Рабочая программа дополнительного образования "Познай-ка"
рабочая программа (старшая группа) на тему
В ходе реализации программы знакомила воспитанников:
с народными традициями, праздниками, русскими народными подвижными и хороводными играми;
с элементами русского народного костюма;
с одеждой наших предков;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дополнительного образования "Познай-ка" | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»
Программа дополнительного образования
«Познай-ка»
Старшая группа №2
Руководитель:
воспитатель I квалификационной категории
Людмила. Евгеньевна. Правдюкова.
г. Нефтеюганск
2016 г.
Пояснительная записка.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
ФГОС дошкольного образования определил одним из направлений повышения качества дошкольного развитие духовно нравственных ценностей.
На протяжении многих веков складывалась народная культура русского народа, которая являлась источником формирования духовно нравственных ценностей.
В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.
Но в последние годы происходит отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Только народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Поэтому для себя я определила тему, над которой углубленно поработала. Изучила методические рекомендации и выстроила систему работы по приобщению детей старшего дошкольного возраст к истокам русской народной культуры. На протяжении всего учебного года познакомлю воспитанников с календарными праздниками, народными обычаями и традициями, русскими народными играми, народными промыслами. Буду использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Совместно с музыкальным руководителем мы будем знакомить с народными песнями, с песнями, которые пели на масленичной недели; разучивать хороводные и народные игры с пением («Заинька»), песенки – заклички («Ты Мороз, Мороз, Мороз», «Сею, вею, посеваю»), частушки; Один раз в квартал будем проводить русские народные праздники («Покров день», «Синичкин день», «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «Пасха»), зал планируем украшать в русском народном стиле, предметами народного быта, воспитанники будут выступать в русских народных костюмах петь песенки - попевки, частушки, заклички, танцевать хороводы, играть в хороводные игры. Во взаимодействии с инструктором по физической культуре на занятиях мы будем разучивать русские народные игры («Бабка Ежка», «Башмачник», «Гори, гори ясно», «Горелки», «Верба - вербочка»). Во взаимодействии с логопедом разучиваем стихи, проговариваем чистоговорки, читаем и беседуем по русским народным сказкам.
Совместно с родителями и детьми мы оформим альбомы детских народных песенок, загадок, прибауток. Реализуем совместные проекты «Одежда наших предков», «Народные игрушки».
Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: вводная, основная, заключительная. Во вводной части к воспитанникам приходит «Домовенок Кузя», который мотивирует детей на познавательную активность в ходе деятельности. В основной части воспитанники знакомятся с народными традициями, приметами месяца по народному календарю (просмотр презентации или рассматривание иллюстраций, беседы по теме, рассказ воспитателя); читаем русские народные сказки беседуем по содержанию; организовываем художественно продуктивную деятельность; проводим хороводные, русские народные игры. В заключительной части подводим итог деятельности.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Цель: формирование нравственно - патриотическое воспитание личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с народными традициями, праздниками, русскими народными и хороводными играми; с историей русского народного костюма.
- Знакомить детей с устным народным творчеством (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
- Реализовать совместно с родителями проекты; организовать и провести совместные праздники.
Ожидаемый результат.
- Формирование устойчивого интереса и уважения у детей к русской национальной культуре;
- Наличие у детей представлений о народных традициях, праздниках; об истории русского народного костюма;
- Осмысленное и активное участие воспитанников в русских народных праздниках (знание названия праздника, исполнение песен, частушек).
- Использование детьми в активной речи считалок, загадок, пословиц, поговорок.
- Умение детей организовать русские народные и хороводные игры.
- Родители активные участники в воспитательно-образовательном процесс; 70 % родителей принимают участие в реализации проектов; в организации и проведении праздников.
План
месяц | тема | содержание |
сентябрь | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень» |
«Вершки да корешки». | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». | |
«Хлеб — всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая» | |
«Осенины встречаем - именины отмечаем» | ||
октябрь | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся, капустка». |
Развлечение «Покров День» | ||
ноябрь | «В гостях у тетушки Алены» | Знакомство с русской избой, традициями взаимопомощи на Руси. |
«Одежда наших предков» | Знакомство с традиционным русским костюмом: сарафан, рубаха, юбка понёва. | |
«Головные уборы и обувь наших предков» | Сообщение педагога о головных уборах и обуви наших предков. | |
Проект «Одежда наших предков» - презентация детьми сообщений об одежде наших предков подготовленных совместно с родителями. | ||
декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» муз. Шайдар. |
«Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубца. | |
«Песня душа народа» | Рассказ о любви русского народа к песне. Прослушивание песен. Хоровод «Во поле березонька стояла» | |
январь | «Пришла Коляда – отворяй ворота!» | Просмотр презентации «Обычаи колядования» Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Башмачник» |
Вологодские кружева | Рассказ об истории создания вологодских кружев. Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ | |
февраль | «Гуляй, да присматривайся». | Беседа о характерных особенностях февраля. Чтение сказки «Два Мороза». |
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | О русских богатырях былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате» | |
«Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц | |
«Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной « Было у матушки 12 дочерей». | |
март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка». | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
«Гуляй, да присматривайся» «Весна, весна, поди сюда!» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хоровод игра. Рассказ педагога о Масленице. Слушание песен «И к нам весна пришла»,«Вербохлест». | |
Знакомство детей с масленичными песнями | Знакомство детей с песнями, которые пели в эти дни и закличками о весне. Проведение русской народной игры «Горелки» Проведение русских народных игр «Горшки» и «Гори, гори ясно» | |
Развлечение «Ой ты, Масленица!» | ||
апрель | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». | Рассказ о весенних полевых работах. |
«Вербное воскресенье» | Рассказ о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря заряница» | |
«Красная горка» | Рассказ о праздновании Пасхи, об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек | |
Развлечение «Пасха» | ||
май | «Шутку шутить — людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором. Загадывание загадок о весенних явлениях |
«Праздник трясогузки» | Познакомиться с поверьями хантов, связанных с птицами. Приобщаться к национальным традициям и культуре народов ханты и манси. | |
«Подарки белоствольной красавицы» | Художественное слово о русской березе (рассказ). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла». | |
июнь | Развлечение «Троица» |
Литература:
1. Данилова Г. Н, Дошкольнику об истории и культуре России. М. 2004
2. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры. / Дошкольное воспитание 2006 №10
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004
4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством. М. 2003
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: план – программа. Конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов ДОУ / Николаева С.Р., Катышева И.Б., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...