Круглый стол Эффективные методы реализации раздела «Мир природы» образовательной области «Познавательное развитие»
консультация
Уважаемые коллеги, сегодня мы рассмотрим раздел «Мир природы», ОО «Познавательное развитие»
Этот раздел направлен на:
- формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
- формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе.
Предлагаю вам посмотреть и отметить, что изменится в программе по разделу «Мир природы» в результате перехода на ФОП. (раздаточный материал с задачами ООП ДО и ФОП для сравнения – Приложение 1).
Какие методы и приемы используют при реализации раздела Мир природы ОО Познавательное развитие? Помогите, мне, пожалуйста, назвать более интересный и действенные.
- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
- целевые прогулки на природе, походы,
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),
- рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
- рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.
- работа с моделями;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций, семян, камней, листьев;
- экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса”);
- опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- марафоны, аукционы, акции;
- экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”;
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
Вот как много средств, методов и приемов применяем в работе по экологическому воспитанию, но педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе можно использовать экологические сказки. Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.
Перед вами список с указанием методов и приемов работы со сказкой:
- чтение и обсуждение сказок;
- использование фрагментов сказок;
- использование сказочных персонажей;
- сказочные вопросы;
- использование сказок при организации игр;
- сказки и театр;
- сказки и изобразительное искусство;
- сочинение сказок;
- продолжение начатой сказки;
- сказка в заданном ключе;
- использование особенностей персонажа для составления сказки;
- герои сказки – игрушки; герои сказки – реальные объекты;
- герой сказки – сам ребёнок;
- игра – сказка; готовая схема сюжета;
- использование газетных заготовок;
- анализ сказок с точки зрения героев (фантастический анализ);
- «перевирание» сказки; «салат» из сказок;
- сказка «наизнанку».
Дополните по возможности этот список теми методами, которые используете вы… Можно рассказать сказку и поработаем над ее содержанием, при помощи экспериментальной деятельности, либо с помощью рисунка, т.е. с одновременным рисование сюжета нетрадиционными техниками с использование нетрадиционных материалов.
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
(Приложение 2)
Вот какая экологическая сказка получилась.
Предлагаю принять участие в конкурсе «Лучшая экологическая сказка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_effektivnye_metody_realizatsii_razdela_mir_prirody.ppt | 1.59 МБ |
sravnenie_zadach_oop_i_fop.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОП ДО Приказ от 25.11.2022 № 1028 об утверждении Федеральной основной программы дошкольного образования (). Программа определяет базовый объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Программа ДОУ должна соответствовать ФОП ДО с 1 сентября 2023 года ( п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
Задачи образовательной области «Познавательное развитие » раздела «Мир природы» по ФОП ДО формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе.
Мозговой штурм Какие методы и приемы вы используете при реализации раздела «Мир природы» ОО «Познавательное развитие» ?
Мозговой штурм наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, целевые прогулки на природе, чтение художественных произведений о природе; рассматривание иллюстраций в книгах, рассматривание картин из жизни диких животных, художников; рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы о заповедниках, памятниках природы т.д.; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; сбор коллекций, семян, камней, листьев; опыты, поисковая деятельность; марафоны, аукционы, акции; экологические тропы; игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?” различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику; работа с календарями природы, дневниками наблюдения; изготовление и обыгрывание макетов Экологические сказки экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса”)
Экологические сказки чтение и обсуждение сказок; использование фрагментов сказок; использование сказочных персонажей; сказочные вопросы; использование сказок при организации игр; сказки и театр; сказки и изобразительное искусство; сочинение сказок; продолжение начатой сказки; сказка в заданном ключе; использование особенностей персонажа для составления сказки; герои сказки – игрушки; герои сказки – реальные объекты; герой сказки – сам ребёнок; игра – сказка; готовая схема сюжета; использование газетных заготовок; анализ сказок с точки зрения героев (фантастический анализ); «перевирание» сказки; «салат» из сказок; сказка «наизнанку».
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Продолжение сказки Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Он очень многое узнал. Давайте вспомним, что же узнал утенок? Вопросы: * Почему же распускаются цветочки? * Почему «рыбки» то опускались на дно, то появлялись на поверхности воды? * Почему остались следы на песке? * Почему насекомые летят на цветы?
Предварительный просмотр:
Возраст детей | Задачи ОО Познавательное развитие, раздел Мир природы по ООП и АОП 2022 | Задачи ОО Познавательное развитие, раздел Мир природы по ФОП ДО | Содержание образовательной деятельности по реализации по ФОП ДО Педагог: |
2-3 года |
|
|
|
От 3 лет до 4 лет |
|
|
|
От 4 лет до 5 лет |
|
|
|
От 5 лет до 6 лет. |
|
|
|
От 6 лет до 7 лет. |
|
| Способствует деятельности для познания свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней и других), знакомит с многообразием водных ресурсов (моря, океаны, озера, реки, водопады), камней и минералов, некоторых полезных ископаемых региона проживания (нефть, уголь, серебро, золото, алмазы и другие); об использовании человеком свойств неживой природы для хозяйственных нужд (ветряные мельницы, водохранилища, солнечные батареи, ледяные катки); о некоторых небесных телах (планеты, кометы, звезды), роли солнечного света, тепла в жизни живой природы; Углубляет представления о характерных явлениях природы в разные сезоны года (изменение температуры воздуха, роль ветра, листопада и осадков в природе), изменениях в жизни животных, растений и человека, о влиянии деятельности человека на природу; Закрепляет правила поведения в природе, воспитывает осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и её ресурсам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культуры речи»
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культу...
Конспект НОД по разделу"Ознакомление с миром природы" образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе " Интеллектуальная игра "Что?Где?Когда?"
Итоговая НОД по теме "Осень"...
Конспект занятия по разделу «Мир природы» Образовательная область «Познание» Тема: «Удивительное в камне» (подготовительная группа)
Программное содержание:продолжать формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими; познакомить детей с использованием камн...
Перспективно- календарное планирование непосредственно образовательной деятельности по разделу «Аппликация», «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа.
Перспективно- календарное планированиенепосредственно образовательной деятельности по разделу «Аппликация», «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетичес...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ «МУЗЫКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»РАЗДЕЛ «МУЗЫКА» ...
Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).
Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...
«Отбор форм и методов, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО по образовательной области «Речевое развитие», для планирования непосредственно образовательной деятельности дошкольников»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ...