Проектно-исследовательская работа "Природа вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны - основная идея данной работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_vokrug_nas.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская работа
«Природа вокруг нас: как прекрасен этот мир!»
Дата проведения работы: сентябрь 2016 года – февраль 2017 года;
Место проведения: ГБОУ Школа №1125, дошкольное отделение;
Участники проекта: дети 5-7 лет (старшая группа); педагоги (методист, воспитатели группы); родители;
Длительность проекта: среднесрочный;
Этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
1 этап. Подготовительный.
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проблемы.
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Очень важно не только разбудить в детях интерес к живой природе, но и воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны – основная идея данной работы.
При этом особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей необходимо сформировать первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.
Цель проекта: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта:
- формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
- формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;
- создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;
- развивать эстетическое восприятие природы;
Предполагаемый результат:
• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;
• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
• сплочение детского коллектива;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;
• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• формирование осознано-правильного отношения к природе (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Ресурсы проекта:
1.Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»; учебно-методический комплект «Юные экологи Москвы»; и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
2. Уголок природы;
3. Зеленая зона на участке детского сада.
4. Исследовательский центр в группе.
5. Природное окружение для проведения экскурсий и наблюдений: территории ДОУ и прилегающие территории;
6. Интернет ресурсы.
7. Познавательный материал, дидактические игры, упражнения, пособия по экологии.
2 этап. Собственно исследовательский.
Совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях детского сада и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Вопросы: «Что такое природа?», «Как я могу помочь природе?»
Карта движения по проекту
Блок «Что такое природа»
Рассказ «Наш общий дом»
Чтение художественных произведений: стихотворения : З. Александрова «Природу надо беречь», С. Есенин «Белая береза», И.Соколов-Микитов «Раннее утро»;
Беседа «Что такое природа», «Живая и неживая природа»
Плакат «Наш дом – природа»;
Плакат «Живая и неживая природа»;
Рисование «Берегите природу»;
Конкурс чтецов «Родная природа»;
Библиотечка «Мир вокруг нас»;
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»; «Воздух, земля, вода»;
Блок «Живая природа»:
- Наблюдения «Наш красивый сад»;
- Беседы «Деревья нашего сада», «Красота и польза растений»;
- Рисование «Ветка рябины», «Лес точно терем расписной», «Кленовый лист»
- Дидактические игры «С какой ветки детки»; «Четвертый лишний»; экологическое лото;
- Чтение К. Ушинский «История одной яблоньки», «Птицы», Э. Шим «Береги»;
- Подвижные игры «Птички в гнездышках», «Деревья»;
- Конкурс поделок из природного материала;
- Изготовление макетов деревьев;
- Викторина «Знаем ли мы растения на территории нашего детского сада»;
Блок «Воздух»
- Беседа «Воздух-Невидимка», «Как защитить воздух от загрязнения»
- Эксперименты с воздухом «Где прячется воздух»; «Как увидеть воздух?»; «Воздух-невидимка»; «Движение воздуха»;
- Рисование «Сильный ветер»;
- Конструирование «Вертушка» (используем силу ветра);
- Плакат «Мы за чистый воздух»;
- Целевая прогулка-наблюдение «Ветер, ветерок»
Блок «Вода»
- Беседы «Вода в природе», «О роли воды в жизни человека», «Берегите воду»
- Опыты и эксперименты «Свойства воды», «Растения пьют воду», «Круговорот воды в природе», «Воду можно очищать»
- Чтение Б.Заходер «Что случилось с рекой?», Г. Люшина «Капелька», Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», «Жила-была река»;
- Рисование «Вода нужна всем»;
- Танец «Капельки и снежинки»;
- Конструирование, рисование «Голубая планета»;
Блоки «Почва», «Песок», «Глина»
- Беседа «Почва – живая земля», «Кладовая Земли»;
- Опыты «Влияние почвы на жизнь растений»; «Свойства почвы», «Свойства песка»
- Подвижная игра «Деревья и черви»;
Блок «Чем мы можем помочь природе
- Беседа « Прикоснись к природе»
- Акция «Птичья столовая»
- Трудовой десант «Мы за чистый двор»
- Акция « Береги природу» (изготовление листовок)
3 этап. Обобщающий
Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми:
- Изготовление макета территории детского сада с указанием крупных объектов живой и неживой природы.
- Защита проекта детьми с использованием макета территории детского сада.
Продукты проекта:
Рисунки, плакаты, выставка детского творчества; экспериментально - исследовательские работы; конкурсы; викторина; дидактические пособия; минибиблиотека; скворечники, кормушки; экологические акции, экологические макеты.
Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Изготовленный детьми и воспитателями приближенный макет природного ландшафта прилегающих территорий (территории детского сада), позволил систематизировать экологические познания детей и предопредил желание детей поделиться своими занания с друзьями. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».
Аннотация проекта Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....
дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское
Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...