Занятия к сказкам
методическая разработка

Омельчук Марина Николаевна

В данном материале представлены конспекты занятий к сказкам для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_k_skazkam.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

«Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»

с опорой на серию сюжетных картинок»

Цель: Способствовать развитию связной монологической речи.

Задачи:

1. Образовательная область «Коммуникация».

Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных   картинок.

Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста; словами- признаками, путем подбора признаков к предметам. Развивать навык текстообразования.

2. Образовательная область «Познание».

Закрепить представления о временах года.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Упражнять детей в умении отгадывать загадки, познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

4. Образовательная область «Физическая культура».

Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.

5. Образовательная область «Музыка».

Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.

6. Образовательная область «Социализация».

Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование:  Сюжетные картинки:

Старик и старуха грустные сидят.

Старик и старуха лепят Снегурочку.

Снегурочка-помощница по дому.

Снегурочка грустит весной.

Снегурочка идет в лес с подружками.

Снегурочка прыгает через костер.

Снегурочка превращается в облачко и улетает.

Костюм весны (для педагога), костюм Снегурочки (для ребенка 6-7 лет), силуэты Снегурочки для штриховки.

Магнитофон. Аудиозапись   мелодий: «Весенние шумы», «Зимняя стужа».

Лингвистический материал: Слова: снег, Снегурочка, снежинка, снегопад, снежки, снежные и др.

Текст русской народной сказки «Снегурочка».

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» с воспитателем.

Ход НОД.

1 часть. Организационный момент.

(Включается аудиозапись мелодии «Весенние шумы»)

Педагог: Здравствуйте, дети! Сейчас я вам загадаю загадку. Внимательно послушайте и постарайтесь ее отгадать.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

Дети: Весна.

Педагог: Молодцы, наступило время года - весна, сейчас идет второй весенний месяц…

Дети: Апрель.

Педагог: Посмотрите внимательно на экран. Вот он - Апрель.

Педагог: А какое время года было перед весной?

Дети: Зима.

Педагог: Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Педагог: Молодцы, верно, назвали зимние месяцы.

Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, как вы только услышите в нем слова родственные со словом снег, хлопните в ладоши .

Будьте внимательны.

«Идет снег . Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад. Саня и Соня лепят снеговика. На варежку Сони упала пушистая снежинка. Коля и Петя играют в снежки».

Логопед: Дети, какие вы слова услышали слова, родственные со словом «снег»? Произнесите их.

2 часть. Основная часть. 

(Включается аудиозапись мелодии «Зимняя стужа»).

(Раздается стук в дверь, входит девочка из подготовительной к школе группы, одетая в костюм Снегурочки, здоровается с детьми).

Педагог: Кто это пожаловал к нам в гости?

Дети: Это Снегурочка.

Педагог: Верно. Здравствуй, Снегурочка. Она пришла к нам, чтобы рассказать вам русскую народную сказку о себе, которая так и называется «Снегурочка». Садись, Снегурочка, расскажи сказку, порадуй ребят. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить сказку. Потом мы будем ее пересказывать. (Приложение 1).

Педагог: Ребята, кто главный герой сказки?

Дети: Снегурочка.

Педагог: Почему сказка называется «Снегурочка»?

Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».

Педагог: Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?

Дети: У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега.

Педагог: Чему радовались старик со старухой?

Дети: Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти.

Педагог: Какая была Снегурочка?

Дети: Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.

Педагог: Какая Снегурочка стала весной?

Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.

Педагог: Почему Снегурочка стала весной грустная?

Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.

Педагог: Куда пошла Снегурочка с подружками?

Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.

Педагог: Что с ней случилось в лесу?

Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.

Педагог: Почему она растаяла?

Дети: Потому что она из снега была сделана.

Педагог: Эта сказка веселая или грустная?

Дети: Сначала веселая, а в конце грустная.

Педагог: Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».

Дети: Да.

3 часть. Динамическая пауза

(Дети выходят на палас и встают в круг)

Педагог: Ребята, давайте   расскажем и покажем, как просыпается природа в апреле.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель!

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Медленный бег.

 

Ходьба мелкими шагами.

 

 

Двигаются как медведи.

 

 

Взмахи руками.

Разводят руки в стороны, вверх.

Педагог: Посмотрите, какой красивый подснежник у нас расцвел.

Продолжение основной части 

Педагог: Молодцы, садитесь. Продолжаем занятие.

Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.

Педагог: На экране будут появляться картинки. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.

- Что изображено на этой картинке?

Дети: Старик и старуха грустные сидят.

Педагог: Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.

Дети: Горе у старика со старухой было: детей у них не было.

Педагог: Что изображено на этой картинке?

Дети: Старик и старуха лепят девочку.

Педагог: Вспомните, как об этом в сказке говорится?

Дети: Говорит старик старухе:

- А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?

А старуха в ответ:

- Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.

Педагог: А вот и следующая картинка, что на ней изображено?

Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.

Педагог: А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?

Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в реках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Педагог: Что вы видите на следующей картинке?

Дети: Снегурочка сидит и грустит весной.

Педагог: А как это в сказке описывается?

Дети:   Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.

Педагог: На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?

Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут:

- Пойдем с нами Снегурочка в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать! Неохота Снегурочке в лес идти. А тут дед с бабкой велят: - Иди, иди снегурочка, повеселись с подружками.
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.

Педагог: А что вы видите на этой картинке?

Дети: Снегурочка прыгает через костер.

Педагог: Припомните, как об этом в сказке говорится?

Дети: Когда солнце за лесами спряталось, разожгли они костер из хворосту, да давай по очереди через огонь прыгать-скакать, да желания загадывать. До Снегурочки последней очередь дошла. Неохота прыгать Снегурочке, да пристали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!. Разбежалась Снегурочка и прыгнула.

Педагог: А на этой картинке мы видим, что Снегурочка обратилась в облачко. Как в сказке рассказывается об этом событии?

Дети: Обернулась облачком белым и в небо уплыла. Растаяла Снегурочка.

Педагог: Молодцы ребята, точно припомнили фразы из сказки.

Давайте теперь все вместе попробуем рассказать сказку, глядя на экран. Я буду вам помогать, старайтесь, будьте внимательными.

«Жили-были …»

Дети: старик со старухою.

Педагог: Все у них шло ладно, и жили они…

Дети: дружно.

Педагог: Все бы хорошо, да одно горе…

Дети: Бог детей не дал.

(Таким образом, с помощью договаривания фраз, начатых педагогом, дети пересказывают сказку).

Педагог: Молодцы. Кто пойдет и перескажет нам сказку, можно смотреть и опираться на картинки.

(Педагог предлагает пересказать сказку 2-3 детям. При необходимости оказывает помощь: подсказ нужных слов, фраз)

- Ребята, вам понравилась, как Саша пересказал сказку?

Дети: Да, Саша очень подробно пересказал сказку, но забыл сказать, во что превратилась Снегурочка, когда прыгнула через костер.

Педагог: Вы очень внимательные, напомните Саше, во что превратилась Снегурочка?

Дети: Стала белым облачком и уплыла в небо.

(Педагог привлекает детей к анализу каждого пересказа. Дети тактично учатся отмечать достоинства и ошибки пересказов. )

Педагог: Молодца ребята, мне очень понравилось, как вы пересказали сказку. Вы старались пересказывать близко к тексту, пользуясь красивыми (образными) выражениями, описанными в тексте сказки. А тебе Снегурочка понравилось как ребята пересказывали сказку?

Снегурочка: Очень понравилась.

Педагог: Ребята, какое родственное слово к слову снег вы могли бы еще назвать. После знакомства со сказкой «Снегурочка?»

Дети: Снегурочка!

Педагог: Верно, вы очень внимательные.    

3 часть: Итог .

Педагог: -Ребята, какую сказку сегодня на занятии вы учились пересказывать?

Дети: Сегодня на занятии мы учились пересказывать русскую народную сказку «Снегурочка».

Педагог: Верно. На память о встречи с вами Снегурочка хочет подарить каждому из вас силуэт Снегурочки, который нужно будет дома раскрасить.

(Снегурочка раздает детям силуэты Снегурочек, по желанию предлагает детям раскрасить их).

Снегурочка: А сейчас мне в лес пора, до встречи, ребята!

(Дети прощаются со Снегурочкой).

Педагог: Не забудьте дома своим родителям и друзьям пересказать полюбившуюся сказку «Снегурочка».

А сейчас давайте друг другу улыбнемся и похлопаем.

Конспект занятия. Чтение  сказки  «Мороз Иванович».

Задачи:

1.Знакомство с содержанием сказки.

2.Развитие навыков связной речи, памяти и логического мышления.

3.Развитие познавательных интересов

Ход занятия.

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратились лужи в стекла,

Стали снежными сады.

Над землёй мороз крепчает,

Наступили холода.

Выпал снег, метель бушует.

Надвигается...

(Зима)

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною - голубой.

Он за ворот и карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

        (снег)

По ночам, в морозной мгле,

Я рисую на стекле.

Утром виден из-за штор

Мой затейливый узор.

И деревья, и кусты

Небывалой красоты.

(иней)

Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.
- Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?

Беседа с детьми о зиме.

Проводится физкультминутка. Зайка.
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

Чтение  сказки «Морозко».

Беседа по содержанию  сказки.

1.Понравилась ли вам сказка?

2.Что запомнилось?

3.Кого было жалко?

4.А кого нет?

5.Как  жилось падчерице и старухиной дочери.

6.Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь .

7.Почему  Морозко сжалился над падчерицей?

8.Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?

Добрая                                                      Ленивая

Трудолюбивая                              Грубая

Вежливая                                      Вредная

Ласковая                                     Сварливая

Терпеливая                                     Злая

Почему?        

9.Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?

10.И что она получила от Морозко?

11.А какая была старухина дочь? И что она получила?

Выделение главной мысли.

12.Как вы думаете, по заслугам они получили?

13.Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

Подведение итогов занятия. Предложить   детям нарисовать любимого героя.

 


                 РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДВА МОРОЗА»
Цель: учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум, смекалку.
                               Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.
- Ребята, какое сейчас время года? (
Зима)
                                        Невидимкой, осторожно
                                        Он является ко мне,
                                        И рисует, как художник,
                                        Он узоры на окне.
                                        Это - клён, а это - ива,
                                        Вот и пальма предо мной.
                                        Как рисует он красиво
                                        Белой краскою одной!

                                                               Ответ: Мороз
- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!» (хором)
- Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Два Мороза»

2. Работа над сказкой «Два Мороза».
1) Чтение сказки педагогом.
2) Высказывания детей.

3) Сравнение двух Морозов (выборочное чтение).
– Какова основная мысль сказки?
– Как вы понимаете слова: «Топор лучше шубы греет»?
- Понравилась сказка?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы?
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?
4) Соотнесение содержания сказки с пословицей.
– Какие еще пословицы можно подобрать к этой сказке?
                                Береги нос в большой мороз.
                               В зимней шубке и морозы - шутка.
                                Зима лодыря морозит.
5) Словарная работа
- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.
ко-ло-коль-чик  

бу-бен-чик

дро-во-сек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за- ба-вить-ся
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
Дровосек – человек, рубящий дрова;
Купец– богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
IV. Итог занятия.
- С какой русской народной сказкой познакомились?
- О ком рассказывается в сказке?
- Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)
Домашнее задание: рисунки к сказки «Два Мороза».

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Сказка «Морозко»

Конспект занятия по становлению нравственной личности дошкольников через использование детских рассказов и сказок.

Тема: Сказка «Морозко»

Цель занятия: Уточнить представление детей о таких моральных качествах как доброта и злость. Познакомить с такими моральными качествами, как вежливость и грубость. Развивать способность передавать с помощью жестов, мимики, интонации эмоциональное состояние персонажей сказок.

Материал к занятию: сундучок, письмо, снежинка, шкатулка с украшениями, иллюстрации к сказке, элементы костюмов, схематичные рисунки эмоций человека, «сердечки» из бумаги вырезанные детьми накануне.

Предварительная работа: Чтение сказки «Морозко».

Ход занятия:

Воспитатель: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнём занятие - игру со светлой, доброжелательной улыбки.

Сюрпризный момент. Раздаётся стук в дверь, за дверью сундучок.

Воспитатель: Интересно, кому это? (читает) «Старшая группа детский сад «Солнышко»». Значит это нам. Давайте откроем и узнаем что там внутри. [Достаёт варежку, снежинку, шкатулку с украшениями). Как вы думаете, ребята, почему эти предметы лежат в сундучке? Кто нам их принёс?

Воспитатель: Здесь ещё и конверт с письмом. Прочтем, может быть станет ясно, что это за сундучок. «Угадайте, из какой сказки эти предметы? » Правильно, из сказки «Морозко». В этой сказке вежливость и грубость сильно повлияли на жизнь двух девочек. Давайте вспомним, как это было. (С помощью иллюстраций из сказки дети вспоминают краткое содержание сказки).

Демонстрация схематичных рисунков изображающих эмоции человека.

Воспитатель: Выберите маску, с каким лицом разговаривает старухина дочка с Морозко, а с каким - дедова.

Драматизация отрывка из сказки.

Воспитатель: В мешке ещё есть костюмы. С их помощью мы сможем, как артисты показать фрагменты сказки. (Распределяют роли, артисты готовятся на «сцене», зрители рассаживаются перед «сценой») .

Воспитатель: Чтобы сказка началась нужно сказать заклинание. Повторяйте за мной:

Два раза хлопни,

Три раза топни.

Вокруг себя, обернись

И в сказочной стране очутись.

(Дети разыгрывают два фрагмента: «Встреча Морозко и стариковой дочки», «Встреча Морозко и старухиной дочки») .

Беседа.

Воспитатель: Тепло ли было стариковой дочке когда к ней подходил Морозко? (ответы детей: «нет», «холодно»). Для чего она говорила неправду? (чтобы не обидеть Морозко, чтобы не расстроить, стеснялась)

Морозке было приятно слышать добрые слова?

Что чувствовал дед, когда вёз свою дочь в лес? (отчаянье, грусть, печаль, безысходность) .

Понравилось ли Морозке, как ему отвечала старухина дочка?

Психоэтюд «Морозко» (Авторская разработка)

Воспитатель: Давайте изобразим чувства героев сказки, вставайте в круг. (Дети изображают эмоции героев сказки) .

Вот старуха стоит

И сердито глядит,

Она топает ногами,

Кулаком она грозит.

Дочка бабкина зевает,

Только спать и есть желает,

Разленилась, потому

Не поможет никому.

А вот дедушка - старик

Головою поник,

Он печален день и ночь –

Потерял свою дочь.

Вот Морозко идёт,

Дочку дедову ведёт.

Рукавицей белкам машет,

Ёлкам шубы раздаёт.

Дочка дедова ловка -

Пожалела старика:

Быстро выбила перины,

Пирогов напекла.

Игра «Ладошки» работа с пословицами.

Воспитатель: послушайте пословицы, если вы считаете, что пословица подходит к сказке, хлопните в ладоши.

«Как аукнется, так и откликнется», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», Что посеешь, то пожнёшь».

Игра «Угадай кто? »

Воспитатель: Я буду говорить качества героев сказки. А вы определите, кому они относятся.

«Добрая, трудолюбивая, скромная, вежливая, ласковая».

«Ленивая, грубая, жадная».

«Бессердечная, злая, жестокая».

«Справедливый, честный, весёлый».

«Робкий, грустный, нерешительный».

(Повесить иллюстрации героев)

Воспитатель: Смотрите что я захватила с собой. Это сердечки, которые мы с вами вчера вырезали. Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? (Когда влюблены). У вас тоже есть свои любимые герои в этой сказке, те, кого вы полюбили? Я дам каждому из вас по сердечку, а вы подарите их своему любимому герою сказки, а потом мы посмотрим, у кого из этой сказки будет больше всего сердечек.

Итог занятия:

(Дети определяют у кого из героев больше сердечен)

Воспитатель: Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Цель: Формировать основы нравственных начал у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями  художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать у дошкольников понятия о добре и зле, о хороших и плохих поступках, учить детей понимать, что трудиться хорошо, а лениться – плохо.

- Обогащать речь детей  прилагательными, характеризующими героев произведения. (Серьёзный,  строгий, ленивая, трудолюбивая,  ласковая, умелая.)

- Продолжать учить детей понимать смысл пословиц

Развивающие:

-  Развивать у детей умение изображать действия при помощи мимики и жестов.

-  Развивать интонационную выразительность речи.  

Воспитательные:

Воспитывать у детей умение оценивать свои и чужие поступки.

Воспитывать артистические качества дошкольников.

Оборудование: «подарки» - в подарочной упаковке в контейнере  ожерелье из льдинок и настоящие бусы.   Письмо от Мороза, книга сказок. Зеркало для каждого ребёнка. Фонограмма (звуки  метели), проектор, ноутбук, изображения смайликов по количеству детей: весёлые, хмурые.

Предварительная работа:

- чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»;

- Дид. игры: «Хорошо  - плохо», «Мои хорошие поступки».

- просмотр мультфильма «Мороз Иванович»

Ход  мероприятия:

Мотивационно-ориентировочный этап.

Слайд 2 пейзаж зимнего леса.

Педагог просит детей закрыть глаза и представить, что дети находятся в зимнем лесу. Звучит фонограмма (метель).

Дети открывают глаза  Картинка (Терем).

В зимнем лесу стоит замечательный, чудесный терем. Как вы думаете, чей он? Кто в нём живёт? ( Мороз, Мороз Иванович).

Дети рассматривают картинки к сказке, рассказывают что изображено.

Если дети не догадываются сами, педагог подсказывает.

Кто изображён? (Мороз Иванович)

Чем занимается М.И. Какие его важные дела? ( Укрывает землю снегом, рисует волшебные узоры, посылает морозы, холода.)

Какой М И? ( Ответы детей: большой, справедливый, строгий, серьёзный, добрый, благородный, седой, трудолюбивый, суровый).    

Игра « Превращения». « Мимическая разминка»

Воспитатель: Попробуйте сейчас изобразить Мороза только при помощи мимики  лица, без слов. Для этого пройдите к столам. Сначала девочки, затем – мальчики.  Дети берут зеркала в правую руку, смотрят в них и изображают Мороза!

Ну, молодцы, ребята, все  справились!

Педагог вносит  красивую коробочку и сообщает, что эти подарки передал МИ и  нужно разобраться, для кого они приготовлены. Может быть вы мне поможете понять,  кому Мороз хочет подарить эти подарки? Мне Мороз Иванович разрешил посмотреть, что это за подарки. Открывает коробочку и  рассматривают. В коробочке два ожерелья: ледяное и настоящее.

Рассматривают  ожерелья. Чем отличаются ожерелья. Воспитатель предлагает  потрогать ожерелья.

Ответы – предположения детей (Одно ледяное, другое настоящее)  

– А что будет со льдом, если его оставить в тепле?( растает)

Кому мы должны передать такие подарки? ( Ленивице и Рукодельнице из сказки» Мороз Иванович».)

«Познакомимся с героями сказки»  

Что значит Рукодельница? Словообразование ( рукодельница - руками делать) Ленивица- потому что ничего не хотела делать.

- Какую работу выполняла Рукодельница и  Ленивица?

- Игровой этюд «Что девочки делали, не скажем, а покажем».

Ход игры:

Воспитатель выбирает одного ребёнка по желанию, говорит ему задание на ушко, ребёнок жестами показывает действия, остальные дети  отгадывают,

что он показал. Затем, дети сами задумывают, что будут показывать.

Воспитатель: Молодцы, ребята, показали и рассказали, какую работу выполняли девочки у Мороза!

Физ. Минутка: «Не боимся мы мороза!»

- Не боимся мы мороза,

- Ловим снег, играем с ним.

- Руки в стороны, по швам,

- Снега хватит нам и вам!

- Мы шагаем по сугробам,

- По сугробам крутолобым.

- Поднимай повыше ногу,

- Проложи себе дорогу.

Два смайлика (весёлый и хмурый).

- Какой смайлик вы бы отдали Рукодельнице, а какой для Ленивице? Почему?

-  «Ленивица и Рукодельница (какая?)»

Игра «Подбери словечко». (Картинки две девочки).

Воспитатель предлагает детям  охарактеризовать   Рукодельницу и  ответить на вопрос: какая? (добрая, ласковая, трудолюбивая, умелая, терпеливая, уважительная, послушная, внимательная, заботливая.)  И  Ленивицу! Какая?

-(грубая, злая, невоспитанная, вредная, сварливая, ленивая, крикливая, неумелая, неряшливая).

Ход игры:  Дети подходят к столу по одному, на котором вниз рубашкой  лежат смайлики, выбирают себе смайлик, если – весёлый, подбирают слово про Рукодельницу. Если – хмурый, про Ленивицу.

Воспитатель: Вам нравится сказка МИ? А вы хотели бы   поиграть в сказку? Распределение ролей. «Играем в сказку».

- Кому я сейчас дам в руки волшебную снежинку, тот немедленно превратится  в Ленивицу или Рукодельницу  и будет отвечать на вопрос

Мороза Ивановича.  «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?»

Тепло  Морозушко,  тепло, батюшко!

Воспитатель: Ребята, сначала я буду Морозом, а затем будете выполнять самостоятельно.

На этот же вопрос отвечала Ленивица: Ты что, не видишь старый? У меня

и руки и ноги замёрзли! Отстань от меня!

Затем воспитатель  предлагает мальчику и девочке сыграть роли Мороза и Рукодельницы, Мороза и Ленивицы. (две- три пары).

Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо  и выразительно показали девочек из сказки!

- Ребята, а на кого из девочек вам хочется быть похожими?  (Ответы  детей:

на Рукодельницу, потому что она  добрая, воспитанная, уважает старших,

всё умеет делать.)

- Как вы думаете, справедливо ли поступил Мороз Иванович, подарив такие разные подарки?

Работа с пословицей: « Какова работа, такова и награда».

- Воспитатель: Ребята, о  трудолюбии, об  отношении к труду  есть русская народная пословица: « Какова работа, такова и награда».

- Как вы, ребята, понимаете  эту  пословицу: «Какова работа, такова и награда»? (Ответы: сколько человек поработает, столько и получит.

Что заработал, то и получает. Как человек работает, такую награду и получает.)

- Можно ли эту пословицу применить к сказке «Мороз Иванович»? ( Да! потому что в этой сказке, девочки получили, что заслужила каждая.)

 Что бы вы посоветовали  Ленивице  сделать для того, чтобы и она получила настоящие подарки, а не сосульки? / Ответы детей: исправиться, стать Рукодельницей, научиться всему.

Воспитатель: Молодцы! - Чтобы  быть такой как Рукодельница, нужно многому учиться, стараться и никогда не лениться.

И мы с вами сегодня не ленились. Что вам понравилось делать сегодня на занятии? Чему мы научились?  (показывать Мороза в зеркало, говорить за героев, подбирать слова к героям, изменять голос и т.д.)

ОБОБЩИТЬ И ПОДЫТОЖИТЬ

Воспитатель: Ребята! Посмотрите,  а  в коробке еще что-то есть! (достаёт письмо). Показывает детям письмо от Мороза! Интересно, что же он вам пишет? Читает письмо:

Письмо!

Дорогие друзья!  В  сказке труд и доброта всегда вознаграждаются, а лень и равнодушие наказывается. Сегодня   вы  были дружными, внимательными, любознательными, трудолюбивыми, научились различать добро и зло.  

Я  дарю вам книгу  Добрых Сказок!

                                                                                            Ваш Мороз Иванович

Воспитатель: мы обязательно прочтем все сказки и  будем стараться   и в будущем  быть добрыми,  трудолюбивыми, воспитанными людьми.

Познавательно-игровое занятие

Тема: «Путешествие в сказку «Двенадцать месяцев»

Группа: подготовительная

Образовательная область: познание.

Интеграция с другими областями: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Пояснительная записка: Желая сделать занятия увлекательным я объединила пройденный материал и знания детей по окружающему миру, экологии, математике и аппликации. Дети любят экспериментировать, поэтому включены опыты с водой и снегом. Но главное, хочется научить детей доброте и желанию помогать людям и животным, а также  беречь родную землю.

Программное содержание:

  1. Продолжать обучать детей решать логические  задачи, а также задачи на сложение и вычитание.
  2. Закреплять знания о временах года, месяцах, зимующих птицах и семенах.
  3. Формировать навык  понимания учебной задачи и умению выполнять ее самостоятельно.
  4. Экспериментальным путем закреплять знания детей о свойствах воды, развивать логическое мышление, интерес к экспериментально – исследовательской деятельности.
  5. Воспитывать у детей доброе отношение к людям и животным. А также стремление и готовность помочь друг другу в осуществлении общих целей.
  6. Развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы развернутым ответом.

Структура:

Игровая мотивация  (в гости к детям пришла Настенька из сказки «Двенадцать месяцев» (девочка из группы), (воспитатель «превращается в волшебницу»).

1 часть – «Ребята попадают в сказку»

2 часть – «Знакомятся с зимующими птицами леса»

3 часть – «Экспериментально – исследовательская деятельность»

4 часть – «Оформляют аппликацию «Корзина подснежников»

Итог: дети закрепили знания о временах года, месяцах, зимующих птицах, экспериментальным путем узнали о свойствах воды, сформировали навыки решения математических задач.

Общее время: 30 минут

Резервное время: 3 минуты

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

Воображаемая ситуация, рассказ, рассматривание предмета, сравнение, опыты.

Организация детей:

1 часть – «Ребята выполняют задания волшебницы».

2 часть – «Помогают птицам в лесу, решают логические задачи»

3 часть – «Проводят опыты  с водой и снегом.

4 часть – «Помогают Настеньке найти подснежники»

Оборудование: 2 фланелеграфа, детское игровое сито, стеклянная емкость, бытовой фен, настольная лампа, накидка для волшебницы, кормушка для птиц.

Демонстрационный материал: изображения птиц, незаконченная коллективная аппликация «корзина подснежников».

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 до 12, бумажные цветы подснежников, мешочек с семенами (горох, пшено, подсолнечник, овес, тыква).

Предварительная работа: ознакомиться со сказкой «Двенадцать месяцев», инсценировка родителями сказки «Двенадцать месяцев» на собрании, провести  беседы по темам «Состояния и свойства воды», «Времена года и месяцы».

Содержание

Основные

понятия

Методические приемы и рекомендации

Воспитатель: - Здравствуйте, дети!

Ой, слышите, кто-то плачет? Давайте подойдем поближе. Кто это? Вы ее узнали?

(Ответы детей).

Что с тобой, Настенька?

 (Настя отвечает по содержанию сказки)

 Ребята, нас много, а она одна. Давайте ей поможем найти подснежники. Для этого сейчас мы с вами закроем глаза и с помощью волшебных слов попадем в сказку.

(Воспитатель надевает накидку и превращается в «волшебницу» и произносит сказочные слова).

«Волшебница» (далее «Вол»): Вот мы и в сказке. Сколько месяцев в сказке?

(Ответы детей).

 Поэтому и сказка называется..,

(Ответы детей).

Вол: Правильно, а давайте вспомним месяцы: весны, лета, осени и зимы.

(Ответы детей.)

Времена года

Месяцы

Показ, беседа, ответы на вопросы. Создается «проблемная ситуация» при решении, которой дети должны ответить на вопросы волшебницы и попасть в сказку.

Воображаемая ситуация (игровой метод)

Вол: Зимой очень холодно, и птицам, которые живут в лесу, нужна ваша помощь. Чем мы можем им помочь?

 (ответ детей)

(Лежит мешочек с семенами, весит кормушка) Ребята рассматривают семена и насыпают их в кормушку.

Настенька: «Спасибо вам большое. Теперь птички будут здоровы и не погибнут зимой». Дети подходят к фланелеграфу, где на ветке сидят зимующие птицы.

Клест

Семена овса, подсолнечника, тыквы.

Беседа с ребятами.

Объяснение сопровождается показом семян в мешочке

Настенька: Какие птицы живет в лесу. Сколько   их? (ответы детей)
Вол: Ой, посмотрите, к нам  незнакомая птичка прилетела?  Красивая, клюв у нее интересный. Настенька, а ты знаешь эту птичку?
(Настенька: Клест).
Вол: «Какой у него удивительный клюв!»
(Дети рассматривают изображение птицы).
Физкультминутка. Подвижная игра «В птицу превратись».
Воспитатель говорит слова: «Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись». Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в вороны, голубя

Если дети не догадываются , то воспитатель подводит их к ответу.

Игра «В птицу превратись

Вол: Какой по счету второй месяц зимы?

(Ответ детей)

Настенька: Правильно. Месяц февраль прислал нам письмо. Давайте откроем его и прочитаем.

(Открываем письмо, Настенька читает загадки, дети их отгадывают.)

Логические загадки:

– Сколько ушей у трёх мышей?
– Сколько лап у двух медвежат?
– У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
– Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Настенька: Какие вы умные, ребята! Теперь я уверена, мы с вами обязательно найдем подснежники.

Логические загадки

Если дети не догадываются, то воспитатель подводит их к ответу

Вол: Засветило солнышко, задул теплый ветерок, тает снег, побежали ручейки и речки – пришел месяц март. Ребята, а  мы тоже можем растопить снег! Настенька принесла нам немного снега из леса. Я превращу настольную лампу в солнышко, а мамин фен будет у нас ветерком, он ведь дует таким же теплым воздухом. Попробуем с вами увидеть, как тает весной снежок!

 (Дети подходят к столу, где проводят опыт и делают вывод: вода бывает в твердом и жидком состоянии).

Вол: Ребята, побежали в лесу ручейки и речки, но я не знаю чистая ли  в них вода. Если она будет грязная, то животные могут заболеть. Помогите мне узнать это. У меня есть платочек, который очистит нашу воду от грязи. То, чем люди очищают воду от грязи, называется фильтром. Пусть вода протечет через наш фильтр - платочек и мы сможем  рассмотрев его, увидеть грязный он или нет, и узнать: Какая вода в лесу?

(Дети проводят опыт, рассматривают платочек и делают выводы).

Опыт

Фильтр

Беседа, показ, контроль и объяснение во время проведения опытов.

Индивидуальная работа с детьми во время проведения опытов.

Воспитатель затрагивает экологическую проблему, и ставит перед детьми проблемную ситуацию

Вол:(читает стихотворение Ивана Белякова).
Веселый апрель улыбнулся
Запел ,загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталине встал.

Ребята, теперь мы сможем помочь Настеньки  Наступил месяц апрель и мы соберем подснежники.

Дети собирают подснежники  и складывают в корзинку, затем наклеивают их на панно.

Настя: Спасибо вам ребята, что вы  помогли мне в трудную минуту. Вы очень добрые и отзывчивые дети.

(Настя угощает детей лесными орехами)

панно

Индивидуальная помощь во время работы с бумагой клеем и ножницам.

Беседа, показ во время работы.

Задания по сказке "Двенадцать месяцев":
Игра с мячом «Звуковая чехарда»
. (Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.)
 -Я качу мяч одному из вас и задаю вопрос. Вы ловите мяч, отвечаете на вопрос, а потом возвращаете мяч мне.
Названия каких месяцев начинаются с твердого согласного звука М? (Март, май.)
Названия каких месяцев начинаются с гласного звука И? (Июнь, июль.) Названия каких месяцев заканчиваются  мягким согласным звуком Ль? (Февраль, апрель, июль.)
Названия каких месяцев заканчиваются  мягким согласным звуком Рь? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
Название какого месяца состоит из трех звуков? (Май.)
Название какого месяца состоит из четырех звуков? (Март.)
 Составьте звуковые схемы двух последних месяцев. (Выполняют за столами.)
 
   Беседа по сказке «Двенадцать месяцев». (Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Развитие диалогической речи. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков.)
-Вспомните сказку «Двенадцать месяцев». Кого вы видите на этой иллюстрации? Что они делают? (Ответы детей.)
О чем они спросили падчерицу?
Что рассказала им падчерица?
Кто пожалел девочку и решил помочь ей?
И что произошло?
Почему месяцы пожалели девочку и помогли ей?
Как поступили месяцы?
 
Игра с мячом «Скажи наоборот». (Пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.) Игра в кругу.
-Давайте вспомним о других героях сказки и поиграем в игру «Наоборот».
Падчерица добрая, а мачеха … (злая).
Королева капризная, а падчерица … (послушная).
У падчерицы коса длинная, а у дочки … (короткая).
Январь холодный, а апрель … (теплый).
Игра «Собери подснежники». (Совершенствование грамматического строя речи – предложно-падежные конструкции.)
 На коврографе закреплены плоскостные изображения дерева, кочки, камня, подснежников.
-Падчерица собирала подснежники в лесу. Сейчас вы тоже будете делать то же самое и рассказывать о том, откуда вы достали цветы.
Я достал подснежники из-под дерева.
Я достала подснежники из-за камня.
Я сорвал подснежник с кочки.
Я собрал все подснежники возле кочки. И т.д.
Игра «Корзина подснежников». (Согласование числительных с  существительными.)
 на коврографе изображение корзины.
-Теперь уложите подснежники в корзину. Рассказывайте, сколько подснежников укладывает каждый из вас.
Я уложил в корзину пять подснежников.
Я уложила три подснежника.
Я уложил один подснежник.
Я уложил семь подснежников. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Комплексное занятие по сказкам Чуковского «В гости в сказку» старшая группа Третьякова Светлана Николаевна воспитатель высшей категории

Комплексное занятие по сказкам Чуковского«В гости в сказку» старшая группаТретьякова Светлана Николаевнавоспитатель высшей категории...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект занятия пересказ сказки в младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок».

Конспект занятия  пересказ сказки  в  младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок». Цель: обучение детей эмоциональному восприятию  сказки, запом...