Создание интерактивных игр на основе мнемотехники и применение их на практике
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Формирование связной речи у детей является одной из важнейших задач моей работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_interaktivnyh_igr_na_osnove_mnemotehniki.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание интерактивных игр на основе мнемотехники и применение их на практике
Воспитатель, педагог высшей квалификационной категории
Горьковец И. А.
Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Формирование связной речи у детей является одной из важнейших задач моей работы с дошкольниками.
При решении задач по развитию речи у дошкольников возникли следующие трудности:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
-бедность речи;
-недостаточный словарный запас;
- неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, или, наоборот, дать развернутый ответ;
- отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихотворений.
Для решения вышеперечисленных трудностей я использую мнемотехнику. Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.
Итак, Мнемотехника - это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. Если нетренированному человеку продиктовать 10 слов, то он запомнит 5 - 9 слов. И это считается нормой. Запоминание меньше 5 слов – плохая память. Запоминание больше 9 слов – очень редко встречается.
В своей работе я использую следующие методы мнемотехники:
1. Метод историй - Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
Например, даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.
Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).
2. Метод «Цепочка». Суть данной техники запоминания - соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.
- Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко. Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.
А также процессе работы я подобрала серию дидактических игр и упражнений, которые направлены на: увеличение словарного запаса, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на понимание оттенков значения слова; на умение составлять короткие описательные рассказы, передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно.
Для повышения познавательной активности в своей работе я решила использовать интерактивные игры-презентации. Такая форма работы на занятиях вызывает у детей особый интерес, и помогает лучше усвоить учебный материал.
Интерактивная дидактическая игра – это современный и признанный метод обучения и воспитания, который обладает такими функциями как образовательная, развивающая и воспитывающая. В процессе такой игры у ребенка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание.
Если сравнивать с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:
- информация на экране в игровой форме понятная дошкольникам и вызывает интерес к образовательной деятельности;
- эффекты, привлекающие детей;
- носят исследовательский характер;
- развивают широкий спектр навыков и представлений.
При создании игры учитываю ряд правил, предъявляемых к развивающим и обучающим интерактивным играм:
• объекты на экране большие по размеру и знакомы детям;
• текст задания озвучивается диктором, либо взрослым;
• задания интересны, понятны, просты в управлении;
• соответствие возрастным особенностям;
• занимательны;
• грамотны;
• создающие ситуации успеха;
• в незатейливой игровой форме;
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность. А, применение технологии «Мнемотехника» постепенно укрепляется память у дошкольников их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Пример создания игры средствами программы Microsoft Power Point. Игра «Помоги Незнайке собрать овощи в корзину». Такая игра может быть использована на различных занятиях, так как позволяет комбинировать различные объекты.
Создание интерактивной игры происходит в несколько этапов:
1. Уточнение задумки (тема, задачи).
2. Подбор необходимого материала (формулировка заданий, выбор фона и объектов).
3. Создание макета презентации и наполнение ее содержанием.
4. Определение эффектов и добавление их в презентацию.
Рассмотрим каждый этап на конкретном примере.
1. Я захотела создать игру, которая позволила бы закрепить тему «Овощи и фрукты (Ставлю цель для детей: отправить все овощи в корзину);
2. Создать новый слайд (пустой).
3. На первом слайде пишем название нашей игры «Помоги Незнайке собрать овощи в корзину». Для этого в разделе «Вставка» выбираем команду «Фигуры», выбираем понравившуюся фигуру и вставляем ее, далее набираем название игры.
4. Выбираем фон слайда (правой кнопкой мыши «Формат фона»).
5. Создаем второй слайд, где размещаем картинки овощей и фруктов, (вкладка «Вставка» «Рисунок»)
6. Размещаем картинки овощей и фруктов, выбираем фон (правой кнопкой мыши «Формат фона»)
7. Возвращаемся к первому слайду, где вставляем текст «НАЧАТЬ ИГРУ». При нажатии на текст появляется раздел «Формат», там мы выбираем понравившийся образец, такой чтобы эта надпись стала похожа на кнопку. Выбираем дизайн.
8. Теперь нам нужно сделать так чтобы наша кнопка заработала, для этого нужно поставить на нее гиперссылку. Нажимаем правой кнопкой мыши на текст, в появившемся меню выбираем Гиперссылка».
9. Вылезает окно «Вставка гиперссылки», выбираем раздел «Место в документе» и делаем гиперссылку на 2 слайд, где будет располагаться наше задание. Теперь при просмотре презентации наша кнопочка будет переносить нас непосредственно к самому заданию.
10. Начинаем работать непосредственно над самим заданием. Добавляем на втором слайде надпись –задание: «Помоги Незнайке собрать овощи в корзину».
11. Добавляем на второй слайд фото (рисунок) корзины и Незнайки.
12.Теперь работаем со вторым слайдом: наша задача сделать так, чтобы при нажатии на картинки, они либо отправились на картинку «Корзина», либо, при неправильном нажатии повернулось и осталось на месте. Выбираем вкладку «Анимация», «Настройка анимации», нажимаем нужную картинку и работаем с ней
13. Выбираем «Добавить эффект», «Пути перемещения», «Нарисовать пользовательский путь».
14. Рисуем пользовательский путь от «капусты» к картинке «Корзинка».
15. Затем нужно сделать так, чтобы «капуста» оказалась поверх картинки «Корзинка». Для этого нажимаем на картинку с капустой, выбираем вкладку «Работа с рисунками», «На передний план».
16. Теперь выбираем картинку «апельсин». Вкладка «Анимации», «Настройка анимации», «Добавить эффект», «Выделение» -«вращение».
17. То же самое проделываем с картинками «яблоко» и «банан».
18. Теперь используем «Триггер». Добавьте переключатель на эффект анимации, чтобы он запускался по щелчку на картинке: щёлкните по стрелке рядом с эффектом в области задач и выберите команду «Параметры эффектов». В появившемся окне «Пользовательский путь» выберите вкладку «Время», нажмите на кнопку «Переключатели», выберите параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке», в раскрывающемся списке выберите название изображения и нажмите на кнопку «Ок».
19. Наша интерактивная игра готова. Нажимаем «Показ слайдов» и демонстрируем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы: «Создание благоприятных условий для социально-личностного развития воспитанников в процессе создания мультипликационного фильма методам покадровой сьемки с применением цифровой технологий»
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огром...
Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики.
Диагностика – это деятельность, в ходе которой воспитатель наблюдает за воспитанником, обрабатывает данные наблюдений с целью познать состояние, объяснить причины успехов или неудач, спрогн...
Мастер- класс для педагогов "Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии"
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективно...
Мастер-класс на тему: «Создание интерактивных игр с применением управляющих кнопок и триггеров» игра «Подбери цвет. Фрукты»
Мастер-класс на тему: «Создание интерактивных игр с применением управляющих кнопок и триггеров» игра «Подбери цвет. Фрукты»...
Конспект НОД по ОБЖ « Основы безопасности при пожаре» старшая группа с применением игровых культурных практик.
В ходе НОД систематизируются представления о причинах возникновения пожаров в лесу, в помещении.Формируются знания детей о правилах поведения во время пожара, закрепляется знание домашнего адрес...
Алгоритм создания интерактивных заданий, созданных с помощью программного обеспечения SmartNotebook для детей 6 – 7 лет по формированию элементарных математических представлений
Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей...
Мастер-класс «Создание интерактивных игр и обучающих пособий для дошкольников посредством использования функциональных возможностей интерактивной доски"
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, одним из которых является применение средств интерактивной деятельности....