Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»
рабочая программа (старшая группа)
Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilinskaya_ta_konkurs_programma_poznaem_sebya.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Костромы
«Центр развития ребёнка – Детский сад №13»
Программа дополнительного образования кружка
«Познаем себя»
( для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 1 год)
Ильинская Татьяна
Александровна
воспитатель высшей
категории
Пояснительная записка
Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме. Для этого надо дать детям в доступной для них форме элементарные знания, закрепить их.
Старший дошкольный возраст - это пора множественных вопросов, в том числе касающихся и собственного организма: «Почему выпал зуб?», «Зачем чистить зубы?», «Как не заболеть зимой?». К тому же, ребенок попадает в разные жизненные ситуации, где он может просто растеряться. Для того, чтобы этого избежать нужно дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками сохранения своего здоровья, развивая у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Поддержать интерес детей к познанию своего организма помогут беседы, развивающие игры, практическая деятельность, художественная литература. Все это доступно дошкольникам, поможет развить их познавательные интересы. В результате целенаправленной работы дети получат информацию о строении организма, о том, что помогает сохранить здоровье и избежать ситуаций, приносящих вред человеку.
Цель: формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Задачи:
- познакомить детей со строением тела человека (кости, мышцы, органы);
- уточнить знания личной гигиены, что идет на пользу, а что во вред организму
- научить заботиться о своем здоровье, избегая ситуаций, которые вредят здоровью.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в месяц по 25 – 30мин.
Программа строится на основе следующих принципов:
- Понимание дошкольного детства как самоценного периода в жизни ребенка. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира, пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей.
- Соответствие форм и методов обучения психофизиологическим особенностям возраста, т.е. построение образовательного процесса строиться на адекватных старшему возрасту формах работы с детьми: игре, игровых и проблемных ситуациях, творческих заданиях.
- Опора на личностно-ориентированный подход к воспитанию и развитию ребенка, способствовать умению самостоятельно принимать решения, думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями.
- Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. "Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С.Выготский, – когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
- Системность и цикличность в содержании обучения, т.е. носит подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания в органически слитом процессе.
Методы и приемы:
- познавательные рассказы воспитателя;
- коллективное обсуждение;
- проблемные вопросы;
- дидактические игры;
- подбор познавательной и художественной литературы
соответствующей тематики;
- игровые приемы.
В конце года проводятся игры: «Назови и расскажи», «Что? Где? Когда?». Эти игры помогают оценить уровень понимания детьми материала по валеологии. Итоговые беседы «Здоровье и болезнь», «Витамины и полезные продукты» помогут уточнить знания детей о личной гигиене, научат избегать опасных для здоровья ситуаций.
Итак, в течение года дети получат элементарные знания о строении своего организма, необходимые навыки ухода за своим телом и поддержанием своего здоровья.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 1. «Зубы»
Цель: знакомство со строением зубов, их функцией, уточнение знаний правил сохранения здоровых зубов.
Овладение элементарными навыками сохранения своего здоровья
Материал: макет зубов, развивающая игра «Игры в папке. Валеология, или Здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Часть 1.
Цель: уточнение представлений детей о своих зубах.
Дать понятие о том, что зубы играют важную роль в жизни человека и животных. Учить беречь зубы, заботиться о них.
Материал: макет зубов, зубная паста.
Цель: ознакомление детей со строением глаз, их значением в жизни человека.
Научить детей беречь глаза.
Материал: схема строения глаза, игра «Здоровый малыш».
Цель: ознакомление детей со строением уха, его значением для человека.
Напомнить правила гигиены ушей.
Материал: схема уха, игра «Здоровый малыш»
Тема 5. «Строение скелета»
Цель: пополнение знаний детей о строении скелета человека.
Учить заботиться об осанке.
Материал: мягкая игрушка, картина с изображением скелета человека.
Тема 6. «Скелет, его строение»
Цель: закрепление знаний о скелете, как опоре нашего организма.
Уточнение знаний детей об осанке.
Материал: картина-схема «Строение скелета».
Цель: знакомство детей с организмом - мышцы их функции.
Формировать потребность в физическом здоровье.
Материал: Картина-схема «Мышцы».
Цель: знакомство детей с функциями мышц.
Предоставить возможность рассуждать от чего зависит физическая сила нашего организма. Выполнение движений, чтобы почувствовать мышцы.
Материал: схема – картина/
Цель: ознакомление с работой сердца, его назначением.
Факторы благоприятно влияющие на сердце.
Научить измерять пульс.
Материал: макет сердца.
Тема 10: «Слабое и сильное сердце»
Цель: моделирование работы здорового, сильного тренированного сердца и слабого, нетренированного.
Уточнить, что полезно, что вредно для сердца.
Материал: два шприца (объем 20 и 10 мл.), прозрачные трубочки 1,5-2 мл, слабый раствор марганцовки («кровь»), макет сердца.
Тема 11: Дидактическая игра: «Угадай и назови»
Цель: уточнение знаний о назначении органа или части тела, самостоятельно по описанию выделять и обозначать его посредством слова или иллюстрации.
Материал: картины с изображением разных органов или частей тела.
Тема 12: «Как мы дышим или зачем человеку нос?»
Цель: ознакомление детей с функциями носа - органе обоняния человека.
Рассказать какую работу он выполняет, о его функциях в системе органов дыхания.
Материал: картина с изображением органа - носа.
Цель: уточнение знаний детей о заботе за своим здоровьем.
Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Материал: иллюстрации по теме.
Тема 14: «Витамины и полезные продукты»
Цель: уточнение знаний о пользе витаминов, их значении для здоровья.
Уточнить значение полезных продуктов: фруктов, овощей для здоровья человека.
Материал: иллюстрации по теме.
Цель: обобщение знаний детей об органах и строении скелета и мышцах.
Закрепить правила гигиены человека.
Материал: иллюстрации органов человека.
Тема 16: Игра «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепление знаний детей о строении скелета, функциях мышц и других органов человека.
Материал: два игровых стола, два колокольчика, дети делятся на две команды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Азбука здоровья» М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стиркина Р.Б. «Безопасность» Учебное пособие, Москва, ACT, 1998 г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра», С-Пб: «Акцидент», 1997 г.
- Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет» - М.: ТЦ СФЕРА,2005.
- Шорыгина Т.А. "Беседы о здоровье: Методическое пособие" - М.; ТЦ Сфера, 2008.
- Фролова Е.С., Цветкова Е.С. «Познай себя» учебно-методическое пособие, «Нюанс», Ярославль, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Программа дополнительного образования по безопасности «Береги себя» (для детей от 3 до 7 лет)
Программа дополнительного образования по безопасности«Береги себя» (для детей от 3 до 7 лет)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
Программа дополнительного образования " Познай себя"
Программа 6-7 лет....