ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
проект (подготовительная группа)
Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.
Актуальность: Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 444.79 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД РОМАШКА»
ГБОУ СОШ (ОЦ) С. ЧЕЛНО-ВЕРШИНЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Разработала:
Деревянкина Анна Викторовна
воспитатель
Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.
Актуальность: Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств школьника.
3.Низкие логико–мыслительные процессы.
Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Задачи:
- расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе;
- стимулировать познавательную активность;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
- найти сведения о школе в художественной литературе;
- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: педагоги и специалисты структурного подразделения детский сад «Ромашка», учителя начальной школы, родители, дети подготовительной к школе группы, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы).
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Этапы развития проекта:
1 этап проекта – создание развивающей среды
2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
3 этап – встречи с выпускниками и учителями
Длительность: фронтальный (учебный год)
1 этап проекта – создание развивающей среды
В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Накоплен богатый дидактический материал, подбор художественной и методической литературы необходимый для организации различных видов речевой деятельности детей.
В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.
Содержание образования определяется общеобразовательной программой дошкольного образования на основе федеральных государственных требований.
2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.
3 этап – встречи с выпускниками и учителями
Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.
Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети, посещающие детский сад и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.
Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.
Итоги освоения темы:
- интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес.
- интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи.
- интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться в пары (группы) для совместной деятельности.
- интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.
- интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.
Образова- тельные области проекта | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
1 | 2 | 3 |
«Познание» - основная образовательная область | Познавательно-исследовательская | Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации. |
«Коммуникация» | Коммуникативная | Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. П.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ. |
«Социализация» | Игровая | Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включать в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. |
«Чтение художественной литературы» | Воспитание художественной литературы | С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. |
«Художественное творчество» | Продуктивная | Рисуют предметы разной формы, соотносят пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение. |
Ход проекта.
Последова- тельность | Цель | Мероприятия |
Этап 1. | Формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы. |
|
Этап 2. | Упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы». |
|
Этап 3. | Обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения. |
|
Этап 4. | Создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Деклорации прав человека, расширения знаний об окружающем мире. |
|
Этап 5. | Развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире. |
|
Этап 6. | Развитие творческих способностей, воображения. |
|
Этап 7. | Расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. |
|
Этап 8. | Развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе. |
|
Этап 9. | Развитие пространственного мышления, расширение географических представлений. |
|
Этап 10. | Развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире. |
|
Этап 11. | Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитие творческой инициативы. |
Чтение первой сказки. Создание «Лесной школы»
|
Этап 12 (итоговый). | Обобщение полученных знаний и опыта. |
|
Приложение 1.
Беседа на тему «Что я знаю о школе?»
- Кто из вас знает, что такое школа?
- Кто уже был в школе?
- Вы видели классы?
- Какие они?
- Как называют детей которые учатся в школе?
- Как называют ребят, которые пришли в первый класс?
- Кто вас встретил в школе?
- Чем занимаются дети в школе?
- Какие у них есть уроки?
- Как нужно вести себя на уроке?
- Если на уроке ты хочешь что-то сказать, что нужно сделать?
- Что такое перемена?
Приложение 2
Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».
Эти несколько деньков пролетели очень быстро, пролетели, как жёлтые листочки с берёзы, унесённые ветром. Наступило первое сентября.
В этот день Таня проснулась очень рано. Ясное сентябрьское солнце косо заглядывало в окно, и у бабушки в кухне ещё топилась печка.
Таня вскочила с постели и, шлёпая босыми ногами, побежала на кухню.
— Ты что вскочила такую рань? — сказала бабушка.— У меня ещё и завтрак не готов!
— Так и надо, чтобы рань! — ответила Таня.— Ты, бабушка, наверно, всё забыла!
— А что ж такое я забыла?
— Бабушка, да ведь я сегодня в школу иду!
— Ну и что ж ты кричишь? — удивилась бабушка.— В школе тоже уроки не до свету начинаются.
Тут она вытащила из печки большую, шипящую на сковороде лепёшку и сказала:
— Вот я тебе и лепёшку испекла, с собой возьмёшь в школу. Видишь — ничего я не забыла!
Таня побежала на крыльцо умываться. Щёки и уши сразу загорелись от холодной воды. Таня крепко вытерлась суровым полотенцем, но посмотрела на свои руки и опять побежала на крыльцо. Руки у неё были обветренные, коричневые от загара. Таня тёрла их и намыливала, тёрла и намыливала...
— Да уж будет тебе! — сказала бабушка.
— Да как же, бабушка, будет? — чуть не плача, ответила Таня.— А дежурная посмотрит, что руки чёрные, и скажет: «Уходи из класса». Вон Нюра Туманова говорит, что там дежурные всегда руки смотрят!
К завтраку пришла мать с молотьбы.
— Я сейчас сама дочку в школу соберу,— сказала она.— Ну-ка, иди сюда!
Она дала Тане выглаженное коричневое платье, застегнула на ней чёрный фартук, сунула ей в карман носовой платок и сама расчесала Тане волосы. Расчесала и задумалась:
— А что же нам с твоими волосами делать? Так идти в школу не годится, на голове у тебя словно овин горит — завитушки торчат во все стороны. Или подстричь их надо, или косичку заплести.
— Косичку заплести! — сказала Таня.
Мать достала из комода синюю ленту и заплела Тане косичку. Косичка вышла маленькая и закручивалась кверху. Но Таня радовалась и гордилась и всё трогала её рукой. Таня ещё никогда в жизни не ходила с косичкой!
Мать оглядела Таню, всё ли на ней хорошо, и сказала:
— Учись, дочка, прилежно, слушай, что учительница будет говорить, набирайся ума-разума!
Таня пила чай и дула в блюдце, потому что она торопилась, а чай был горячий и никак не остывал. В это время в окно заглянула Алёнка. Таня поставила блюдце с чаем на стол:
— Идём?
Алёнка кивнула головой.
— Да куда ж ты? — сказала Тане бабушка. — Ты хоть чай-то допей!
Но Таня уже схватила свою сумку, которую ей приготовили в школу, и выскочила на крыльцо. А в сумке была тёплая лепёшка, бутылка с молоком и холщовые кармашки для азбуки.
Подружки вышли на улицу.
— Ух, как провода на солнце блестят! — сказала Таня.— Может, они серебряные?
— Наверно, серебряные,— согласилась Алёнка.
Таня опасливо посмотрела кругом:
— Снежка не видать? Как бы за нами не увязался!
А Снежок словно только и ждал, чтобы про него вспомнили. Он выбежал из калитки и начал прыгать вокруг Тани.
— Ты не смей с нами ходить! — прикрикнула на него Таня.— Иди домой!
Но Снежок глядел на неё и вилял хвостом, словно хотел сказать: «Ну, а почему мне нельзя с тобой идти? Я пойду!»
Тогда Таня подняла хворостинку и замахнулась на Снежка:
— Кому говорят — домой иди! Вот я тебя!
Снежок обиделся, опустил хвост и отстал. Он стоял и глядел, как Таня и Алёнка всё дальше и дальше уходили по дороге.
В конце улицы уже собрались все колхозные ребятишки- школьники. Кто идёт в четвёртый класс, кто в третий, кто во второй, а кто и вовсе только в первый раз учиться идёт. Все собрались и вместе пошли в школу. И Таня с Алёнкой тоже пошли.
Светлое поле лежало по сторонам дороги. В поле было уже пусто, хлеб убран, и жёлтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес.
С дальних полей возили овёс. Большие косматые возы, покачиваясь, шли по дороге.
— Эй, школьники, садитесь, подвезём! — кричали им с возов.
— Подвезёте в ригу,— отвечали ребята,— а нам надо в школу. Не по пути!
В риге шумела молотилка, рокотали веялки, слышались голоса... Весёлый шум работ далеко разносился над опустевшими полями.
— Слышите? — сказал Юра председателев.— Вот как у нас теперь — все молотилки и веялки на электричестве работают! ГЭС пустили! — И тут же крикнул: — Ребята, сторонись! Машина сзади!
Ребятишки сбежали с дороги. Машина шла, поднимая невысокую пыль. Она была доверху нагружена тяжёлыми мешками — колхоз отправлял хлеб на ссыпной пункт.
С машины тоже покричали:
— Может, подвезти?
— Далеко едете! — отвечали ребята. — Увезёте в район, а наша школа близко.
Дорога спустилась в овражек, заросший ольшаником. А когда поднялась на горку, кусты расступились, и стало видно школу. Вот она стоит на зелёной луговине — новая, с голубыми наличниками — и блестит на солнце своими большими окнами.
Алёнка оглянулась и подтолкнула Таню:
— Тань, посмотри-ка!
Таня оглянулась тоже. По дороге шагали ещё двое: Дёмушка и его товарищ Ваня Берёзкин. А сзади, закрутив лохматый хвост, бежал Снежок.
— Так и есть,— сказала Таня,— все тут!
— Думают, что их тоже примут! — усмехнулась Алёнка.
Со всех сторон, изо всех деревень собрались в школу ученики. Учителя встретили их и развели по классам.
Таня и Алёнка, держась друг за друга, вошли в первый класс и сели за парту.
Но едва все ученики уселись, как открылась дверь, и вошли ещё двое — Дёмушка и Ваня Берёзкин. Они вошли, сняли шапки и остановились у дверей.
Учительница посмотрела на них:
— А вы зачем пришли?
— А мы тоже учиться,— сказал Дёмушка.
— Сколько же тебе лет?
— Семь. Почти уж восьмой.
— А мне уж почти девятый,—осмелев, сказал Ваня Берёзкин.
Учительница улыбнулась:
— Восьмой вам будет через год, а девятый — через два года. На будущую осень приходите, а сейчас ступайте домой!
Дёмушка и Ваня переглянулись, надели шапки и пошли Домой.
— Вот как! — засмеялась Таня.— Уже выучились!
— Сядьте прямо, дети,— сказала учительница,— положите руки на парту...— И вдруг посмотрела на дверь: — Кто это царапается за дверью?
Учительница открыла дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все ребятишки засмеялись, учительница тоже засмеялась и сказала:
— Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не надо! Уходи, уходи из класса!
Она прикрикнула на Снежка и прогнала его. Ребята посмеялись, но скоро успокоились и стали слушать, что говорит учительница.
Вопросы по тексту:
- Кто собирался в школу?
- Кто помог Тане собраться в школу?
- Почему надо было обязательно вымыть руки?
- А зачем надо было заплести косичку?
- С кем Таня пошла в школу?
- Что она взяла с собой?
- Как дети добрались до школы?
- Что случилось, когда ребята вошли в класс?
- Как вы думаете, Таня хотела идти в школу?
- Она будет хорошо учиться?
Приложение 3.
Беседа «Зачем надо учиться?»
- Ребята, вот все говорят, что надо учиться, а может не быть не надо? Как вы думаете?
- Зачем нам нужно учиться?
- Как вы думаете, что будет с человеком, который не станет учиться?
- Вот что написано об обучении в Декларации прав человека, статья 26 «Право на образование».
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
- Кто имеет право на образование?
- Кто может выбирать школу, детский сад для детей?
- Послушайте пословицы и поговорки, которые сочинил народ о знаниях и учебе. Как вы их понимаете?
- Учение – путь к умению.
- Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.
- Повторенье – мать ученья.
- Без наук – как без рук. Учиться никогда не поздно.
Приложение 4.
В.Берестов «У меня в портфеле».
Портфель
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
Пенал
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.
Точилка
Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет, —
Вот она его и точит.
Карандаш
Я — малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
Карандаш — наоборот.
Ручка
Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
— Ой, мамочки! — сказала ручка. —
Что значит эта закорючка?
— Чернильная ты голова,
Ты ж написала цифру «2»!
Линейка
Я — линейка.
Прямота —
Главная моя черта.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он — тут.
Его учебником зовут.
Закладка
Я — красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
Кисточка
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
Тетрадки
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика! —
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика! —
На чём примирились тетрадка
с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся
загадкой.
Резинка
Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста, —
Помарку стёрла я с листа.
Циркуль
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и — ни шагу.
Счеты
То считаю втихомолку я,
То опять на счётах щёлкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь пять!
Дневник
В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом.
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
Приложение 5.
Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».
Собирались лодыри |
Беседа:
- Кто такие лодыри?
- Куда они шли?
- А куда попали?
- Кого они встретили?
- Что им рассказал кот?
- Почему он был такой грустный?
- Кто-нибуть из вас хочет быть лодырем?
- А какими учениками вы будете
Приложение 6
Стихотворения А.Барто
Стихотворение | Вопросы по тексту |
В ШКОЛУ Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он теперь не просто мальчик, А теперь он новичок. У него на новой куртке Отложной воротничок. Он проснулся ночью темной, Было только три часа. Он ужасно испугался, Что урок уж начался. Он оделся в две минуты, Со стола схватил пенал. Папа бросился вдогонку, У дверей его догнал. За стеной соседи встали, Электричество зажгли, За стеной соседи встали, А потом опять легли. Разбудил он всю квартиру, До утра заснуть не мог. Даже бабушке приснилось, Что твердит она урок. Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Отыскать Москвы-реки. Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. | - Почему Петя просыпался 10 раз? - Что он собирался взять с собой? -Кто его остановил? -Как вы считаете, Петя очень хочет пойти в школу? А вы? |
Я ВЫРОСЛА Мне теперь не до игрушек - Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Сереже подарю. Деревянную посуду Я пока дарить не буду. Заяц нужен мне самой - Ничего, что он хромой, А медведь измазан слишком... Куклу жалко отдавать: Он отдаст ее мальчишкам Или бросит под кровать. Паровоз отдать Сереже? Он плохой, без колеса... И потом, мне нужно тоже Поиграть хоть полчаса! Мне теперь не до игрушек - Я учусь по букварю... Но я, кажется, Сереже Ничего не подарю. | - Почему девочке сейчас не до игрушек? - Что решила подарить девочка Сереже? - А у вас дома много игрушек? - Вы их кому-нибудь подарите, когда пойдете в школу? - А есть игрушка, которую вы ни за что не отдадите? |
Приложение 7
Серия сказок «Лесная школа» М.А. Панфиловой.
Первая сказка.
Создание "Лесной школы"
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...
Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...
И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.
- Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в
школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.
- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке
звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.
- Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.
- Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.
- Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.
- Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.
- Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
- Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.
- В школу, в школу! - шепчет березка.
Беседа. Составление коллективного рассказа.
- Понравилась вам сказка?
- Что создал Ежик?
- Какой стала его школа? Опишите её.
- Давайте придумаем с вами свою собственную школу. Подумайте, какой бы вы хотели ее видеть, что в ней будет, какие занятия будут проходить. Каждый будет придумывать по одному предложению.
Вторая сказка.
Смешные страхи
Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути.
Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.
- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.
Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.
- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.
Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.
- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.
- Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
- А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.
- Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.
Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.
- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.
- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.
- Очень! - радостно ответил Зайчонок.
- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.
После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
Беседа по содержанию сказки.
- Чего так напугался Зайчонок?
-Что ему ответил Еж?
- А вы боитесь идти в школу?
- Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями?
- Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?
Третья сказка
Школьные правила
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.
- Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.
- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.
- Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
- Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.
- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
Конечно, согласны! - хором ответили ученики.
- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.
Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!
- Отлично, Лисенок!
Второе правило потруднее:
До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
- Можно я попробую? - предложил Зайчонок. -
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
- Молодец, Зайчонок!
Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.
- Очень хорошо, Медвежонок!
Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
- Это легко! - воскликнул Волчонок.
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?
Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.
Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.
Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!
После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.
Приложение 8
Загадки о школе.
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (буквы)
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (резинка)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (мел)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это?.. (карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое я?.. (тетрадь)
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мной и вся семья. (пятерка)
Есть совсем другая птица,
Шея длинная такая,
Хвост крючком,
И не секрет:
Ловит всех она лентяев,
А её лентяи - нет! (двойка)
Стоит дом,
Кто в него войдёт -
Тот ум приобретет. (школа)
Кулик - не велик
Сотне ребят велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (звонок)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (книга)
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чистая страница. (школьная доска)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель)
Приложение 9.
Журнал «Скоро в школу!».
Лист 1. Обложка.
Лист 2,3. Иллюстрации школьных принадлежностей «Мой портфель».
Лист 4. Иллюстрации школьной формы.
Лист 5,6. Иллюстрации школьных уроков (математика, пение, физкультура, английский язык, чтение и др.).
Лист 7. Пословицы и поговорки о школе.
Лист 8. «Первое сентября – День знаний».
Лист 9. Стихотворение:
Мы идем в первый класс
Всей гурьбой веселой!
Принимай, школа, нас!
Здравствуй, здравствуй, школа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические рекомендации будущим первоклассникам
Рекомендации для родителей будущих первоклассников....
Проект "Будущий первоклассник"
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Одним из факторов, обеспечивающих его эффективность, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность...
Буклет ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.
Буклет для педагогов...
Проект "Будущий первоклассник"
Проект "Будущий первоклассник"...
Проект "Будущий первоклассник"
Обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....
ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....
Презентация. Психолого-педагогическое обследование будущих первоклассников.
Презентация для использования в работе педагога-психолога....