поговорки о школе.

Лист 8. «Первое сентября – День знаний».

Лист 9. Стихотворение:

Мы идем в первый класс

Всей гурьбой веселой!

Принимай, школа, нас!

Здравствуй, здравствуй, школа!

Этап VII.

Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи.

1. Режим дня будущего первоклассника.

– Сегодня мы поговорим о том, как важно соблюдать режим дня дошкольнику. Что такое режим дня? (Это последовательность действий, которые мы выполняем в течение дня.)

– Режим дня необходим для того, чтобы все вовремя успевать, никуда не опаздывать, ничего не забывать, правильно распоряжаться временем, чувствовать себя хорошо. Расскажите о своем режиме дня.

3–4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на правильном распределении времени для игр, занятий, отдыха.

2. Конструирование «Рабочее место ученика дома» (конструктор или детская мебель).

– У каждого из вас уже есть место, где вы занимаетесь, рисуете, готовите задания. Расскажите, что это за место в квартире? Это отдельная комната со столом, стулом или пока еще небольшой детский столик?

3–4 ребенка описывают свое рабочее место.

– Перед вами – конструктор, из деталей которого каждый из вас постарается собрать рабочее место, которое у вас есть дома, или придумать такое рабочее место, какое бы вам хотелось иметь.

Дети конструируют, по окончании конструирования педагог беседует индивидуально с каждым ребенком о его постройке.

Этап VIII.

Цели: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.

1. Чтение художественной литературы.

Стихотворения А. Барто «В школу», «Я выросла».

– Послушайте стихи Агнии Барто о ребятах, которые скоро пойдут в школу.

В ШКОЛУ

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Вопросы по тексту:

– Почему Петя просыпался 10 раз?

– Что он собирался взять с собой?

– Кто его остановил?

– Как вы считаете, Петя очень хочет пойти в школу? А вы?

Я ВЫРОСЛА

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса...

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

Вопросы по тексту:

– Почему девочке сейчас не до игрушек?

– Что решила подарить девочка Сереже?

– А у вас дома много игрушек?

– Вы их кому-нибудь подарите, когда пойдете в школу?

– А есть игрушка, которую вы ни за что не отдадите?

2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.

– Перед вами раскраски, посвященные школе. Выберите, какую вы хотите раскрасить, чем вы будете раскрашивать (красками, карандашами, восковыми мелками).

Дети  раскрашивают рисунки, организация выставки рисунков о школе.

Этап IX.

Цель: развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.

1. Загадки о школе.

– Отгадайте загадки о школе. Тому, кто первый отгадает загадку, я буду давать фишку, а потом посчитаем, кто набрал больше фишек и победил.

•  Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы. (Буквы.)

•  Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш. (Резинка.)

•  Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

•  Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это? (Карандаш.)

•  То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? (Тетрадь.)

•  Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья. (Пятерка.)

•  Есть совсем другая птица.

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой. (Двойка.)

•  Стоит дом: кто в него войдет,

Тот и ум приобретет. (Школа.)

•  Кулик не велик, сотне ребят велит:

То сядь да учись, то встань – разойдись.

     (Звонок.)

•  Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

•  По черному белым пишут то и дело.

Потрут тряпицей – чиста страница.

(Школьная доска.)

•  Новый дом несут в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель и учебники.)

2. Карта «Дорога в школу».

– Нарисуйте карту вашего пути от дома (детского сада) до школы, отобразив дороги, магазины, светофоры, повороты и пр.

– Те ребята, которые не ходят пока в школу, могут нарисовать дорогу из дома до детского сада.

Этап Х.

Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.

1. Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс»*.

– Скоро вы пойдете в первый класс. Что вы узнали о школе? (В школу ходят все дети. Учитель рассказывает много интересного и помогает получить ребятам новые знания. Урок начинается со звонка. Дети входят в класс. В классе есть доска, парты и стулья, книги и плакаты. На уроке дети внимательно слушают учителя. В конце урока нужно записать домашнее задание в дневник. Не забудь дома выполнить домашнее задание! Когда учитель задает вопрос, нужно поднять руку и дождаться, чтобы тебя спросили. В школе есть ряд правил: не опаздывай на уроки, на уроке будь внимателен, не вертись и не разговаривай; пиши в своих тетрадках красиво и аккуратно; вежливо разговаривай с ребятами и уважительно относись к учителям.)

2. Плоскостное моделирование.

Составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.

– Сейчас я раздам каждому из вас мозаику, а вы выложите какой-либо школьный предмет. Это может быть учебник, карандаш или стол и стул. Придумывайте!

Этап XI.

Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитие творческой инициативы.

1. Серия сказок «Лесная школа» М. А. Панфиловой. Чтение первой сказки.

СОЗДАНИЕ «ЛЕСНОЙ ШКОЛЫ»

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, его какой-то школьник принес для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, чувствовал теплые руки детей, получал от них вкусные угощенья...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился писать, считать, изучал разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Ну бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить всех своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверей.

Еж-учитель готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, которые помогут зверятам научиться писать и считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки сторож Крот. – Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

– Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

– А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивлялся Крот.

– Эх ты, ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если во время урока звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.

– Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

– Да,  только  не  побегут,  а  подойдут  к  столикам  в ожидании учителя, – ответила Сорока.

– Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники.

– Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.

– Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.

– Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и зашелестели желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен.

– В школу, в школу! – шепчет березка.

2. Беседа. Составление коллективного рассказа.

– Понравилась вам сказка?

– Что создал Ежик?

– Какой стала его школа? Опишите ее.

– Давайте придумаем с вами свою собственную школу. Подумайте, какой бы вы хотели ее видеть, что в ней будет, какие занятия будут проходить. Составим рассказ. Каждый будет придумывать по одному предложению. Я начинаю: «Наша школа будет называться “Умничка”, и учиться в ней будет много веселых мальчишек и девчонок…».

3. Чтение второй сказки.

СМЕШНЫЕ СТРАХИ

Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна – идем дружно в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы их встречал учитель Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо! – произнес учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, эхо от которого разлетелось по всему лесу.

– Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! – торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

– На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, – спокойно произнес Еж. – Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

– А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? – прозвучало над заячьим ушком.

– Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

– Кто тебя так напугал? – забеспокоился учитель.

– Бра-братишка... – ответил Зайчонок. – Он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать палками и хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

– А что еще рассказывал твой братишка про школу? – продолжал спрашивать Еж.

– Он говорил... – уже смелее произнес Зайчик, – что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

– Да, твой братишка – фантазер! – с улыбкой ответил учитель. – Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

– Наверное... – уже спокойно отвечал Зайчонок. – Еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше него прыгать и бегать.

– А ты любишь бегать и прыгать? – уточнил учитель.

– Очень! – радостно отвечал Зайчонок.

– Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха.

После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор, отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Беседа по содержанию сказки.

– Чего так напугался Зайчонок?

– Что ему ответил Еж?

– А вы боитесь идти в школу?

– Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями?

– Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?

4. Чтение третьей сказки.

ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Еж. – Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

– Мне мама говорила, – произнесла Белочка, – что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

– А мне папа говорил, – продолжал разговор Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

– «Правило» – значит делать правильно! – подвел итог Медвежонок.

– Молодцы! – похвалил всех учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

– Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, – улыбаясь, произнес Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.

– И неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.

– Неприятности никто не любит, – подтвердил учитель. – Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

– Как у вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.

– А мы сейчас вместе будем сочинять стихи о школьных правилах. Согласны, ребята?

– Конечно, согласны! – хором ответили ученики.

– Я буду называть правило, а вы будете для него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

– Готово! – обрадовался Лисенок.

В школе «Здравствуй!» говорят

И с улыбкой дарят взгляд!

– Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

– Можно, я попробую? – предложил Зайчонок.

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд,

Ждут учителя, стоят!

– Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

– Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой,

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Когда хочешь отвечать

Или важное сказать.

– Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются. Пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

– Это легко! – воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

– Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

– Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть.

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

– Да, замечательно! Я думаю, что вам будет легко и интересно учиться, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Еж. – Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом для того, чтобы вы лучше усваивали учебный материал. Домашнее задание нужно выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

5. Рисование правил (творческое задание).

– Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.

Дети выполняют задание.

Этап XII (итог проекта).

Цель: обобщение полученных знаний и опыта.

1. Оформление папки проекта «Будущий первоклассник».

Папка заполняется материалами, полученными в ходе реализации проекта.

– Сегодня я собрала рисунки, раскраски, все работы, которые вы выполняли о школе. Чтобы показать нашу работу, надо оформить папку. Есть желающие мне помочь? (Все желающие помогают воспитателю в оформлении всех материалов в папку.)

2. Оформление уголка «Будущий первоклассник».

В уголок помещаются:

•  Журнал «Скоро в школу!»;

•  Папка проекта «Будущий первоклассник»;

•  Информация для родителей, предоставленная Департаментом образования и педагогом-психологом ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Будущий первоклассник"

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Одним из факторов, обеспечивающих его эффективность, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность...

Проект "Будущий первоклассник"

Проект "Будущий первоклассник"...

Проект "Будущий первоклассник"

Обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»

Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.Актуальность: Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную катег...

Проект "Будущие первоклассники"

Проект "Будущие первоклассники" реализуется учителем-логопедом, педагогом - психологом. Проблема. значимая для детей, на решение которой направлен проект:подготовка к обучению грамоте. Цель ...