Программа дополнитенльного образования "Познай себя"
рабочая программа (старшая группа)
Программа«Познай себя» является авторской разработкой и направлена на формирование у старших дошкольников представлений о своем организме, на становление и развитие позитивного самосознания, самопознания, самооценки и «образа Я», ценностного отношения к собственной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poznay_sebya_-_kopiya.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад села Бакчара
"ЦРР- детский сад села Бакчара"
УТВЕРЖДЕНА
ПРИНЯТА Приказом №41
от « 31.08 .2023г на педагогическом совете
Протокол №1
от « 31.08.2023г
Программа дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
«Познай себя»
Направленность-физическая
Срок реализации-1год
Возраст- 5-7лет
Разработчик:
Фокина Зинаида Ивановна
Инструктор по Ф. В.
первая квалификационная категория
с.Бакчар 2023г
Содержание
1.Пояснительная записка.
1.1.Направленность программы.
1.2.Акутальность, новизна и педагогическая целесообразность.
1.3.Цель и задачи Программы.
1.4.Основные формы и принципы реализации Программы.
2.Методическое обеспечение Программы.
2.1.Программно-методическое обеспечение.
2.2.Перечень средств обучения, оборудования.
3.Планируемые результаты освоения Программы и способы определения их результативности.
4. Содержание Программы.
5. Учебно – тематический план программы.
6.Список используемой литературы.
7.Приложения.
1.Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя» является авторской разработкой и направлена на формирование у старших дошкольников представлений о своем организме, на становление и развитие
позитивного самосознания, самопознания, самооценки и «образа Я», ценностного
отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной,
здоровой личности.
Уровень освоения содержания – стартовый – 1 год обучения.
Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому ребенок может узнать особенности своего организма, соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающей среды. Знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.
В работы с детьми отражены упражнения для развития детских представлений о себе, игры и упражнения, уточняющие и расширяющие знания детей о собственном организме, точечный массаж,опыты и эксперименты, удовлетворяющие поисковые интересы детей.
Подборка художественной литературы и фольклорных выражений (пословиц, поговорок) позволила обогатить образное видение ребенка. Дошкольник приобретает опыт самоутверждения, показывает радость удач и горесть разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы.
Программа объединения “Познай себя” направлена на формирование у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребёнок должен знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.
Новизна рабочей программы дополнительного образования детей “Познай себя” – использование оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь – эта программа поможет ему в этом.
1.2.Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
Здоровье- бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его надо смолоду.. В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее в связи с тенденцией к ухудшению здоровья детского населения. Достичь необходимого уровня интеллектуального, познавательного развития может только здоровый ребенок.
В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Интерес к своему физическому «я», к своему телу проявляется у ребенка еще на первом году жизни. Он не исчезает и на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы.
Здоровый образ жизни не может состоять без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психологическом состоянии человека, о влияниях этих изменений на здоровье индивида.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней “цивилизации”, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Самый благоприятный возраст – дошкольный - для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Конечно, влияние окружающей среды огромно, но нельзя не учитывать и образ жизни самого человека: соблюдение личной гигиены, занятий спортом, исключение вредных привычек и т.д. ведь все это тоже влияет на здоровье.
Необходимо дать детям представление об опасных и вредных факторов и ситуациях, знания и умения по защите здоровья об их последствий, сформировать установку на сохранение здоровья и стремление следовать им в повседневной жизни.
1.3.Цель, задачи Программы.
Цель
-сформировать полное представление о строении своего тела
-побудить интерес к изучению своего тела
- сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
Обучающие:
-расширить знания детей о частях тела и их значимости
- дать представление о значении сердца, легких, мышц, костей в жизнедеятельности человека
-дать элементарные представления о значении органов чувств
-учить «слушать» и «слышать» свой организм
- формировать осознанное соблюдение культурно- гигиенических требований по уходу за полостью рта, глазами, носом
-обучение навыкам оказания элементарной помощи.
-формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
-воспитание любви к себе, своему телу.
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать чужой бол
-воспитание потребности в здоровом образе жизни,
Интеграция образовательных областей
Социально – коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ.
Познавательное развитие: развитие сенсорной культуры ; расширение кругозора в части представлений о человеческом организме и здоровья; закрепить знания и понятия о том, как нужно сохранить здоровье.
Речевое развитие: обогатить и активизировать словарь детей , уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности и физическом самосовершенствовании; развитие физических качеств, и накопление двигательного опыта- как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей;.
Художественно- эстетическое развитие: использование художественных произведений и фольклора для обогащения знаний детей; выполнять упражнения под музыку, согласовывать движения с темпом музыки ; учить слушать музыку в играх.
Адресат Программы. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях конкретного ДОУ – МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад с.Бакчара». Работа организована в мини – группах по 10-12 человек при теоретическом обучении . Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Объем и срок реализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя» реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на один год обучения и включает в себя 28 занятий для детей 5-6 лет.
Основные формы обучения и принципы реализации Программы.
Форма обучения – занятие. Все разделы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познай себя» объединяет игровой метод проведения занятий.
Формы организации обучения :
Беседа, опыты и эксперементы, дидактические и подвижные игры, массаж
Основные дидактические принципы реализации программы:
-доступность и наглядность;
-последовательность и систематичность обучения;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Режим занятий. Периодичность – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий для детей 5-6 лет – 25 минут
Нормативно – правовое обеспечение программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя» разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ от
29.12.2012, вступившего в силу с 01.09.2013(ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования» ( утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утв.
государственным санитарным врачом РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20).
Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
2.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1.Программно- методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включает как печатные, так и электронные ресурсы, как авторские разработки, так и методические источники
1. ПолтавцеваН.В., СторожароваМ.Ю., Краснова Р.С., ГавриловаИ.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»
Москва 2016г.
2.Н.Б. Муллаева «Конспекты- сценарии занятий по физической культуре для дошкольников
Санкт-Петербург 2014г.
3.А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении»
Москва 2017г.
4.Т.Е. Харченко «Спортивные праздники в детском саду»
Москва 2013г.
5.М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»
М. Творческий Центр 2018г.
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
Материально техническое обеспечение Программы.
Перечень средств обучения, оборудования
Вся деятельность с детьми в рамках реализации программы проходит в физкультурном зале с использованием специального оборудования и материалов.
Ресурсы
Материально- технические: различное физкультурное и оборудование и пособия,тренажеры, помогающие усвоению валеологических задач, компьютер, принтер, фотоаппарат ,цветная бумага и картон, трубочки и салфетки.
Кадровые: дети , родители, специалисты ДОУ, воспитатели
Информационные: интернет- ресурсы, детская художественная, публицистическая литература, иллюстрации, плакаты.
1.5.Планируемые результаты освоения программы и способы определения их результативности
- у детей сформировано представление о строении своего тела и внутренних органах, различает «часть тела» и «орган»
-увеличилась двигательная активность детей в свободной деятельности и режимных моментах
-ребенок внимательно слушает высказывания окружающих и проявляет восприимчивость к потребностям других детей
-выполняет требуемые педагогом двигательные задачи, участвует в обсуждении выполняемых упражнений
- может принимать на себя ответственность за свое поведение, понимать свои возможности и ограничения
- сформирована потребность в здоровом образе жизни.
Сотрудничество с родителями по реализации проекта программы
Конкурсы «Весёлые старты», Конкурс семейных газет «Мы любим спорт» Создание фотоальбома «Здоровая еда для моей семьи» (с рецептами блюд) Консультационная поддержка: «Закаливание организма», «Растите детей здоровыми», «Как сохранить хорошее зрение?» Буклет «Движение –это жизнь» !,«Профилактика нарушения осанки»,
Консультация «Чтобы зубы не болели», «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей», «Тренируйте сердце ребенка»
Содержание программы
Система человеческого организма | Технологии | ||||
Упражнения для развития движений | Игры и упражнения для знакомства с системой | Опыты и эксперимент- ты | Художественная литература | Физиолог. особенности детского организма /на память воспитателю и родителям/ | |
Опорно-двигательный аппарат-совокупность твердых образований в организме животных и человека, дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений. Скелет человека насчитывает более 200 костей. | -Что вы делали расскажем, после этого покажем. -Запомни, назови и повтори движение -Маятник -Орешек -Бабочка -Зайчик -Ходьба -Лошадка -Замочек -Мельница -Хорошо-плохо /см. приложения | -Подбери предмет/часть тела/ к действию/с мячом/ -Назови части головы, туло- вища, руки, ноги (рука-плечо..) -Назови чего у человека по 2(парные части тела) -Назови части тела человека ,которых нет у животных. -Назови ласково -Что для чего нужно (голова нужна чел. для того, чтобы думать..) -Подбери по признаку(по назначению, размеру, цвету: голова умная, красивая, больная, здоровая…) -Четвертый лишний (нога-стопа-колено-сапоги…) | -«Кости из трубочек» /взять макароны, сломать по одной и вместе, -тоже с веником / сделать вывод/. | Е.Благи- нина «Аленушка» А.Барто «Девочка чумазая» А.Барто «Я расту». пословица В здоро-вом теле-здоровый дух. | |
Мышечная- совокупность мышц и мышечных пучков, объединенных обычно соединительной тканью. Осуществляет движения организма, поддержание равновесия тела, а также дыхательные движения, транспортировку пищи, крови внутри организма. | -Змея -Кошечка -Книжка -Птица | -Предложить детям скрутить из проволоки скелетик человечка, а потом облепить его пластилином -Разложить картинки с изображением различных ситуаций изображением вверх. Ребенок должен перевернуть те картинки, на которых изображены дети, выполняющие неправильные поступки и сказать почему. -«Умею, не умею» | -Пальцами правой руки обхвати левую пониже плеча. Сгибай левую руку в локте. Ты почувствуешь, как вздувается и укорачивается сгибающая руку мышца -Повтори опыт, держа пальцы правой руки над локтевой ямкой левой. Ты почувству-ешь, как натягивается сухожилие. Опыты получаются лучше, если левая рука держит груз. | ||
Пищевари- тельная-совокупность органов пищеварения у животных и человека. | -«Как работает желудок» -«Путешествие пирожка» -«Зачем человек ест» -«Зачем нужна посуда» -«Приятного аппетита» -«Какая пища полезней» -«Празднич-ный стол» -«Что полезно детям» | -Пожуй подольше кусочек черного хлеба. Ты почувствуешь сладковатый вкус. Это часть вещества хлеба преврати- лась в сахар. | Д.Хармс и Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» М. Карима «Мой кот» Пословицы: Чеснок да редька, лук да капуста лихого не допустят -Лук от семи недуг | ||
Выделительная-совокупность органов, выводящих из организма животных и человека избыток воды, конечные продукты обмена веществ, соли, чужеродные вещества. | -«Сухая и влажная кожа» -«Плачем и смеемся» -«Холодные и теплые руки» -« Соль, сахар, перец» - «Лимон-это кислое» | -Игры с паралоновой губкой -Какого вкуса слезы - Выдох холодного и теплого воздуха | |||
Нервная- совокупность нервных клеток, осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей. Регулирует и координирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. | -«Чудесный мешочек» -«Сладкое, кислое, горькое», -« Скользкое, шершавое» -«Теплое-холодное» эмоции / психогим-настика/ | -Игры на осязание -«Узнай, сравни, в группу объедини» -Игры на развитие слухового анализатора, -«Кто позвал?» -«Узнай по голосу» -«Испорчен-ный телефон» | -Угадай, что внутри/ прил./ -На ощупь/см. прил./ -Когда чешется спинка/ -Что мы видим в темноте? - Кто что слышит? | С.Михалков «Про Мимозу» К.Чуковский «Радость» Стихи Э.Мошковс-кой, Б.Заходера, Д.Хармса | |
Кровеносная -совокупность сосудов и полостей, по которым циркулирует кровь. | -«Сердце бывает слабым и сильным» | -Приложи три пальца одной руки к запястью другой, как показано на рисунке. Ты почувствуешь биение. Это работает один из сосудов. | Сердцу не прикажешь. - Сила хорошо, а ум лучше | ||
Органы чувств -органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, состоящие из чувствительных нервных клеток. Воспринимают раздражения, получаемые организмом из внешней и внутренней сред, передают информацию в центральную нервную систему. Способствуют совершенному приспособле-нию организма к окружающему миру. | -Гимнастика для глаз/см. приложение/. -Проверяем слух -Угадай мелодию -Послушай и запомни -Психо-гимнастика/игра -«хвастушка»/ | -Все помощники важны, все помощники важны, а кому какой нужнее?/см. приложение. -Как вы думаете?/см. прил. - Определить вкусовые зоны языка/см. прил./ -«Определи по звуку» -«Угадай, кто позвал!» -Чьи глаза тебе помогут? -Про очки -Вижу я, видишь ты» -«Жмурки» -«Не пропусти свой звук» -«Определи, где звенит колокольчик» | -Определить пищу только на вкус (не глядя на нее)/см. прил./ -Доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха/см. прил/ -Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности -определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека -Определение связи уха с носоглоткой. | М.Гомболи «Какое значение имеют наши чувства?» Н.Орлова «Ребятишкам про глаза», «Наблюдате-ли», «Телевизор», «В сумерках», «Про очки», «Береги свои глаза!». Е. Пермяк «Язык и нос» Н. Сладков «Ящуркин нос» В.Бианки «Чей нос лучше» Э. Мошковская «Мой замечатель- ный нос» Ю.Прокопо-вич «Зачем носик малышам». | |
Кожный покров-наружный покров тела животных и человека. Защищает организм от внешних воздействий, участвует в осязании, обмене веществ, выделении, терморегуляции. Производные: волосы, когти, ногти, перья… | -« Я умываюсь» -«Я принимаю душ» -«Знаешь ли ты» | -«Для чего человеку нужна кожа» -«Определи на ощупь» -«Найди пару» -Отгадай букву на ощупь» -«Из чего я состою» -«Добрые слова» -«Аналогия» /мороз-шуба =жара-?, дом- кирпичи= человек-?/ и т. д. -«Одежда и времена года» -«Оденься правильно» -Нарисуй в альбоме любимую одежду. -«Определе-ния» /средст-во для мытья волос-это…, средство для мытья рук и тела-это…/ | -сравнить температуру воды в нескольких емкостях -определить расположение «тепловых» (воспринима-ющих тепло) и «холодовых» (воспринимаемых холод) точек на разных участках кожи. | А.Милн «Воспаление хитрости» Отр. из стихотв. В.Маяковс-кого «Что такое хорошо и что такое плохо?» К.Чуковский «Мойдодыр» Пословицы: -Как капель-ка, но делится, как яйцо, но не бьется, как блин, но не съешь. /клетка/. -Чистота здоровье сохраняет, а воздержанность разум укрепляет. -Чистым всё свято. -Наше тело покрывает, от ненастья защища-ет, будем чаще её мыть, чтобы нам красивым быть | |
Дыхательная –совокупность процессов, обеспечиваю- щих поступление в организм кислорода и удаления углекислого газа, а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности. | -«Часики» -«Трубач» -«Петушок машет крыльями» -«Каша кипит» -«Парово- зик» -«Насос» -«Летят мячи» -«Семафор» /см. прил./ | -«Как мы дышим» -«Много ли в легких воздуха?» -« Игра с ваткой» | -Задержи дыхание и считай про себя. Сколько ты выдержишь? -« Я выдыхаю воду» -«Рисунок на оконном стекле» |
Учебно –тематический план
Месяц неделя | тема | задачи | Совместная деятельность взрослых и детей | Взаимодействие с родителями |
октябрь 1неделя 2неделя 3неделя 4 неделя | «Что я знаю о себе?» Стр14 «Я-человек» Как я появился на свет? «Путешествие в тайну рождения» См.стр30.«Физическое развитие»Г.Ю.Бойкова) «Как устроено тело человека?» (См.стр62 .«Физическое развитие»Г.Ю.Бойкова) Как живет мое тело? «Я учусь правильно организовывать свою жизнь» | Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности:лица,роста, возраста Познакомить с клеточным строением организма, дать представление о том, что все живое на Земле появляется благодаря любви - знакомить со строением человека -воспитывать бережное отношение к нему Учить преодолевать негативное настроение | Рассказ об изменениях, которые происходят с новорожденными после их рождения, о необходимости и элементарных правилах ухода за младенцами Кукла, одежда для новорожденного, предметы ухода и гигиены, сюжетные картинки, фотографии. рассматривание фотографий с изображением детей в младенческом возрасте (разных возрастных периодов). постановка проблемы: что будет, если неправильно запеленать ребёнка, не теми продуктами накормить, неправильно держать на руках и т.д. | |
ноябрь 1-2неделя 3неделя 4 неделя | «Скелет- опора нашего организма» «Как движутся части тела? Все про мышцы и осанку(см стр73 и стр137-141) ПолтавцеваН.В. стр 47 «Живой панцирь» (кожа) | -рассказать о том, что такое кости и для чего они нужны человеку -- о необходимости соблюдать правильную осанку Познакомить детей с назначением мышц | - беседа – рассуждение «Сколько у человека костей?», «Правильная осанка» - дидактическая игра»Подбери прилагательное» - конкурс знатоков»Крепкие кости» - разучивание пословиц и поговорок»Почему так говорят?» - игра «Веселый официант» - игра «Можно- нельзя» - рисование человека Задание: проверить как вы себя чувствуете, когда приземляетесь на носки, пятки, на всю ступню при прыжке? Как правильно приземляться после прыжка с высоты? Игра «Дотянись». Беседа про мышцы Рассматривание таблицы «Мышцы», Выполнение комплекса упр-ний для всех групп мышц. Соревнование «перетягивание каната». ». Эксперименты на своем теле- упражнения Самомассаж ушей Хождение с книгой на голове,хождение по массажной дорожке игра – имитация «Куклы тряпичные. Куклы деревянные Работа на тренажёрах, с гантелями, мешочками с песком,с набивным мячом весом 1 кг. Ига «Трудно-легко» Дидактическая игра «разложи карточки» «Покажи что нарисовано» Живая черепаха (рассмотреть её панцирь), пинцет, вата, бинт, вода, пузырь со льдом, лупа. Рассказ о коже, её защитных функциях, первой помощи при повреждении кожи -исследование кожного покрова через лупу -практические задания: как вынуть занозу, обработать рану, царапину. первая помощь при ушибах. Загадки о предметах гигиены и ухода. | Консультация «Осанка» Буклет «Движение –это жизнь» |
декабрь 1-2неделя 3-неделя 4неделя | «Хочу видеть мир своими глазами» См.стр 117 Полтавцева стр14,17-23 «Слух – большая ценность для человека» «Зачем нам нужен нос?» | -обогатить знания детей об особенностях строения глаза -рассказать о роли зрения в жизни человека - учить ухаживать за глазами в различных ситуациях знакомить детей с особенностями слуха у человека - со значением слуха для ориентировке в окружающей действительности и овладении речью - воспитывать желание заботится о своем здоровье -закрепить знания о правилах ухода за ушами -
знакомить со строением носа - правилами ухода за носом | - беседа- рассуждение «Для чего нужны глаза?», «Бережем глаза» -чтение стихотворения И.Орловой»Ребятишкам про глаза» - опыт -разглядываем свои глаза Сужение и расширение зрачка при свете - дидактическая игра «Посмотри и оцени» - гимнастика для глаз»Сова», «Белка» - игра «Полезно-вредно» - конкурс рисунков «Цветики-разноцветики» - беседа- рассуждение»Почему уши такие смешные?» - опыт-« что ты слышишь» - разучивание пословиц и поговорок - конкурс знатоков «Что полезно для слуха» -игра «услышь и повтори» - дидактическая игра «Отгадай кто позвал», «какой музыкальный инструмент прозвучал?» - рассматривание плакатов и иллюстраций - чтение Бианки «У кого какие уши?» беседа- рассуждение «Для чего нам нос?», «Правила гигиены и безопасности» -рассматривание картинки- носа в разрезе - опыт- « вкус через запах», «Считаем вдохи» - игра «Узнай по запаху» -Чтение Бианки «У кого какой нос?» - дыхательная гимнастика - конкурс рисунков «Нарисуй аромат природы» - разучивание пословиц и поговорок - рассматривание своего носа в зеркале - чтение сказки «Карлик нос» | Рекомендация для родителей «Как сохранить хорошее зрение?» Собрать загадки и истории «Человек- два уха» Пополнение коллекции загадок и историй о носе |
январь 1-2 неделя 3-4неделя | «Сердце- наш мотор» Стр.64 Г.Ю. Бойкова | - познакомить с работой сердца -показать значение сердца и крови для жизни человека - рассказать о том, как сохранить сердце здоровым - формировать осознанное отношение к выполнению упражнений Познакомить детей с кровеносной системой | -беседа- рассуждение»Что делает сердце?», «Как сохранить сердце здоровым?», «Виды спорта полезные для сердца» - игра «Хорошо- плохо» - опыт с медицинской грушей - дидактическая игра «Сердце свое укрепляю», «Мы делаем сердце крепким» -физминутка «Мы веселые ребята» Беседа о том, из чего состоит вода, как она защищает наш организм, почему надо беречь сердце. опыт: почему кровь красная? оказание первой помощи при кровотечении. | Консультация «Тренируйте сердце ребенка!» |
Февраль 1-2 неделя 3-неделя 4 неделя | «Легкие – основа жизни» См.стр68 БойковаГ.Ю. «Микробы и вирусы» Стр.74 «Личная гигиена» Стр.78 Стр.115 | -- познакомить с органами дыхания, функцией легких у человека -дать возможность самостоятельно принимать решение по защите организма от вредного дыма -уточнение знаний детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни всего живого; -закрепление знаний детей о том, что укрепляет дыхательную систему, и что ей вредит, приемов выполнения дыхательной гимнастики; Познакомить с инфекционными болезнями и их возбудителями Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур | рассматривание иллюстраций с изображением органов дыхания -загадка о воздухе -беседа рассуждение «Зачем человек дышит?» -опыты «Сколько воздуха ты можешь вдохнуть?»,Где находятся легкие?» - игра –соревнование «Чья дудочка дольше поет?», «Кто быстрее надует шарик?» - д/и «Вредно- полезно» - рисование «Кляксография» - дыхательная гимнастика -д/и «Отгадай, когда человеку легче дышится?», «Угадай кто как дышит», «Волшебная вата» - опыты- со свечой, листиком. Чтение рассказа Уроки дедушки Коли «О чем напоминала бабушка?» Рассказ Мойдодыра Загадки о гигиен. принадлежностях Эксперимент Опыт с микроскопом | Консультация «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей» |
Март 1-2 неделя 3-4 неделя | «Система пищеварения «Здоровая пища» Стр. 66, стр.95 Стр154 «Витамины и полезные продукты» Стр 87,стр.92 | Познакомит детей с назначением и работой системы пищеварения, здоровой и полезной пиши, аппетите. познакомить с понятием «витамины» с их пользой и значением в жизни человека | - плакат-схема пищеварительной системы Беседа «Путешествие манной каши и хлебной корочки» картинки с изображением продуктов игра «Съедобное – несъедобное», викторина «Овощной базар», рассказ о витаминах и в каких продуктах они живут Аппликация «Домики с окошками» Загадки об овощах Физминутка Игра- имитация «Огород» | Создание фотоальбома «Здоровая еда для моей семьи» (с рецептами блюд) |
апрель | «Зубы и уход за ними» Стр53Г.Ю.Бойкова ПолтавцеваН.В. стр72 | Познакомить со строением зуба, необходимостью ухаживать за зубами | Просмотр мультфильма»Птичка Тари» и беседа по содержанию Рассказ- беседа о зубах, что такое кариез? Решение проблемно-практических ситуаций»Посылка от Незнайки» | Консультация «Чтобы зубы не болели» |
май | Спортивный праздник «Здоровье в наших руках» | -закрепить знания детей о строении организма через эстафеты - помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие «ЗОЖ» -создавать радостное настроение, высокий эмоциональный подъем -воспитывать умение быть организованным, поддерживать дружеские отношения со сверстниками - прививать любовь к занятиям физической культурой и спортом |
Используемая литература
1. ПолтавцеваН.В., СторожароваМ.Ю., Краснова Р.С., ГавриловаИ.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»
Москва 2016г.
2.Н.Б. Муллаева «Конспекты- сценарии занятий по физической культуре для дошкольников
Санкт-Петербург 2014г.
3.А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении»
Москва 2017г.
4.Т.Е. Харченко «Спортивные праздники в детском саду»
Москва 2013г.
5.М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»
М. Творческий Центр 2018г.
6.Журнал «Инструктор по физкультуре»
№3 2010г «Физкультурные занятия по ознакомлению старших дошкольников с организмом человека»
№5 2012г. «Авторская программа «Сохрани свое здоровье сам»
№7 2013г, 37 2012г- тесты для родителей
№8 2014г» Мы за здоровый образ жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Открой себя"
Развивающая программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, направленных на развитие нравственного потенциала и развитие навыков межличностного взаимодействия со взрослыми...
Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.
В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Анализ программ включающих в себя задачи по формированию у детей всех сторон речи, в частности грамматического строя
В современной системе дошкольного образования и воспитания существует множество программ воспитания и обучения детей в ДОУ. предлагаю рассмотреть задачи по формированию грамматического строя речи дете...
Рабочая программа Тарадеевой Г.А. "Развитие социальной компетентности ребенка через речевую активность" на основе программы Е. В. Рылеевой "Открой себя"
В программе представлены: пояснительная записка, 3 цикла паботы с детьми по данной теме с использованием базовой программы, регионального компонента, коипонента доу, творческих заданий и тем занятий. ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить»
За короткое время нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных программах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, ...