Мастер - класс для педагогов по интеллектуально-развивающим играм В.В.Воскобовича.
консультация

Лайкам Ольга Васильевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №122»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер- класс для педагогов

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Воспитатель О.В. Лайкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград, 2024г.

Мастер-класс

 

Ведущий:

- Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаем Вам сохранить его до конца занятия!

- Малыш Гео сказал, что в Фиолетовом Лесу есть Плод Знаний. Съешь его – станешь умным. Вы хотели бы найти такой плод? Сегодня мы постараемся добраться до Чудесной Поляны и соберем золотые плоды знаний.

- Мне бы хотелось, чтобы вы, забыли о ваших взрослых проблемах и пусть на короткое время, но вернулись в сказочный, волшебный  мир детства.

 (Звучит фонограмма «В гостях у сказки… »)

Знакомая мелодия, не правда ли? Думаю, многие из Вас, хорошо её знают и помнят, что она, приглашает в сказку. Готовы?

- Посмотрите, мы с вами подошли к волшебному окну, через него мы увидим игровые ситуации, на которых основана технология Воскобовича. (пособие «Коврограф Ларчик»)

 

Игровая ситуация № 1

В Фиолетовом лесу наступила весна и  на ковровой полянке вырос цветок (пособие Лепестки – цветок квадратной формы). Посмотрела на цветок Гусеница Фифа и ей показалось, что цветок какой-то необычный. А вы как считаете? Пришел Лопушок, и Гусеница Фифа пожаловалась: хочется видеть круглый цветок, а не квадратный. Лопушок сказал: «Надо, чтобы самый длинный лучик солнышка коснулся цветка, и тогда он станет круглым». Какой луч самый длинный? Как измерить длину лучей? Длину можно измерить с помощью условной мерки – любого предмета. (например, пособие «Разноцветные квадраты») Лопушок взял квадраты, измерил лучи и назвал самый длинный.  Рядом с лучом в кармашке разместили соответствующую цифру (Прозрачная цифра), сравнили цифры и назвали самый длинный луч. Лучик коснулся цветка, и он стал круглым.

Цель: развивать умения измерять длину с помощью условной мерки; видоизменять форму силуэта.   

 

 
 image

 

                                                 пособие «Разноцветные квадраты»

                 
  image image image image image image image
 image
 
  image image image
 
 
  image

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая ситуация № 2

В пособии Коврограф Ларчик живет герой Слон Лип-Лип – это хранитель Коврографа.  Почему Слон? Слон – это крупное животное. А Коврограф Ларчик – весьма внушительное пособие. Кому как не слону его нести.  К Коврографу Ларчик все липнет, а прикреплять – это страстное увлечение Слона, поэтому его так и назвали - Лип-Лип. 

Слоник Лип-Лип отправился в гости к радужным гномам.

Какие дорожки ведут к гномам?   (красная, синяя, зеленая, прямая, кривая, ломаная) 

С какими дорожками пересекается красная дорожка?

Какие камни лежат вдоль зеленой дорожки?

Какие камни лежат вдоль синей дорожки?

Помоги Слону пройти по описанию: например, к домику Желе?

Какая дорожка не завалена камнями?

Варианты: «Дорожка с пересадками» - идти по зеленой, перейти на красную, а затем на синюю.  -  Какому гному мы пришли?

К какому гному ведет самая короткая дорожка?

  Можно определить расстояние с помощью условной мерки – любого предмета. Также можно проследить путь пальчиком, можно пальчиком с закрытыми глазами.

А как мы можем прийти к домику Зеле?

Цель: умение выполнять инструкции, двигаться в заданном направлении, умение сравнивать расстояние с помощью условной мерки.        

 

 

Игровая ситуация № 3

На ковровой полянке увидел необычные круги, вокруг которых разбросано много листьев. Что же это может быть? Наверное, это проделки Незримки. Гео решил разложить листья в круги и посмотреть, что будет дальше.

Разложите листья по цвету и размеру.  Определите какие листья нужно положить в пересечение?

Круги Эйлера – геометрические схемы, с помощью которых можно изобразить отношения между разными предметами.

А сейчас Медвежонок Мишик просит нас помочь ему рассортировать все части игры «Чудо-крестики 3»,   Слева от себя он положил все фигуры теплого цвета (малиновый, розовый, и лимонный)

Справа от себя – все четырехугольники (из деталей холодного цвета выбирают бирюзовые четырехугольники). Тут Медвежонок заметил у себя ошибку. Какую, как вы думаете?

 (Среди деталей теплого цвета есть четырехугольники)

Что делать с фигурами, которые одновременно и четырехугольники, и теплого цвета?

Можно положить в пересечение кругов.

Цель: развивать умения называть теплые, холодные цвета; решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера); различать геометрические фигуры

 

 

Игровая ситуация № 4

Следующая игровая ситуация развивает  у детей умение ориентироваться в пространстве, обогащать словарный запас детей глаголами на заданную букву:

Гусеница Фифа отправилась в гости к Лопушку.

Как только Фифа первый раз повернула направо, она нашла букву. Буква оказалась волшебной. Как только Гусеница Фифа взяла ее в руки, тут же начала выполнять действия, которые начинаются на эту букву. Например, кашлять. Что еще делала Фифа?  Как только Гусеница Фифа спустилась вниз, она опять нашла букву и начала выполнять действия, которые начинаются на эту букву. Например, свистеть. Что еще делала Фифа? (варианты ответов)

И вот так: кряхтя и сопя, Гусеница Фифа добралась до Лопушка.

 

 

    
  image
 
 image

 

 

 

 

 

 

 

Игровая ситуация № 5

 

«Узнай и дорисуй»

Паук Юк нарисовал картинки для своих друзей, но неожиданно пошел дождик и смыл часть рисунков. Давайте при помощи цветных веревочек поможем пауку Юку дорисовать рисунки (елка, свеча, избушка). Задачи игры – работа над симметрией.

 

                 
  image
  image
  image
 
 
  image
    image
 
 
 image image
 
 image
 
 
  image image
 
  image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая ситуация № 6

«Брызг - Брызг»

В Фиолетовом лесу есть озеро Айс. По озеру плавает кораблик «Брызг - Брызг». Однажды подул сильный ветер и сорвал все флажки с мачт корабля. Ветер стих, но лягушки матросы забыли, как нужно правильно расположить флажки на мачтах. Капитан Гусь вспомнил волшебное заклинание Фиолетового леса.  «Кохле-Охле-Желе-Геле-Геле-Селе-Фи». И флажки сами собой расположились на мачтах корабля. Как вы думаете, по какому принципу прикрепились флажки, если прозвучало заклинание? (Это цвета радуги, поэтому флажки должны висеть по принципу «радуга»).

Затем капитан Гусь скомандовал поменять флажки местами. Самый последний флажок с самой высокой мачты поменять местами с с третьим флажком 4 мачты. 4 флажок с 5 мачты поменять местами с последним флажком мачты которая выше низкой и т.д.

Капитан Гусь ушел отдыхать, лягушки лежат на палубе в тени мачт и развлекаются. ««Я загадал флажок», - говорит один лягушонок, а вы догадайтесь какой».

- Этот флажок на средней мачте? Нет

- Флажок находится на мачте между средней и высокой? – Да.

- Он третий сверху? – Нет.

- Он находится в самом низу? – Нет.

- Он второй снизу? – Да

- Он желтый? - Он холодного оттенка?

Игра «Счетовозик»

Что за чудо паровозик под названьем «Счетовозик»?
Цифры с боку и шнурок - начинается урок.
Перед вами по порядку цифры первых двух десятков,
А над ними в окнах свет - сколько окон? Дай ответ!
В центре знаки плюс и минус, больше, меньше и равно.
Ты любой пример запишешь и решишь шнурком его.
Рекомендуемый возраст 5-9 лет
Игра позволяет:
Научить считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, составлять числа второго десятка, решать простые арифметические примеры.
Развивает:
Процессы внимания, память, мелкую моторику рук, координацию «глаз-рука», точные движения кистей рук и пальчиков.
Описание:
Деревянный планшет в форме красочного паровозика, на котором последовательно расположены два ряда цифр-кнопок от 0 до 20, на небольшой металлической «ножке» с отверстием в центре, и ряд арифметических знаков плюс, минус, равно, неравно, больше, меньше.
Шнурок, который может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. 

Как играть:
1этап.Считаем
Магнолик едет на «Счетовозике»,который весело светит фонариками в окнах.
В первом окне - один фонарик, во втором - два. В каком окне пять фонариков? (Ребенок продевает шнурок в кнопку.) В каком окне фонариков больше всего? Где оно находится? (Ребенок выделяет шнурком окно 20) В каком окне ровно в два раза меньше?(окно10).

2этап.Сравниваем числа первого десятка
Магнолик заинтересовался двумя окнами -1 и 5.В каком окне фонариков горит меньше? Какое число меньше? Как соединить их шнурком, чтобы показать, что число 1 меньше числа 5?.Для этого существует знак. Он похож на птичку. Носик птички смотрит на цифру, которая показывает меньшее число, а крылышки большее.(Ребенок сединяет шнурком цифру 1, знак «меньше» и цифру 5.)Как показать , что число 5 больше числа 1? Какой знак надо использовать?
3 этап.Составляем числа второго десятка.
Смотрим на последнее окно в первом ряду «Счетовозика».Сколько там фонариков? (Десять). Придумали название «-дцать». Потом смотрим на следующее окно (первое в нижнем ряду). Сколько фонариков прибавилось к 10? Какое число получилось? (Одиннадцать).
Как получить число 20? (Два-по-дцать.)

4 этап.Решаем примеры, составляем задачи
Ребенок находит окошко, в котором горит 19 фонариков. С каким окошком его соединить, чтобы оно стало красным от фонариков? (Ребенок шнурком соединяет окно 1, знак «плюс», окно 19, знак «равно» и окно 20. Получился арифметический пример: 1+19=20).
Аналогично составляем и решаем примеры со знаком «минус».

 

 

«Фиолетовый лес», как необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды ДОУ.

Нашу предметно-развивающую среду мы дополнили фиолетовым лесом В. Воскобовича, автором игровой технологии «Сказочные лабиринты игры». «Фиолетовый лес» можно использовать в любой возрастной группе детского сада, ни один ребенок не откажется от такой замечательной игры. Используя эту развивающую среду, мы попадаем в сказочный мир.

«Фиолетовый лес» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ (Слайд 8).

Во-первых, предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. «Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. В процессе игры с фиолетовым лесом у детей развивается мелкая моторика, т.к. пособие содержит очень много мелких деталей на липучках и вкладышей, которые закрепляются, вставляются, накладываются на ковровое покрытие. Формируется познавательная активность детей: можно оформить лес по временам года, (Слайд 9) расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке (Слайд 10), вариантов — множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей. Игровая и творческая деятельности замечательно реализуется в «Фиолетовом лесу»! Дети самостоятельно придумывают различные игры, играют вместе и по одному, деталей очень много, можно сделать и свои дополнительно, поэтому каждый ребёнок здесь найдёт себе игру по своему желанию. Вместе с воспитателем можно придумывать различные сказки, ситуации, можно составлять красивые узоры из цветов и листьев.  «Фиолетовый лес» — не ограниченное поле деятельности для познавательных и творческих способностей детей.

Во-вторых, предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, т.е. должна изменяться в зависимости от образовательных ситуаций и интересов детей. Здесь всё просто: все детали фиолетового леса легко снимаются, заменяются и дополняются. Сам лес можно переносить в любое место.

Третье требование — полифункциональность. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заместителей в детской игре. Например, цветочки, листочки, кружочки можно использовать при игре с детской посудой, в качестве каши, супа и т.д. Можно использовать на различных развлечениях, эстафетах, соревнованиях. Например, быстро перенести птиц и животных из одного леса в другой, пересадить цветы на другую полянку, вариантов множество. Каждое пособие развивает широкий спектр качеств, так, например, мы знакомим ребёнка со счётом, то одновременно будут развиваться логическое мышление, речь, память, координация движений и пространственные представления.

Вариативность — четвёртое требование. Дети свободно могут выбрать для игры тот материал, который им нравится. «Фиолетовый лес» можно постоянно пополнять новыми деталями по желанию детей, тем самым стимулировать игровую деятельность, можно придумать своих персонажей, развивая тем самым творческую фантазию. Например, из листочков можно составить узор, а можно и логический ряд, можно разместить их на дереве, а можно использовать как счётный материал. (Слайды) Вариантов — тысячи!

«Фиолетовый лес» полностью соответствует пятому требованию — доступность. Доступ к нему абсолютно свободен всем детям без исключения. Размещается лес на уровне роста ребёнка, всё можно достать и потрогать. Детям-инвалидам так же просто и легко дотянуться до любой детали. Около леса можно постелить коврик, на который дети сядут и будут играть.

Последнее требование — это безопасность. Все элементы «Фиолетового леса» соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: занятия, организованная деятельность детей, проведение развлечений и праздников, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.

«Фиолетовый лес», это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Конечно, «Фиолетовый лес» не является каким-то универсальным средством, но он служит отличным дополнением к предметно-пространственной среде.

 

Мы зайдём в «Фиолетовый лес»,

Ожидает нас много чудес,

По тропинкам мы будем гулять,

Тайну леса хотим разгадать.

 

«Откуда выпал листик?»

Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались листочки. Он стал думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и сяк, ничего не получалось. Давайте поможем поставить листочки на место (эта игровая ситуация для самых маленьких, для детей старшего возраста задание можно усложнить н-р: листочки могут встать на место, если загадать загадку, стишок и др.)

Цели: развитие внимания, мышления, координации движений.

«Осень в Фиолетовом лесу»

Материалы: деревья, листья синего, желтого и красного цвета, ежики, мышата, птицы.

Наступила осень в лесу: листья на деревьях меняют свой цвет, (поменять) некоторые из них опадают (убрать). Набежали тучи и пошел дождь. Птицы улетают на юг.

Задание: «нарисовать» осень в Фиолетовом лесу. Изменять ситуацию на панно в соответствии с повествованием. Придумать продолжение рассказа с использованием дополнительных съемных элементов (животных и птиц).

Задачи:

- игра основных признаков наступления осени (день становится короче, листья желтеют, краснеют, опадают, идут дожди);

- развитие связной речи (придумывание рассказа по получившейся модели).

«Утепляем норки»

С наступлением осени, ёжики начали готовиться к спячке. Но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, ёжики увидели листочки, упавшие с дерева и решили ими утеплить свои норки. Большой ёжик начал собирать большие листочки, маленький – средние. И тут они услышали писк мышки. Она тоже прибежала за листочками, собрала маленькие и убежала утеплять свою норку. А ёжики поспорили – у кого больше поместится листочков на спинке. У маленького ёжика уместилось 2 листочка, а у большого – 3. У кого больше? У кого меньше? На сколько? Расстроился маленький ёжик. Как его утешить?

Задание: Определить кол-во листочков у каждого ежика, записать знаками и цифрами выражение. Найти способы уравнивания листочков.

Задачи: закрепление знания понятий больше, меньше, умение использовать знак «<», «>».

 

                                                            

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_voskobovichu.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №122»

Мастер- класс для педагогов

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»

Подготовила: Воспитатель О.В. Лайкам

Калининград, 2024г.

Мастер-класс

Ведущий:

- Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаем Вам сохранить его до конца занятия!

- Малыш Гео сказал, что в Фиолетовом Лесу есть Плод Знаний. Съешь его – станешь умным. Вы хотели бы найти такой плод? Сегодня мы постараемся добраться до Чудесной Поляны и соберем золотые плоды знаний.

- Мне бы хотелось, чтобы вы, забыли о ваших взрослых проблемах и пусть на короткое время, но вернулись в сказочный, волшебный  мир детства.

 (Звучит фонограмма «В гостях у сказки… »)

Знакомая мелодия, не правда ли? Думаю, многие из Вас, хорошо её знают и помнят, что она, приглашает в сказку. Готовы?

- Посмотрите, мы с вами подошли к волшебному окну, через него мы увидим игровые ситуации, на которых основана технология Воскобовича. (пособие «Коврограф Ларчик»)

Игровая ситуация № 1

В Фиолетовом лесу наступила весна и  на ковровой полянке вырос цветок (пособие Лепестки – цветок квадратной формы). Посмотрела на цветок Гусеница Фифа и ей показалось, что цветок какой-то необычный. А вы как считаете? Пришел Лопушок, и Гусеница Фифа пожаловалась: хочется видеть круглый цветок, а не квадратный. Лопушок сказал: «Надо, чтобы самый длинный лучик солнышка коснулся цветка, и тогда он станет круглым». Какой луч самый длинный? Как измерить длину лучей? Длину можно измерить с помощью условной мерки – любого предмета. (например, пособие «Разноцветные квадраты») Лопушок взял квадраты, измерил лучи и назвал самый длинный.  Рядом с лучом в кармашке разместили соответствующую цифру (Прозрачная цифра), сравнили цифры и назвали самый длинный луч. Лучик коснулся цветка, и он стал круглым.

Цель: развивать умения измерять длину с помощью условной мерки; видоизменять форму силуэта.    

                                                 пособие «Разноцветные квадраты»

Игровая ситуация № 2

В пособии Коврограф Ларчик живет герой Слон Лип-Лип – это хранитель Коврографа.  Почему Слон? Слон – это крупное животное. А Коврограф Ларчик – весьма внушительное пособие. Кому как не слону его нести.  К Коврографу Ларчик все липнет, а прикреплять – это страстное увлечение Слона, поэтому его так и назвали - Лип-Лип.  

Слоник Лип-Лип отправился в гости к радужным гномам.

Какие дорожки ведут к гномам?   (красная, синяя, зеленая, прямая, кривая, ломаная)  

С какими дорожками пересекается красная дорожка?

Какие камни лежат вдоль зеленой дорожки?

Какие камни лежат вдоль синей дорожки?

Помоги Слону пройти по описанию: например, к домику Желе?

Какая дорожка не завалена камнями?

Варианты: «Дорожка с пересадками» - идти по зеленой, перейти на красную, а затем на синюю.  -  Какому гному мы пришли?

К какому гному ведет самая короткая дорожка?

  Можно определить расстояние с помощью условной мерки – любого предмета. Также можно проследить путь пальчиком, можно пальчиком с закрытыми глазами.

А как мы можем прийти к домику Зеле?

Цель: умение выполнять инструкции, двигаться в заданном направлении, умение сравнивать расстояние с помощью условной мерки.        

Игровая ситуация № 3

На ковровой полянке увидел необычные круги, вокруг которых разбросано много листьев. Что же это может быть? Наверное, это проделки Незримки. Гео решил разложить листья в круги и посмотреть, что будет дальше.

Разложите листья по цвету и размеру.  Определите какие листья нужно положить в пересечение?

Круги Эйлера – геометрические схемы, с помощью которых можно изобразить отношения между разными предметами.

А сейчас Медвежонок Мишик просит нас помочь ему рассортировать все части игры «Чудо-крестики 3»,   Слева от себя он положил все фигуры теплого цвета (малиновый, розовый, и лимонный)

Справа от себя – все четырехугольники (из деталей холодного цвета выбирают бирюзовые четырехугольники). Тут Медвежонок заметил у себя ошибку. Какую, как вы думаете?

 (Среди деталей теплого цвета есть четырехугольники)

Что делать с фигурами, которые одновременно и четырехугольники, и теплого цвета?

Можно положить в пересечение кругов.

Цель: развивать умения называть теплые, холодные цвета; решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера); различать геометрические фигуры

Игровая ситуация № 4

Следующая игровая ситуация развивает  у детей умение ориентироваться в пространстве, обогащать словарный запас детей глаголами на заданную букву:

Гусеница Фифа отправилась в гости к Лопушку.

Как только Фифа первый раз повернула направо, она нашла букву. Буква оказалась волшебной. Как только Гусеница Фифа взяла ее в руки, тут же начала выполнять действия, которые начинаются на эту букву. Например, кашлять. Что еще делала Фифа?  Как только Гусеница Фифа спустилась вниз, она опять нашла букву и начала выполнять действия, которые начинаются на эту букву. Например, свистеть. Что еще делала Фифа? (варианты ответов)

И вот так: кряхтя и сопя, Гусеница Фифа добралась до Лопушка.

Игровая ситуация № 5

«Узнай и дорисуй»

Паук Юк нарисовал картинки для своих друзей, но неожиданно пошел дождик и смыл часть рисунков. Давайте при помощи цветных веревочек поможем пауку Юку дорисовать рисунки (елка, свеча, избушка). Задачи игры – работа над симметрией.

Игровая ситуация № 6

«Брызг - Брызг»

В Фиолетовом лесу есть озеро Айс. По озеру плавает кораблик «Брызг - Брызг». Однажды подул сильный ветер и сорвал все флажки с мачт корабля. Ветер стих, но лягушки матросы забыли, как нужно правильно расположить флажки на мачтах. Капитан Гусь вспомнил волшебное заклинание Фиолетового леса.  «Кохле-Охле-Желе-Геле-Геле-Селе-Фи». И флажки сами собой расположились на мачтах корабля. Как вы думаете, по какому принципу прикрепились флажки, если прозвучало заклинание? (Это цвета радуги, поэтому флажки должны висеть по принципу «радуга»).

Затем капитан Гусь скомандовал поменять флажки местами. Самый последний флажок с самой высокой мачты поменять местами с с третьим флажком 4 мачты. 4 флажок с 5 мачты поменять местами с последним флажком мачты которая выше низкой и т.д.

Капитан Гусь ушел отдыхать, лягушки лежат на палубе в тени мачт и развлекаются. ««Я загадал флажок», - говорит один лягушонок, а вы догадайтесь какой».

- Этот флажок на средней мачте? Нет

- Флажок находится на мачте между средней и высокой? – Да.

- Он третий сверху? – Нет.

- Он находится в самом низу? – Нет.

- Он второй снизу? – Да

- Он желтый? - Он холодного оттенка?

Игра «Счетовозик»

Что за чудо паровозик под названьем «Счетовозик»?
Цифры с боку и шнурок - начинается урок.
Перед вами по порядку цифры первых двух десятков,
А над ними в окнах свет - сколько окон? Дай ответ!
В центре знаки плюс и минус, больше, меньше и равно.
Ты любой пример запишешь и решишь шнурком его.
Рекомендуемый возраст 5-9 лет
Игра позволяет:
Научить считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, составлять числа второго десятка, решать простые арифметические примеры.
Развивает:
Процессы внимания, память, мелкую моторику рук, координацию «глаз-рука», точные движения кистей рук и пальчиков.
Описание:
Деревянный планшет в форме красочного паровозика, на котором последовательно расположены два ряда цифр-кнопок от 0 до 20, на небольшой металлической «ножке» с отверстием в центре, и ряд арифметических знаков плюс, минус, равно, неравно, больше, меньше.
Шнурок, который может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. 
Как играть:
1этап.Считаем
Магнолик едет на «Счетовозике»,который весело светит фонариками в окнах.
В первом окне - один фонарик, во втором - два. В каком окне пять фонариков? (Ребенок продевает шнурок в кнопку.) В каком окне фонариков больше всего? Где оно находится? (Ребенок выделяет шнурком окно 20) В каком окне ровно в два раза меньше?(окно10).
2этап.Сравниваем числа первого десятка
Магнолик заинтересовался двумя окнами -1 и 5.В каком окне фонариков горит меньше? Какое число меньше? Как соединить их шнурком, чтобы показать, что число 1 меньше числа 5?.Для этого существует знак. Он похож на птичку. Носик птички смотрит на цифру, которая показывает меньшее число, а крылышки большее.(Ребенок сединяет шнурком цифру 1, знак «меньше» и цифру 5.)Как показать , что число 5 больше числа 1? Какой знак надо использовать?
3 этап.Составляем числа второго десятка.
Смотрим на последнее окно в первом ряду «Счетовозика».Сколько там фонариков? (Десять). Придумали название «-дцать». Потом смотрим на следующее окно (первое в нижнем ряду). Сколько фонариков прибавилось к 10? Какое число получилось? (Одиннадцать).
Как получить число 20? (Два-по-дцать.)
4 этап.Решаем примеры, составляем задачи
Ребенок находит окошко, в котором горит 19 фонариков. С каким окошком его соединить, чтобы оно стало красным от фонариков? (Ребенок шнурком соединяет окно 1, знак «плюс», окно 19, знак «равно» и окно 20. Получился арифметический пример: 1+19=20).
Аналогично составляем и решаем примеры со знаком «минус».

«Фиолетовый лес», как необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды ДОУ.

Нашу предметно-развивающую среду мы дополнили фиолетовым лесом В. Воскобовича, автором игровой технологии «Сказочные лабиринты игры». «Фиолетовый лес» можно использовать в любой возрастной группе детского сада, ни один ребенок не откажется от такой замечательной игры. Используя эту развивающую среду, мы попадаем в сказочный мир.

«Фиолетовый лес» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ (Слайд 8).

Во-первых, предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. «Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. В процессе игры с фиолетовым лесом у детей развивается мелкая моторика, т.к. пособие содержит очень много мелких деталей на липучках и вкладышей, которые закрепляются, вставляются, накладываются на ковровое покрытие. Формируется познавательная активность детей: можно оформить лес по временам года, (Слайд 9) расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке (Слайд 10), вариантов — множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей. Игровая и творческая деятельности замечательно реализуется в «Фиолетовом лесу»! Дети самостоятельно придумывают различные игры, играют вместе и по одному, деталей очень много, можно сделать и свои дополнительно, поэтому каждый ребёнок здесь найдёт себе игру по своему желанию. Вместе с воспитателем можно придумывать различные сказки, ситуации, можно составлять красивые узоры из цветов и листьев.  «Фиолетовый лес» — не ограниченное поле деятельности для познавательных и творческих способностей детей.

Во-вторых, предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, т.е. должна изменяться в зависимости от образовательных ситуаций и интересов детей. Здесь всё просто: все детали фиолетового леса легко снимаются, заменяются и дополняются. Сам лес можно переносить в любое место.

Третье требование — полифункциональность. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заместителей в детской игре. Например, цветочки, листочки, кружочки можно использовать при игре с детской посудой, в качестве каши, супа и т.д. Можно использовать на различных развлечениях, эстафетах, соревнованиях. Например, быстро перенести птиц и животных из одного леса в другой, пересадить цветы на другую полянку, вариантов множество. Каждое пособие развивает широкий спектр качеств, так, например, мы знакомим ребёнка со счётом, то одновременно будут развиваться логическое мышление, речь, память, координация движений и пространственные представления.

Вариативность — четвёртое требование. Дети свободно могут выбрать для игры тот материал, который им нравится. «Фиолетовый лес» можно постоянно пополнять новыми деталями по желанию детей, тем самым стимулировать игровую деятельность, можно придумать своих персонажей, развивая тем самым творческую фантазию. Например, из листочков можно составить узор, а можно и логический ряд, можно разместить их на дереве, а можно использовать как счётный материал. (Слайды) Вариантов — тысячи!

«Фиолетовый лес» полностью соответствует пятому требованию — доступность. Доступ к нему абсолютно свободен всем детям без исключения. Размещается лес на уровне роста ребёнка, всё можно достать и потрогать. Детям-инвалидам так же просто и легко дотянуться до любой детали. Около леса можно постелить коврик, на который дети сядут и будут играть.

Последнее требование — это безопасность. Все элементы «Фиолетового леса» соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: занятия, организованная деятельность детей, проведение развлечений и праздников, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.

«Фиолетовый лес», это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Конечно, «Фиолетовый лес» не является каким-то универсальным средством, но он служит отличным дополнением к предметно-пространственной среде.

Мы зайдём в «Фиолетовый лес»,

Ожидает нас много чудес,

По тропинкам мы будем гулять,

Тайну леса хотим разгадать.

«Откуда выпал листик?»

Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались листочки. Он стал думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и сяк, ничего не получалось. Давайте поможем поставить листочки на место (эта игровая ситуация для самых маленьких, для детей старшего возраста задание можно усложнить н-р: листочки могут встать на место, если загадать загадку, стишок и др.)

Цели: развитие внимания, мышления, координации движений.

«Осень в Фиолетовом лесу»

Материалы: деревья, листья синего, желтого и красного цвета, ежики, мышата, птицы.

Наступила осень в лесу: листья на деревьях меняют свой цвет, (поменять) некоторые из них опадают (убрать). Набежали тучи и пошел дождь. Птицы улетают на юг.

Задание: «нарисовать» осень в Фиолетовом лесу. Изменять ситуацию на панно в соответствии с повествованием. Придумать продолжение рассказа с использованием дополнительных съемных элементов (животных и птиц).

Задачи:

- игра основных признаков наступления осени (день становится короче, листья желтеют, краснеют, опадают, идут дожди);

- развитие связной речи (придумывание рассказа по получившейся модели).

«Утепляем норки»

С наступлением осени, ёжики начали готовиться к спячке. Но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, ёжики увидели листочки, упавшие с дерева и решили ими утеплить свои норки. Большой ёжик начал собирать большие листочки, маленький – средние. И тут они услышали писк мышки. Она тоже прибежала за листочками, собрала маленькие и убежала утеплять свою норку. А ёжики поспорили – у кого больше поместится листочков на спинке. У маленького ёжика уместилось 2 листочка, а у большого – 3. У кого больше? У кого меньше? На сколько? Расстроился маленький ёжик. Как его утешить?

Задание: Определить кол-во листочков у каждого ежика, записать знаками и цифрами выражение. Найти способы уравнивания листочков.

Задачи: закрепление знания понятий больше, меньше, умение использовать знак «<», «>».

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваемся в игре»

Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также ос...

Мастер-класс для педагогов «Игровой графический тренажер «Игровизор» В.В. Воскобовича»

Внедрение игровой технологии Воскобовича в образовательный процесс я рассматривала как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО содержания осно...

Мастер-класс для педагогов «Изготовление персонажа к играм Воскобовича»

Мастер-класс для педагогов «Изготовление персонажа к играм Воскобовича»...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»

Мастер-класс для педагогов    по теме: «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»...

Мастер класс для педагогов на тему: «Развивающие игры В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик»»

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности ДОУ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование разнообразных развивающих игр В.В. Воскобовича (игровые технологии «Коврограф «Ларчик»).

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ    Использование  разнообразных развивающих игр В.В. Воскобовича (игровые технологии «Коврограф «Ларчик»)....

Мастер- класс для педагогов «Калейдоскоп развивающих, сказочных игр В.В.Воскобовича».

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми в разных формах .Задачи:1.Познакомить педагогов с разв...