Мастер- класс для педагогов "Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии"
консультация по логопедии

Елена Владимировна Кукушкина

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

У детей с нарушениями речи имеется неформированность всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.  Поэтому, именно эта категория детей имеет все предпосылки для нарушений письменной речи, т.к. они не являются нарушениями изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

 Дошколят  быстро и без усилия запоминают новую информацию, учатся соотносить реальные предметы с обобщёнными символами игры, осваивают работу с манипулятором «мышь», а это развивает способность к координированной работе зрительного и моторного анализаторов. Но из-за того, что время работы с компьютером у дошкольников ограничено, на занятиях часто используются элементы компьютерных технологий, в частности - мультимедийные презентацииПрезентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.

• компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звукмультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.

• это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.

• компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Система профилактики дислексии и дисграфии у старших дошкольников строится по схеме поэтапного формирования навыка чтения:

  1. формирование навыка звуко - буквенного обозначения. Одна из важнейших операций, обусловливающих успешность формирования технической стороны чтения  и письма - правильное, устойчивое и быстрое соотнесение буквы со звуком. Последовательность введения букв соответствовала сформированности звукопроизносительной стороны речи детей;
  2. формирование навыка чтения слогов и слов. Усложнение предлагаемого материала осуществляется по двум направлениям одновременно: усложнение семантического значения от простых обиходных к обобщенным понятиям; соблюдение строгой последовательности в воспроизведении слоговой структуры слова;
  3. формирование предпосылок понимания смысловой стороны чтения. На данном этапе детям предлагаются упражнения, которые формируют направленность на понимание смысловой стороны чтения на всех этапах работы с буквой, слогом и словом. Сюда включается формирование навыка соотнесения графического изображения буквы с первым (серединным или последним) звуком слова; навыка соотнесения прочитанного слога со словом, название которого начинается с данного слога; навыка соотнесения звуковой и семантической формы слова.

 

Дислексия [дис - лат.  lego читаю] - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения.

Существуют следующие виды дислексий:

Дислексия аграмматическая - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Дислексия вербальная - оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

Дислексия литеральная [лат. lit(t)era буква] - оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.

Дислексия мнестическая [греч. mnesis память] - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Дислексия оптическая [греч. optikos относящийся к зрению] - дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах; к оптической дислексии относят и зеркальное чтение.

Дислексия семантическая [греч. semantikos  обозначающий, смысловой] -дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Как правило, в логопедической практике выделяются первичные и вторичные дислексии.

Первичные дислексии выявляются при клинических исследованиях. Они возникают вследствие органических поражений коры головного мозга, когда наблюдается распад процесса чтения.

Вторичные дислексии представляют собой различные типы нарушений чтения, обусловленных несформированностью вербальных и невербальных высших психических функций, лежащих в основе становления данного навыка.

Иными словами, вторичные дислексии связаны с несформированностью у ребенка функционального базиса чтения. Именно вторичные дислексии будут преимущественно анализироваться в представленном опыте.

В свою очередь, профилактика дислексии [от греч. prophylaktikos -предохранительный] подразумевает совокупность предупредительных мер, направленных на предотвращение дислексии у старших дошкольников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой,  речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом - дисграфия (от греческого «графо» - письмо).

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Виды дисграфий:

Артикуляторно - акустическая дисграфия. Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

 Акустическая дисграфия (наоснове фонемного распознавания, дифференциация фонем). Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и). Такие замены и смешение являются ярким показателем ОНР III-IV уровней и реже отмечаются у детей с ФФН.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:пропуски согласных;пропуски гласных;

перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия. Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия. Причина возникновения - несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Определив вид нарушений процесса письма, мы можем наметить основные направления работы с ребенком.

 

Просмотр видеофрагмента «Элемент индивидуального занятия

 по профилактике нарушений чтения и письма в ДОУ»

Применение мультимедийных технологий, ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении дошкольников. Однако, создание учебной презентации для дошкольников с нарушениями речи имеет ряд особенностей.

1. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз.

2. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.

3. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.

4. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами.

Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффектузанятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того, некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения; дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.

Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные коррекционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:

1. ИКТ становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

2. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.

3. Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).

4. Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

5. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь их ведущей деятельностью является игровая.

 

 

1. Гаргуша Ю. Ф., Черлина Н. А. «Новые информационные технологии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №2 2004г.

2. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3

3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед. – 2006. № 6.

4. Селянина С. Ю. «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми». Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск №14, декабрь, 2008г., Новосибирск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii_disleksii.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии МДОУ№23 Ростов Учитель-логопед Кукушкина Елена Владимировна 2017

Слайд 2

Речевые нарушения у детей с ОНР включают : нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Предпосылки для развития всех форм дисграфии и дислексии . В генезе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Слайд 3

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации аппозиционных фонем: Например: таскали – ' ’ даскали ’’ , яйцо – ' ’ яйсо ’’ Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении слоговой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога. Механическое чтение проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Данное нарушение может быть как при послоговом чтении, так и при чтении целыми словами. обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений.

Слайд 4

ДИСГРАФИЯ – («графо» – пишу, « дис » - расстройство) Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.

Слайд 5

ПРИМЕР УЧЕНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Слайд 7

Презентация сочетает в себе динамику, звук , красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ :

Слайд 8

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним. • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук , мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка. • это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей . • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты ) . M4H08689.MP4

Слайд 9

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов Речеслуховой анализатор фонема Двигательный анализатор кинема Зрительный анализатор графема Речедвигатель-ный анализатор артикулема ПИСЬМО

Слайд 10

Список литературы 1. Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005, - 229 с. 2. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя»/ Харьков: Фолио, 1997, - 96 с. 3. Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников/ Мн., 2001, - 173 с. 4. Богомолова А.И. Нарушение произношение детей. – М., - 1979, - 119 с. 5. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М. – 1995, - 216 с. 6. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии , М., Генезис, 2007, - 216 с. 7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, – 2001, - 236 с. 8. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи.: Кн. для логопеда. – М., Просвещение, - 1987, - 96 с. 9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.Пб, - 1999, - 253 с. 10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, - 1997, - 264 с. 11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, - 1961, - 248 с. 12. Логопедия: учебник для студентов дефектологических фак . пед . высш . учебн . заведений/ Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с. 13. Парамонова Л.Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с. 14. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии . Спб , - 2001, - 322 с. 15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие. – М., ВЛАДОС, - 1997, - 325 с. 16. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., - 1997, - 433 с.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают полож...

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Мастер класс«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.Задачи:...

Мастер-класс "Инновационные технологии в логопедической практике"

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо извест...

Мастер-класс: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказы...

Мастер класс "Обучение грамоте- профилактика дисграфии и дислексии"

Мастер-класс логопеда: "Обучение грамоте в старшей логопедической группе- приемы профилактики дисграфии и дислексии"...

Мастер-класс для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии".

Здесь представлены способы и приемы профилактики дисграфии и дислексии, доступные к проведению в домашних условиях....