Исследовательская работа "Звуки природы"
проект (средняя группа)
Исследовательская деятельность по музыке "Звуки природы" для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект с детьми средней группы | 337.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
Исследовательская работа
«Звуки природы»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Составила:
Музыкальный руководитель
Раевская Дария Витальевна
2024
Оглавление:
1. Введение ______________________________________________________3
2. Основная часть: ________________________________________________4
2.1. Этапы реализации исследовательской работы___________________4
2.2. Влияние звуков на человека. _________________________________5
2.3. Экспериментальная деятельность._____________________________6
3. Заключение ____________________________________________________7
4. Список использованной литературы _______________________________8
5. Приложения ___________________________________________________9
5.1 Беседа «Звуки вокруг нас»
5.2 Беседа «Звуки природы»
5.3 НОД «Музыкальная творческая лаборатория»
5.4 Фотоотчет
5.5 Рисунки «Весна в музыке»
1. Введение
Информационная характеристика исследовательской деятельности:
Участники реализации исследовательской деятельности:
Музыкальный руководитель: Раевская Дария Витальевна
Воспитанники: дети средней группы №7
Сроки работы: Исследование проводилось в течении двух недель (05.02.2024- 18.02.2024)
Темы работы «Звуки природы»
Цель работы: Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, о их возникновении.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса, познавательной активности детей, создание творческих предпосылок в процессе экспериментальной деятельности со звуком и экспериментального музицирования со звуками окружающего мира.
- Воспитывать интерес к звучащему миру.
- Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать навыки самостоятельного экспериментирования со звуками окружающего мира (использование звуков окружающих предметов в создании звукового образа).
Гипотеза: Музыка может изобразить любые звуки природы
Предмет исследования: Звуки живой природы
Методы исследования: Беседы, непосредственно – образовательная деятельность, эксперимент.
Актуальность:
Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Благодаря звукам, мы ярче воспринимаем окружающее. Мы знаем, что с самого раннего возраста дети любят различные погремушки, свистульки. Играя, прислушиваются к звукам, тем самым знакомятся и изучают мир звуков, запоминают тембры, познают высоту звука и т.д. Идея этой исследовательской работы состоит в том, чтобы показать детям какие звуки может изображать музыка и музыкальный инструмент. Может ли музыка изображать времена года и окружающий нас мир.
Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка. Такая деятельность позволяет привлечь внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы; развивать тонкость и остроту тембрового слуха, слуховое воображение.
2.1.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога |
Подготовительный |
Беседа «Звуки природы» Исследование №1 «Откуда берется звук?» Исследование №2 «Дрожит - значит звучит?» |
конспектов музыкальных игр |
Деятельностный | 2) НОД «Музыкальная творческая лаборатория» Эксперимент №1 «Поющая вода» Исследование №2 «Водяные свистульки» Исследование №3 «Секреты звуков» Исследование № 4 «Звучащие картины» | 1) Подготовка материала к исследованиям. 2) Проведение экспериментов |
Завершающий | НОД «Весна в музыке» | Создание буклета - памятки для родителей «Слушаем звуки природы» |
2.2. Влияние звуков на человека.
Звуки имеют эмоциональную окраску, способны влиять на самочувствие и настроение человека. Они пугают своей неожиданностью, могут вызывать уныние, тревогу. Звуки волнуют, радуют, успокаивают.
Человек за время эволюции приспособился к определенному шумовому фону - разнообразным и ненавязчивым звукам природы. Звуки природы - это тоже шумы, но шумы приятные, как говорят специалисты, «гармонизированные»: шум дождя, шелест листвы.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
В современном мире мы все окружены не самыми лучшими звуковыми вибрациями: это и реклама, и деструктивная музыка, и негативная информация. И на детей этот негатив влияет наиболее болезненно, так как их психика ещё не окрепла и легко поддается воздействию. Поэтому, нет ничего лучше самых естественных звуков – звуков самой природы.
Звуки природы обладают успокаивающим и гармонизирующим воздействием на сознание. Никакая «особая» музыка для гармонизации психики, которой сейчас так пестрит Интернет, не будет настолько эффективной, как звуки, созданные самой природой.
Ещё одним применением звуков природы может стать их убаюкивающий эффект. Если ребёнок вечером не хочет ложиться спать (такое бывает если он находится в состоянии психического возбуждения после, к примеру, просмотра того же телевизора), то звуки природы помогут решить проблему с засыпанием.
Пение птиц или шум прибоя позволят ребёнку быстро успокоиться, а если он обретёт состояние глубинного покоя, то сон придёт сам собой. Ведь звуки природы – это естественные звуки, а по вечерам вполне естественно ложиться спать, поэтому убаюкивающий эффект звуков природы задуман для того, чтобы человек засыпал под них и успел отдохнуть до следующего утра. Если регулярно включать ребёнку звуки природы в качестве фона, это позитивно скажется на его психике и поведении.
Музыка в виде звуков природы оказывает на ребёнка только позитивное воздействие. И если у него есть какие-то психологические трудности, тревога, депрессия, раздражительность, агрессивность, то одним только прослушиванием звуков природы можно значительно уменьшить эти негативные эмоциональные проявления.
Таким образом, звуки оказывают большое влияние на организм человека и ребенка. Звуки природы оказывают положительное влияние на психику и организм ребенка.
2.3. Экспериментальная деятельность.
Исследование № 1
Мы послушали звуки природы и звуки музыкальных инструментов, а после решили сравнить эти звуки.
Звуки птиц - звуки флейты
Звук грома - звук литавр
Звуки моря - звуки арфы и фортепиано
Звуки капели - металлофон
После, на музыкальных инструментах детям было предложено сыграть определенный звук природы, а в заключении мы исполнили собственного сочинения оркестр «Звуки весны».
Эксперимент №1 «Поющая вода»
Ход опыта: Перед детьми стоят несколько стаканов. Педагог предлагает детям попробовать заставить звучать стаканы, проверяются все варианты детей: постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети. После педагог предлагает детям сделать звук громче, спрашивает: как можно сделать звук звонче? Применяются палочки из разного материала.
В заключении дети отстукивают ритм и исполняется песня по выбору музыкального руководителя.
Вывод: Стакан тоже может быть музыкальным инструментом, с его помощью можно изобразить различные звуки природы.=
Эксперимент № 2 «Водяные свистульки»
Ход опыта: Музыкальный руководитель приносит свистульку – птичку, говорит, что у птички пересохло горлышко и она очень хочет пить. У неё изменился голос, теперь птичка может только свистеть. Показывает детям, как свистит птичка. Предлагает детям напоить птичку водой и послушать её голос. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как вода влияет на звук.
Педагог: Какой голос стал у птички?
Дети: Нежный, красивый, с переливами.
Вывод: Вода может влиять на звучание музыкального инструмента.
Эксперимент № 3 «Секреты звуков»
Ход опыта: Для эксперимента педагог использует металлическую крышку и пузырек с водой. Капли воды ритмично падают на металл. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм дождя хлопками, зарисовывают ритмично капельки дождя в альбом. В данном ритме педагог исполняет русскую народную песню «Дождик». При повторе дети поют вместе с педагогом. Затем дети исполняют знакомую песенку «Дождик озорной» Юрченко.
Вывод: С помощью звучащих жестов можно воспроизвести
Эксперимент № 4 «Звучащие картины»
Ход опыта: Педагог показывает репродукцию картины И.Левитана «Большая вода». Задает вопрос: Может ли музыка изображать картины? Какие звуки мы слышим на картине?
Предлагает попробовать подобрать музыкальные инструменты и сыграть звуки природы, которые слышны, когда дети видят эту картину.
Вывод: Музыка может изображать картины. Благодаря музыке мы можем услышать, что происходит на картине.
3. Заключение.
Цель, поставленную перед выполнением исследовательской работы, считаю достигнутой. Задачи, поставленные перед выполнением исследовательской работы, выполнены.
В ходе нашей исследовательской работы были проведены эксперименты со звуками. Мы выяснили, что с помощью музыкальных инструментов, дополнительных вспомогательных материалов и звучащих жестов, мы можем воспроизвести звуки природы.
Вывод: Таким образом, в результате работы над исследовательским проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта. Звуки природы можно воспроизвести с помощью музыкальных инструментов.
В результате выполнения проекта у детей произошло: - развитие познавательных способностей, - развитие творческого мышления, - развитие коммуникативных навыков, - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Когда ребёнок изучает звуковые возможности музыкальных инструментов и различных предметов, а также инструментов из природного и бросового материала, ищет различные варианты звукоизвлечения, (например, листва – может издавать два звука – шум листвы на деревьях на ветру и шуршание опавшей сухой листвы под ногами), то таким образом, у него развивается способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Происходит стимулирование интеллектуально-творческого потенциала дошкольника.
4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
- Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Метелина Н. О. «Слушай во все уши (опыты со звуком)». - М., 1996.
- Окружающий мир и музыка: учебно−игровые занятия и мероприятия для детей 4−6 лет / авт. – сост. И.Н. Головачева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009, − 143 с.
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / Л. Н. Прохорова. – М.:«АРКТИ». –2003. –64с.
- Тютюнникова Т.Э. Доноткино: Учеб.−метод. пособие для начального музыкального воспитания и развития. − Спб.: Изд−во «Музыкальная палитра», 2011. − 80 с.
- Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебн. -метод. пособие / Т. Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.
Интернет источники:
- https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2016/08/23/issledovatelskaya-rabota-vozdeystvie-zvukov
- https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-tajna-zvukov-6921990.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/02/10/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-dou-issledovanie-zvukov-prirody-i
- https://infourok.ru/proekt-zvuki-vokrug-nas-starshaya-gruppa-2333744.html
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 5.1
Беседа «Звуки вокруг нас»
Под спокойную музыку дети входят в зал и занимают места.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнём занятие с весёлой зарядки.
Мы ребятки дружно вместе
Совершим бег на месте,
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой,
И другой!
А теперь мои хороши,
Громко хлопаем в ладоши,
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь.
(дети выполняют все движения и садятся)
Музыкальный руководитель: Ребята, что мы сейчас делали?
Дети: топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель: Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Музыкальный руководитель: Они называются шумы. Повторим дружно хором - шумы.
(дети повторяют)
Музыкальный руководитель: Давайте минутку помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый? Или нет?
(дети слушают, потом отвечают)
Музыкальный руководитель: И так, что вы услышали?
Дети: Шаги и речь, шум машины, скрип дверей, радио ит.д.
Музыкальный руководитель: Мы всё время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий. А какие шумы можно услышать дома?
Дети: Звук льющёйся из крана воды, плач ребёнка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, звук телевизора и т.д.
Музыкальный руководитель: А на улице?
Дети: Шум транспорта, разговоры и смех людей, шум летящего самолета, звук распиливания дров и т.д.
Музыкальный руководитель: Правильно, все это – шумы. А теперь поиграем: Я буду включать шумы, а вы их угадывать (использую диск «Звуки окружающего мира»).
Музыкальный руководитель: А теперь закройте глаза и послушайте следующий шум (включается фонограмма «шум грозы», чтение стихотворения А.Фета. «Люблю грозу в начале мая», показ иллюстраций весенней природы). Как вы думаете можно ли шум грозы дождя отнести к шумам?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Оказывается, не совсем! Всё это голоса природы. Какие голоса природы вы можете назвать в поле?
Дети: Пение жаворонка, шум колосьев на ветру ит.д.
Музыкальный руководитель: На море?
Дети: Плеск воды, крик чаек, шум бури, шторм.
Музыкальный руководитель: В саду?
Дети: Пение птиц, шелест листьев.
Музыкальный руководитель: В зимнем лесу?
Дети: Вой метели, треск бурелома, свист ветра.
Музыкальный руководитель: Если все звуки разделить по временам года, то получится: зимние, весенние, летние, осенние. Поиграем в игру, я включаю голоса природы, вы должны их отгадать
Музыкальный руководитель: сейчас мы с вами совершим чудесное путешествие в сказочный летний лес. Закроем глаза, ощутим под ногами мягкую траву, услышим шум деревьев на ветру.
(дети закрывают глаза, включается фонограмма «Звуки летнего леса»).
Музыкальный руководитель: Что так приятно нашему уху?
Дети: Щебетанье птиц.
Музыкальный руководитель: Да, это поют, заливаются на разные голоса веселые птицы. Щебетание птиц – это голоса природы. Теперь послушайте ещё один отрывок, он называется «Птичка»
(включение фонограммы пьесы В.Рябикова «Птичка» фортепьяно).
Музыкальный руководитель: Эти звуки можно отнести к голосам природы?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Они прозвучали на музыкальном инструменте. На каком?
Дети: Фортепьяно.
Музыкальный руководитель: Звуки прозвучавшие на музыкальном инструменте называются музыкальными.
Ребёнок: Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолёта громкий рокот,
гул машины во дворе.
Стук колёс и шум стакана,
тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые,
Только есть ещё другие:
не шуршание, не стуки
Музыкальные есть звуки.
Музыкальный руководитель: К музыкальным звукам относятся: пение человека и игра на разных инструментах (фортепьяно, виолончель, гитара, аккордеон, гусли, колокола и т.д.), а шумы и голоса природы являются музыкальными.
Все хором повторяют слова: музыкальные и немузыкальные звуки.
Музыкальный руководитель:Послушайте пьесу еще раз и попробуйте изобразить птичек.
Звучит пьеса дети в шапочках-ободках, изображают птичек – прыгают на носочках, машут руками, как крылышками.
Музыкальный руководитель: Почему вы легко, весело прыгали?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Да, потому что музыка была лёгкая, быстрая, веселая, как будто птичка прыгает с ветки на ветку. Звуки были высокие, средние или низкие?
Дети: Высокие.
Музыкальный руководитель: А кто ещё живёт в чаще лесной? Отгадайте загадку:
Косолапые ноги
Зиму спит в берлоге,
догадайся, ответь
Это кто?
Дети: Медведь.
Музыкальный руководитель: Послушайте музыкальный отрывок. Кого он изображает: птичку или медведя и почему?
Звучит пьеса В.Рябикова «Медведь»- фортепьяно.
Дети: Медведь.
Музыкальный руководитель: А как вы догадались?
Дети: Музыка звучит медленно, тяжело.
Музыкальный руководитель: А как ревёт медведь?
Дети: Низким голосом.
Музыкальный руководитель: Да, медведь тяжело переваливается, низким голосом ревёт, и звуки на фортепьяно – тоже низкие. А как говорит человек?
Музыкальный руководитель: Человек говорит в среднем диапазоне. Это средние звуки.
А сейчас, все повторим.
Какие бывают звуки?
Дети: Немузыкальные: (шумы, голоса природы).
Музыкальный руководитель: И ещё какие?
Дети: Музыкальные: (игра на музыкальных инструментах, пение человека).
Музыкальный руководитель: Какими бывают музыкальные звуки?
Дети: Высокие, средние, низкие.
Музыкальный руководитель: Сейчас проведём небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или немузыкальным.
Итак:
Пение мальчиков? (музыкальные).
Скрип двери? (немузыкальные).
Звучание женского хора? (музыкальные).
Шум моря? (немузыкальные).
Подметание пола щёткой? (немузыкальные).
Стук мяча? (немузыкальные).
Игра на скрипке? (музыкальные).
Шум трактора? (немузыкальные).
Звучание симфонического оркестра? (музыкальные).
Игра на фортепьяно? (музыкальные).
Музыкальный руководитель: Теперь вы знаете, какие звуки окружают нас, слушайте дома различные звуки, можете их зарисовать в своих альбомах.
До новых встреч!
Приложение 5.2
Беседа «Звуки природы»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Наша с вам жизнь полна разных звуков. Давайте на минуту прислушаемся и расскажем о том, что мы слышим.
(Минута тишины, дети закрывают глаза, слушают).
Музыкальный руководитель: Что вы слышали?
Дети: Шум шагов, разговор, щебет птиц, шум с улицы.
(Дети перечисляют всё, что услышали)
Музыкальный руководитель: Вы слышали разные звуки. А чем отличается шум от музыки?
Дети: Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте.
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим на картинки. Что вы видите? (слайд)
Дети перечисляют: Дождь, поле, птицы, грозу, ручей, море.
Музыкальный руководитель: Скажите одним словом, что изображено на картинках.
Дети перечисляют: Это природа.
Музыкальный руководитель: Давайте расскажем, как звучит каждая картинка, а потом послушаем.
Ответы детей: Гром гремит, море шумит, ручей журчит, капает дождь, поют птицы, веет ветер. (слайд с прослушиванием музыки)
Музыкальный руководитель: Это тоже звуки. Давайте подумаем, на что похожи эти звуки – на шум или на музыку?
Дети высказывают свои предположения.
Музыкальный руководитель: На что похоже пение птиц – на музыку или на шум?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Всё кроме пения птиц для вас шум. Шум природы. А можно ли в музыке изобразить звуки природы, которые мы услышали?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (Музыкальные инструменты.) Давайте их назовём по именам. (Рояль, скрипка, барабан.) А вот инструменты, которые вы ещё, наверное, не знаете, послушайте, как они звучат.
(Звучит фонограмма флейты)
Музыкальный руководитель: Как вы думайте, с чем в природе можно сравнить звуки флейты? (пересыпание песочка, с солнечным зайчиком на листках берёзки, полёт и пение птиц, ветер в горах) Молодцы, следующий инструмент.
(Звучит фонограмма арфы)
Музыкальный руководитель: А с чем в природе можно сравнить звуки арфы? (журчание ручейка, шум моря)
Музыкальный руководитель: Многие композиторы пытались в музыке выразить звуки природы. Сейчас предлагаю послушать отрывок из весенней оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Песня и пляска птиц».
(Звучит отрывок из произведения «Песня и пляска птиц» муз. Римского-Корсакова)
Музыкальный руководитель: Похожи ли птичьи голоса на настоящие? А чем они похожи? (Звуки высокие. Переливаются. Звучат трели как настоящие. Музыка лёгкая, виртуозная.) Так весна изображена в симфонической музыке. А теперь послушайте фортепианную пьесу, где тоже изображена весна.
(Звучит пьеса «Весной» Э. Грига)
Музыкальный руководитель: Какие настроения мы слышим в этой музыке? (В начале пьесы музыка нежная, волшебная, будто природа только просыпается. В середине музыка грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная. В третьей части музыка восторженная, свежая, открытая, яркая. Высоко, красиво, переливается, звенит, радуется приходу весны.) В музыке пьесы «Весной» тоже слышно, как струятся небольшие серебристые ручейки и переливаются на солнце. В конце музыка поднимается всё выше и выше, как будто солнце светит все ярче, озаряя и согревая всё вокруг. От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками.
Музыкальный руководитель: Итак, о чем мы сегодня с вами говорили? С помощью каких инструментов композиторы изобразили природу в музыке?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: А в завершение нашей беседы предлагаю вам ещё раз прослушать ту пьесу, которая вам понравилась больше всего и нарисовать музыку природы. До свидания!
Приложение 5.3
НОД «Музыкальная творческая лаборатория»
Дети входят в музыкальный зал под музыку
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих гостей. А поможет нам песня.
(Звучит звук скайпа. Появляется Симка из м/ф «Фиксики – Видео обращение)
Ребята привет, я рада вас всех видеть, и сегодня хочу вас пригласить в свою волшебную лабораторию, где вы найдете для себя много чего интересного. Но чтобы узнать, что же мы будем с вами изучать, отгадайте мою загадку.
Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,
Можно только слышать, что же это? (Звуки)
Какие вы молодцы, быстро отгадали!
А попадете вы в мою лабораторию с помощью музыкальной шкатулки! До встречи! Ваша Симка!
Музыкальный руководитель: Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
(шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия. Звуки бывают громкие и тихие, высокие и низкие. Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные. По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие).
- Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами «Вальс цветов» П.И.Чайковского, садитесь поудобнее и подумайте какое настроение вызывают у вас эти музыкальные звуки.
(Звучит отрывок «Вальса цветов» П.И.Чайковского)
- Ребята, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки? Какая эта музыка? (волшебная, сказочная, легкая, танцевальная). А теперь закроем глазки и изобразим движениями рук, как вы чувствуете эту музыку (дети плавными движениями рук изображают музыку).
Музыкальный руководитель: Ребята, вы попали в музыкальную лабораторию звуков, а я профессор музыкальных наук! А вы знаете кто такие ученые? (На экране возникает слайд с фотографией учёного)
Музыкальный руководитель: Все ученые работают в специальных лабораториях. (На экране появляется фотография научной лаборатории.)
Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, что вы видите на столах в моей музыкальной лаборатории?
Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста. (На экране появляется изображение пустого нотного стана)
Музыкальный руководитель: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать на первый эксперимент.
Эксперимент №1 «Поющая вода»
Ход опыта: Перед детьми стоят несколько стаканов. Педагог предлагает детям попробовать заставить звучать стаканы, проверяются все варианты детей: постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети. После педагог предлагает детям сделать звук громче, спрашивает: как можно сделать звук звонче? Применяются палочки из разного материала.
В заключении дети отстукивают ритм и исполняется песня по выбору музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель: Ребята какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Стакан тоже может быть музыкальным инструментом, с его помощью можно изобразить различные звуки природы.
Эксперимент № 2 «Водяные свистульки»
Ход опыта: Музыкальный руководитель приносит свистульку – птичку, говорит, что у птички пересохло горлышко и она очень хочет пить. У неё изменился голос, теперь птичка может только свистеть. Показывает детям, как свистит птичка. Предлагает детям напоить птичку водой и послушать её голос. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как вода влияет на звук.
Педагог: Какой голос стал у птички?
Дети: Нежный, красивый, с переливами.
Педагог: Какой вывод мы делаем из этого?
Вывод: Вода может влиять на звучание музыкального инструмента.
Эксперимент № 3 «Секреты звуков»
Ход опыта: Для эксперимента педагог использует металлическую крышку и пузырек с водой. Капли воды ритмично падают на металл. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм дождя хлопками, зарисовывают ритмично капельки дождя в альбом. В данном ритме педагог исполняет русскую народную песню «Дождик». При повторе дети поют вместе с педагогом. Затем дети исполняют знакомую песенку «Дождик озорной» Юрченко.
Вывод: С помощью звучащих жестов можно воспроизвести
Эксперимент № 4 «Звучащие картины»
Ход опыта: Педагог показывает репродукцию картины И.Левитана «Большая вода». Задает вопрос: Может ли музыка изображать картины? Какие звуки мы слышим на картине?
Предлагает попробовать подобрать музыкальные инструменты и сыграть звуки природы, которые слышны, когда дети видят эту картину.
Вывод: Музыка может изображать картины. Благодаря музыке мы можем услышать, что происходит на картин.
Музыкальный руководитель: Итак, мы с вами провели эксперименты, поиграли на музыкальных инструментах. А что нового узнали? Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии):
- Откуда берётся звук? Все ли предметы одинаково звучат? Какие бывают звуки? (звонкие, глухие, низкие, высокие).
- Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Спасибо вам за вашу работу! До свидания!
Приложение 5.4
Фотоотчет
Приложение 5.5
Рисунки «Весна в музыке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...
Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности " Природа нашего края"
Цель: создать условия для формирования первичных представлений о растительном мире Прибайкалья. Задачи: Организовать деятельность по закреплению знаний детей о природе Организовать коммуника...
Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".
Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...
Проектно-исследовательская работа "Природа вокруг нас"
Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны - основная идея данной работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней....
Исследовательский проект «Природа родного села»
Материал предназначен для использования в работе педагогов начальных классов и воспитателей дошкольных групп, а также родителями....
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....