Программа дополнительного образования " Познай себя"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы "Школа № 924"
Принята на заседании педагогического (методического) совета Протокол №______ от «____» _______________ 2021 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ «Школа № 924» ________________ Бордовская О.Г. Приказ №______ от «____» ____________ 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогическая направленность
«Познай себя»
(дошкольный уровень)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Лебедева Людмила Григорьевна
Воспитатель
Москва 2021
Содержание
1.Целевой раздел 1.Пояснительная записка | 3 |
1.1.Цель, задачи программы дополнительной организованной образовательной деятельности «Познай себя» | 3 |
1.2. Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.3 Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет | 5 |
1.4Планируемые результаты освоения программы(целевые ориентиры) | 10 |
2.Содеражательный раздел 2.1 Содержание образовательной деятельности обязательной части в соответствии с направлениями развития ребёнка по образовательным областям | 11 |
3.Организационный раздел. 3.1. График проведения дополнительной образовательной деятельности | 14 |
3.2Учебный план | 14 |
3.3.Комплексно-тематическое планирование содержания программы дополнительной организованной образовательной деятельности «Познай себя» | 15 |
3.4.Взаимодействие с семьями воспитанников | 33 |
3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 34 |
3.6.Методическое обеспечение | 35 |
1. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Здоровье человека – один из главных приоритетов его жизни. Однако, в последние годы состояние здоровья подрастающего поколения России становится предметом постоянной тревоги общества. В последние пять лет сохраняется тенденция роста заболеваемости детей. У них наблюдаются соматическая патология, различные нервно-психические расстройства, признаки социальной и психологической адаптации, что способствует формированию хронических заболеваний. Заболевания возникают уже в раннем и дошкольном возрасте, в связи с чем состояние здоровья детей до 7 лет вызывает обоснованную тревогу. В связи с вышесказанным, не случайно именно здоровье является национальным приоритетом. Активную роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольников должны играть дошкольные образовательные учреждения. В ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Физическое развитие», ее содержание направлено на охрану здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
1.1 Цель, задачи программы дополнительной организованной образовательной деятельности «Познай себя»
Цель программы:
Повышение уровня образованности, формирование потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
Познавательное развитие:
- Расширять и углублять знания детей о строении своего тела, о необходимости ухода за ним, о системе закаливающих процедур, о значимости естественно-природных условий, о полезности питания и об охране своей жизни и здоровья, о лекарственных растениях
- Формировать представления о том что вредно, что полезно для организма, о микробах и вреде микробов для организма, о ядовитых насекомых и растениях, о содержании нитратов в овощах и влиянии их на организм
Социально-коммуникативное развитие:
- Создавать условия для развития эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, формировать культурно-гигиенические навыки
- Обучить уходу за своим телом, способствовать в приобретении умения выполнять упражнения по профилактике плоскостопия и точечного массажа
Речевое развитие:
- Развивать связную речь, общие речевые навыки, слуховое и зрительное внимание. Активизировать в речи детей слова (витамины, питательные вещества, правильное и здоровое питание, самомассаж, точечный массаж , плоскостопие, нервы, головной мозг, нитраты и др.)
- Учить детей делать умозаключения через систему рассуждений,
Физическое развитие:
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
- Обучать детей элементарным здоровьесберегающим технологиям (самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика)
- Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия для организации двигательной активности и проведения закаливания детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- Учить из заготовок –частей составлять силуэт человека
- Учить располагать легкие и дыхательную систему на модели(силуэте) человека
Программа дополнительной организованной образовательной деятельности «Познай себя» составлена на основе программы формирования здоровья детей дошкольного возраста М. Л. Лазарева «Здравствуй!»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Периодичность проведения дополнительного образования «Познай себя» в подготовительной группе-4раза в месяц.
1.2 Принципы и подходы
- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применяемости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. В ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- принцип наглядности (наличие дидактических материалов);
- принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка);
- принцип научности (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);
- принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);
- принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития.
1.3.Возрастные особенности детей 6-7 лет
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.
Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. «Мне совсем не больно», — говорит упавший мальчик, сдерживая слезы. «А я не люблю эти конфеты, они невкусные!» — заявляет девочка, которую не угостили подруги. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками. Воспитатель акцентирует внимание детей на особенностях поведения и взаимоотношений мальчиков и девочек, принятых в обществе.
В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.
В дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.
Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Рекламное агентство», «Кафе Макдоналдс», «Космическое путешествие», «Телешоу „Минута славы"», «Конкурс красоты» и другие. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему.
Дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий, используют сюжет для построения игры. В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль: изменяют интонацию голоса в зависимости от роли, передают отношения, характеры и настроения персонажей («требовательный учитель», «любящая мама», «капризная дочка» и т. п.) с помощью невербальных средств выразительности (мимика, жесты, движения). В ходе игрового сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).
Переход в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение. Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки.
Опираясь на характерную для дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Придерживаться нужно следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится в разных видах деятельности. При этом нужно использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это — обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
Развивающаяся познавательная активность дошкольников поддерживается всей атмосферой жизни в группе детского сада. Обязательным элементом образа жизни в подготовительной группах, является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стеклами и т. п.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной игре. «Таинственные» письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, «посылки из космоса» и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении. Особо нужно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний. Показываем детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях специально обращаемся к книгам, вместе с детьми находим в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролируется воспитателем. Есть ли у ребенка познавательный интерес? Может ли он принять или поставить сам простую познавательную задачу, разрешить ее доступными способами: понаблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать? Находит ли решение самостоятельно или просто повторяет, копирует действия других детей? Какова умственная работоспособность ребенка? Способен ли он сохранять внимание, запоминать? Проявление интеллектуальной пассивности служит для педагога сигналом неблагополучия в развитии ребенка, его неподготовленности к предстоящему школьному обучению
1.4. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
- Называть части тела и органы, их основное назначение.
- Показывать проекцию внутренних органов на модели человека
- Различать понятия «питательные вещества», «нитраты», «нервы», «мозг», «плоскостопие», «капилляры», «пульс».
- Иметь простейшие представления о мероприятиях направленных на сохранение здоровья
- Научиться элементарным здоровьесберегающим технологиям (самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика)
- Уметь правильно чистить зубы
2.Содеражательный раздел
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Уточнить представления о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание», Уточнить знания детей о разнообразии молочных продуктов.
- Закрепить понятие «витамины». Закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.
- Закрепить знания об органах чувств, их роли. развить умение посмотреть на себя со стороны
- Формировать элементарные знания об опорно-двигательном аппарате человека (Скелете, мышцах).
- Познакомить детей с заболеваемостью ног — плоскостопием. Познакомить с понятием плантограмма.
- Познакомить детей со строением скелета и мышц человека. Совершенствовать знания детей о правилах профилактики переломов и вывихов.
- Познакомить детей с важным органом управления деятельностью человека-головным мозгом, раскрыть функции мозга, его связь с анализаторами (глаза, уши и т.д.)
- Формировать представление об основном назначении нервов для человека
- Сформировать потребность в познании вредной и полезной окружающей среды вокруг себя; дать детям представление о бактериях, микробах, вирусах;
- Познакомить с дыхательной системой, ее строением.
Показать значение дыхательной системы в ходе проведения эксперимента
Познакомить детей с ядовитыми растениями; формировать представление об опасности, исходящей от ядовитых растений (обонятельная, тактильная, пищевая); учить различать ядовитые растения.
развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром; развивать чувство осторожности и ответственности за свою жизнь и здоровье
- Учить, на основе простейших опытов, осуществлять умственные и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, умозаключение.
- Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых
- Создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, выявления причинно-следственных связей, склонности к экспериментированию, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли, способности к волевым усилиям и следованию социальным нормам поведения;
- Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы — это пища для многих видов травоядных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.
- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни; накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде; совершенствовать знания о различных видах спорта, желание заниматься спортом;
- Сформировать у детей анатомо-физиологические представления о строении носа; познакомить с функциями носа (увлажняет, согревает вдыхаемый воздух; задерживает пыль; различает приятные и неприятные запахи;) систематизация знаний о носе как важном органе
- Учить узнавать по запаху что находится в коробочках (лавровый лист, чеснок, апельсиновая корочка)
- Формировать представление детей о нитратах. Рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Раскрыть значение и важность знаний физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.
- Обратить внимание на учащении дыхания и пульса при физической нагрузке, значении физических нагрузок для сердца и всего организма в целом
- Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе. Формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.
- Укрепление мышц туловища и конечностей.
- Формирование стереотипа правильной осанки.
- Помочь детям осознать оздоровительное значение сна
- Продолжить работу по расширению знаний о своём здоровье, способствовать осознанному пониманию значения своего здоровья, необходимости заботиться о нё, закрепить гигиенические навыки
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Учить из заготовок –частей составлять силуэт человека, выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека
- Учить располагать нервы, легкие, дыхательную систему на модели(силуэте) человека
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Обучать приемам здорового образа жизни. Воспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыки.
- Воспитательную культуру пользования ими для поддержания здоровья и опрятного внешнего вида.
- Развивать способность детей понимать и осознавать свои и чужие эмоции.
- Рассказать о причинах повреждения зубов, научить правильно чистить зубы.
- Показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены
- Создать на занятии эмоционально-положительное настроение в отношении детей к окружающим. Закрепить знания детей о лечении заболеваний, быть готовым оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Закрепить умение изображать свои чувства на листе бумаги. Развивать мимику, чувства юмора.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Учить детей делать умозаключения через систему рассуждений, творчески использовать познаваемый материал в разнообразных видах продуктивной деятельности.
- Развивать связную речь, общие речевые навыки, слуховое и зрительное внимание. Активизировать в речи детей слова (витамины, питательные вещества, правильное и здоровое питание, самомассаж, точечный массаж, плоскостопие, плантограмма, нервы, головной мозг, нитраты)
- Развивать речь, умение правильно и красиво оформить свои мысли в слова.
3.Организационный раздел
3.1. График проведения дополнительной образовательной деятельности
Пятница 15.30-16.00. 16.05 – 16.35.
3.2Учебный план
Месяц | Количество ООД | Время | Время |
Сентябрь | 4 | 1час | 240мин. |
Октябрь | 4 | 1 час | 240 мин |
Ноябрь | 4 | 1час | 240мин. |
Декабрь | 4 | 1 час | 240мин. |
Январь | 4 | 1 час | 240мин. |
Февраль | 4 | 1 час | 240мин. |
Март | 4 | 1 час | 240мин. |
Апрель | 4 | 1 час | 240мин. |
Май | 4 | 1 час | 240мин. |
итого | 36 |
3.3Комплексно-тематическое планирование дополнительного образования «Познай себя» в подготовительной группе.
Месяц | Тема | Цели | Содержание |
Сентябрь |
Приложение1 | 1.Цель: Закрепить знания о необходимости человека в природе. | Беседа, Работа в тетради Новикова «Тело человека» |
2. Беседа «Человек в природе» Приложение2 | 2.Цель: Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе. | Беседа, Загадки, | |
3.Беседа «Тело человека» Приложение3 | 3. Цель: уточнение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; - обобщение элементарных валеологических знаний детей о работе различных органов человека | Презентация Беседа | |
4.Беседа «Тело человека» Работа в тетради Приложение4 | 4. Цель: закреплять знания детей о частях тела, об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние. |
Месяц | Тема | Цели | Содержание |
Октябрь |
Приложение1 | 1.Цель: Закрепить понятие «витамины». Закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Пособия Кукла, картинки с изображением овощей и фруктов, витаминов | Беседа, практическая часть, эксперимент, драматизация сказки |
2. Беседа «Здоровая пища» Приложение2 | 2.Цель: Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Пособия Картинки с изображением Продуктов питания | Беседа, Загадки, Дыхательная гимнастика «Остудим борщ», Игра «Полезные и вредные продукты» | |
3.Беседа «Витамины я люблю быть здоровым хочу» Приложение3 | 3. Цель: Научить детей заботиться о своем здоровье Материалы и оборудование: большой макет дерева; лист ватмана, изображения полезных продуктов, кисти, клей | ||
4.Беседа «Пейте, дети, молоко-будете здоровы Приложение4 | 4Цель: заложить основы здорового питания. Уточнить знания детей о разнообразии молочных продуктов. Оборудование: | Дыхательная гимнастика «Рыбки». | |
Ноябрь | 1.«Сохрани свое здоровье сам» Приложение 5 | 1.Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоравливания, уметь оказывать себе элементарную помощь; Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. | Худ слово, Дыхательная гимнастика «Рыбки». Д/и «Опиши овощ» Д/и «Из чего салат?» |
2. Мастер-класс точечный массаж Приложение6 | 2.Цель: Познакомить с понятием «точечный массаж», предложить поупражняться в выполнении элементарных упражнений точечного массажа. | ||
3. Знакомимся с упражнениями для профилактики плоскостопия Приложение 7 | 3. Цель: Познакомить с комплексом упражнений для профилактики плоскостопия Оборудование: дорожка со следами, обручи по количеству детей, наклонная гимнастическая доска, скакалка, набивной мяч, платочки и пенки по количеству детей. | I.Вводная часть 1) Построение, объяснение задач. 2) Самомассаж стоп II.Основная часть 1) Плантография. III. Заключит. часть 1)Подвижные игры Игра - эстафета «Передай платочек» 2) Релаксация «Муравей» | |
4. Квест-игра «Лучики здоровья» Приложение 8 | 4.Цель: формирование представлений детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни; закреплению понятий: "режим дня", "личная гигиена", "полезные продукты", "закалка" закреплению знаний о том, что полезно и что вредно для организма; побуждать заботиться о своем здоровье и беречь его; | 1 остановка Гигиеническая 2остановка Режимная 3остановка Полянка полезных и вредных продуктов 4остановка- Закалка и спорт 5остановка-«Умные помощники» | |
Декабрь | 1.ООД «Скелет и мышцы». Что такое мышцы? Для чего они служат? Приложение 9 | 1.Цель: Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об организме человека (скелет и мышцы). Познакомить детей со строением скелета и мышц человека. Совершенствовать знания детей о правилах профилактики переломов и вывихов. Воспитывать чувство бережного отношения к своему организму. Оборудование: Разрезные картинки, снимки — томография, картонные человечки, плакат «Скелет и мышц и человека». | Беседа Работа с карточками ситуациями |
2Практическая работа. Упражнения для формирования осанки. Приложение10 | 2.Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование стереотипа правильной осанки. | Упражнения и игры для профилактики и коррекции | |
3. ООД «Носы бывают разные» Приложение11 | 3Цель: познакомить детей с функциями носа: увлажняет, согревает вдыхаемый воздух; задерживает пыль; различает приятные и неприятные запахи; учить детей делать умозаключения через систему рассуждений, творчески использовать познаваемый материал в разнообразных видах продуктивной деятельности. | 1. Предложить детям назвать части тела их назначение. 2. Загадывание загадки. 3. Коллективное обсуждение вопроса, Для чего нам нужен нос? 4. Рассматривание внешнего строение носа друг у друга не вооружённым глазом и с помощью зеркала. 5. Решение вопроса почему нос называют охранником, сторожевым постом человека? 6.Ответы детей подтвердить практическими действиями, угадыванием запахов. 7. Совместное придумывание педагогом и детьми о необыкновенном путешествии пылинки по подземным туннелям лабиринтам (носу) | |
4 ДИД/ИГРА Душистые коробочки Приложение12 | 4 Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …). | воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает: – Что помогло вам почувствовать этот запах? – Где можно почувствовать такой запах? | |
Январь | 1 ООД «Сказочное дерево внутри нас» Приложение13 | 1.Цель: познакомить с дыхательной системой, ее строением. Показать значение дыхательной системы в ходе проведения эксперимента Оборудование: плакаты, муляжи легких, воздушные шарики, зеркальце, мыльные пузыри, трубочки, бумага с изображением легких. | Беседа, Практическое упражнение «Вдох-выдох, «Надуй шарик». Дидактическая игра «Выполни правильно» Правила здоровых легких |
2.Опытно-экспериментальная деятельность «Чудо дыхания» Приложение14 | 2.расширить представления о строении ифункционировании дыхательной системы; выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание; закрепить знания о влиянии физкультуры и спорта на здоровье и укрепление дыхательной системы; поддерживать интерес к проведению опытов и экспериментов. воспитывать желание заботиться о своем здоровье. | беседа, высказывание предположений, составление рассказа, рассматривание схематических картинок, просмотр отрывков из мультфильмов, проведение исследований и опытов, рисование | |
3.Дыхательная гимнастика Приложение 15 | 3.Цель: Определить с детьми для чего необходимо делать дых. гимнастику (правильно дышать, укреплять легкие) | Комплексы упражнений Упражнения на удлинение выдоха Специальные дыхательные упражнения Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва. | |
Февраль | 1ООД «Кто живет в моей голове?» Где находится и как работает мозг? Приложение 16 | 1.Цель: Познакомить детей с важным органом управления деятельностью человека- головным мозгом, раскрыть функции мозга Демонстр. материал: картинка с изображением модели головного мозга | |
2. ООД «Чем управляет мозг» Приложение 17 | 2.Цель: закрепить знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он управляет всеми движениями тела и контролирует их. Формировать понятие о здоровом образе жизни. Развивать желание заботиться о своем здоровье, о своем организме. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к себе, к своему телу и к здоровому образу жизни | Упражнение «План путешествия» Ритмическая гимнастика «Изумрудный город» Французская народная игра «Чучело» Дидактическая игра: «Что умеет наш мозг» Гимнастика для глаз Игра-пантомима « Передай но кругу» Упражнение на развитие логического мышления. Динамическая пауза «Зарядка Ритмическая гимнастика «Изумрудный город» Пальчиковая гимнастика «Две руки» | |
3.ООД «Нервы». Что такое нервная система? Приложение 18 | 3.Цель: Познакомить детей со строением нервной системы человека, дать детям представление об основном назначении нервов для человека Развивать у детей память, внимание Воспитывать в детях любознательность и интерес к занятию Материалы к занятию: Схема строения нервной системы человека, схема строения нейрона, схема строения головного мозга, книга «Тело человека», пакет, мяч, кубик, карандаш, платок. | ||
4. ООД «Правила здорового сна» Приложение 19 | 4.Цель: Помочь детям осознать оздоровительное значение сна Продолжить работу по расширению знаний о своём здоровье, способствовать осознанному пониманию значения своего здоровья, необходимости заботиться о нё, закрепить гигиенические Оборудование: Магнитофон со спокойной музыкой, фотографии со спящими животными, карточки «Режим дня», карточки для игры «Можно-нельзя», Папка-передвижка). | Беседа, отгадывание загадок, обсуждение правил | |
Март | 1.ООД. «Микробы — враги организма». Приложение 20 2.Беседа «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья» Приложение 21 | 1Цель: сформировать потребность в познании вредной и полезной окружающей среды вокруг себя; дать детям представление о бактериях, микробах, вирусах; воспитать желание заботиться о себе и своем здоровье, вести здоровый образ жизни. Оборудование: презентация, пластилин, мяч, микроскоп 2.Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека Мультимедиа, слайды «Советы о здоровье», «Солнце, воздух, вода», аудиозапись «Если хочешь быть здоров». | Стих о здоровье Доскажи пословицу Правила при загаре Стих о солнце О воздухе, Правила при купании, стих о воде |
3.ООД «Все ли насекомые и растения безобидны?» Приложение 22 | 3.Цель: Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека, закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых. | Рассматривание насекомых. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии насекомых. Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми. Динамическая пауза «Гусеница» (координация речи с движением) Дидактическая игра «Кто где живёт?» Дидактическая игра «Кто что делает?» Итог занятия. | |
4.ООД «Осторожно, ядовитые растения!» Приложение 23 | 4.Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями; дать представление об опасности, исходящей от ядовитых растений (обонятельная, тактильная, пищевая); учить различать ядовитые растения. развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром; развивать чувство осторожности и ответственности за свою жизнь и здоровье; развивать наблюдательность в природе, воспитывать любовь к природе Оборудование: конверты с загадками, иллюстрации растений: ландыш, крушина (волчья ягода, вороний глаз, лютик, кувшинка, болиголов, вех ядовитый (цикута, аконит, наперстянка, рисунки - раскраски с ядовитыми растениями, слайд-презентация. | Рассматривание ядовитых растений, отгадывание загадок, обсуждение правил | |
Апрель | 1.ООД Улыбка и смех — здоровье для всех! Приложение 24 | 1 .Цель: Создать на занятии эмоционально-положительное настроение в отношении детей к окружающим. Закрепить знания детей о лечении заболеваний, быть готовым оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Закрепить умение изображать свои чувства на листе бумаги. Развивать мимику, чувства юмора. Развивать речь, умение правильно и красиво оформить свои мысли в слова. Развивать внимание, сноровку при решении логических задач. Воспитывать интерес к занятию, дружелюбие, отзывчивость, умение улыбаться. Материал: атрибуты к инсценировке, песни из мультфильмов, дорожка из ватмана для рисования, фломастеры, кисточки, краски, цветная бумага, клей, лекарственные растения, Д/и «Аптека». | |
2 ООД «Аптека в лесу и на кухне». Травы-лекари, где они произрастают? Приложение 25 | 2.Цель: Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы — это пища для многих видов травоядных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки. | Беседа, Отгадывание загадок, Игра «Зеленая аптека» Пальчиковая гимнастика: «На лугу растут цветы» Подвижная игра "Садовник и цветы". | |
3.ООД «Полезные и вредные привычки» Приложение 26 | 3.Цель: Сформировать у детей четкое представление о последствиях влияния привычек на здоровье человека. Научить жить без вредных привычек. Развивать речь, кругозор, логическое мышление. Воспитывать у детей отрицательное отношение ко всем вредным привычкам. Презентация «Полезные и вредные привычки», мяч, коробочка с вопросами, музыка «звуки леса», картинки для коллажа, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, влажные салфетки, лист бумаги каждому. | Игра «полезные и вредные привычки», Практическая работа, изготовление коллажа. Просмотр и обсуждение коллажа, презентации | |
4 ООД«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью» Приложение 27 | 4.Цель: Формировать представление детей о нитратах. Рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью. Закреплять умение детей загадывать загадки по картинкам. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма Пособия: 1.кукла Витаминоед (который любит витамины), 2.карточки с изображением овощей, 3.таблица для воспитателей о нитратах в определенных частях овощей. | ||
Май | 1ООД «Мы со спортом очень дружим». Приложение 28 | 1.Цель: упражнять детей в образовании слов (названия спортсменов). Воспитывать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; развивать наблюдательность, слуховое и речевое внимание, воображение, логическое мышление, память, грамматический строй речи; уточнять и активизировать качественный словарь, интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. | Беседа о спорте |
2.Беседа «Спорт - это здоровье» Приложение 29 3.Квест - игра «Путешествие в страну здоровья» Приложение 30 | 2.Цель: Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Развивать интерес к различным видам спорта. Материал: плакаты «Зимние виды спорта», дидактическая игра «Разрезные картинки», флаг, пять олимпийских колец, фотографии с изображением древнего города Олимпии, фотографии спортсменов. 3Цель: - закрепить ранее полученные знания о здоровом образе жизни (соблюдение личной гигиены, занятия спортом, правильное питание, употребление витаминов, их необходимость человеку) расширять представления детей о предметах окружающего мира (полезные и вредные для здоровья продукты питания); предметах неживой природы (солнце, воздух, вода), предметах личной гигиены продолжать развивать активную речь детей, умение отвечать полными сложными и сложноподчиненными предложениями на вопросы воспитателя, составлять слова и читать по слогам. продолжать развивать интерес к музыкальным произведениям, развивать умение определять характер музыки, выполнять танцевальные движения; -отгадывать загадки, понимать их смысл. воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, умение работать в команде. | Понятие Олимпиада, беседа, Дидактическая игра «Разрезные картинки»: дети делятся на команды и получают конверт с заданием. Игра - эстафета «Собери арбузы», динамическая пауза «Мы здоровые ребята» Игра «Полезные - вредные продукты», «Разрешается- запрещается», «Найди нужный предмет» Сбор карты « Здоровья» по частям Беседа, вопросы, провокационные вопросы, сообщение, Действия с предметами, Отгадывание загадок, заучивание пословицы о здоровье |
3.4 Взаимодействие с семьями воспитанников
Октябрь |
Индивидуальные беседы на темы оздоровления организма детей и родителей. |
Ноябрь |
Родительское собрание «Здоровая семья-здоровые дети» |
Декабрь |
«Что должно входить в состав домашней аптечки?». |
Январь | «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма»; |
Февраль |
|
Март | «Прогулки – это важно»; |
Апрель |
|
Май | - Спортивный праздник ко Дню семьи «Папа, Мама, я – спортивная семья» |
3.5Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
1.Центр физического развития
-скакалки
-кольцеброс
-обручи
-кегли
-мячи
-плакат с видами спорта
-картотека загадок о видах спорта
-картотека физических минуток
-картотека гимнастики для глаз
2.Центр «Познай себя»
. Тело человека. Занимательная энциклопедия для детей.
«Секреты человека» Энциклопедия для детей.
Наглядный демонстрационный материал «Аптечка», «Части тела».
3.6 Методическое обеспечение подготовительной группы «Умки»
1.Амосова Н.М. Раздумья о здоровье.-Кемерово,
2.Богина Т.Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.-М.:Мозаика-Синтез,2005
3.Змановский Ю.Ф. Воспитываем Детей здоровыми,-М.:Медицина,1989
4.Зворева М.В. Сохраним своё здоровье. Школа здоровья для старших дошкольников и их родителей
5.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Творческий центр. М.: Просвещение, 2005. (Б-1)
6.Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание-№3.-2000
7.Козлова С.А. Я и мое тело. Тело человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2002. (А-2)
8.Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5-9 лет/ Автор-составитель: Зубкова Н.М.-СПб.:Речь;Сфера,2009.-67с.
9.Наглядный демонстрационный материал «Аптечка», «Части тела».
10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль. Академия развития. Академия холдинг, 2003. (А-3).
12.Тело человека. Занимательная энциклопедия для детей. М.:Омега-пресс,2010.
13.Секреты человека. Энциклопедия для детей. Л.: «Издательство-робинс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии-кружок дополнительного образования "Познай себя"
Кружок дополнительного образования "Познай себя"...
Здоровьесберегающие технологии-кружок дополнительного образования "Познай себя"
Кружок дополнительного образования "Познай себя"...
Программа дополнительного образования "Познаю мир" подготовительная группа
Программа предназначена для валеологического воспитания дошкольников....
Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»
Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст....
Рабочая программа дополнительного образования "Познай-ка"
В ходе реализации программы знакомила воспитанников: с народными традициями, праздниками, русскими народными подвижными и хороводными играми;с элементами русского народного костюма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по дополнительному образованию «Познаю мир вокруг себя»
Рабочая программа "Окружающий мир"...
Программа дополнитенльного образования "Познай себя"
Программа«Познай себя» является авторской разработкой и направлена на формирование у старших дошкольников представлений о своем организме, на становление и развитие позитивного самос...