Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы.До свидания, лето.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Горская Елена Ивановна

Цель: обобщить приобретённые знания о лете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы

Тема/проект: Адаптационно-каникулярная неделя. До свидания, лето.

Тип: информационно-практико-ориентированный

Сроки: 2 недели

Участники деятельности: воспитанники, воспитатели, родители, музыкальный, физкультурный руководители.

Цель: обобщить приобретённые знания о лете.

Задачи:

Расширять представления о лете, о изменениях в живой и неживой природе, простейших связям между ними.

Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад, желание поделиться своими летними впечатлениями, отразить их в разных видах детской деятельности, активизировать личный опыт дошкольников; 

Развивать у детей познавательную мотивацию и активность, интерес к разным видам совместной деятельности, творческие и коммуникативные способности

Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, конструктивные способы взаимодействия, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; позитивное отношение к себе и другим людям.

Название и форма итогового мероприятия: досуг «Я и лето»

Дата проведения итогового мероприятия:                                 Ответственные: педагоги

Итоговый продукт: стенгазета «Я и лето»

Содержание работы по теме

Образовательные области

 Виды

детской

деят.

Формы работы с детьми

Физическое развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика Комплекс №1 (Пензулаева Л.И.) 

Бодрящая гимнастика Веселые ребята (Т.Х. Харченко)

Дыхательные упражнения «Ароматный цветок», «Воздушный шарик», «Ветер», «Бабочка», «Цветок распускается»[1]. 

Глазная гимнастика «Радуга», «Спал цветок», «Волшебный сон»[2]

Игровой самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем вместе», «Пуговицы перебираем и стихи мы вспоминаем»[3] 

Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья», «соберем игрушки ножкой», «как ежик прячет свои иголки» (сгибание пальцев ног), ходьба с мешочком на голове (для сохранения осанки).

Физ. минутки «Бабочки», «Листики», «Девочки и мальчики», «Буратино», «Бегал по двору щенок»[4]

Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка», «В лес по ягоды», «Насекомые», «Цветы»[5]. 

Основные движения Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через набивные мячи, прыжки на двух ногах с продвижением вперед змейкой, броски мяча о пол между шеренгами одной рукой и ловля его двумя руками после отскока о пол, броски мяча вверх и ловля двумя руками.  

Строевые упражнения Ходьба в колонне по одному на носках, руки на поясе (колени не сгибать), бег в колонне по одному по сигналу ходьба в рассыпную, перестроение в колонну по два в движении, ходьба в колонне по одному между предметами.

Спортивные упражнения «Передай мяч», «Не задень», «У кого мяч?», «Найди и промолчи», «Достань до предмета»

Простейший туризм «Клеевой дождик» (держась за руки впереди стоящего преодолевать препятствия на пути), «Прогулка в лес»

Игровая

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Фигуры», «Ловишки с ленточками», «У медведя во бору», «Быстро возьми»,  «Стрекоза», «Займи свое место», «Солнце и тень», «Зеркало», «Ловишки», «Карусель», «Зайцы и волк», «Прыжки через ров», «Мы веселые ребята», «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Совушка», «Медведь и пчелы».

Народные (хороводные) игры: «Водянной», «Заря-зорница», «Золотые ворота», «Лапта», «Жмурки», «Городки», «Ручеек»

Игры с элементами спорта: «Попади в цель», «Летает – не летает», «По мостику», «Не урони мяч».

Игры-соревнования: Чья команда дольше припрыгает через шнур, чья команда быстрее припрыгает до объекта.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование: «Может ли растение дышать?», «Нужен ли корешкам растений воздух?», «Есть ли у растения органы дыхания?», «Уличные тени», «Лабиринт или как растение ищет свет»[6]

Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир): «Солнечные часы», «Как узнать время без часов», «Что такое тени, как они меняются в течении дня», «Что изменилось», «Что из чего сделано», «Назови одним словом», «Я знаю 5 названий …», «Строение растений (кустарников, деревьев)», «Чем похожи, чем отличаются».

Беседа «В гостях у лета», «Что нам лето подарило», «Когда солнце бывает опасным и как спрятаться от него», «Какие бывают цветы», «Летние явления в природе (гроза, гром, радуга, туман, роса)».

Проблемные ситуации: Как ведут себя насекомые в разное время дня? Без чего не вырастет цветик-семицветик? Куда уходит лето?

Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей): «Как я отдыхал летом», зарисовка, наблюдение «Календарь природы», «Календарь погоды», «Рост цветка»

Конструирование

Строительный материал, схемы, постройки: из палочек Кюзейнера «Дом из бревен», состав числа 5; из плоскостной мозаики из геометрических фигур «Цветочная полянка» (симметрия); из объемного конструктора «Маленькая деревенька», «Такие разные дома»; из блоков Дьеныша «Трактор», «Орнамент на скатерти»; из бумаги «Цветик-семецветик»; из счетных палочек «Солнечные лучи» (закрепляем счет до 5); из кубиков Сложи узор «Дорожка с чередованием», «Сложи вторую половинку картинки».

Оригами: «Бабочка», «Гусеница», «Ящерица»[7]

Игровая

Дидактические игры «Найди растение по описанию», «Кто где живет (животные, насекомые)?», «Узнай по части», «Сложи цветок», «Назови лишний цветок», «Разбери цветы», «Найди такой же», «Собери букет», «На лугу», «Когда это бывает? », лото «Времена года», «Найди среди цветов только луговые», «Назови грибы», «Назови деревья», «Составь фигуру», «Скажи, какой?», «Садовник», «Что общее, чем отличается», «Собери радугу», лото «Что где растет», «Воздух, земля, вода», «Полезно-вредно», «Опасно-безопасно».

Развивающие, настольные игры домино «Фрукты и ягоды», лото «Где растут цветы», лабиринты «Что вырастил садовник», бродилка «Веселый город», «Разложи по корзинкам съедобные и несъедобные грибы», мемори «Явления природы», «Виды спорта», летние пазлы, «Вершки и корешки», «Угадай, что в мешочке», «С какой ветки детки (пложы и листья)», «Ассоциации», «Помоги рассортировать мусор», «Что сначала, что потом», «Найди сове место».

Петербурговедение: рассматривание фотографий «Лето в Петербурге», мемо «Достопримечательности Петербурга», игра-фантазирование «Гуляем по летнему саду», мозаики «Екатерининский дровец», «Петергоф», лото «Мой Петербург».

Конструктивные игры «Юные садовники», «Город гномов, город великанов»

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседа «Как я провел лето», «В гостях у лета», «Самые разные цветы», «Летаем, ползаем, жужжим…», «Лето красное прошло», «Летние истории» (Гербова В.В.), «Если ты дома один», «Мой детский сад».

Моделирование речевой ситуации «Моя любимая игрушка» (составление описательного рассказа), «У речки» (составление рассказа по иллюстрации), «Что делать, если заблудился в лесу», «Что делать, если потерялся в городе».

Освоение компонентов устной речи:

ЗКР (гимнастик весёлого язычка) комплекс артикуляционной гимнастики «Поиграем в зоопарк»[8]

Словарная работа: «Подбери словечко», «Обобщающие понятия», «Назови ласково», «В гостях у гномиков и великанов», «Какой, какая, какое», «Что где можно делать?», «Закончи предложение», «У кого кто», «Отгадай по описанию», «Поварёнок», «Какой овощ пропустили».

Грамматический строй речи «Придумай и загадай загадку», «Поздравь куклу с днем рождения», «Составь предложение по схеме», «Писатель» (опиши выбранный объект), составь рассказ «Первый день Кати в детском саду»

Диалоговая речь «Как ты провел лето», «Где ты побывал этим летом», «Расскажи о своих друзьях»

Связная речь составь рассказ о лете (по мемотаблице), расскажи о своей любимой игрушке, «Загадай, а я отгадаю»

Словотворчество «Я люблю лето за ….», «Я люблю летом ….», «Самый красивый цветок  - это …»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (слушание) Н.Носов «Живая шляпа», К.Паустовский «Кот-ворюга», Э.Успенский «Разгром», В.Орлов «Ты мне скажи, реченька…», Т.Александрова «Домовенок Кузька», русская народная сказка «Заяц-хвастун», поэзия: М.Цветаева «У кроватки», М.Яснов «Мирная считалочка», А.Барто «Веревочка», С.Гордецкий «Котенок»

Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) Н.Носов «Живая шляпа», К.Паустовский «Кот-варюга», «Заяц-хвастун»

Рассказывание (пересказывание) русская народная сказка «Заяц-хвастун», Н.Носов «Живая шляпа».

Разучивание М.Яснов «Мирная считалочка», А.Барто «Веревочка», С.Гордецкий «Котенок».

Декламация (выразительное прочтение стихотворения) А.Барто «Веревочка», С.Гордецкий «Котенок».

Малые фольклорные формы песенки русские народные: «Николенька-гусачок», «Уж я колышки тешу…», «Ласточка, ласточка…», песенки народов мира: «Дом, который построил Джек» (англ. пер. Маршака), «Гречку мыли» (литовская).

Ситуативный разговор Расскажи свою любимую сказку; Каких насекомых ты видел на площадке, расскажи о них

Игровая

Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие) викторина «Угадай насекомого» (с использованием смарт-доски); загадки о насекомых, цветах; «Я знаю 5 названий …», «Придумай, как мы можем использовать скамейку (и другие предметы – цветок, лопатку)», «Правда или вымысел»

Театрализованные, режиссерские, игры-фантазирования (по мотивам литературных произведений) по мотивам произведения «Заяц-хвастун», Н.Носова «Живая шляпа»

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Коммуникативная

Свободное общение «Игры во дворе», «Витамины и здоровье», «Что мы знаем об игрушках», «Вспомним как надо правильно кушать», «Как мы можем помочь дворнику?», «Чистота –залог здоровья», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Если ты сломал веточку дерева».

Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) Правила поведения в группе, правила общения со сверстниками, «Кто такие вежливые люди?», «Почему, уходя домой нужно отпрашиваться?», «Правила дорожного движения»

Игровая

Игровые ситуации «В рощу к березкам», «Соберемся вечерком», «В террариуме», «Собираем гербарий».

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Пикник», «Ищем клад по карте», «Муравьишки стоят дом, чтобы жилось им дружно в нем», «Поликлиника: терапевт, окулист, лор».

Игры-драматизации телефонный разговор лиса и заяц из сказки, расскажи с помощью мимики и жестов «Был у зайца огород» В.Степанов, «Путешествие лисы по сказкам»

Театрализованные игры «Заяц-хвастун», «Два жадных медвежонка».

Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) «Как мы по лесу гуляли все что видели, считали», «Экскурсия по Петербургу», «В огороде и в саду, я помощником расту».

Игры на развитие эмоций (этюды) «Котенок, который хотел порадовать свою маму», «На полянке», «Медвежонок, который делал все кое-как», «Угадай эмоцию», «Про обидку и грустинку», «Маски», «Жадный пес»[9].

Коммуникативные игры «Ручеек», «Парочки-троечки», «Вежливые слова», «Назови ласково», «Зеркало».

Игры-фантазирования «Придумываем небылицы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Если бы я стал волшебником», «Сочини сказке другой конец».

Игры с правилами «Самый ловкий» (кто последний сядет на стул), «Горячо-холодно», «Можно-нельзя», «Что изменилось»,

Игры со строительным, природным или бросовым материалом «Лес, в котором все наоборот», «Муравейник», «Домики для насекомых».

трудовая

Самообслуживание Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), закреплять умение быстро одеваться, складывать одежду в шкаф, следить за ее чистотой и порядком в шкафу.

Хозяйственно-бытовой труд приучать добросовестно выполнять обязанности по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды, помогать поддерживать порядок в группе: убирать игрушки на место, протирать их.

Труд в природе прополка клумбы, сбор семян цветов, сгребание опавших листьев, сбор осенних листьев для гербария, дежурство в уголке природы.

Художественные труд (из разных видов материалов) создание гербария из цветов и листьев.

Художественно-эстетическое направление

Художественно-эстетическое направление

изобразительная

Рисование «Картина про лето», «Знакомство с акварелью», «Космея», «Укрась платочек ромашками»

Лепка «Вылепи овощи и фрукты для игры в магазин»

Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

музыкальная

Восприятие музыки (вокальное, инструментальное) «Детский сад» (муз.Филиппенко), «Песенка друзей» (муз. В.Герчик), «Листья золотые» (муз. Потапенко), «К нам гости пришли» (муз. Ан.Александровой), «Времена года - лето» (Вивальди).

Исполнительство (вокальное, инструментальное) «Детский сад» (муз.Филиппенко), «Песенка друзей» (муз. В.Герчик), «Листья золотые» (муз. Потапенко), «К нам гости пришли» (муз. Ан.Александровой), упражнения: «Две тетери», «Игра», «Зяблик».

Пение «Детский сад» (муз.Филиппенко), «Песенка друзей» (муз. В.Герчик), «Листья золотые» (муз. Потапенко), «К нам гости пришли» (муз. Ан.Александровой)

Музыкально-ритмические движения Марш (муз. Льва-Компанейца, Богославского, М.Рббера), пружинка, прямой галоп, шаг с высоким подниманием ног и подскоки, «Дружные пары», «Парный танец».  

Игра на музыкальных инструментах учить играть на металлофоне различные мелодии, «Марш» с использованием ударных инструментов.

Творчество (пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах) «Угадай, что звучит», «Пропой свое имя», «Кулачки и ладушки», «Кто назовет больше музыкальных инструментов», «Отгадай настроение музыки», «Найди все струнные инструменты», «Найди все ударные инструменты».

Создание условий для самостоятельной деятельности

Игровая

Сюжетно-ролевые игры (атрибуты для игры): «Детский сад», «Пикник», «Ищем клад по карте», «Муравьишки стоят дом, чтобы жилось им дружно в нем», «Поликлиника: терапевт, окулист, лор»

Театрализованные игры: театр би-ба-бо, костюмы 2 медвежат, лисы, волка.  

Настольно-печатные игры: «Найди растение по описанию», «Кто где живет (животные, насекомые)?», «Узнай по части», «Сложи цветок», «Назови лишний цветок», «Разбери цветы», «Найди такой же», «Собери букет», «На лугу», «Когда это бывает? », лото «Времена года», «Найди среди цветов только луговые», «Назови грибы», «Назови деревья», «Составь фигуру», «Скажи, какой?», «Садовник», «Что общее, чем отличается», «Собери радугу», лото «Что где растет», «Воздух, земля, вода», домино «Фрукты и ягоды», лото «Где растут цветы», лабиринты «Что вырастил садовник», бродилка «Веселый город», «Разложи по корзинкам съедобные и несъедобные грибы», мемори «Явления природы», «Виды спорта», летние пазлы, «Вершки и корешки», «Угадай, что в мешочке», «С какой ветки детки (плоды и листья)», «Ассоциации», «Помоги рассортировать мусор», «Что сначала, что потом», «Найди сове место», фотографии «Лето в Петербурге», мемо «Достопримечательности Петербурга», игра-фантазирование «Гуляем по летнему саду», мозаики «Екатерининский дровец», «Петергоф», лото «Мой Петербург», квадраты Никитина.

Познавательно-исследовательская

Кусочки различных тканей, широкие нитки, полоски фетра, листы цветного картона, ножницы, глина, соленое тесто, емкости с водой и красками, ленты различной ширины, растение и все необходимое для ухода, природный материал.

Коммуникативная

Иллюстрации на тему «Лето», карточки эмоций.

Восприятие  худ/ литературы

Картотека народных потешек, поговорок, загадок о лете, книги по теме недели. Книги с иллюстрациями сказке «Заяц-хвастун», рассказу Н.Носова «Живая шляпа», книги на летнюю тематику в книжном уголке.

Конструирование

Счетные палочки, палочки Кюзейнера, блоки Деныша, плоскостные фигуры математического пенала и образцы для конструирования к ним, мозаика «Полесье», гвоздики, объемный конструктор, игра «Выложи картинку» (ламинированные геометрические фигуры и схемы для наложения), крупный пластмассовый конструктор, схемы для конструирования.

Изобразительная

Раскраски по теме недели – лето, изобразительные материалы: карандаши, акварель, кисточки, ватные палочки, восковые мелки, альбомные листы, пластилин, глина, соленое тесто, ткань, ленты различной ширины. Примеры работ по теме недели. Алгоритмы по лепке, рисованию: цветок, дерево, ваза с цветами.

Двигательная

Мяч, мешочки, дорожки здоровья, коробка для игры «собери шишки, палочки ножкой», стойки или кирпичики, скакалки, кольцеброс, большие мячи, ленты.

Музыкальная

Музыкальные инструменты, ДИ «Какой музыкальный инструмент лишний», иллюстрации с музыкальными инструментами, лото «Музыкальные инструменты».

Трудовая

Тряпочки для вытирания игрушек, губки для обтирания листьев, лейки для полива, скотч для подклейки книг, корм в кормушку, лопаты для очищения дорожки от снега, алгоритмы для одевания, умывания, дежурства по столовой.

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Педагогическое просвещение

Вовлечение в образовательный процесс

Консультация для родителей «Игрушки для развития детей»

Памятка «Особенности развития детей от 5 до 6 лет».

            Консультация «О дополнительном образовании детей»

Создание стенгазеты «Как я провел лето»

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе»
  2. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.58
  3. http://www.myshared.ru/slide/1047574/ - артикуляционный комплекс «Приключения веселого язычка»
  4. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозайка – Синтез, 2005.
  5. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : «Просвещение», 1990
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. –М. :Карапуз-Дидактика, 2007.
  7. А.О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
  8. Ушакова У. М., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5 – 6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игр и упражнения.
  9. И.А.Пазухина «Давайте поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет) (4-5 лет), Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008
  10. Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников», Санкт-Петербург «Детсво-Пресс», 2010 год.
  11. «Петербургская мозаика» (сборник инноваций педагогов ДОУ Калининского района по ознакомлению детей с родным городом, часть 1 «Петербург в играх детей»), Санкт-Петербург, 2003.
  12. Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр»,Москва «Мозаика-Синтез», 2011


[6] Дыбина «Неизведанное рядом»

[7] Н.Острун оригами «Веселый зоопарк»

[8] Т.А.Воробьева Логопедические упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОГРАММЕ «От рождения до школы..»

Перспективное планирование воспитательно образовательной деятельности в группе ДОУ....

Тематическое планирование познавательно-исследовательской работы с детьми старшей группы

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности обозначены следующие:        развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);осво...

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьм старшей группы.Сентябрь.

Воспитательно-образовательная работа с 2 по 6 сентября. Тема: «В мире людей. Семья»...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (старшая группа) март

Тема месяца: «Какая она, весна!      Темы недели:1 неделя Милая мама моя!2 неделя К нам Весна шагает, теплыми шагами…3 неделя Чудесная пришла пора &nda...

Календарное планирование воспитательно - образовательной работы с детьми старшей группы на месяц МАЙ.

Календарное планирование воспитательно - образовательной работы с детьми. Старшая группа. Май 2022 г....

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшая группа (5-7 лет) Здравствуй, солнечное лето! 1 неделя

Планирование воспитательно-образовательной работы  с детьми  старшая группа (5-7 лет) Здравствуй, солнечное лето! 1 неделя...

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы НОЯБРЬ

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы НОЯБРЬ...