Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Мир природы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Егорова Елена Васильевна

Программное содержание:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

2.Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.

3.Формирование представление детей об охране растений и животных.

4.Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.

5.Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_1_ned.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование с детьми старшего возраста

Старшая группа тема «Мир природы».

Программное содержание:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

2.Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.

3.Формирование представление детей об охране растений и животных.

4.Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.

5.Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образоват. деятельность в режимных моментах

Понедельник, 13 мая

Утро:

Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы.

Д/.И. «Зачем и почему у животных?»

Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь (по набору картинок)

Заучивание стихотворения «Люблю природу русскую…»

  Практическое занятие «Учимся правильно вырезать»

Закрепить правила безопасности при пользовании режущими, колющими предметами. 

Учить использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно).

Повторить с детьми зимние месяцы, дни недели, время суток.

дежурства – «Мы дежурим по столовой» (закреплять навыки - сервировка стола, уборка посуды).

Работа в уголке природы: полив и опрыскивание растений

Рассматривание плаката мир природы.

Познакомить с темой недели, обратить внимание на информацию для родителей по теме.

ОД

 

Прогулка:

Наблюдение за клумбами и травой, рассматривание строение цветка и травки. Учить сравнивать растения и находить отличие и сходство.

Подвижные игры «Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву». «Земля, вода, огонь, воздух»

Подвижная игра «Найди цвет в одежде» -упражнять детей в умении быстро находить цвет на одежде, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности

И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью.

 Создать условия для переноса освоенных упражнений, игр в самостоятельную деятельность, для развития взаимопомощи во время игры. 

Работа после прогулки и перед сном

Воспитание навыков самообслуживания, гигиенические процедуры: продолжать учить наводить порядок в шкафчиках после улицы и на стульях перед сном. 

Чтение произведений худ. лит-ры по желанию детей Ц.: Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.

Заполнение календаря природы: отмечаем время года, состояние погоды, время суток.

Вечер:

Д.и «Кто как кричит»

Цели: развивать фонематический слух, воображение, звукопроизношение; формировать внимательное отношение к деятельности.

(блеет, мычит, мекает, ржет, хрюкает, лает, мяукает)

Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…» «Узнай и назови»

Работа по воспитанию гуманных чувств. Беседа «Мое любимое домашнее животное» Развивать память, речь, внимание, уважение к старшим, желание помогать им. Воспитывать любовь к семье

“Загадки из спичечного коробка”

Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки.

Задача: закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.

Продолжать приучать аккуратно складывать вещи в шкафчиках. Ситуативная беседа о правилах поведения с опасными предметами

трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов;

Д/.и. «Кто где живет и чем питается»

Закреплять умение группировать картинки по месту проживания домашних животных, рассказывать об особенностях проживания.

Прогулка

Самостоятельные игры детей на участке.

Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе.

П/и «Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» П/и «Ракеты» - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник, 14 мая

Утро:

Беседы: «Правила друзей леса» (с использованием моделей) Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников)

Дидактические игры «Чей малыш» - закреплять название животных и их детенышей. Развивать память, речь, внимание. Воспитывать любовь к природе.

по ОБЖ «Чем опасны игры на улице» - напомнить правила поведения во время игр с мячом. Развивать память, речь. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Д/.и. «Домашние и дикие животные»

Закреплять знания названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет.

Дежурство по столовой: самостоятельно определить соответствующие количество столовых приборов для детей за каждым столом.

фотовыставка «Красота родной природы» (Н.Д.-Ю.У.)

внести: альбом: «Животные и птицы Урала»

В центре природы поместить модели: строение и потребности растений, правила друзей леса.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

ОД

   

Прогулка:

«Птицы нашего города»

  1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры

2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней

Игра на внимание «Птицы»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, внимательно слушать и реагировать на слова взрослого

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка».

Д/и «Угадай, что мы задумали», отгадывание загадок о весне: активизировать речь и логическое мышление.

Игра малой подвижности «Золотые ворота»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Дидактическое упражнение «Что делают люди весной»

Цели: знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде.

Объяснить и разучить примету: «Апрель с водой - май с травой». (Н.Д.-Ю.У.)

Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре.

Работа после прогулки и перед сном

Воспитание навыков самообслуживания, гигиенические процедуры: продолжать учить наводить порядок в шкафчиках после улицы и на стульях перед сном. 

Чтение художественной литературы «Азбука природы»

Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус.

 Вечер:

Д/.и Найди маме птенца

Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать положительные чувства по отношению к птенцам, желание их охранять, не нарушать покой.

Д/.и. «Каждую птицу на свое место»

Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.

Конструирование из бумаги «Птицы»

уметь складывать из бумаги птиц по типу оригами, рассказывать о последовательности действий.

Рисование "Загадочные следы". Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был. Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся. Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного. (ТРИЗ)

Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками

Ситуативные разговоры о правилах культурного поведения за столом во время (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой

создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки(Н.Д.-Ю.У.)

Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски.

Прогулка

 Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?» Дидактические игры по ОБЖ. «Что делать если потерялся» - продолжать знакомить детей с правилами поведения. Развивать память, речь. Воспитывать интерес к ОБЖ.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда, 15 мая

Утро:

Рассказ воспитателя «Камни в природе». Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.

Оформление выставки «Такие разные камни». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии камней; формировать эстетические чувства. (Н.Д.-Ю.У.)

«Эти загадочные камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.).

Игры со звуками «Угадай, что шуршит, что шумит»

Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Вкусное варенье», «Улыбка» - укреплять речевые мышцы.

Ситуативный разговор

«Как правильно сидеть за столом»

«Мой позвоночник»

Ц: продолжать учить детей вовремя еды сохранять правильное положение за столом

Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов.

Поговорить с родителями о самочувствии детей

Индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей

ОД

 

Прогулка:

Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?». Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами.

Наблюдение за голубем. Обратить внимание на особенности поведения птиц весной (голубы гнездятся на чердаках, гнездо делают из тонких веточек и перьев), предложить детям рассказать, как они помогали птицам пережить зиму, чем подкармливали.

П/и «Ловишки», «Баба-Ёжка» по выбору и желанию детей.

Уборка участка от налетевшего от ветра мусора, обсудить значимость этого действия.

Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в

каком виде существует вода в окружающей среде

Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия.

п/и «Раз, два, мы – на старте»

Работа после прогулки

и перед сном

1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать одежду на стуле перед сном.

Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни». Цель: Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Вечер:

«Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова). Цель: Расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев.

Опыт «Сравнение свойств камней». Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком.

Презентация «Полезные ископаемые»

Экологическая игра «С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания о деревьях.

Закрепить данные- адрес, И.Ф.О. родителей, место их работы, уметь рассказать о случившейся ситуации.

Заполнение календаря природы.

Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности.

Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги.

Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней

Прогулка

Предложить детям охарактеризовать погоду, какие природные явления можно увидеть весной П/и «Совушка», «Скок-подскок», «Чье звено скорее соберется» по выбору и желанию детей.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет- «День рождения зайки» Наблюдение за прохожими –определить сезонную одежду, закрепить название частей одежды, материала, из которого она сшита.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг, 16 мая

Утро:

Беседа «Мир растений Урала». Объяснения детям, чем дикорастущие растения отличаются от культурных растений.

Д. /и. «Дерево - куст»

Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно проверить собственные знания.

Педагог называет деревья и кустарники. Дети на кустарник должны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цыпочки с поднятыми руками.

Беседа «Драться или договариваться»: развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях.

Закреплять умение правильно называть «соседей числа», указывать их пространственное расположение.

Д/и : «Какое время года» Формировать умения самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно – следственные связи

И/у придумай и нарисуй

Демонстрация картинок с изображением дикорастущих и культурных растений

обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря;

Оформление наглядной информации - памятка «Мир природы»

Выставка рисунков по теме недели.

ОД

Прогулка:

Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода).

Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…». (Н.Д.-Ю.У.)

Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику».

«Трудовой десант»: посадка цветов на клумбе.

Формирование представления о труде

Формирование культурно-гигиенических навыков: мытье рук после туалета и улицы

Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу

обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении

(Н.Д.-Ю.У.)

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

(Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, куклы, одетые по сезону, машинки, мыльные пузыри) Ц.:помочь детям определиться с выбором игры, подобрать атрибуты, игрушки, обустроить место для игры

Работа перед сном

  1. Предложить детям помочь п/развесить мокрые варежки, стимулировать самостоятельность детей в самообслуживании.
  2. Беседа с детьми о вкусной и полезной пище. «Для чего нужно есть лук и чеснок?»
  3. Во время еды продолжать прививать культурно – гигиенические навыки: правильно держать вилку, пользоваться салфеткой, вытирать салфеткой рот и кончики пальцев.              

Чтение художественной литературы «Луговые и садовые цветы»

Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. 

Вечер:

д/и «Вершки-корешки» Цель: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Объясни пословицы и поговорки

Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости. (Н.Д.-Ю.У.)

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают.

Чтение сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Предложить детям понаблюдать за ростом лука. Рассмотреть посаженные ранее им луковицы. Выводы нарисовать в календаре

Д/и. «Садовник»

Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологическую речь; формировать активный интерес к живой природе.

Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

дидактические игры «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»

внести: - модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»

С/р. и «Цветочный магазин»

Рассматривание иллюстраций – деревья, растения

Прогулка

Наблюдение «Вечерние тени». Цель: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову. Оборудование: Цветной мелок. 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница, 17 мая

Утро:

Беседа с детьми на тему: «Существование животных в нашем мире»

Загадывание загадок про животных.

Д/и «Зоологическое домино»

Труд в уголке природы – поручить дежурным, полить цветы в уголке природы. Развивать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к живой природе.

Дид. игра «Назови растение» - закрепить название комнатных растений.

Д.и. «Птицы, звери»

Цели: развивать умение классифицировать животных; воспитывать самостоятельность.

«Это птица - воробей, она дикая», «Это зверь - медведь, он дикий», «Это курица - домашняя птица».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Оформить выставку книг в книжном уголке на тему «Животный мир»

Дид. игра «Кто позвал» - развивать внимание, слух, узнавание детей по голосу. Воспитывать дружеские отношения в группе.

Выставка рисунков по теме недели.

ОД

Прогулка:

Наблюдение за неживым объектом. Рассматривание тополя. Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется, что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева)

Труд. поручения: очистить вместе со всеми цветник от мусора, размести дорожки.

П.и «Кот и мыши». «Уголки». продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.

«Попади в цель одной рукой» -упражнять в метании в цель одной рукой -

Признаки весны: поощрять стремление детей самостоятельно находить признаки весны, передавать в речи результаты наблюдений.

формирование основ экологической культуры детей

П/игра: «Еще вейся плетень» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами.

Самостоятельная

деятельность детей на

участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной

игровой деятельности

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Объяснить и разучить примету: «Коли в мае дождь, будет и рожь». (Н.Д.-Ю.У.)

Работа перед сном

ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры).

Д./и. Птицы, звери, рыбы»

Цели: развивать мышление, речь, быстроту реакции; формировать умение точно выполнять правила игры.

Вечер:

Сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов» цель: закрепить названия цветов, правила поведения в магазине

Обведение по контуру.

Словесные игры «Угадай по описанию» - учить отгадывать слово по описанию. Развивать внимание, память, речь, словарный запас детей. Воспитывать любовь к словесным играм.

Д/ игра «Доскажи словечко» - развивать фонематический слух, умение рифмовать.

Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.

Самостоятельная деятельность в центре творчества (раскрашивание раскрасок).

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Цель: развивать любознательность.

Худ. слово.

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ...

Цель: закрепить умение отгадывать загадки. (Н.Д.-Ю.У.) Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Календарно – тематического планирования в старшей группе по теме «Профессии. Инструменты» по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Календарно – тематическое планирование в  старшей  группы  по теме: «Профессии. Инструменты»   по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е....

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Правила дорожного движения. Безопасность на дороге

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Правила дорожного движения. Безопасность на дороге...

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Новый год

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Новый год...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Труд людей в природе"

Цель деятельности педагога:  закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнер) и технике, расширять ...

План работы по теме календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Моя Родина"

В материале автор предлагает вариант работы по теме "Моя Родина" из собственного опыта работы. План содержит игры, беседы, художественную литературу, дидактические игры и практическую деятел...

Календарно – тематическое планирование в старшей группе по теме "Предметы, материалы и их свойства" (Стекло, керамика, бумага, дерево, кожа) в подготовительной группе

Задачи:Закреплять умение детей узнавать предметы, из стекла, керамики, бумаги, кожи, дерева. Отличать их друг от друга, устанавливать причинно - следственные связи между назначением, строение и матери...

Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"

Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"...