Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Мир природы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Программное содержание:
1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
2.Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.
3.Формирование представление детей об охране растений и животных.
4.Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.
5.Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_1_ned.docx | 43.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование с детьми старшего возраста
Старшая группа тема «Мир природы».
Программное содержание:
1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
2.Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.
3.Формирование представление детей об охране растений и животных.
4.Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.
5.Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образоват. деятельность в режимных моментах | ||||
Понедельник, 13 мая | Утро: | Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы. Д/.И. «Зачем и почему у животных?» Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь (по набору картинок) Заучивание стихотворения «Люблю природу русскую…» | Практическое занятие «Учимся правильно вырезать» Закрепить правила безопасности при пользовании режущими, колющими предметами. Учить использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Повторить с детьми зимние месяцы, дни недели, время суток. | дежурства – «Мы дежурим по столовой» (закреплять навыки - сервировка стола, уборка посуды). Работа в уголке природы: полив и опрыскивание растений | Рассматривание плаката мир природы. | Познакомить с темой недели, обратить внимание на информацию для родителей по теме. |
ОД | ||||||
| ||||||
Прогулка: | Наблюдение за клумбами и травой, рассматривание строение цветка и травки. Учить сравнивать растения и находить отличие и сходство. Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу. «Волк во рву». «Земля, вода, огонь, воздух» Подвижная игра «Найди цвет в одежде» -упражнять детей в умении быстро находить цвет на одежде, развивать умение ориентироваться в пространстве. | Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью. | Создать условия для переноса освоенных упражнений, игр в самостоятельную деятельность, для развития взаимопомощи во время игры. | |||
Работа после прогулки и перед сном | Воспитание навыков самообслуживания, гигиенические процедуры: продолжать учить наводить порядок в шкафчиках после улицы и на стульях перед сном. Чтение произведений худ. лит-ры по желанию детей Ц.: Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Заполнение календаря природы: отмечаем время года, состояние погоды, время суток. | |||||
Вечер: | Д.и «Кто как кричит» Цели: развивать фонематический слух, воображение, звукопроизношение; формировать внимательное отношение к деятельности. (блеет, мычит, мекает, ржет, хрюкает, лает, мяукает) Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…» «Узнай и назови» Работа по воспитанию гуманных чувств. Беседа «Мое любимое домашнее животное» Развивать память, речь, внимание, уважение к старшим, желание помогать им. Воспитывать любовь к семье | “Загадки из спичечного коробка” Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки. Задача: закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека. | Продолжать приучать аккуратно складывать вещи в шкафчиках. Ситуативная беседа о правилах поведения с опасными предметами | трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; Д/.и. «Кто где живет и чем питается» Закреплять умение группировать картинки по месту проживания домашних животных, рассказывать об особенностях проживания. | ||
Прогулка | Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе. П/и «Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» П/и «Ракеты» - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Вторник, 14 мая | Утро: | Беседы: «Правила друзей леса» (с использованием моделей) Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников) Дидактические игры «Чей малыш» - закреплять название животных и их детенышей. Развивать память, речь, внимание. Воспитывать любовь к природе. по ОБЖ «Чем опасны игры на улице» - напомнить правила поведения во время игр с мячом. Развивать память, речь. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. | Д/.и. «Домашние и дикие животные» Закреплять знания названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет. | Дежурство по столовой: самостоятельно определить соответствующие количество столовых приборов для детей за каждым столом. | фотовыставка «Красота родной природы» (Н.Д.-Ю.У.) внести: альбом: «Животные и птицы Урала» В центре природы поместить модели: строение и потребности растений, правила друзей леса. | Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. |
ОД |
| |||||
Прогулка: | «Птицы нашего города»
2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней Игра на внимание «Птицы» Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, внимательно слушать и реагировать на слова взрослого Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка». Д/и «Угадай, что мы задумали», отгадывание загадок о весне: активизировать речь и логическое мышление. Игра малой подвижности «Золотые ворота» Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» | Дидактическое упражнение «Что делают люди весной» Цели: знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде. Объяснить и разучить примету: «Апрель с водой - май с травой». (Н.Д.-Ю.У.) | Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре. | |||
Работа после прогулки и перед сном | Воспитание навыков самообслуживания, гигиенические процедуры: продолжать учить наводить порядок в шкафчиках после улицы и на стульях перед сном. Чтение художественной литературы «Азбука природы» Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. | |||||
Вечер: | Д/.и Найди маме птенца Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать положительные чувства по отношению к птенцам, желание их охранять, не нарушать покой. Д/.и. «Каждую птицу на свое место» Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера. Конструирование из бумаги «Птицы» уметь складывать из бумаги птиц по типу оригами, рассказывать о последовательности действий. | Рисование "Загадочные следы". Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был. Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся. Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного. (ТРИЗ) | Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками Ситуативные разговоры о правилах культурного поведения за столом во время (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой | создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки(Н.Д.-Ю.У.) Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски. | ||
Прогулка | Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?» Дидактические игры по ОБЖ. «Что делать если потерялся» - продолжать знакомить детей с правилами поведения. Развивать память, речь. Воспитывать интерес к ОБЖ. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Среда, 15 мая | Утро: | Рассказ воспитателя «Камни в природе». Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. Оформление выставки «Такие разные камни». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии камней; формировать эстетические чувства. (Н.Д.-Ю.У.) «Эти загадочные камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. | Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.). Игры со звуками «Угадай, что шуршит, что шумит» Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Вкусное варенье», «Улыбка» - укреплять речевые мышцы. | Ситуативный разговор «Как правильно сидеть за столом» «Мой позвоночник» Ц: продолжать учить детей вовремя еды сохранять правильное положение за столом | Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов. | Поговорить с родителями о самочувствии детей Индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей |
ОД | ||||||
| ||||||
Прогулка: | Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?». Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами. Наблюдение за голубем. Обратить внимание на особенности поведения птиц весной (голубы гнездятся на чердаках, гнездо делают из тонких веточек и перьев), предложить детям рассказать, как они помогали птицам пережить зиму, чем подкармливали. П/и «Ловишки», «Баба-Ёжка» по выбору и желанию детей. Уборка участка от налетевшего от ветра мусора, обсудить значимость этого действия. | Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде | Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия. п/и «Раз, два, мы – на старте» | |||
Работа после прогулки и перед сном | 1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать одежду на стуле перед сном. Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни». Цель: Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. | |||||
Вечер: | «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова). Цель: Расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев. Опыт «Сравнение свойств камней». Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком. Презентация «Полезные ископаемые» Экологическая игра «С какого дерева листок» Цель: закрепить знания о деревьях. | Закрепить данные- адрес, И.Ф.О. родителей, место их работы, уметь рассказать о случившейся ситуации. | Заполнение календаря природы. Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности. | Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги. Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней | ||
Прогулка | Предложить детям охарактеризовать погоду, какие природные явления можно увидеть весной П/и «Совушка», «Скок-подскок», «Чье звено скорее соберется» по выбору и желанию детей. Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет- «День рождения зайки» Наблюдение за прохожими –определить сезонную одежду, закрепить название частей одежды, материала, из которого она сшита. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Четверг, 16 мая | Утро: | Беседа «Мир растений Урала». Объяснения детям, чем дикорастущие растения отличаются от культурных растений. Д. /и. «Дерево - куст» Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно проверить собственные знания. Педагог называет деревья и кустарники. Дети на кустарник должны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цыпочки с поднятыми руками. | Беседа «Драться или договариваться»: развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. Закреплять умение правильно называть «соседей числа», указывать их пространственное расположение. | Д/и : «Какое время года» Формировать умения самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно – следственные связи И/у придумай и нарисуй Демонстрация картинок с изображением дикорастущих и культурных растений | обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; | Оформление наглядной информации - памятка «Мир природы» Выставка рисунков по теме недели. |
ОД | ||||||
Прогулка: | Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода). Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…». (Н.Д.-Ю.У.) Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику». | «Трудовой десант»: посадка цветов на клумбе. Формирование представления о труде Формирование культурно-гигиенических навыков: мытье рук после туалета и улицы | Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении (Н.Д.-Ю.У.) | Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом (Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, куклы, одетые по сезону, машинки, мыльные пузыри) Ц.:помочь детям определиться с выбором игры, подобрать атрибуты, игрушки, обустроить место для игры | ||
Работа перед сном |
Чтение художественной литературы «Луговые и садовые цветы» Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. | |||||
Вечер: | д/и «Вершки-корешки» Цель: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Объясни пословицы и поговорки Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости. (Н.Д.-Ю.У.) Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают. Чтение сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» | Предложить детям понаблюдать за ростом лука. Рассмотреть посаженные ранее им луковицы. Выводы нарисовать в календаре Д/и. «Садовник» Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологическую речь; формировать активный интерес к живой природе. | Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность. | дидактические игры «Природа – не природа», «Живая и неживая природа» внести: - модели: «Правила обращения с животными и насекомыми» С/р. и «Цветочный магазин» Рассматривание иллюстраций – деревья, растения | ||
Прогулка | Наблюдение «Вечерние тени». Цель: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову. Оборудование: Цветной мелок. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Пятница, 17 мая | Утро: | Беседа с детьми на тему: «Существование животных в нашем мире» Загадывание загадок про животных. Д/и «Зоологическое домино» Труд в уголке природы – поручить дежурным, полить цветы в уголке природы. Развивать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к живой природе. Дид. игра «Назови растение» - закрепить название комнатных растений. | Д.и. «Птицы, звери» Цели: развивать умение классифицировать животных; воспитывать самостоятельность. «Это птица - воробей, она дикая», «Это зверь - медведь, он дикий», «Это курица - домашняя птица». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. | Оформить выставку книг в книжном уголке на тему «Животный мир» Дид. игра «Кто позвал» - развивать внимание, слух, узнавание детей по голосу. Воспитывать дружеские отношения в группе. | Выставка рисунков по теме недели. |
ОД | ||||||
Прогулка: | Наблюдение за неживым объектом. Рассматривание тополя. Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется, что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева) Труд. поручения: очистить вместе со всеми цветник от мусора, размести дорожки. П.и «Кот и мыши». «Уголки». продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. | «Попади в цель одной рукой» -упражнять в метании в цель одной рукой - | Признаки весны: поощрять стремление детей самостоятельно находить признаки весны, передавать в речи результаты наблюдений. формирование основ экологической культуры детей П/игра: «Еще вейся плетень» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами. | Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной игровой деятельности Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки. Объяснить и разучить примету: «Коли в мае дождь, будет и рожь». (Н.Д.-Ю.У.) | ||
Работа перед сном | ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры). Д./и. Птицы, звери, рыбы» Цели: развивать мышление, речь, быстроту реакции; формировать умение точно выполнять правила игры. | |||||
Вечер: | Сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов» цель: закрепить названия цветов, правила поведения в магазине Обведение по контуру. Словесные игры «Угадай по описанию» - учить отгадывать слово по описанию. Развивать внимание, память, речь, словарный запас детей. Воспитывать любовь к словесным играм. | Д/ игра «Доскажи словечко» - развивать фонематический слух, умение рифмовать. | Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. | Самостоятельная деятельность в центре творчества (раскрашивание раскрасок). | ||
Прогулка | Наблюдение за солнцем. Цель: развивать любознательность. Худ. слово. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ... Цель: закрепить умение отгадывать загадки. (Н.Д.-Ю.У.) Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Календарно – тематического планирования в старшей группе по теме «Профессии. Инструменты» по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Календарно – тематическое планирование в старшей группы по теме: «Профессии. Инструменты» по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е....
календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Правила дорожного движения. Безопасность на дороге
календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Правила дорожного движения. Безопасность на дороге...
календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Новый год
календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Новый год...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Труд людей в природе"
Цель деятельности педагога: закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнер) и технике, расширять ...
План работы по теме календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Моя Родина"
В материале автор предлагает вариант работы по теме "Моя Родина" из собственного опыта работы. План содержит игры, беседы, художественную литературу, дидактические игры и практическую деятел...
Календарно – тематическое планирование в старшей группе по теме "Предметы, материалы и их свойства" (Стекло, керамика, бумага, дерево, кожа) в подготовительной группе
Задачи:Закреплять умение детей узнавать предметы, из стекла, керамики, бумаги, кожи, дерева. Отличать их друг от друга, устанавливать причинно - следственные связи между назначением, строение и матери...
Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"
Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"...