"Детская журналистика как инновационная форма работ с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным участником педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию непринужденно, в игровой интересной для него форме. Одной из таких технологий является детская журналистика, занимаясь которой ребята чувствуют свою значимость, ответственность, гордость за общее дело. Благодаря своей неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный процесс детей и родителей набирает свою популярность и увлекает участников педагогического процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская журналистика как инновационная форма работ с детьми старшего дошкольного возраста

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и незнакомыми. Его успехи, а также душевное благополучие во многом зависит от того, насколько обширным был его круг общения в детстве. У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции: «Я в обществе» (приобщения себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, семья, дружба, Родина. В последние годы происходит переосмысливание сущности нравственно-патриотического воспитания: идея воспитания нравственности и патриотизма приобретает все больше общественное значение.

Иногда, говоря о любви к Родине, мы забываем, что она начинается с малого – с любви к своему дому, к своим друзьям, к детскому саду, а ведь это основа нравственного воспитания, его первая и важная ступень. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Семья и детский сад – вот первоначальная основа воспитания маленького патриота. И наша задача на этой ступени – создание и формирование насыщенного образа детского сада, воспитание чувства гордости за свой родной детский сад, организация общественно-значимой деятельности для процветания нашего «второго дома».

Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным участником педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию непринужденно, в игровой интересной для него форме. Одной из таких технологий является детская журналистика, занимаясь которой ребята чувствуют свою значимость, ответственность, гордость за общее дело. Благодаря своей неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный процесс детей и родителей набирает свою популярность и увлекает участников педагогического процесса.

Исходя из этого, в нашей группе открывается детская редакция. В ее основе лежит игра как преемственная форма обучения. Игровая мотивация является определяющей, но не единственной. Именно в ней зреет другая форма – познавательная. За счет игровой мотивации развивается познавательная мотивация: чтобы играть, надо много знать.

Целью работы   является развитие компетентностей ребенка через создание игровой ситуации. Задача детской редакции – развитие успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие социально необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.

В содержание работы включены различные виды деятельности: познавательно-речевая (беседы на темы, возникающие в написании статей, творческие командировки, викторины, дидактические игры); игровая (игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации); продуктивная (рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликации, создание коллажей).

Основными критериями являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для воспитанников работа в редакции детской газеты предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей использую такие методы: беседа с воспитателями, родителями; направленное наблюдение за ребенком, его общением со взрослыми и сверстниками, выполнение им различных видов деятельности.

На первой встрече перед детьми ставится проблемная ситуация: «Мы хотим, чтоб о событиях детского сада знали все. Как быть?». Дети предлагают разные варианты обмена информацией, с которыми сталкиваются ежедневно: устраивать телепередачи, собирать родителей и рассказывать им, издавать и распространять газету. Обсуждая каждый вариант методом мозгового штурма, мы находим положительное и отрицательное, удобное и неудобное в каждом варианте. И постепенно дети приходят к необходимости издания в журнале: дети посещают интересные мероприятия в ДОУ; обрабатывают письма, пришедшие в редакцию; берут интервью, сочиняют свои статьи; печатают вместе с редактором обработанную информацию; художественно оформляют журнал; делают верстку журнала.

После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем собственно к самой игре: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованы как в ДОУ (посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада), так и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).

До начала интервью проводится предварительная работа, состоящая из обучения вести интервью. В этом детям помогают опорные карточки – схемы (мнемотаблицы), картинки-символы (рис.). Они демонстрируют схему ведения диалога в виде опорного рисунка. Каждый рисунок заключает в себе тему речевого высказывания и варианты речевых обращений.

Следующий этап – монтаж и дизайн журнала: изготовление иллюстраций, печать фотографий. Большое значение я придаю развитию эмоционально-волевой сферы детей. Полноценный диалог немыслим без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений. Такие отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками, что невозможно без освоения средств невербальной коммуникации, а также умения чувствовать партнера, его состояние. Дети в ходе издания журналов высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраивают ситуацию. Развивается креативность – дети получают удовольствие творческой реализации поставленных задач. Причастность к общему делу развивает инициативность.

В процессе подготовки журнала дети приобретают способность ставить совместные цели, планировать работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное, развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе формируется самопознание, «Я - концепция».

https://apni.ru/uploads/a6a79015_8720_405c_af6e_279d93ff2a6c_8c889b5796.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"

В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Цель познав...

Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по карте"

Слайд 1: название презентацииПутешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».  С...

«Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – лента времени».

Рассматривая ФГОС ДО через призму обеспечения качества условий, процесса и результатов, возникла необходимость поиска новых механизмов обеспечения успешной индивидуализации и социализации детей дошкол...

«Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – лента времени».

 Возрастающее внимание науки и практики дошкольного образования к вопросам развития познавательных  интересов детей, обусловленное главной особенностью современного мира – это д...

Статья «Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования познавательного интереса к детской книге в условиях ДОУ»

Статья посвящена рассмотрению инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в аспекте формирования познавательного интереса к детской книге....

Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста- «Лента времени».

В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира ,осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настояще...

Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя Янковой О.В.)

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологическо...