Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики.
материал по теме
Диагностика – это деятельность, в ходе которой воспитатель наблюдает за воспитанником, обрабатывает данные наблюдений с целью познать состояние, объяснить причины успехов или неудач, спрогнозировать результаты.
Важен вопрос, который возникает при проведении воспитателем диагностики детей: с помощью каких методов это делать, как изучить?
Поскольку воспитатель — не психолог и проводит не научное исследование, а педагогическое, методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельность детей, а естественно вписывается в нее.
Главным методом выступает – наблюдение, которое проводится на занятиях, во время хозяйственно-бытового труда детей. Дополнятся наблюдение беседой, анализом проделанной работы, экспериментом. Широко используется естественный эксперимент, когда создаются ситуации, в которые ребенок включается неоднократно: рисование на свободную тему, составление сказки, описание игрушки.
Методы диагностики, используемые воспитателем, просты и доступны. Зная содержание педагогического процесса, необходимый материал может без труда изготовить или подобрать каждый воспитатель: найти картинки, сказки, стихи, составление этических ситуаций, вопросы для беседы.
При анализе данных педагог опирается не только на специальные психологические знания, но и на свой опыт. Любой метод должен быть достаточно информативным, давать возможность определить не только сущность явления, но и его взаимосвязь с другими сторонами психики ребенка.
Например: в хозяйственно-бытовом труде рассматриваются не только особенности его выполнения ребенком, но и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, социальные эмоции, волевые умения. Это достигается именно за счет близости методик к педагогическому процессу.
Еще несколько важных моментов
Особо нужно сказать об организации работы. Ее нужно проводить в системе. Для этого надо с самого начала наметить определенную последовательность целей изучения и соответствующих методов, в которой должен быть предусмотрен переход от центральных линий развития к дополнительным, от ведущих линий к вновь образованным и условия осуществления, от вскрытия направлений в развитии к установлению их взаимосвязей.
И последнее, чтобы исследование было планомерным, важно составить его календарный план и включить в план воспитательно-образовательной работы детского сада.
Пример: Диагностика произвольности поведения и роли.
В итоге можно сделать вывод, что педагогическая диагностика имеет двусторонний характер: с одной стороны, она направлена на развитие детей, улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и совершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенность своей собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства организации диагностики музыкально-ритмической деятельности
Методического материал: с помощью каких средств диагностики, возможно выявить уровень владения музыкально-ритмической деятельностью в подготовительной к школе группе....
Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО
Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный...

Сертификат участника конкурс на лучшие педагогические практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе общего образования
Конспект образовательной деятельности на конкурс на лучшие педагогические практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе общего образова...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."
Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."...

Применение в семейной практике педагогических идей К.Д. Ушинского
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народ...